«Я Россию никогда не брошу»

К 130-летию со дня рождения первой великой русской киноактрисы
Веры Васильевны Холодной

Памяти Ирины Мирошниченко

Сам Господь по белой лестнице
Поведёт Вас в светлый рай...

А. Вертинский – Вере Холодной

Ей отпущена была совсем недолгая жизнь – 25 с половиной лет... Но она сделала столько, снялась в таком количестве фильмов, какое и не снилось всем будущим киноактрисам всего мирового кинематографа!.. Конечно, мы можем сказать, что это были скороспелые, немые ленты, чёрно-белые, без претензий на художественные эффекты, снятые несовершенной камерой, где движения персонажей неестественно торопливы и потому нет ощущения гармонии, глубины характеров, что мы ждём от искусства кино. Но примитивная техника того времени заставляла обращать большое и преимущественное внимание на типажность персонажей, на умение актёров одной мимикой или позой, жестом подчас передать эмоции, обрисовать характер героя или героини. В высшей степени это удавалось ей – королеве русского кино 1914-18 гг. Подумать только: всего четыре года работы Веры Холодной в киноискусстве, а слава – навеки... В этом смысле она превзошла и всемирую знаменитость немого кино самого Чарли Чаплина, который имел гораздо больше возможностей для создания незабываемого экранного образа, сам был хозяином кинофирмы и постановщиком своих фильмов, а Вера Васильевна всегда работала на хозяина – сначала она проявила свой талант в картинах кинофирмы Александра Ханжонкова, а после Дмитрия Харитонова – известнейших кинодельцов старой России. С ней работали и лучшие режиссёры того времени, особенно много сделал для выявление её незабываемого образа кинорежиссёр Евгений Бауэр, он первый заметил необыкновенное обаяние всего облика актрисы, её удивительного лица с поистине колдовским взглядом глубоких, как озёра, тёмных глаз и разработал свою, строго индивидуально подобранную для актрисы систему съёмки, применимую, именно только к Вере Холодной, с крупными планами лица, позы и отдельных эмоциональных состояний героини фильма, к примеру: улыбки, отчаяния, печали, влюблённости и т.д. Но всё это было бы неинтересно для зрителя, если бы не сама необычайная личность этой молодой женщины, по внешности – немного украинки, немного цыганки, по манерам – русской светской дамы «серебряного века».
Серебряный век русской культуры любил таких роковых женщин, «с загадкой движений и глаз», их писали художники, их превозносили поэты. Навсегда запечатлелся в сознании современников портрет «дамы полусвета», созданный воображением Александра Блока: «И странной близостью закованный, / Смотрю за тёмную вуаль, / И вижу берег очарованный / И очарованную даль...» Вот именно – очаровывать, даже околдовывать зрителя должны были первые актрисы тогдашнего кинематографа, ибо звука в картинах не было, значит, нужна была эффектная внешность и раскованность в движениях. Таких исполнительниц искали, и неудивительно, что обворожительная, немного похожая на цыганку, юная, но уже состоявшаяся в качестве матери и жены женщина, значит, имеющая опыт в отношениях с мужчиной, причём – не чуждая искусству (обучалась в детстве в балетной школе) Вера Холодная сразу привлекла внимание продюсеров. 

Но кто она такая и как пришла в киноискусство?.. Она по происхождению была одновременно и русской москвичкой, и полтавской украинкой. Её земляк Николай Гоголь сразу бы обратил внимание на такую «панночку»! Родилась она в Полтаве 5 августа (по новому стилю) 1893 года в семье школьного учителя русской литературы украинца Василия Андреевича Левченко, закончившего словесное отделение Московского университета. В Москве этот русский украинец (сейчас бы в родных краях его бы сжили со свету – он любил и изучал русский язык и русскую литературу, и преподавал их – уголовное преступление на нынешней Украине!) познакомился с русской девушкой из дворянской семьи – Екатериной Сергеевной Слепцовой, выпускницей Александро-Мариинской института благородных девиц (элитного учебного заведения, приравниваемого к Смольному институту в Петербурге, где воспитывались только девочки из самых родовитых дворянских семей), женился и увёз жену в Полтаву. Там и родилась его старшая дочь Вера. Но трудно было проживать с такой женой на скромное жалованье учителя в провинциальной Полтаве, да и мать жены, потомственная и обеспеченная московская аристократка, постоянно звала молодожёнов вернуться в Москву. И вот уже в 2-летнем возрасте молоденькая Вера Левченко со своими родителями переселяется в Москву, к бабушке, там у неё появились ещё две младшие сестры – Надежда и Софья. Вот и получается, что, покинув украинские земли в младенческом возрасте, будущая великая актриса никогда туда больше не возвращалась, а жила, училась и воспитывалась, а позже и работала в кино – только в России. Даже когда она в тяжёлом 1918 году уехала в Одессу на свои последние съёмки, то ведь она была совершенно уверена, что не покидает Россию, ибо Одесса была полностью русский город, воспетый некогда самим Пушкиным. И когда ей там, в Одессе, уже занятой французскими интервентами, предложили уехать и сниматься в Европе и Америки (ей предлагал контракт Голливуд!), она ответила решительным отказом, сказав в интервью одной местной киногазете: «Я Россию никогда не брошу». Это было заявлено в разгар гражданской войны в России, голода и репрессий, во время ожесточённой борьбы разных противоборствующих политических сил. А актриса словно этого и не замечала, она продолжала сниматься в фильмах о роковой любви...

