Валерий Липневич. «В кресле под яблоней». — Минск: Четыре четверти, 2023 — 208 с.
Валерий Липневич. «В кресле под яблоней». — Минск: Четыре четверти, 2023 — 208 с.
Валерий Липневич — поэт, критик, эссеист, переводчик, прозаик. Автор поэтических книг «Трава и дождь», «Тишина», «Неведомая планета», «Дерево и река», книги прозы «Ева, верни ребро!». Стихи переводились на литовский, украинский, немецкий, белорусский, сербский, английский. Один из авторов «Времени Икс» и «Антологии русского верлибра», а также других антологий и альманахов.
Печатался в журналах «Арион», «Воум!», «Дружба народов», «Новый мир», «Нёман», «Знамя», «Октябрь», «Наш современник», «Литературное обозрение», «Студенческий меридиан», «Юность», «Маладосць», «Крынiца», «Полымя», «Новая Немига литературная», «LiteraruS» (Хельсинки), «Mons Aureus» (Белград), «Камертон», в «Литературной газете», «Литературной России», «Независимой газете», «ЛiМе», «Знамя юности» и др.
Лауреат пяти литературных премий. Член СП Москвы.
В кресле под яблоней. Послесловие Нины Дунаевой
Проза Валерия Липневича — это пример той современной литературы, которой так не хватает сегодняшнему вдумчивому и интеллигентному читателю, ощущающему себя потерянно не только среди полок книжных магазинов, страдающих засильем детективов, фэнтези и биографий ушедших героев, но и в мире реальном, где человеческое общение и слово сдают позицию за позицией, уступая место частной собственности за железными дверьми и реальности виртуальной.
Именно для такого читателя повесть «В кресле под яблоней».
Главный герой — повествование идет от лица автора — приезжает в дедовский дом в Белоруссии и проводит в нем всего один день. Но за этот день, полный воспоминаний, когда каждое дерево или простая кошелка хранят в себе историю, он, по сути, проживает целую жизнь и даже не одну. В его мыслях переплетаются жизни его родных и друзей, соседей и случайных встречных, мимоходом проплывающих по судьбе каждого человека. Сколько в этой повести всего собралось воедино! Автор успел поразмышлять о войне, мире, смене социальных строев, простых человеческих ценностях — любви, смысле жизни… всего не перечислить, да и не стоит, наверное.
Главное, что все эти размышления — и это одно из главных достоинств книги — не приобрели менторского тона. Они не вызывают у читателя ощущения, что его поучают, как надо жить, с ним лишь делится своим опытом человек, которому уже есть, на что обернуться в своем прошлом, но он еще достаточно остро чувствует, что и впереди ждет не пустыня.
Почувствовать этот магнетизм жизни и суметь заразить им, вот, мне кажется, сверхзадача, которую ставил перед собой автор. Возможно, и бессознательно, хотя читатель её несомненно ощущает. А учитывая, что Валерий Липневич ещё и поэт (а кто как не поэты лучше других умеют передать настроение, характер и форму любой картинки, будь то простой пейзаж или личность человека, потому как особенно остро чувствуют «вкус» слова), то повествование получается живым и реалистичным. Хочется вместе с автором смотреть на вербы, гулять по кладкам, и рукой провести по старым стенам дома, уж не говоря про посидеть у печки. Эротический, откровенный рассказ «Дупло» тоже «живой, не нарисованный».
Высокое и низкое органично соединяются в нём, как и в самой жизни, смысл которой всегда был и остаётся в любви мужчины и женщины. В их «непреодолимой готовности тратить себя на другого». «Лунная дорожка» тоже о любви и её непредсказуемых поворотах. Органично вошло в книгу и давнее эссе «Девушка с яблоком», разошедшееся по миру тиражом более 1 000 000 экземпляров.
Читая произведения Валерия Липневича удается и поплакать, и посмеяться. Его проза — это ещё и возможность посмотреть вокруг себя, оглянуться в недавнее прошлое (свое собственное и страны в целом) и порассуждать, можно сказать, пофилософствовать. Но философствование это не оставит тяжелого осадка, не покажется заумным или надуманным, а скорее, пройдет, как чаепитие с другом, после длительной беседы с которым о многом задумываешься, но главное на чем ловишь себя, это на том, что ждешь новой встречи с ним. И не важно, что этот «друг» всего лишь книга. Нынче и таких друзей надо ещё поискать.
Отзыв о повести «В кресле под яблоней»
Пару лет назад читала «Хронику верной и счастливой любви» у Тимура Кибирова, засыпала по ходу и раздражалась бесконечно, думала, брошу — из-за его бесконечных нотаций и нравоучений. Теперь понимаю, что вот то, что он пытался сделать — поговорить обо всем на свете на фоне куцего сюжета (на мой взгляд, у него не получилось).
