Как гитлеровцев окончательно выбили с Кавказа

9 октября 1943 года освобождением Таманского полуострова завершилась грандиозная битва за Кавказ. Эта дата не зря вошла в перечень Дней воинской славы России…

Всего сражение за Кавказ продолжалось 442 дня, уступая по длительности лишь битве за Ленинград, окончательная ликвидация гитлеровской угрозы которому произошла лишь в начале 1944 года.
Летом 1942-го оборонительные операции Красной Армии помешали немецким войскам захватить нефтеносные районы и, в случае захвата Грузии, лишить баз Черноморский флот. 1 января 1943 года советские войска начали мощное контрнаступление по всему фронту. 
Успеху контрнаступления способствовало и предварительное истощение вражеских сил в бесплодных и кровопролитных попытках прорваться через кавказские перевалы, и качественное совершенствование наших подразделений. Так, к этому времени была практически восстановлена корпусная система в организации армий, вновь появились мощные артиллерийские «кулаки» в виде целых отдельных артиллерийских дивизий, способных обеспечить непреодолимый вал огня при прорыве вражеских позиций. 
Также были восстановлены крупные танковые соединения – даже не «мехкорпуса» предвоенного времени, а полноценные танковые армии, состоящие из сотен грозных боевых машин. На вооружение авиации ставились все более новые и современные модели самолетов – такие, как Ла-5, Як-9 и Як-3, усовершенствованные за счёт кабины стрелка штурмовики Ил-2, другая современная техника, ничуть не уступающая немецкой, а в ряде случаев и превосходящая. 
За период наступления на Северном Кавказе советские войска прошли с боями около 800 км, освободили от немецко-фашистских захватчиков территорию площадью около 200 тыс. кв. км и нанесли большие потери вражеской группе армий «А». Советские войска за этот период уничтожили около 275 тыс. и захватили в плен свыше 6 тыс. солдат и офицеров противника, уничтожили и подбили 890 танков, свыше 2 тыс. самолетов, 2127 орудий, 1394 миномета, около 500 пулеметов, свыше 7 тыс. автомашин; авиация и корабли Черноморского флота потопили более 600 различных судов противника. За это же время наши войска захватили 458 танков, 1392 орудия, 1533 миномета, 35 414 винтовок и автоматов, свыше 15 тыс. автомашин, большое количество паровозов и вагонов и много другого военного имущества.
Однако для достижения победы в операции нашим бойцам надо было еще освободить Кубань и Таманский полуостров, преодолев мощный рубеж немецкой обороны, так называемую «Голубую линию». Рубеж этот простирался от Азовского до Черного морей, опираясь на многочисленные природные преграды по ходу своего расположения. На севере это были многочисленные речушки и лиманы, форсировать которые без полноценных плавсредств было практически невозможно, на юге немецкой обороне помогал горный рельеф, немногочисленные перевалы которого легко было перекрыть даже относительно небольшими силами.
На участках же пролегания дорог или иных мало-мальски доступных путей продвижения, гитлеровцы воздвигли мощные оборонительные сооружения в несколько эшелонов с «шагом» от 5 до 25 км. Только ДЗОТы и ДОТы в первой линии чередовались каждые 75 метров, то есть пространство между ними находившиеся там немцы могли эффективно простреливать даже из пистолетов! А ведь на вооружении таких огневых точек, разрушить которые могло лишь прямое попадание не самого мелкокалиберного снаряда, имелись и пулеметы, и автоматы…
А плотность установленных противником мин доходила до 2,5 тысяч на километр фронта! Также им уже тогда широко практиковалась установка мин-ловушек (на современном военном языке обычно именуемых «растяжками») в самом простом варианте, с использованием обычных гранат.

***

Тем не менее, в ходе запланированной на начало сентября 1943 года Новороссийско-Таманской операции войска Северо-Кавказского фронта с прорывом «Голубой линии» справились в кратчайшие сроки – чуть больше месяца. Это при том, что некоторые вражеские укрепления приходилось штурмовать в лоб, поскольку обойти их с флангов не было никакой возможности в силу уже упоминавшихся выше особенностей местности, тех же обширных лиманов, например. Для понимания сложности задачи достаточно даже бегло посмотреть на карту района боевых действий тех времен.

.

Стоит обратить внимание на обилие линий синего цвета с выступами на запад, обозначающих все новые и новые рубежи обороны, занимаемые отступающими гитлеровцами для задержки нашего наступления – их без труда можно насчитать минимум полдесятка.
Однако наши войска тоже умели готовить для врага неприятные сюрпризы. Первым из которых стало крупномасштабное наступление 10 сентября, начавшееся с высадки десанта в Новороссийске, который оккупанты превратили в почти неприступную крепость. Тем не менее крепость эта была взята благодаря героизму и умению наших бойцов всего за 5 дней – уже 15 сентября немцы отступили из города, заслуженно получившего звание «города-героя».
Тактика совместных действий сухопутных войск и моряков Черноморского флота и Азовской флотилии, успешно высаживавших в тылу гитлеровцев немалочисленные десанты, отвлекавшие врага от фронтальных ударов, и грозившие окружением, неоднократно применялась и дальше – например, в ходе операции по освобождению Анапы, которое произошло 21 сентября. 
Как замечал в своих мемуарах будущий министр обороны СССР (в 1967-76 годах) маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко (в то время генерал-лейтенант, командующий 56-й армией Северо-Кавказского фронта), наше наступление осложнялось еще и следующим фактором: гитлеровцы быстро поняли, что планомерного медленного отхода через Керченский пролив в пока еще оккупированный ими Крым не получится. А значит, и вывезти огромные запасы накопленного за «Голубой линией» военного имущества тоже. 
В связи с этим, отступая под непрерывными ударами советских войск, они, что называется, «снарядов не жалели» (равно, как и бомб, мин, патронов и прочего) – все равно им пришлось бы все это подрывать во избежание захвата противником. Так что, как это ни звучит на первый взгляд парадоксально, но отступавшие немцы имели возможность вести огонь едва ли не большей интенсивности, чем наступавшие подразделения РККА. Ведь боеприпасы из нашего тыла приходилось доставлять по мере их продвижения все на большие расстояния. К тому же по дорогам, приведенным в негодность врагом накануне бегства. 

