Ангелина Самошина: «Мама, я воспитана комсомолом…»
Ангелина Самошина: «Мама, я воспитана комсомолом…»
Юная подпольщица занималась распространением агитационных листовок в оккупированном Краснодоне. И верила, что советские войска обязательно освободят её город.
Ангелина Самохина родилась 10 ноября 1924 года в небольшой деревне Никитовке, что тогда являлась частью Орловской области. Происходила она из многодетной крестьянской семьи. Семь лет провела в Никитовке Ангелина. А затем семейство Самошиных перебралось в посёлок Первомайку. К тому времени девчонка уже научилась писать, считать и читать. И поэтому никаких проблем в первом классе школы № 5 у не неё не возникло. Наоборот, учителя часто ставили в пример Ангелину другим ученикам.
Не сбавила обороты Самошина и потом, оставаясь одной из лучших учениц школы. В те времена главным другом любого ученика была книга. Причём любая, даже взрослая. Однажды Ангелина вместе с сестрой Варварой взяли почитать роман Этель Войнич «Овод». И эта книга поразила девочек. Позже Варвара Тихоновна вспоминала: «Я помню, какое сильное впечатление на нас произвела книга «Овод» Э. Л. Войнич. Мы читали вместе. После чтения всю ночь не могли уснуть: обсуждали, спорили, перечитывали отдельные места». Был и ещё один роман, вызвавший большое количество разных эмоций – «Как закалялась сталь» Николая Островского.
Жизнь шла своим чередом. Ничего не предвещало беды, несмотря на то что Европа погрузилась в пучину Второй мировой войны. Ни Ангелина, ни её подруги не думали об этом. Девушкам казалось, что всё это где-то «там», далеко. И их не коснётся. В 1940 году Самошина вступила в комсомол, плотно занялась школьной общественной деятельностью. А спустя некоторое время комитет комсомола поручил ей работу пионервожатой. С этим заданием девушка без проблем справилась, за что и получила несколько грамот и благодарственных писем. Параллельно Ангелина занималась в кружке Осоавиахима, постигала премудрости военного ремесла.
Ещё весной и в начале лета 1941 года девушка мечтала о будущем. Строила планы. Часто приходила в гости подруга Ангелины – Ульяна Громова. И они уходили к реке, садились на берег и начинали наизусть, словно актрисы, читать стихи Александра Пушкина. Потом мечтали о переезде в Москву, о поступлении в институт. А ещё Ангелине и Ульяне очень хотелось увидеть Иосифа Сталина. Иногда мимо девушек проходили шахтёры, возвращавшиеся со смены. Парни приветливо улыбались, взмахивали руками. И подругам тогда казалось, что всё у них получится. Потому что молодые, потому что смелые…
22 июня 1941 началась Великая Отечественная война. Жизнь мгновенно разделилась на «до» и «после». Летом и осенью Ангелина вместе с одноклассниками работала в соседнем совхозе, помогая взрослым собирать урожай. Затем, окончив десятый класс, отучилась на курсах медсестёр при городской больнице. Однако проработала в госпитале Ангелина немного. Все лето 1942 года шли кровопролитные бои за Донбасс. И в июле фашисты сумели захватить огромную территорию, оккупировав и Краснодонский район. В город пришли немцы…
Жизнь в Краснодоне замерла. Оккупанты ввели комендантский час, запретили людям слушать радио, набрали отряды полицейских из предателей. Затем последовали массовые репрессии. Первыми пострадали евреи, следом – коммунисты. Никто в городе не мог чувствовать себя в безопасности. За любой, даже незначительный проступок, можно было оказаться за решёткой или же расстаться с жизнь. Коллаборанты, выслуживаясь перед хозяевами, не щадили никого.
Ангелина очень болезненно восприняла оккупацию. Хмурой, пасмурной осенью она иногда проходила мимо своей школы. Дом знаний был закрыт сразу, как только в Краснодонском районе обосновались фашисты. Заросла и тропинка, ведущая к реке, к тому месту, где они с Ульяной мечтали о Москве. Теперь вместо неё возвышалась крапива… А немцы чувствовали себя полноправными хозяевами. Они убивали и грабили людей, сжигали дома. А когда начала приближаться зима, фашисты принялись отнимать у населения еду. Если кто-то пытался оказывать сопротивление, отправлялся за решётку или же на тот свет.
Как-то Ангелина вместе с матерью Анастасией Емельяновной отправилась в соседнюю деревню к знакомым, чтобы раздобыть немного картофеля. Девушка внимательно смотрит по сторонам, и сама становится мрачнее грозовой тучи. Мать попыталась с ней поговорить, но Ангелина молчала, лишь закусила губы до крови. И вдруг – немцы!