Действительно, она была словно создана для любви. Для любви к искусству и к мужчине. В Москве сызмала была отдана в Императорское театральное училище при Большом театре учиться балету. Интересно, что в этом она повторила начало творческого пути великой Марии Ермоловой, которая тоже начинала с балетной школы в этом училище, танцевала в кордебалете, но больших успехов не достигла, и если бы в ней не был замечен огромный драматический талант, то мы сейчас не знали бы первой Народной артистки Советской республики. Возможно, что так бы сложилась и творческая судьба маленькой Веры Левченко, она проявляла способности в балетном искусстве, имела большой интерес к танцу, но она была потомственной русской дворянкой! Её мать была воспитанницей института благородных девиц, и дочери подобной матери танцевать в слишком лёгких одеяниях на подиуме – это же позор! Так рассуждала строгая московская бабушка Веры, в доме которой жила семья Левченко, и потому девочка должна была оставить занятия балетом и сосредоточиться на учёбе в классической женской гимназии. Нерастраченная страсть к искусству проявилась у неё в ранней влюблённости, в 17 лет, в красивого импозантного мужчину, значительно старше её по возрасту, но молодые девицы подчас влюбляются в зрелых мужчин. Её мужем становится достаточно обеспеченный московский юрист Владимир Холодный, очень скоро у них родилась дочь Евгения, а в семье воспитывлись и две младшие сестры Веры – Софья и Надежда, и в отношении Софьи сбылись мечты её старшей сестры о балете – Софья стала известной балериной. Обеспеченность семейства Холодных позволило им взять и приёмную дочь – Нонну. Вера Васильевна очень любила своих девочек, они – и дочери и сёстры – навсегда сохранили память о ней как о своей заботливой и любящей маме, тем более что отец Веры скончался в 1910 году, во время эпидемии холеры.
В те предвоенные годы в России стал бурно развиваться кинематограф. Пришедшее из Западной Европы киноискусство нашло сразу же своих горячих сторонников в России. Появились первые киностудии, которые назывались «киноателье», самые импозантные имели свои офисы в центре Москвы на Кузнецком Мосту, а в саду «Эрмитаж» работал уже и первый кинозал. Народ толпами валил посмотреть на это чудо, и небольшие кинозалы, которые ещё не назывались кинотеатрами, а имели скромное, но завлекательное название «синема», стали появляться во множестве, это оказалось прибыльным делом, им заинтересовался и крупный бизнес, самым известным кинодельцом стал тогда богатый купец Александр Ханжонков, который основал первый в России кинодом, известный как «Дом Ханжонкова». Это была действительно первая в России профессиональная киностудия. Разумеется, и молодая дама Вера Холодная посещала синема, и ей очень нравилась в этих немых кинолентах прославленная датская кинодива Аста Нильсен, роковая красавица с проникновенным взглядом своих обворожительных глаз. Вера, глядя в зеркало, вероятно, замечала, что внешне она похожа на европейскую кинозвезду, и обворожительности в ней не меньше, чем в прекрасной датчанке. Потом и тяга к искусству заставила её однажды пойти на кастинг (как сказали бы мы сейчас) в одну из московских киностудий, где её заметили и предложили эпизодическую роль в экранизации «Анны Карениной» по роману Льва Толстого. Как видим, уже с самого начала своего существования русская кинематография брала за основу произведения высокой русской литературы! Но дебют оказался неудачным, эпизодическая роль на заднем плане не проявила все возможности новой киноактрисы, ей нужен был крупный план, а это сначала не поняли.