*** 

К 27 сентября была прорвана и последняя крупная линия вражеской обороны – между находящимся ближе к Азовскому побережью Таманского полуострова Ахтанизовским лиманом и лиманом Кизилташским, уже причерноморским. После этого наша 9-я армия, наступавшая на севере фронта, даже была выведена в резерв, поскольку оперативных задач для нее попросту уже не осталось – дальнейшее наступление вела 18-я армия южнее и 56-я армия севернее.
Первой из них удалось справиться с поставленной задачей чуть раньше, освободив Тамань 3 октября. Впрочем, задача 56-й армии генерала Гречко была сложнее: именно к северу от Таманского залива, надеясь на эвакуацию через Керченский пролив, отходили последние крупные немецкие части. Решительный штурм последнего вражеского рубежа на таманской земле начался 8 октября – после получасовой артподготовки. К рассвету 9 октября войска РККА прорвали последний рубеж, прикрывавший подступы к косе Чушка, заняли кордон Ильич и вышли к берегам Керченского пролива. Разгромленные части противника были прижаты к морю и уничтожены. В ночь на 8 октября катера Черноморского флота высадили части морской пехоты на косу Тузла и к утру очистили ее от врага. 
Как писал в своих мемуарах маршал Гречко:

«В 8 часов утра 9 октября я доложил Военному совету Северо-Кавказского фронта: «...Таманский полуостров частями 56-й армии к 7.00 9 октября 1943 года полностью очищен от немецких оккупантов». За 30 суток ожесточенных боев противник потерял убитыми 36 тыс. и около 22 тыс. ранеными солдат и офицеров, не считая потопленных и уничтоженных на переправах. Наши войска захватили 32 танка, 337 орудий, 229 минометов, 540 тяжелых метательных аппаратов, 83 паровоза, 2073 вагона, 184 склада и много другого военного имущества».

***

В этой связи представляется немаловажным подробнее проанализировать слова доклада Андрея Антоновича относительно вражеских потерь, «не считая потопленных и уничтоженных на переправах». Конечно, учитывая то, что такие потери обеспечивались в первую очередь боевой работой советских летчиков в пусть не таком уж глубоком, но все же вражеском тылу – абсолютно точный учет численности гитлеровских «200-х» с нашей стороны был невозможен.
Но о последнем можно с большой долей вероятности судить и по косвенным данным. Например, по следующей фразе из воспоминаний маршала Гречко о тех событиях.

«В эти дни 4-я воздушная армия произвела до 1800 самолето-вылетов, потопила около 150 судов противника и более 60 сильно повредила. Особенно сильные удары по коммуникациям врага наносили летчики Черноморского флота. Днем и ночью они совершали налеты на порты Таманского полуострова. Только с 20 по 28 сентября авиация Черноморского флота потопила 50 барж и 3 сторожевых катера, несколько транспортов и сбила 56 вражеских самолетов».
150 судов – много это или мало? Особенно, с учетом того, что «порожняком» такие плавсредства в период напряженной эвакуации бегущей в Крым 17-й немецкой армии никто бы не гонял. 
Известно, что даже немецкий «малый десантный катер» в годы Второй мировой войны был предназначен для перевозки минимум 50-70 человек десанта Да и то, надо думать, на относительно дальние расстояния, к которым ширина Керченского пролива всего в несколько километров уж точно не относится. Стало быть, нагрузка таких судов могла быть и больше.
А «быстроходная десантная баржа» могла запросто брать на борт две сотни пассажиров, плюс 3 средних танка. Эти суда специально строились с целью высадки десанта в Англии, для рывка через Ла-Манш. Так что ресурс у них на этот счет был более, чем солидный.
Таким образом, умножая полторы сотни потопленных нашей авиацией немецких судов на число могущих находиться на них немцев, получаем дополнительно от 7,5-10 тысяч (если бы это были лишь «малые десантные катера») до 30 тысяч (если речь шла о десантных баржах) ушедших на дно Керченского пролива врагов. Если же учесть, что с приближением советской канонады вовремя покинуть Тамань стремилось как можно больше гитлеровцев (а их суда строились с немалым запасом по грузоподъемности и могли взять на борт куда больше «штатного» количества пассажиров), вполне вероятно, что вражеские потери по этой «статье» могли быть и намного большими… 
Так что, хотя советским войскам и не удалось в ходе завершения битвы за Кавказ выполнить «программу-максимум» по окружению и уничтожению всей кубанско-таманской группировки противника, часть которой, все же, сумела эвакуироваться в пока еще оккупированный гитлеровцами Крым, но врагу были нанесены серьезные потери. А сама операция завершилась полным освобождением советского Северного Кавказа, Кубани и Таманского полуострова. 

5
1
Средняя оценка: 3.36667
Проголосовало: 30