У вас и сюжета как такового нет, а текст течет и оставляет отпечаток. У вас сложилось и срослось. Одно дополнило другое и не перебило. Знаете, Валерий, для меня есть совершенно субъективный метод оценки прозы (хотя о какой объективности вообще можно говорить в искусстве?!) — но если мне в течение не очень монументального произведения хотелось и плакать и смеяться — вещь удалась. Мне не только удалось и поплакать, и посмеяться, я, видимо, должна сказать вам отдельное спасибо за то, что прожила параллельно чтению и свой первый весенний день без мамы…
Спасибо вам!
Я не знаю, кем Вы сами считаете себя в большей степени, но как-то так неожиданно для меня получилось, что проза Ваша становится для меня больше, чем поэзия. Я все больше соглашаюсь с чьей-то мыслью (не помню чьей, но не моей), что для хорошего писателя — поэзия лишь корсет, в который он затягивает свою прозу.
Видимо, это про Вас.
Н.Д., Москва
Отзыв о рассказе «Дупло»
В самом названии — «Дупло» — кроется метафора чего-то глубинного, защищающего и пугающего одновременно каким-то провалом в неизвестность, а ещё — это портал в детство и юность, память о которых питает душу всю оставшуюся жизнь, потому что из детства и есть пошёл человек — мальчик, юноша, мужчина в данном случае.
Что касается вопроса отношения полов, то начиная с античных времён и по сей день ломаются копья, а так и не пришли к единому мнению в плане философско- этическом, не говоря уже о бытовом.
На мой субъективный взгляд в произведении бьёт ключом акцентированная мужская «самость» («мужчина — я, женщина — твоя» — Розанов).
Насчёт высказывания Жданова в адрес Ахматовой в плане — «от будуара — к молельне» — можно спорить бесконечно, а насчёт «принцессы и деревенской дурочки» — в одном флаконе, нужно ещё подумать. С улыбкой. Мне нравится Чеховское: «Женщины без мужчин блекнут, а мужчины без женщин — глупеют».
Автор имеет право как многоопытный мужчина, «ценитель женской красоты» на свою концепцию, даже если читателя напрягает или шокирует откровенный физиологический аспект повествования или это эмоциональное условное деление — любимых! — подчёркиваю — женщин на «коровушек» и «козочек», но люди в конце концов — часть природы, и мужчины — тоже, которые и у женщин могут фигурировать под всякими ярлычками. Здесь главное — две дополняющие друг друга данности, объединённые любовью, которой — да, не хватает на всю жизнь, но есть ещё перетекание одного состояния — в другое: это как две бурные горные речки, сливаясь на равнине в единое русло, меняют течение, и потом ровно и спокойно несёт эта река свои присмиревшие воды, хотя и присутствие подводных течений не исключено.
Вот только такое «единокровие — редкий дар небес, и потому автор предельно честен, говоря о том, что стоит ли давать жизнь новому человеку в сообществе, у которого нет будущего, где всё на потребу животному инстинкту, слово «животного» — можно убрать, дабы не обижать гораздо более чистых существ, которых оправдывает инстинкт природный, а не жажда удовольствий, извращённых — в том числе.
И всё-таки — «мужчина и женщина — бытие рода». И всё-таки — любовь! «Любая любовь — счастье», говоря словами автора. Не знаю сможет ли любовь к женщине конкурировать с любовью к реке под дивным летящим названием Птичь, но огромное спасибо за эту очищающую любовь, за "половодье» чувств, за профессиональное мастерство автора, предельно откровенно и чувственно погружающего нас в это половодье.
Людмила Баневич-Гаврилюк
Отзывы о «Девушке с яблоком»
Кажется, мой дом со вчерашнего вечера, пронизан опьяняющим ароматом Вашего волшебного наливного яблочка. Кроме того, слышен ненавязчивый нежный шорох влажных, пахнущих свежестью, листьев... Разных, неизбежных и таких понятных чувств.
Вижу, сидящую у зеркала, героиню с твёрдым внутренним стержнем, красивыми огненными глазами и добрым сердцем, в столь юном возрасте, способную увидеть и осознать главное в мужчинах. Ощутить их энергию всеми своими клеточками... Пытающуюся понять саму жизнь... Понять себя. Ответственная, умная и бесконечно женственная. Верю, счастливая.
Прочитала не отрываясь.
Лариса Стародубец, Омск
Тени цвейговских новелл промелькнули где-то вдалеке и безвозвратно растаяли... Если скользить поспешным читательским взглядом, вполне можно остаться равнодушной к тексту. Если же подойти со всем возможным средоточием мысли, то вознаграждение последует, и какое!
"Как хорошо! Ах, как точно!" — повторял внутренний голос, не переставая :).
Давно не получала такого удовольствия.
Благодарю.
Грачева Арина, Москва
С большим удовольствием перечитала ваше произведение. Надо же, столько лет прошло от первого прочтения в «Студенческом меридиане», а по-прежнему сердце откликается на поток отточенных мыслей, таких разных, но удивительно гармонично соединённых в одном "письме". Особенно понравилось Ваше рассуждение о страдании. И про "хомут" тоже очень точно! Раньше я не могла по достоинству оценить именно это высказывание по причине молодости. Теперь же самой жизнью прочувствовала его глубину :-))).
Анжелика Беляева, Уссурийск