Наступил 1914 год, началась мировая война, мужа Веры, Владимира Холодного призвали в армию, он воевал на фронте в чине прапорщика, один раз был тяжело ранен, лежал в Киеве в госпитале, Вера выезжала к нему и нежно ухаживала за ним. Однако благосостояние семьи резко ухудшилось, нужны были средства, и Вера вновь вспомнила о кино. Производство же фильмов в России, несмотря на трудности войны, не только не замерло, а даже ещё усилилось. Людям в тылу, где всё нарастали материальные трудности, нужна была некая отдушина, отвлечение от скорбных вестей с фронта. А в тогдашнем кино показывали «красивую» жизнь светского общества, где героями были князья, графы, бароны, миллионеры, их жёны и любовницы – с надуманными страстями и любовными приключениями. Как ни странно, эта вымышленная жизнь затягивала зрительскую аудиторию, она отвлекала от неприглядной действительности. Для таких ролей нужны были красавцы-мужчины и «роковые» женщины с яркой и завлекательной внешностью. Тут-то кинодельцы и вспомнили о Вере Холодной, которая не оставляла попыток попасть на новые кинокастинги и, как вспоминал певец-бард Александр Вертинский, близко знавший Холодную, она всё время «фланировала» по Кузнецкому Мосту возле офисов известных кинофирм. Вертинский и привёл её на киностудию Ханжонкова.
В первом же фильме «Песнь торжествующей любви» (по произведениям Тургенева) Вера Холодная раскрыла все свои киноартистические возможности. Режиссёр фильма Евгений Бауэр сразу же понял «изюминку» Холодной – её крупный план. Выразительное славянское лицо героини с несколько крупными чертами, окружённое шапкой чёрных кудрей, с глубоким, «колдовским» взглядом огромных, завораживающих глаз героини, которая по сюжету фильма отдаётся со страстью то мужу, то любовнику, но при этом не виноватая в том, что с ней происходит – она так отдаётся любви, что невозможно не простить ей всё – она призвана к любви, она раба любви!.. Это потрясло зрителей, синематографы брали штурмом, возле них всё время стояла толпа, жаждущих взглянуть на «колдунью». Так началась слава первой русской великой киноактрисы Веры Васильевны Холодной. При этом заметим – никакой «обнажёнки» в то время на съёмках не допускалось, никакой порнографии в кино не было, это тогда было строго запрещено. Импозантные герои-мужчины были, как правило, одеты в строгие костюмы, а женщины – в пышные платья. Всё решала эмоциональность и страсть персонажей, их яркая типажность, и в этом Вере Холодной равных не было. «Кино-газета» тогда писала в рецензии на фильм: «Вера Холодная вступила в родную теперь для неё стихию экранного искусства под аплодисменты толпы. Ей аплодировали на просмотре первой её картины "Песнь торжествующей любви"». 
Да что там «аплодировали»! Она сразу стала королевой экрана, с первой же ленты. Немногим удаётся такое. Но были и другие мнения. Неприятели её таланта говорили, что она слишком статична, слишком любит эффектные позы, наигранные жесты, что она меланхолична в фильмах и является скорее «кинонатурщицей» на экране, а не драматической актрисой. Даже называли её «сомнамбулой»!.. Но они просто не понимали внутренний строй актрисы, она нашла свой стиль, свойственный стилю эпохи, переживаемой тогда Россией. Россия тогда была вовлечена в ненужную, непонятную ей войну европейских империалистических держав (Германия, Австро-Венгрия – с одной стороны, и Франция и Великобритания – с другой) за передел европейских границ, за раздел сфер влияния, за заморские колонии, что было совершенно не нужно России. Но именно Россия принесла наибольшие жертвы на алтарь войны. Эту войну рассматривали, как некий рок, что пал на Россию, вынужденную, в силу навязанных ей Европой обязательств, подчиняться хищническим интересам западных держав. Вера Холодная в своих ролях создала образ необыкновенно красивой эффектной женщины, невольно подчиняющейся стечению роковых обстоятельств, часто гибнущая в сетях интриг, но при этом всегда вызывающая острое сочувствие русского зрителя, который сам, вместе со всей страной, чувствовал себя обманутым и преданным некими «хозяевами жизни». В конечном итоге эти настроения в обществе привели к необузданному взрыву народного гнева, к революции, которая не разрешила проблем, а только усугубила ситуацию...
Но и в тогдашних лентах с участием Веры Холодной реалии той эпохи прорывались на экран. Вот возьмём фильм «Лунная красавица» 1915 года, снятый режиссёром Евгением Бауэром на студии Ханжонкова. Там по сюжету двое возлюбленных – Модест и его невеста Аня, дочь богатого помещика, катаются на автомобиле. Неожиданно появляется вражеский аэроплан (чуть не написал – беспилотник!) и возле автомобиля падает бомба. Жених Ани убит, а она, хоть и избежала ранений, но поседела от потрясения и горя. С этого момента она становится сама не своя, сторонится людей (ведь она, молодая девушка, а совсем седая!) и любит гулять одна по ночам в парке при Луне и постепенно сходит с ума... Разве это сюжет не из нашей нынешней эпохи? – сколько трагедий подобного рода видим мы сейчас вокруг!.. Но за скупыми строками сообщений из интернета, где почти каждый день нам вещают о новых и новых убитых и людях, потерявших своих родных от ракет, снарядов и ударов беспилотников, мы не видим, не чувствуем страданий людей, потерявших своих близких и любимых, не осознаём их личной трагедии, удовлетворяясь сухим извещением, что «с пострадавшими работают психологи». А великая, хоть и совсем юная актриса сумела понять и передать всё страшное горе одной из своих современниц...

