Бразильско-аргентинский союз в системе БРИКС
Бразильско-аргентинский союз в системе БРИКС
Руководитель аналитического отдела по изучению Глобального Юга Института Куинси (США) Саронг Шидоре, комментируя прошедший в Йоханнесбурге саммит БРИКС, успокоил западную общественность прогнозом, согласно которому БРИКС не будет править миром и не заменит возглавляемую США международную систему. Сферами соперничества БРИКС и коллективного Запада будут геополитика и межрегиональное сотрудничество.
БРИКС никогда не ставил себе цель главенствовать над миром. Прогноз Шидоре – как оговорка по Фрейду. О планетарном господстве грезит только англосаксонский Запад и его союзники, поэтому американский эксперт, анализируя итоги саммита БРИКС, сразу поспешил понять, хочет ли БРИКС стать мировым гегемоном или не хочет.
Относительно межрегионального сотрудничества Шидоре совершенно прав. На данном этапе Вашингтону стоит опасаться не столько масштабных прорывных проектов с одновременным участием всех стран БРИКС, сколько расширение горизонтальных связей между ними и новыми членами объединения.
Особенно американцы обеспокоены перспективой укрепления бразильско-аргентинского сотрудничества (Аргентина подала заявку на вступление в БРИКС). Бразилии пророчат роль лидера Южной Америки. Аргентина – вторая по потенциалу страна Южной Америки. Их союз может избавить континент от обидного прозвища «заднего двора» Вашингтона.
Вдобавок, у аргентинцев есть претензии к Великобритании из-за Мальвинских островов (британцы называют их Фолклендскими). Они расположены в 500 км. от аргентинского побережья, но находятся во владении британцев. В 1982 г. Аргентина проиграла Великобритании войну за острова, но до сих пор считает их аргентинской территорией.
Бразильско-аргентинский союз однозначно будет носить антибританский, и шире, антианглосаксонский характер. Южноамериканские интеллектуалы прошлых веков считали союз Буэнос-Айреса и Бразилиа главным условием для превращения континента в геополитический субъект, могущий разговаривать на равных с Вашингтоном и другими столицами.
Российский философ и геополитик Александр Дугин указывает на существование эндемичной для региона идеологии себастьянизма: «После переноса из-за республиканского переворота в Португалии столицы Португальской империи в Бразилию зародился взгляд на эту южноамериканскую страну как обладающую своей политико-религиозной миссией. «Если европейская Португалия утратила учение о короле Себастьяне и пошла по пути европейской буржуазной демократии, то отныне Бразилия должна взять на себя эту миссию и стать территорией, где в критических условиях исторического цикла обнаружит себя пропавший, но не умерший король Себастьян».
В португальской культуре себастьянизм воспевал поэт Фернанду Пессоа (1888-1935), эта идеология была популярна среди бразильцев в конце XIX – начале ХХ вв. и до сих пор вдохновляет местных консерваторов. В связи с дискредитацией западными демократиями самих себя разнузданной пропагандой содомии, неоколониальными войнами и жаждой власти над миром себастьянизм может обрести новое дыхание в противовес англосаксонской модели мироустройства.
Бразильско-аргентинский союз обернётся выводом из-под опосредованного англосаксонского контроля атлантического побережья на пространстве от французской Гвианы до о. Огненная земля (слияние Тихого и Атлантического океанов), что автоматически повышает стратегическую значимость для англосаксов Фолклендских островов как базы в самом «подбрюшье» Аргентины.
Вашингтону и Лондону придётся также уделять больше внимания Чили, Перу и Колумбии, ориентированным на США. Геополитическая ось Богота – Лима – Сантьяго послужит барьером на условном пути из Аргентины и Бразилии в Тихий океан.
Но для Бразилиа и Буэнос-Айреса важнее, всё-таки, океан Атлантический. Через него Бразилия контактирует с португалоязычной Анголой, откуда в будущем может протянуться ось через Замбию до португалоязычного Мозамбика, к побережью Индийского океана.
Замбийский президент Хакаинде Хичилема заявил, что БРИКС позволяет исправить ошибки нынешнего миропорядка. Замбийские власти настроены к БРИКС весьма положительно.
БРИКС меняет контуры мировой экономики и стратегию распределения товаров в мире. БРИКС пересматривает ущербную практику привязывания мировой экономики к западной финансовой системе как некоему идеалу. Но, кроме этого, БРИКС стимулирует глобальные геополитические изменения в мире, результатом которых станет повышение внешнеполитического статуса государств Южной Америки и Африки, которые не имели права голоса в системе англосаксонского неоколониального порядка.
Англосаксы сопротивляются, но поступь истории не остановить.