Пьяные оккупанты начали смеяться и что-то выкрикивать, глядя на мать с дочкой. Ангелина не выдержала и ответила немцам, назвав их «свиньями». Однако фашисты были слишком пьяны. Они лишь ещё громче рассмеялись и прошли мимо. Ангелина была довольна собой, довольна, что не испугалась, хотя за подобное поведение её могли и расстрелять…
К тому времени Ангелина уже состояла в «Молодой гвардии». Она примкнула к группе, возглавляемой Анатолием Поповым. Там же была и Ульяна Громова.
***
С каждым ноябрьским днём положение во всём Краснодонском районе становилось только хуже. Молодогвардейцы, которые превратились за несколько месяцев в ощутимую силу, не переставая терзали оккупантов. Подпольщики устраивали диверсии и налёты. Они уничтожили крупную партию зерна, предназначенную для отправки в Германию, освободили из лагеря в Волченске несколько десятков советских военнопленных, сожгли биржу труда, вывесили красные флаги на годовщину Октябрьской революции. И во многих диверсиях поучаствовала и Ангелина. Немцы злились, устраивали обыски, пытаясь отыскать партизан. Но тщетно.
Девушке, чтобы не отправиться на принудительные работы в Германию, пришлось устроиться в школе посёлка Герасимовка учителем немецкого языка. И это дало ей право беспрепятственно передвигаться по всему Краснодонскому району. Девушка пользовалась возможностью, чтобы распространять агитационные листовки. В них содержались фронтовые новости, сводки Совинформбюро, а также призывы к антифашисткой деятельности.
Молодогвардейцы несколько раз собирались в доме Самошиных. Закрывались в комнате Ангелины, включали погромче патефон, а переговоры вели шёпотом. А потом, когда подпольщики уходили, девушка начинала что-то быстро писать. И как-то мать сумела заметить, что текст на одном из листов заканчивался фразой «Смерть немецким оккупантам!» Анастасия Емельяновна, конечно, попыталась предупредить дочь о серьёзных последствиях, на что Ангелина ответила: «Мама, я воспитана комсомолом и никогда не преклоню головы перед захватчиками. Пусть я погибну, вы будете свободны!»
Всё у молодогвардейцев складывалось удачно. А хорошие вести с фронта давали подпольщикам новые силы. Благодаря сводкам Совинформбюро ребята знали, что Красная армия сломала хребет фашистам под Сталинградом. В ужасной войне произошёл перелом. И теперь уже советские войска начали наступление. С каждым новым днём они всё ближе подходили к Донбассу. Все понимали, до освобождения осталось недолго. И партизаны решили помочь красноармейцам. Дело в том, что всю осень подпольщики собирали вооружение и боеприпасы, сумев накопить солидный арсенал. И они решили использовать его для атаки на здание полиции и ликвидацию предателей.
Однако их планам не суждено было осуществиться. Уже в самом начале января 1943 года по всему Краснодону прошли аресты молодогвардейцев. Каждый день за решёткой оказывались новые подпольщики. Не миновала страшная участь и Ангелину. Она узнала, что полицейские идут её арестовывать, но сбежать не пыталась. Вместо этого девушка произнесла: «Где товарищи, там и я». Затем переоделась, собрала вещи и стала ждать полицейских. А когда в дом нагрянули предатели, Ангелина оглянулась и сказала: «Мама, не плачь, слёзы твои ещё впереди».
Ангелина оказалась в одной камере со своими боевыми подругами: Ульяной Громовой, Александрой Бондаревой и Ниной Минаевой. На протяжении нескольких дней девушек допрашивали, избивали, пытали. Фашисты и их сообщники пытались узнать имена других подпольщиков. Но юные партизанки молчали.
Вечером 15 января немцы вывели девушек из камеры, а затем, в ночь на 16 число, привезли к шурфу шахты № 5. К тому времени там уже находилось ещё несколько покалеченных молодогвардейцев. А потом была казнь…
14 февраля Краснодон был освобождён, вскрылась страшная правда о трагической судьбе «Молодой гвардии». Красноармейцы достали тела юных героев из шурфа и похоронили в братской могиле на центральной площади Краснодона. Там покоится и Ангелина.
Посмертно Ангелина Тихоновна Самошина была награждена орденом Отечественной войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
В газета «Красный боец» от 9 октября 1943 года вышла большая статья, посвящённая Самошиной. А начиналась она так: «В камере темно. У дверей – смерть. Девушка сидит на полу, истерзанная, вся в крови. Она снова перебирает в памяти своих друзей-молодогвардейцев. Они все здесь, в этих камерах, за этими стенами. Остались минуты – и их поведут на казнь. Но она чувствует себя торжествующей и гордой. Уже слышны шаги. Идут немецкие палачи. Взяв в руки уголёк, она нарисовала на стене сердце, пронзённое стрелой. В нём написала четыре фамилии: Бондарева, Минаева, Громова, Самошина…»