«Во имя Твое спаси мя»

23 сентября 2023 года – 130 лет со дня рождения великого русского философа и филолога-классика Алексея Лосева

Ему было суждено стать легендой русской философии всего XX века.
Доктор филологических наук, профессор, лауреат Ленинской премии и тайный монах, Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988) не только до конца своей долгой жизни был единственным оставшимся в СССР представителем русской религиозно-философской школы, но и привёл к вере многих своих учеников. 
«Доверие выше веры. Вера в Бога – теория. Доверие к Богу – практика. Доверять значительно тяжелее, чем верить, – так считал Алексей Фёдорович. – Мы должны полностью полагаться на волю Бога, несмотря на самые невыносимые условия существования». 
Человек, по Лосеву, только тогда идёт к Творцу, когда полагается не на науку и технику, не на самого себя, а лишь на Творца. 
С его точки зрения, «…неверующий подобен кроту, который не знает, куда ведёт его нора. Крот роет вслепую»
Только верующий человек, по Лосеву, знает, куда идёт, и понимает смысл жизни.
…В 1927 году появляется знаменитая Декларация Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) «Об отношении Православной российской церкви к существующей гражданской власти». 
Лосев позицию митрополита Сергия не принял. После этого он не посещал богослужений в храмах.
«Насколько я знаю, – отмечает заместитель декана философского факультета МГУ по научной работе Алексей Козырев, – он действительно с тех пор не был связан с Церковью, в храмах Московской Патриархии не причащался и не посещал их, дома принимал у себя только некоторых избранных священников. Есть свидетельство отца Павла Флоренского, что он сам дома служил литургию».

…Практически на каждой фотографии Лосев запечатлен в своей знаменитой шапочке. Он носил её с момента публикации книги «Диалектики мифа».
«В школе старший друг, почти учитель, дал мне почитать только что вышедшую книгу Лосева “Дерзание духа” – сборник его бесед с учениками на разные темы, – вспоминает председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – И только потом, в институте, я услышал о нём как о православном мыслителе и монахе, узнал, что шапочка, которую он носил, – дань вовсе не академической традиции, а его монашескому выбору. 
Что он не просто последний большой философ советского времени и даже не просто христианин, прошедший ссылку и лагерь, а подвижник, избравший монашеский путь и оставшийся верным ему до конца».

Несмотря на советские времена, эту скуфью – монашескую шапочку – Алексей Фёдорович носил на голове до последних лет жизни. 

***

Алексей Фёдорович Лосев родился 23 сентября (по н. ст.) 1893 году в Новочеркасске в семье донского казака – учителя физики и математики в гимназии Фёдора Петровича Лосева. Он был также одарённым музыкантом – скрипачом, хормейстером и дирижёром. 
По воспоминаниям Алексея Лосева, увлечение скрипкой привело его отца к тому, что он «оставил семью, дом, уважаемое дело… Он полностью отдался богеме, которая поглотила его»
…Воспитала Алексея мать, Наталья Алексеевна, дочь протоиерея Алексея Полякова, настоятеля храма Архангела Михаила города Новочеркасска. 
В этом храме отец Алексий и крестил внука Алёшу. Все предки по линии матери тоже были донские казаки, участники русско-турецких войн.

***

Алексей Лосев окончил с золотой медалью классическую гимназию имени Матвея Платова в городе Новочеркасске.
В гимназии был домовый храм во имя солунских братьев, святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нём гимназист Алексей Лосев пел в хоре. Просветителей славян Алексей Федорович чтил до конца своих дней.

В 1915 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета по отделениям философии и классической филологии. 
Ещё студентом занимался научной работой в Психологическом институте, основанном Г. И. Челпановым. По его рекомендации участвовал в заседаниях Религиозно-философского Общества памяти Владимира Соловьёва.
На его заседаниях общался с выдающимися религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, священника, «Русского Леонардо» Павла Флоренского.
В 1914 году в научной командировке в Берлине был оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию.

***

В годы гражданской войны Лосев остаётся один: его мать и другие родственники умерли от тифа. 

В этот период Алексей Фёдорович читает лекции в Нижегородском университете, где его избирают профессором классической филологии в 1919 году, а в 1923 году утверждают в этом звании в Москве. 
С 1922 года – профессор эстетики Московской консерватории. 
Преподавал также во 2-м МГУ и Государственной академии художественных наук, был научным сотрудником Государственного института музыкальной науки.