Подвиг Веры Холодной, как актрисы, наверно состоял в том, что в годы мировой бойни, а потом революции и крайнего ожесточения, когда ненависть бушевала в России, она исповедовала любовь через образы своих несчастных и страстных героинь, часто приносящих себя в жертву любви к мужчине. Хоть в чём-то эти технически очень несовершенные ленты, да, воскрешали в человеке человеческое, в то время как политики из разных партий постоянно натравливали русских людей друг на друга, разделяли русский народ по классовым, социальным, имущественным, идейным – да Бог его знает, каким интересам! В это время всеобщей нужды и лишений русский кинематограф продолжал вещать о «роковой» любви, и это, как ни удивительно, находило понимание в народе и у дверей многочисленных синема постоянно стояли очереди желающих забыть о смутной действительности и попасть в мир грёз. 
В 1917 году Вера Холодная уже работает на другой кинофирме – у богатого кинопредпринимателя Дмитрия Харитонова, где её снимал известный режиссёр Пётр Чардынин. Там она сошлась с красавцем сцены, неизменно игравшим героев-любовников, Владимиром Максимовым, она полюбила этого кумира дам и ушла от мужа. В знаменитом фильме Никиты Михалкова «Раба любви» Вера Холодная представлена под именем актрисы Ольги Вознесенской в исполнении незабываемой Елены Соловей. Фильм этот есть фантазия режиссёра и очень далёк от реальной жизни Веры Холодной в Одессе в 1918 году. Но там есть один примечательный момент – актриса Вознесенская всё ждёт своего любимого человека – актёра Владимира Максакова (по фильму), который так и не уезжает в город у моря из голодной Москвы, предпочитает остаться с большевиками и делать «новое искусство». Так вот Максаков – это и есть Владимир Максимов, красавец-мужчина, но в фильме Михалкова героиня всё время прижимает к груди фотографию советского актёра Юрия Богатырёва, который должен был появиться в кадре, да так и не появился по решению режиссёра, ведь в «белую» Одессу его персонаж так и не приехал. А в Одессе Вера Холодная и ещё несколько знаменитых киноактёров оказались потому, что туда переехала кинофирма Дмитрия Харитонова, и там этот предприниматель построил великолепный павильон для съёмок. Впоследствии на базе этого павильона и создавалась знаменитая в советские времена Одесская киностудия.

