Наталья Гундарева. Рождённая актрисой, стать другою не смогла!..
Наталья Гундарева. Рождённая актрисой, стать другою не смогла!..
Советское кино
Чарующий образ Улановой
Наталья Гундарева родилась на светлый праздник Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа 1948 года. Её отец, Георгий Макарович, работал инженером на московском заводе малолитражных автомобилей; мать, Елена Михайловна, – инженером-проектировщиком, руководителем отдела в ЦНИИ по разработке конструкций торгово-промышленного назначения. Профессии совершенно не творческие. Однако оба родителя живо интересовались театром. А Елена Михайловна была участницей кружка художественной самодеятельности при институте. Она великолепно декламировала, душевно пела и временами даже участвовала в спектаклях. Поэтому не удивительно, что Наташа с детских лет увлеклась театром. Девочка с большим интересом наблюдала за репетициями своей матери, ходила на все спектакли с её участием.
А в пятилетнем возрасте Наталья впервые посетила балет, да ещё с участием самой Галины Улановой! Танец примы-балерины произвёл на девочку неизгладимое впечатление. Вернувшись домой, она твёрдо заявила: когда вырастет, обязательно станет выступать на сцене. Тогда на восторженные слова ребёнка никто не обратил особого внимания, сочтя их несерьёзными.
Неудачная фигура
В школьные годы Наталья, так и не перестав мечтать о сцене, поняла, что с её комплекцией вряд ли получится стать актрисой. А тем более – балериной. Она увлеклась баскетболом. Но спорт не сумел заглушить тягу к искусству. Тогда девочка начала посещать школьный драмкружок – здесь ведь не было жёстких требований, как в профессиональном объединении.
Когда Гундаревой едва исполнилось 12 лет, её родители развелись. Наталья осталась жить с матерью. Денег едва хватало на самое необходимое. Стремясь хоть немного помочь Елене Михайловне, с утра до вечера пропадавшей на работе, девочка начала подрабатывать шитьём. Её первыми заказчиками стали соседки по квартире.
Зов призвания
И хотя свободного времени стало намного меньше, Наталья не забросила самое важное занятие. Ближе к восьмому классу она записалась в Театр юных москвичей, очутившись в том самом помещении, где совсем недавно обучались Ролан Быков, Людмила Касаткина и Сергей Никоненко. Сердце девушки трепетало от переполнявших эмоций!
А когда Наталья впервые вышла на большую сцену, весьма успешно сыграв маму в постановке «Дикая собака Динго», Елена Михайловна основательно переполошилась. Она осознала, что детское увлечение дочери грозит перерасти в профессию. Женщина настойчиво потребовала, чтобы Наташа пошла по их с отцом стопам. Ей казалось, что инженер-строитель – более надёжно, чем актриса театра или кино.
От себя не уйти
Скрепя сердце Наташа согласилась. В десятом классе она перевелась в вечернюю школу и параллельно устроилась чертёжницей в конструкторское бюро. Благодаря упорству и серьёзному подходу к работе уже через год её повысили до помощницы главного инженера. Таким образом Наталья готовилась к поступлению в строительный институт.
Когда часть вступительных экзаменов была успешно сдана и девушка находилась в одном шаге от зачисления, ей неожиданно встретился Виктор Павлов, вместе с которым они посещали театр юных москвичей. Узнав о выбранном факультете, парень едва не решился дара речи. Отойдя от потрясения, он стал горячо убеждать Гундареву в том, что с её невероятным талантом одна дорога – в Щукинское училище. И Наталья сдалась.
Злополучный дождь!..
В день икс девушка несколько часов потратила на основательную подготовку к столь ответственному мероприятию: нанесла детально продуманный макияж, безупречно уложила волосы в сложную причёску, тщательно выгладила своё самое нарядное платье. Но в пути Гундареву застал сильный ливень. Макияж превратился в грязные потеки, причёска – в беспорядочные пряди, платье – в бесформенный балахон. Оставалось надеяться исключительно на природные данные.
Но удача однозначно была на стороне будущей актрисы. Незаурядный талант и трогательные веснушки легко сделали своё дело. Члены приёмной комиссии, назвав Гундареву «конопатым чудом», единогласно выставили максимальный балл.