***

В 1922 году в Ильинском храме Сергиева Посада священник Павел Флоренский обвенчал Алексея Фёдоровича Лосева с Валентиной Михайловной Соколовой. 
Талантливый математик и астроном, Валентина Михайловна стала верной сподвижницей мыслителя, его духовной единомышленницей. 
В доме Соколовых на Воздвиженке Лосев с 1917 года снимал комнату.
В 1920-е годы Лосев был регентом левого клироса, чтецом, звонарём, прислуживал в алтаре московского храма Воздвижения Креста Господня неподалеку от дома, где он жил. Его называли Алексей Звонарь. 
Храм находился на Воздвиженке, на месте напротив Военторга, был взорван в 1933 году. 

***

3 июня 1929 года духовный отец супругов Лосевых – афонский монах архимандрит Давид (Мухранов), он возглавлял движение имяславцев, в котором участвовали и Лосевы, – совершил их тайный монашеских постриг. Они приняли имена святых Андроника и Афанасии. 
Преподобные супруги Андроник и Афанасия жили в V веке в Антиохии. После смерти детей они целиком посвятили себя служению Богу. Святой Андроник поступил в скит, а святая Афанасия – в монастырь.
«Будучи человеком действия, Алексей Фёдорович вместе с женой принимает решение о тайном пострижении в монашество, – комментирует это событие настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумен Пётр (Еремеев). – К этому времени монастыри в Москве закрываются новой властью окончательно и тайное монашество становится единственной возможностью сохранить преемственность русского иночества...
Для монаха Андроника, ставшего позднее одним из выдающихся деятелей русской культуры и отечественной науки советского периода, это был шаг внутрь себя, бескомпромиссное посвящение своей жизни и трудов Богу».

***

В 1920-е годы Лосев, как и священник Павел Флоренский, был сторонником духовного течения Имяславие – особо почиталось Имя Божие и считалось, что «Имя Божие есть Сам Бог, но Бог не есть имя». 
Поэтому Алексей Фёдорович изучал не только античную эстетику или проблему символа, но и философию Имени как «изначальной сущности» мира. 

В эти годы Лосев издал серию трудов: «Античный космос и современная наука» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927), «Философия имени» (1927), «Диалектика художественной формы» (1927), «Диалектика числа у Плотина» (1928), «Критика платонизма у Аристотеля» (1929), «Очерки античного символизма и мифологии», (т. 1, 1930), «Диалектика мифа» (1930). Это первое «восьмикнижие» было с энтузиазмом воспринято русской эмиграцией и подвергнуто критике в советской печати, вплоть до нападок Кагановича с трибуны XVI съезда ВКП(б). Каганович назвал Лосева черносотенцем, реакционером и мракобесом.

   

***

18 апреля 1930 года «Диалектика мифа» послужила причиной ареста Алексея Фёдоровича. Она содержала резкие выпады против церковной политики советской власти.
Когда книга уже прошла цензуру, Лосеву удалось включить в неё несколько глав, в которых он называл коммунизм очередным мифом, разоблачал марксистскую мифологию (марксизм для него «не есть научный метод») и официальную философию с её диалектическим материализмом, который он назвал «вселенским чудищем».

   

Тираж изъяли, но часть его всё-таки распространилась. Разразился огромный скандал, Лосев был подвергнут травле. 
После ареста Алексея Фёдоровича в ходе следствия выяснилось его участие в движении имяславцев. 
Было сфабриковано дело о церковно-монархической организации «Истинное православие», по которому проходило много учёных и священнослужителей. Чуть позже была арестована и Валентина Михайловна.
20 сентября 1931 года объявлен приговор: А. Ф. Лосеву дали десять лет лагерей, В. М. Лосевой – пять лет.
Отбывали наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где Алексей Фёдорович почти полностью потерял зрение.
В 1933 году после завершения строительства канала оба были освобождены досрочно по инвалидности и в связи с ударной работой. 
Благодаря этому был выдан документ, разрешающий супругам Лосевым жить в Москве и снимающий судимость.

***

После возвращения из ссылки Алексей Фёдорович получил возможность публикаций только после 1953 года. Мыслителю было запрещено заниматься философией. Он обратился к материалистической диалектике. 
Возникли огромные проблемы с устройством на работу. Человеку, свободно знавшему греческий, латинский, английский, итальянский, немецкий, французский, польский и чешский языки, в Москве работы не находилось. Заработок Лосев получал за счёт чтения лекций в университетах.

…В ночь на 12 августа 1941 года в их дом на Воздвиженке в Москве, где они жили, попала огромная фугасная бомба. 
Погибла мать Валентины Михайловны, погибли многие рукописи и книги. Раскопками в развалинах дома и спасением рукописей, книг руководила Валентина Михайловна. 
А уцелевшему Алексею Фёдоровичу Господь даровал ещё почти полвека земного бытия.

