Татьяна Доронина. За мечтой сквозь житейские бури

Советское кино

Она выросла в простой рабочей семье, но, благодаря старанию родителей, с детства прониклась литературой и театром. А когда выпал шанс, Татьяна Доронина ухватилась за него мёртвой хваткой. Никакие испытания не заставили изменить своей заветной мечте.

С ИСКРЕННЕЙ ЛЮБОВЬЮ СКВОЗЬ КОММУНАЛЬНЫЕ БУДНИ

12 сентября 1933 года у Василия и Анны Дорониных, совсем недавно переехавших из Ярославской области в Ленинград, родилась вторая дочка. Девочку нарекли Татьяной.

Василий Иванович, выросший в семье староверов, работал шеф-поваром в одном из Ленинградских санаториев. Всё свободное время он с удовольствием посвящал дочерям – ходил с девочками в парк или театр, читал вслух значимые произведения отечественной и зарубежной классики.

Анна Ивановна была дочерью старосты деревенской церкви. В довоенные годы она не работала. Занималась хозяйством и воспитанием детей.

Семья Дорониных не имела собственного жилья и была вынуждена ютиться в коммуналке, разделяя довольно небольшую площадь с пятью соседями. Денег хватало лишь на самое необходимое. Однако все эти неудобства никак не сказывались на взаимоотношении. Родители Татьяны никогда не ругались, а к друг другу обращались исключительно на «вы», подчёркивая тем самым высокую степень уважения.

ТРЕПЕТНЫЕ ПИСЬМА НА ФРОНТ

Когда началась Великая Отечественная война, Василий Иванович отправился на фронт, а его супруга с дочерями была эвакуирована в небольшой городок Данилов Ярославской области. Анна Ивановна держалась на пределе сил, понимая, что дальнейшая жизнь Галины с Татьяной теперь зависит исключительно от неё одной. Устроившись подмастерьем на комбинат, женщина целыми днями шила солдатские шинели. А в тёплое время года подрабатывала на уборке урожая.

Анна Ивановна, ранее дождавшись мужа с двух предыдущих войн, стоически переносила очередное испытание. Беря пример с матери, маленькая Таня регулярно отправляла отцу на фронт трогательные письма. Каждый раз девочка вкладывала в конверт своё новое стихотворение, неизменно посвящённое любимому папе.

Начав боевой путь на Ленинградском фронте, Василий Иванович дошёл до Берлина. И хотя домой он вернулся инвалидом, это практически не отразилось на дальнейшей жизни Дорониных. Наконец-то объединившись, семья возвратилась в Ленинград, и девочки продолжили учёбу.

ШКОЛЬНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ

В школьные годы одним из любимых предметов Татьяны была литература. Уединившись за последней партой, она с упоением читала произведения Ивана Тургенева или Александра Куприна.

Также девочка записалась в кружок самодеятельности и с большим удовольствием принимала участие в театральных постановках. Конечно, увлечение Татьяны требовало определённых затрат, ведь для сценических перевоплощений были необходимы соответствующие образу наряды. Но родители, видя живой интерес дочери к театральному искусству, всячески старались ей помочь. Так, например, Анна Ивановна, не имея возможности купить подходящие костюмы, шила их из подручных материалов. Татьяна несколько раз выходила на сцену в платьях из марли, но они настолько умело были сделаны, что вызывали одно лишь восхищение.

ДЕВЯТЬ ТУРОВ ВМЕСТО ТРЁХ!

В мае 1950 года в Ленинграде проходило выездное прослушивание Школы-студии МХАТ. Группа известных столичных артистов, возглавляемая Павлом Владимировичем Массальским, ездила по крупным городам Советского Союза в поисках юных дарований. Делегация уже успела посетить несколько областных центров, прежде чем добралась до «колыбели трёх революций». Узнав о столь значимом событии, Татьяна Доронина, в то время успешно заканчивавшая восьмой класс, поспешила записаться. Тем более что аттестат, как ей сказали, для прослушивания не требовался.

Прослушивание состояло из трёх туров, и девушка легко их преодолела. Однако вскоре выяснилось, что эти условия поступления в Школу-студию МХАТ распространяются лишь на москвичей. Всем остальным необходимо ехать в столицу для прохождения четвёртого тура.

Покорять Москву Татьяна отправилась вместе с ещё одной участницей Ленинградского прослушивания – Мариной Поповой. Там девушкам вновь пришлось пройти уже знакомые три тура, и на этот раз Марина не справилась с задачей. Однако Татьяну также не допустили до прохождения заветного четвёртого тура. Ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский категорически заявил, что без аттестата обучение невозможно. Он порекомендовал заметно расстроившейся девушке сначала окончить среднюю школу, а уже потом – пробовать поступать. Но, желая немного подбодрить Татьяну, пообещал, что в следующий раз она сможет пропустить первый отборочный тур. Пришлось покориться.