Альма-матер лицедеев
Театральным педагогом Натальи Гундаревой стал Юрий Васильевич Катин-Ярцев, а на одном потоке с ней учились Наталья Варлей, Юрий Богатырёв и Константин Райкин. Компания была очень шумной и весёлой, но это не мешало Гундаревой прилежно конспектировать все лекции, не пропуская ни единого занятия. Кроме того, Наталья регулярно посещала спортзал, где, тщательно обмотавшись плотными шалями, упорно танцевала часами напролёт. Таким образом девушка стремилась сбросить лишний вес и отточить фигуру.
Образцовую студентку, едва она получила диплом, пригласили к себе все основные театры столицы. Наталья, поразмыслив, остановила свой выбор на Московском академическом театре им. В. Маяковского, в котором преданно прослужила всю свою жизнь.
Обретение Екатерины Львовны
Андрей Александрович Гончаров, являвшийся в те годы художественным руководителем театра, первое время давал молодой актрисе исключительно второстепенные роли. Впрочем, это была тщательно отработанная методика, позволявшая за короткий срок приобрести очень богатый актёрский опыт.
Первое зрительское признание, подкреплённое восторженными отзывами критиков, пришло к Наталье Гундаревой после удачного исполнения роли Липочки в театральной постановке «Банкрот». Премьера спектакля состоялась в 1974 году. Затем последовали спектакли «Бег» и «Я стою у ресторана», успех которых во многом объяснялся участием молодой актрисы.
Однако настоящий фурор в театральной среде произошёл пять лет спустя, когда Андрей Гончаров наконец-то сумел поставить «Леди Макбет Мценского уезда». Спектакль задумывался ещё в 50-е годы, но буквально в последний момент режиссёр почувствовал, что главная героиня – Катерина Львовна – получается совершенно не такой, какой её хотелось бы видеть. Пришлось отменить премьеру. И лишь с появлением Натальи Гундаревой художественный руководитель театра понял: вот она, долгожданная актриса на главную роль!.. Спектакль стал визитной карточкой и для театра, и для Гундаревой. Постановка ставилась на протяжении 13-ти лет, каждый раз имея бурный успех у зрителей.
Разве она не такая?
В кино актриса дебютировала в 1966 году, снявшись в короткометражном фильме «Хмырь» по одноимённому рассказу Василия Шукшина. Но зритель обратил серьёзное внимание на Гундареву лишь после выхода деревенской мелодрамы «Здравствуй и прощай», в которой актриса исполнила роль буфетчицы. Последующие картины, в числе которых «Осенний марафон, «Подранки», «Осень», «Сладкая женщина», неизменно укрепляли популярность советской актрисы. В «Сладкой женщине» Наталья Гундарева блестяще справилась сразу с тремя, кардинально отличающимися друг от друга, героинями, став достойной обладательницей звания «Лучшая актриса года» по мнению редакции журнала «Советский экран».
Пик популярности Натальи Гундаревой пришёлся на первую половину 80-х. В этот период были сняты такие киноленты, как «Однажды двадцать лет спустя», «Труффальдино из Бергамо», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома» и другие. Актриса настолько глубоко вживалась в роли, что у зрителей нередко возникали ощущения, будто Гундарева изображает саму себя, о чём свидетельствовали многочисленные письма, приходившие целыми пачками на адрес киностудии.
Последний аккорд
В 90-е годы устоявшееся амплуа актрисы претерпело серьёзные изменения – вместо привычных женщин из рабочей среды Наталья Гундарева начинает играть высокопоставленных дворянок. Десятилетие запомнилось такими кинолентами, как «Петербургские тайны», «Виват, гардемарины» и «Саломея».
Исторический телесериал «Саломея», к сожалению, стал последней работой Натальи Гундаревой. Премьера состоялась в 2001 году. А в июле того же года актриса, уже давно страдавшая от гипертонии, перенесла первый инсульт. Восстановление длилось около года. Затем последовали четыре года упорной реабилитации. Однако полностью устранить все последствия болезни Наталья Гундарева так и не сумела. В 2005 году случился повторный инсульт, а 15 мая актрисы не стало. Её с почестями похоронили на Троекуровском кладбище. Наталья Георгиевна ушла, оставив неизгладимый след в отечественном кинематографе.