С тяжёлым сердцем покидала Вера Васильевна Москву, видимо, предчувствуя, что уже больше никогда не вернётся в свой любимый город, где она познала всероссийскую славу. А ведь даже в тревожном и смутном 1917 году с её участием там были созданы и с несказанным успехом прошли по экранам два её знаменитых фильма: «У камина» и продолжение – «Позабудь про камин, в нём погасли огни». Опять истории любви роковой, но как они воспринимались зрителями! Сюжет, вроде, банальный: любящий муж, его любящая жена – идеальная пара. Но вот муж уезжает в командировку и появляется у ног героини красавец князь-обольститель (его, конечно, играет Владимир Максимов), клянётся в любви к героине, а когда та отказывает, собирается покончить жизнь самоубийством, и героиня из сострадания отдаётся ему... Потом объяснение с мужем, трагическая развязка – героиня кончает с собой. В конце фильма двое одиноких мужчин сидят у камина, пьют коньяк, горько страдая о погибшей жене и любовнице... Банальнейший сюжет, но что творилось у дверей кинозалов!..
«...Ещё задолго до начала сеансов образовалась колоссальная очередь. У кассы творилось нечто невероятное. Конечно, не все жаждущие попасть в театр были удовлетворены билетами, и на улице оставалась громадная толпа, очень буйно настроенная и требовавшая, чтобы её пустили в театр... Недовольные зрители, жаждущие „зрелища“, разгромили все витрины у театра, сорвали афиши, фотографии и, только так „ярко“ выразив своё неудовольствие, разошлись по домам», – писали газеты того времени. 
И это, заметьте, происходило тогда, когда, как уверяли нас советские учебники истории, пролетариат только и делал, что слушал Ленина с броневика, читал «Апрельские тезисы» и ждал новых классовых битв. А людям хотелось любви!.. Даже продолжение этой картины, снятое по требованию зрителей, вышло на экраны аккурат 25 октября, в день Великой Октябрьской социалистической революции. Теперь понятно, почему никто не пошёл защищать Зимний дворец и правительство Керенского, все стояли в очередях к кинотеатрам, чтобы ещё раз взглянуть на бесподобную Веру Холодную!
Но это шутка, а в 1918 году стало не до шуток и кинобизнес переехал из большевистской Москвы в Одессу, где жизнь была ещё не так трудна. В Одессе тоже было неспокойно, власть часто менялась, пока во главе города и округа не встал знаменитый белый генерал Алексей Николаевич Гришин-Алмазов. Железной рукой он сумел навести в городе порядок, приструнить разошедшийся криминал, и при нём жизнь в Одессе во второй половине 1918 года стала более-менее спокойной. Тогда и развернулось там новое кинопроизводство. Но, по правде сказать, киностудия Дмитрия Харитонова смогла выпустить там только один полнометражный фильм «Последнее танго», и именно в этом фильме Вера Холодная снялась в своей последней роли... В роли бедной, но ослепительно яркой аргентинской танцовщицы, исполняющей зажигательные аргентинские танцы в дешёвых тавернах. Разумеется, роковая любовь, деньги, страсти и трагическая гибель героини. Однако критика отметила, что в этом фильме Холодная открыла для публики новые грани своего таланта. Её аргентинская танцовщица уже не напоминает тех «сомнамбулических» женщин, что в предыдущих фильмах, – она жива, раскованна, очень музыкальна и полна жизни – настоящий латиноамериканский темперамент. Из этого можно заключить, что к концу своей недолгой жизни талант Веры Холодной только начинал раскрываться в полную силу, она выходила из своего привычного амплуа и могла ещё поразить мирового зрителя новыми неожиданными открытиями, порадовать новыми красками. Это заметили тогда, и актрису стали засыпать приглашениями переехать в Европу, сниматься на лучших киностудиях, поступило приглашение даже из Голливуда. Всемирная слава ждала русскую актрису. Да и никаких препятствий для отъезда не было, в гавани Одессы стояли французские корабли, пароходы увозили русских беженцев в эмиграцию. Такие, казалось-бы, патриотически настроенные русские художники, как Бунин и Куприн, бросили несчастную родину в её «окаянные дни» и отбыли за рубеж... А уж прекрасной, как мотылёк, кинодиве, которой предлагали огромные гонорары, тем более ничего не стоило оказаться на Западе и обустроиться там со всеми удобствами. Да и двое девочек на руках, да ещё две младшие сестры, больная мать... Она обязана была уехать из «бездарной» страны, как писал тогда тот же Вертинский, охваченной пожаром гражданской смуты! Она не поехала... «Я Россию никогда не брошу», – был её твёрдый ответ на все подобные предложения. В своём интервью одесской «Кино-газете», где она и объявила свой окончательный приговор всем разговорам о её отъезде: «Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю»,– она много рассказывала о специфике своей работы, подчёркивая свободу своего творчества на съёмочной площадке, опровергая распространённое мнение, что она только кукла в руках режиссуры: «Для нас давление режиссёра не очень заметно. Мы вместе продумываем сцены, и после репетиции режиссёр лишь корректирует нашу игру, так как наблюдать самому за собой невозможно. Когда я только начинала играть для экрана, меня запугивали режиссёрами. Говорили, что это – деспоты, насилующие волю артистов, не считающиеся с их творческим пониманием ролей. Но мне пришлось убедиться, что все это – пустяки. Первый режиссёр, у которого я снималась, – незабвенный Е.Ф. Бауэр, был очень чуток и всегда поощрял творческую инициативу. Также относился и П.И. Чардынин. С моим переходом в ателье Д.И. Харитонова простор для творчества – ещё шире. Наша небольшая “коллегия” (я, Максимов, Рунич и Худолеев) и режиссёр во всём работают дружно. Мы, артисты, делаем сцену, режиссёры помогают нам выявить наиболее рельефно для экрана творческие замыслы. Да иначе и нельзя. Необходима полная свобода творчества артиста. Нельзя быть обезьянкой, повторяющей указку режиссёра. Нужно и важно отходить от шаблонов, в каждой роли быть иной и искать новое».

