Сталин и иерархи Церкви

4 сентября 2003 года – 80 лет со дня встречи в Кремле

4 сентября 1943 года в Кремле произошло знаменательное историческое событие: встреча Сталина и Молотова с высшими представителями Русской Православной Церкви.
…Сталин, по инициативе которого состоялась встреча, не случайно вспомнил о Церкви.
Во-первых, он готовился к первой встрече в верхах в Тегеране и надеялся на увеличение помощи со стороны союзников. 
Немалую роль в этом могли сыграть религиозные организации за рубежом. Комитет помощи Советскому Союзу в Великобритании, например, возглавлял один из священнослужителей Англиканской церкви Х. Джонсон, настоятель Кентерберийского собора. Сталин был уверен, что «легализация» Церкви в СССР будет отмечена на Западе и вызовет благожелательную реакцию.
Во-вторых, во время войны Русская Православная Церковь неоднократно вносила крупные денежные суммы на военные нужды, постоянно призывала к борьбе с фашистами, во многих оккупированных немцами городах храмы становились духовными центрами сопротивления. 
Кроме того, в годы войны стало очевидно, что, несмотря на «безбожные пятилетки», народ по-прежнему в большинстве своём верит в Бога и идёт в храмы. 
Тяготы военного времени ещё более усилили религиозное чувство в советских людях.
…Сталин предпринял важные шаги к переосмыслению русской истории. 
Начиная с конца 1930-х годов, возвращаются имена русских полководцев, героев, подвиги русской армии, имена князей и царей, радевших за дело укрепления Государства Российского.

***

Политику государства в отношении Церкви в советский период нельзя воспринимать однозначно как на протяжении всей этой исторической эпохи, так и в её отдельные периоды. 
Политика эта менялась от атеистической, безбожной до веротерпимой на протяжении всего периода существования СССР, несмотря на то, что в течение всей истории Советского Союза атеизм как мировоззрение культивировался и поддерживался властными структурами и партией.
Декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году Церковь отделялась от государства, а школа – от Церкви. 
В том же году специально учреждённые органы приступили к ликвидации административно-управленческих структур Русской Православной Церкви. 
По завершении Гражданской войны в 1922 году был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Издание журнала «Безбожник» и учреждение организации «Союз воинствующих безбожников» в 1920-е годы стало очередным шагом атеистической пропаганды.
Общим результатом политики СССР в отношении Церкви в 1920–1930-е годы стало закрытие значительной части храмов и монастырей, а также арест подавляющей части духовенства и епископата Русской Православной Церкви.

***

Существенные послабления для Русской Православной Церкви начались в годы Великой Отечественной войны. 
…Сталин и Молотов приняли в Кремле трёх иерархов Русской Православной Церкви – Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича). 

***

Деятельность Патриаршего Местоблюстителя в дни, когда началась война с фашистской Германией, заслуживает особого уважения. 
…22 июня 1941 года, в День Всех Святых, в Земле Российской просиявших, через два часа после выступления по радио наркома иностранных дел Молотова о нападении Германии на Советский Союз и за две недели до обращения Сталина к советскому народу митрополит Сергий призвал верующих, собравшихся в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, весь народ дать отпор агрессору. 
В тот же день он стал рассылать Послание «Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви» по всем приходам Русской Православной Церкви. В нем было сказано:
«...Последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснётся нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. 
Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. 
Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. 
Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти и по вере.
Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. 
Тут есть дело рабочим, крестьянам, учёным, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. 
Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника. 
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. 
Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому-то именно нам нужно помнить заповедь Христову: “Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя”. 
Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. 
Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится ещё и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно “ради Иисуса, а не ради хлеба куса”, как выражался святитель Димитрий Ростовский. 
Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. 
Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.
Господь нам дарует Победу!»
…По инициативе Местоблюстителя во время войны Церковь организовала сбор средств на нужды обороны Отечества. Только по приблизительным подсчётам верующие собрали не менее 300 миллионов рублей.
На эти средства были построены танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиаэскадрилья имени Александра Невского.

***

Сталин на встрече в Кремле поинтересовался у митрополитов нуждами Церкви. 
Владыка Сергий указал на необходимость широкого открытия храмов, выборов Патриарха, которого у Церкви со дня смерти Святителя Тихона не было уже 18 лет. 
Митрополит говорил о необходимости открытия духовных учебных заведений для подготовки священнослужителей.
Была поднята и самая больная и рискованная тема – освобождение архиереев, находившихся в ссылках, тюрьмах и лагерях. 
Сталин сказал: «Представьте список, мы его рассмотрим». 
…Митрополит Сергий также поднял вопрос о праве священнослужителей на свободное проживание и передвижение внутри Советского Союза, о снятии с них ограничений, связанных с паспортным режимом. Он просил, чтобы власти разрешили богослужение тем священнослужителям, которые вышли из заключения.

***

Беседа в Кремле затянулась до 3 часов ночи. 
В заключение разговора Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях».
…Было дано разрешение созвать Архиерейский Собор и избрать на нём Патриарха Московского и всея Руси, образовать Синод.
Церкви для размещения Патриархии передали здание в Чистом переулке. 
Кроме того, Сталин дал разрешение на открытие богословского института и пастырских курсов, которые позже были преобразованы в Московские Духовные академию и семинарию. 
Поначалу эти учебные заведения Русской Православной Церкви размещались в Новодевичьем монастыре, а в 1948 году их перевели в Троице-Сергиеву Лавру, где за два года до этого была возобновлена монашеская жизнь.

***

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 года – в новом здании Патриархии в Чистом переулке. 
Это был первый Собор после 1918 года. В нём участвовало 19 архиереев.
На Собор многих архиереев доставили на военных самолётах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора.

***

Выступая на Соборе и сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, митрополит Алексий определил нравственные условия успеха русского оружия, общие для всех времен: это – «твёрдая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъём духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной. 
Это источник неисчерпаемый, никогда не идущий на убыль, источник веры с порывом покаяния, исправления жизни, желания чистоты нравственной. Он питается и возгревается молитвами, подвигами и – вместе – в них находит своё выражение».
…Затем митрополит Алексий заговорил об избрании Святейшего Патриарха, ради чего и был созван Собор епископов: 
«Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель Патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями, которые обычно сопровождают его, для нас является как будто бы и не нужным. 
Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя».
Ответом на предложение митрополита Алексия был возглас Преосвященных: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос». 
Один из архиереев сказал: «Полное единодушие всего епископата». 
Все встали и трижды пропели «Аксиос».
…Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась в Богоявленском Патриаршем соборе 12 сентября, в день памяти святого князя Александра Невского, небесного покровителя Русской земли.

***

Результатом встречи в Кремле стало возрождения Патриаршества, ряд послаблений по отношению к Церкви со стороны государства. 
…8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством Георгия Карпова. 
…В 1943 и 1944 годах выходят Постановления об открытии храмов. Из ссылок и лагерей начинают возвращаться репрессированные священнослужители.
Сталин дал согласие на издание журнала Московской Патриархии. 

***

Да, новая политика Советского государства по отношению к Церкви не предполагала равенства сторон и взаимных обязательств. 
И все же... Церковь получила теперь, после встречи в Кремле со Сталиным, возможность назначать епископов на вакантные кафедры, открывать новые приходы, возобновлять духовное образование и церковную печать.
Кардинального переворота в политике по отношению к Церкви не произошло, но именно при Сталине Русская Православная Церковь начала выходить из состояния разрухи. 

 

Фото из открытых источников.

5
1
Средняя оценка: 3.5
Проголосовало: 36