Освобождение Чернигова: как бойцы Рокоссовского гнали фашистов к Днепру

21 сентября 1943 года войска 13-й армии Центрального фронта освободили Чернигов. На следующий день красноармейцы уже форсировали Днепр, заняв значительный плацдарм на его правом берегу…

Стратегическое поражение гитлеровских армий в ходе битвы на Курской дуге вызвало настоящий тектонический сдвиг практически по всему советско-немецкому фронту, где наши войска, пусть и не одновременно, перешли в наступление. 
Последнее объяснялось нежеланием советского командования допускать слишком уж заметные прорывы лишь на отдельных участках, грозящие попытками врага окружить прорвавшиеся далеко вперёд части. Так что, пока гитлеровцы не были выбиты со значительной части Донбасса и Харьковской области на юге, подразделения РККА на северном участке границы с оккупированной Советской Украины находились в относительном выжидании, накапливая резервы для будущего решительного наступления. Своего рода сигналом для него стало освобождение Харькова в 20-х числах августа, вызвавшее уже массовое отступление немецких войск на запад. В связи с этим 26 августа Ставкой была дана команда на начало Черниговско-Полтавской стратегической наступательной операции, целями которой было освобождение Левобережья северной и центральной Украины.
В операции были задействованы силы соседствующих с севера на юг трёх советских фронтов – Центрального, Воронежского и Степного, под командованием, соответственно, генералов Рокоссовского, Ватутина и Конева; в целом операцию курировал маршал Жуков. Общая численность наших войск составляла 1,58 млн. бойцов против 700 тысяч гитлеровцев. 
Правда, с учётом оборудованных врагом серьёзных оборонительных рубежей такое преимущество явно не дотягивало до требуемого тактическими принципами троекратного перевеса. Четырёхкратный перевес был у нас только в артиллерии при равенстве в танках и полуторном превосходстве в самолётах.
Первоначально успехи советского наступления на 700-километровом фронте были достаточно скромными, темпы продвижения в первую неделю не превышали 20-30 км.

На северном участке, в зоне ответственности Центрального фронта вскоре наметился значительный успех. Вначале 65-я армия генерала Батова, наступавшая на Новгород-Северский, вклинилась в эшелонированный немецкий рубеж, прорвав первую линию обороны, но была вынуждена остановиться перед второй.
Однако Рокоссовский помнил об удачном опыте знаменитого «Брусиловского прорыва» 1916 года, когда Брусилов обозначил несколько ударов по немецко-австрийским порядкам, чтобы дезориентировать противника в его попытках угадать направление главного удара, помешав сконцентрировать на его отражении максимум своих сил. Так произошло и в августе 43-го: хотя первоначально главным считалось наступление в полосе 65-й армии, было и резервное по направлению на Конотоп для ещё одной ударной армии Центрального фронта (60-й, под командованием генерала Черняховского), расположенной южнее. 
И именно генералу Черняховскому удалось прорвать вражеский фронт, поскольку большую часть своих сил немцы бросили на противодействие удару армии Батова. Уже 30 августа Красная Армия освободила Глухов, а 31 августа заняла немалую площадь Советской Украины, вклинившись во вражескую оборону на 60 км.
Этот успех немедленно был развит Рокоссовским, бросившим в прорыв перемещенную с новгород-северского направления 2-ю танковую армию, чуть позже Ставка передала самому успешно действующему в данной операции фронту ещё несколько резервных армий для усиления наступления.
Дальше последовало то, что принято называть «рассекающим ударом» – вражескую группировку армии Центрального фронта всё сильнее рассекали на северную и южную части, все ближе подходя к Днепру. И пусть Новгород-Северский ещё был занят оккупантами, но двигаясь южнее, 6 сентября Красная Армия освободила Конотоп, 9-го – Бахмач. 15 сентября противник был выбит из Нежина, находящегося уже практически на одной долготе с расположенным севернее Черниговом.
Непосредственно этот древний русский город освобождала 13-я армия генерал-лейтенанта Пухова, её 28-й корпус. Активную поддержку оказывала 2-я гвардейская воздушная армия, блокируя попытки гитлеровской авиации помочь полуокружённому гарнизону города.

Само это частичное окружение завершилось к 20 сентября, когда наши войска подошли к Чернигову с юга, востока и запада, оставив врагу выход лишь на северо-запад, к ещё удерживаемому немцами Гомелю.
В принципе, окружение можно было сделать и полным. Однако Красная Армия старалась следовать подходу, принятым Ставкой перед началом полномасштабного освобождения советской территории – по возможности избегать слишком интенсивных городских боёв, вместо этого «выдавливая» оттуда вражеские подразделения. 
Это делалось для того, чтобы избежать значительного разрушения городской инфраструктуры, которую оккупанты и так старались максимально уничтожать, когда понимали невозможность удержания того или иного города. Для противодействия этому Красной Армии требовалось освобождать города максимально быстро, чтобы лишить драпающих оккупантов технической возможности серьёзно заминировать или даже просто поджечь городские здания. 
Тем не менее, просто так уходить гитлеровцы из Чернигова не собирались, и в час ночи 21 сентября наши бойцы начали решительный штурм. Первыми в город, с восточного направления, преодолев ожесточённое сопротивление фашистов, ворвались воины 148-й дивизии. 
Уже утром на рассвете над полуразрушенным зданием Черниговского облисполкома было водружено красное знамя. А после того, как к концу дня с северо-востока к городу начали подходить части 61-й армии, немцы отказались от дальнейшего сопротивления и стали массово отходить по Гомельскому шоссе, опасаясь попасть в «котёл».
К сожалению, даже при столь стремительном освобождении Чернигова полностью предотвратить его разрушение не удалось – в руинах лежало около 70% городских зданий. 
Большие жертвы понесло местное население – только в областном центре немцами и их прислужниками из числа местных предателей было казнено свыше 52 тысяч человек, 700 человек было сожжено заживо (до войны население города составляло около 70 тысяч). Численность населения Черниговской области в 1944 году оказалась на 30% меньше довоенной. 

80 лет назад в честь освобождению старинного русского города, в Москве был дан праздничный салют из 12 залпов; 10 частей и подразделений Красной Армии получило почётное звание «Черниговских».
А 28 солдатам и офицерам, освобождавшим Чернигов, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Примечателен их национальный состав – 8 украинцев, 14 русских, 2 казаха, 2 еврея, а также один татарин и один чеченец. Такое вот «вековечное угнетение», а на деле истинная дружба народов, скреплённая кровью и жертвенным подвигом во имя освобождения единой Родины.

Изгнание оккупантов из Чернигова стало важнейшей вехой в процессе продвижения Красной Армии к Днепру. Поскольку гитлеровцы бежали из города на северо-запад, к Гомелю, на пути наших войск к великой русской реке уже практически не осталось сколь-нибудь серьёзных заслонов. И оставшееся до Днепра расстояние в 40 км передовые части Центрального фронта прошли всего за день, уже 22 сентября сходу форсировав его, с образованием плацдарма шириной в 22 км и глубиной в 10 км на правом берегу. 
Столь успешный ход Черниговско-Припятской операции (части общей Черниговско-Полтавской) весьма способствовал успеху войск и соседних с Центральным фронтов – Воронежского и Степного, также начавших всё быстрее наступать к Днепру. Но это тема для отдельного разговора…

5
1
Средняя оценка: 3.33333
Проголосовало: 27