Эти мысли совсем молодой, но уже великой актрисы поразительно современны и могут быть наставлением для современных киноартистов, которые часто бездумно озвучивают плоский сценарий какого-нибудь современного сериала, не внося ничего своего часто в абсурдно построенную роль. Оттого-то эти сериалы так плоски и быстро забываются зрителями.
Вокруг последних месяцев жизни Веры Холодной в Одессе создано много легенд. Её скоропостижная кончина в феврале 1919 года возбуждает слухи о её убийстве. Распространяются противоречивые версии. Одна версия утверждает, что Холодная поддерживала связи с большевистским подпольем и тайно передавала большевикам сведения, полученные ею при личных контактах с представителями белого командования. Эта версия легла в сюжет фильма Никиты Михалкова «Раба любви». Другая версия, напротив, говорит, что актриса поддерживала белое движение, ссужала деньги из своих гонораров Добровольческой армии и даже чуть ли не была любовницей самого военного губернатора Одессы Гришина-Алмазова! Дескать генерал, заподозрив свою возлюбленную в измене, прислал ей букет белых лилий, пропитанных ядом. Актриса вдохнула аромат отравленных цветов и умерла! Сам же Гришин-Алмазов, раскаиваясь в содеянном, после застрелился. В общем – всё как в фильмах с участием Веры Холодной о роковой любви! Всё это, разумеется, полная чушь, известно точно, что в зиму 1918-19 гг. Вера часто простужалась, её дочь перенесла тяжёлую скарлатину, а тут ещё эпидемия «испанки» – особо тяжёлой формы вирусного гриппа, по симптомам похожего на всем нам известный коронавирус – больной человек задыхается из-за поражения лёгких... Свидетельствуют, что за четыре дня до смерти Вера Холодная, возвращаясь в открытых санках со спектакля, сильно простудилась – зима в Одессе была морозная, снежная. Слегла с высокой температурой и на четвёртый день её не стало...
В последний путь великую русскую актрису провожала вся Одесса, практически полностью русский город в то время, панихиду в Спасо-Преображенском соборе служил митрополит, похоронили Веру на Первом христианском кладбище. За гробом шли десятки тысяч русских людей... Тело великой актрисы не закопали в землю, а поместили в специальный склеп с тем, чтобы впоследствии, по её завещанию, перевезти в Москву. Она желала быть схороненной в столице России. К несчастью, какой-то злой рок витал над актрисой даже после её безвременной кончины – в 30-е годы, в рамках борьбы с православием, собор снесли, а кладбище ликвидировали, могилы заровняли с землёй, склеп разрушили и на месте кладбища разбили парк. Некоторые захоронения перенесли на Второе христианское кладбище, оно сохранилось, там похоронена мать актрисы, но захоронения самой Веры Васильевны там нет. Куда делось тело актрисы – никто не знает. Возможно, почитатели её таланта тайно спрятали гроб с телом, оно при вскрытии гроба оказалось нетленным, в одесские катакомбы, где в тайном склепе оно пребывает и доныне... Если это не очередная легенда, которых сложилось так много вокруг судьбы удивительной актрисы, то можно надеяться, что, когда Одесса станет окончательно русским городом, захоронение Веры Холодной будет открыто и её нетленные останки будут перевезены в Москву, в Россию, куда она всегда стремилась всей душой и всегда считала своей единственной дорогой Родиной.

5
1
Средняя оценка: 3.4
Проголосовало: 25