ВЗЯТИЕ «ЭВЕРЕСТА»

Спустя два года, уже с аттестатом в кармане, Татьяна Доронина вновь приехала в Москву, и на этот раз она уверенно сдала вступительные экзамены сразу в нескольких театральных вузах. Однако, поразмыслив, всё-таки решила остановиться на Школе-студии МХАТ.

Её зачислили на курс Павла Владимировича Массальского, уже знакомого Татьяне по ленинградским прослушиваниям. А преподавателем актёрского мастерства стал Борис Ильич Вершилов, о котором впоследствии Татьяна Доронина всегда отзывалась с большой теплотой. «Он учил меня все четыре года, и я благодарна судьбе, что именно он меня учил – такой строгий, такой неулыбчивый, такой честный и такой любимый. Он редко бывал доволен, редко хвалил, не старался завоевать нашу привязанность, не искал популярности. Он ` людьми, а потом уже актёрами», – признавалась актриса.

В числе однокурсников Татьяны были Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Виктор Сергачёв и Олег Басилашвили. Последний вскоре стал мужем Дорониной. Правда, их союз продержался всего несколько лет. В дальнейшем Татьяна ещё четыре раза выходила замуж, но, к сожалению, все попытки создать прочную семью так и не увенчались желаемым результатом.

НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ТРОПЕ

В 1956 году, успешно окончив Школу-студию МХАТ, Татьяна получила распределение в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького. На своё первое место службы девушка поехала вместе с супругом. Однако молодая чета задержалась в Поволжье всего на несколько месяцев. В конце всё того же 1956 года их перевели в труппу Ленинградского государственного театра им. Ленинского комсомола.

Спустя три года Татьяна Доронина получила неожиданное предложение от Георгия Александровича Товстоногова, на тот момент главного режиссёра Большого драматического театра им. М. Горького, сыграть Надежду Монахову в спектакле «Варвара» по одноимённой пьесе Максима Горького. Предложение было принято, и актриса вновь сменила «адрес прописки». Благодаря блестящему дебюту Доронина довольно быстро стала одной из ведущих актрис театра, а её послужной список пополнился такими яркими ролями, как Лушка из «Поднятой целины» М. Шолохова, Софья из «Горя от ума» А. С. Грибоедова, Маша из «Трёх сестёр» А. П. Чехова, Надя из «Моей старшей сестры» А. М. Володина, Наташа из «Ещё раз про любовь» Э. С. Радзинского и другие.

В последующие годы актриса работала во МХАТе, в Театре им. В. Маяковского и Московском драматическом театре «Сфера». А в 1987, когда произошёл раскол МХАТа, возглавила МХАТ им. М. Горького. В качестве художественного руководителя и директора Татьяна Доронина проработала до 4 декабря 2018 года, проведя вверенное ей учреждение культуры через довольно сложный период в его истории.

ПОКОРЕНИЕ МИЛЛИОНОВ СЕРДЕЦ

А вот фильмография актрисы выглядит намного скромнее, чем театральный репертуар. Татьяна Доронина снялась примерно в двух десятках художественных фильмов. Однако многие из них сразу же пополнили золотой фонд российского кино.

Дебютировала актриса в 1955 году, сыграв эпизодическую роль в мелодраме Михаила Калатозова «Первый эшелон». Но всесоюзной любимицей Татьяна Доронина стала лишь в 60-е годы, когда одна за другой в прокат вышли такие известные киноленты, как мелодрама Георгия Натансона «Старшая сестра», где актриса исполнила роль Надежды, мелодрама Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», где Доронина предстала в образе Анны Григорьевны, мелодрама Георгия Натансона «Ещё раз про любовь», в которой актриса исполнила роль бортпроводницы Наташи Александровой, и, наконец, рекордсмен советского кинопроката – мелодрама Олега Бондарёва «Мачеха», где Татьяне Дорониной досталась роль Шуры Олеванцевой. По мнению кинокритиков, это самая удачная главная роль за всю карьеру артистки.

Также Татьяна Доронина снималась в документальных фильмах и принимала участие во многих телепрограммах. В целом ряде художественных кинолент она выступила не только в качестве актрисы, но и в роли вокалистки. А в 1998 году издала автобиографическую книгу «Дневник актрисы».

В настоящее время легендарная актриса находится на заслуженном отдыхе, лишь изредка появляясь на людях. А произведения с её участием продолжают радовать блестящей игрой как давних любителей кино, так и более молодых зрителей.

5
1
Средняя оценка: 3.75
Проголосовало: 16