 

…С 1944 года Лосев – профессор кафедры общего языкознания в Московском государственном педагогическом институте. 
В 1942-1944 годах Алексей Фёдорович был профессором кафедры истории философии МГУ. 
С 1944 года – профессором в Московском государственном педагогическом институте. 

***

В 1954 году супруга Валентина Михайловна умерла от рака. Она была похоронена на Ваганьковском кладбище.
…Алексей Фёдорович женился фиктивным браком на своей аспирантке, дочери репрессированных родителей Азе Алибековне Тахо-Годи. Она была доктором филологических наук, почётным профессором МГУ. 
Аза Алибековна до последнего дня жизни Алексей Фёдоровича была его верной помощницей, а после смерти стала хранительницей его наследия.

 

«Вплоть до 1000-летия Крещения Руси, когда в Советском Союзе уже фактически началось “Второе Крещение Руси”, – вспоминала Аза Алибековна, – профессор Лосев продолжал традиции дореволюционного университетского образования. 
И вместе с тем оставался наследником той русской религиозно-философской школы, которая ушла с людьми, чьим учеником и собеседником был Алексей Федорович: Семёном Франком, Николаем Бердяевым, священником Павлом Флоренским...»

***

Во второй половине 1950-х, несмотря на потерю зрения, начинают выходить всё новые и новые работы Лосева. 
С 1963 по 1994 вышло второе «восьмикнижие» Лосева – восьмитомная «История античной эстетики», за которую он был удостоен Государственной премии СССР в 1986 года. Его «Истории античной эстетики» изменила традиционные представления об античности. 

 

Лосев, обладая феноменальной памятью, большинство своих трудов, в том числе и «Историю античной эстетики», надиктовал.
В библиографии Алексея Фёдоровича более 800 произведений, более 40 из них монографии, десятки энциклопедических статей, написанных для «Философской энциклопедии» и энциклопедии «Мифы народов мира».

 

…В 1980-х годах, будучи уже тяжело больным, Алексей Фёдорович открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя Имяславие.

***

В последние годы Алексей Федорович исповедовался и причащался тайно, на дому. Церковные службы он знал наизусть. Пост соблюдал строго.
К концу жизни он различал только свет и тьму. 

В память о том, что и при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся творческих результатов, в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

***

Алексей Фёдорович Лосев ушёл в жизнь вечную 24 мая 1988 года – в год 1000-летия Крещения Руси и в день своих любимых святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей Словенских. 
А за два дня до блаженной кончины он продиктовал свой последний текст – «Слово о Кирилле и Мефодии».

«Слово о Кирилле и Мефодии» зачитала Аза Алибековна в Институте мировой литературы Академии наук СССР на девятый день со дня кончины Алексея Фёдоровича, на заседании в честь 1000-летия Крещения Руси. Оно сразу было напечатано в «Литературной газете» от 8 июня 1988 года. 
…Похоронили Алексея Фёдоровича по православному обряду на Ваганьковском кладбище в Москве рядом со своей супругой Валентиной Михайловной. 
Сначала на могиле был установлен деревянный крест, потом его сменил крест из чёрного мрамора, на котором написаны слова из 53 псалма «Во имя Твое спаси мя». 
На Ваганьково чтут память Алексея Фёдоровича: каждый год в дни его кончины и рождения – соответственно 24 мая и 23 сентября – в храме Воскресения Словущего совершаются панихиды.

***

Алексей Фёдорович Лосев реабилитирован в 1994 году.
Незадолго до смерти учёный участвовал в съёмках документального фильма «Лосев» – дебютной картины режиссёра Виктора Косаковского. 
Виктор Косаковский успел снять почти целиком этот документальный фильм – доснимал во время похорон со слезами на глазах. 
Фильм получил приз «Серебряный кентавр» на Международном фестивале неигровых фильмов «Послание к человеку» в 1991 году и премию «Триумф». 
…В 2000 году в Москве на Арбате, где Лосев прожил более полувека, учреждена первая в России специализированная философская библиотека «Дом А.Ф. Лосева».

В 2006 году во дворе «Дома А.Ф. Лосева» установлен бронзовый бюст философа на постаменте из карельского гранита (скульптор В.В. Герасимов) с надписью «Великий русский философ Алексей Лосев».

Памятник философу был установлен и на его родине в Новочеркасске, а 23 сентября 2016 года на доме, где родился Алексей Фёдорович Лосев, установлена мемориальная доска.

 

Фото из открытых источников.

5
1
Средняя оценка: 3.48
Проголосовало: 25