Несущие дары: Сказка о четырёх концах бессмертия
Несущие дары: Сказка о четырёх концах бессмертия
Там, где цветёт полынь, сериал 2023 г. Платформа KION, Россия
«Кто такая Рута?» — «Она перевозит души умерших через Стикс».
Слоганы: «А без ребусов никак нельзя?» Или: «Не потакай своим страхам». Или: «“Ты испугалась?” — “Нет. Просто повзрослела”».
Жанр: драма, триллер, фэнтези
Режиссёр: Кирилл Кузин
Сценарий: Михаил Шульман, Анастасия Зарубеева
Продюсеры: Игорь Мишин, Максим Филатов, Александр Плотников
Оператор: Дмитрий Трифонов
Композитор: Александр Соколов
Художник: Екатерина Гуреева
В главных ролях: Виктория Агалакова (дочь Кубасова из «Эпидемии»), Риналь Мухаметов, Артём Ткаченко, Сабина Ахмедова, «Рута, ведьма» (светская львица в «Содержанках), Илларион Маров, Владислав Семилетков
Там всего-то надо — элементарно! — зайти в медленно колышущуюся полынь, в некий огромный лес из травы и полыни, похожей на каннабис. И… Убить, уничтожить нафиг живущее там. А что (или кто) там живёт — не подскажете?
Но мы начали с самого конца. Неинтересно…
Смерть, брошенная на показ, это раз
Мистика, мистика, мистика…. Не люблю мистику, поверьте.
Но — когда цепляет с первых секунд фильма — це дiло. Эт прикольно глянуть…
Я уже где-то говорил, дескать, с некоего (неопределённого) времени русские картины стало поистине приятно смотреть. Многие картины.
В данном случае — великолепная операторская работа. Также абсолютно не подкачала блестящая музыка, звуковое оформление. Очень качественно подобраны миксы, треки.
Например:
Ещё:
Москва. Шум, пробки. Идеально лощёные трассы. Чудные перспективы: цветастые дома-площадки-небоскрёбы. Сказка, да и только.
Шустрое, бодрое начало картины через несколько минут кончается о-о-о-чень грустно.
Главная героиня Ульяна, в неизбывном горе от произошедшего с её матерью и братом, получает от неких высших сил задание, выполнить которое невозможно априори.
Кто-то называет это игрой. Шуткой. Кто — смертельным вызовом всему человечеству. Но — слишком уж она жестока, эта игра. Как бы ни величалась.
«Посвящённые» (те, кто видит, точнее, предвидит чей-то конец) с усердием ищут какую-либо вещь будущей жертвы. Эта штука (брелок-булавка-телефон) непременно должна светиться перед уходом последнего… и… и…
Понимаете, дело в том, что я чрезвычайно не люблю тупо рассказывать сюжет просмотренного намедни фильма. Это, считаю, — реальное дно критической статьи. Критической мысли.
Правда, кое-кому оно нравится, описательно-пересказывательное дно. Но не будем вдаваться в редакторские частности…
Десятый «А» — это два
Названия трёх наших небольших главок — и есть поручения страшной Ведьмы, которые обязаны материализовать «рабы Системы».
И вот тут очень быстро (серии-то — по 15 минут!). Вдруг:
Бац!!
Ульяна внезапно ощущает, мол, обрела какую-то неведомую, невероятно мощную потустороннюю силу. Могущую управлять не только её поведением, желаниями-помыслами. Но — и другими людьми, как ни странно.
То «приобретение» её шокировало сперва. Не давало развернуться по-настоящему: она ведь «избранная». Типа хакера Нео из «Матрицы», аха.
Постепенно Уля начинает разбираться в хитросплетениях полынного «Царства Смерти». Его приколах и загадках. И тайнах, и поводах к непрестанным убийствам, убийствам, убийствам...
Формула конструкта довольно тривиальна:
• Ведьме несут вещи умерших;
• Та их отдаёт Туману;
• Души умерших, — неприкаянные, молчаливые, — навсегда остаются в зарослях полыни. Под покрывалом жуткого, всё пожирающего Тумана-монстра;
• Ведьме же за очередное подношение — дарится разовый пропуск в вечные красоту и молодость. [Почему разовый? — спросите. Да потому что данное «кощеево» состояние надо подпитывать постоянно: с помощью таких как Ульяна, несущих «дары».]
Смерть, принятая по любви, это три
Вообще понятие «полыни» в ленте — как гигантизм Соляриса с обратным смысловым наполнением. Тот — лемовский Солярис — «думал» в кавычках, как сделать глобально лучше. Галактически лучше.
Полынно же травяной Солярис — в виде «чёрного» организма из подвластных (чёрному) интеллекту подопытных растений — думает, размышляет лишь о том, как можно больше поглотить мёртвых бесправных душ. Без реляции на возврат и реабилитацию. Без надежды на свободное существование. Упования к мечтам…
Живому, «обыкновенному» человеку — в полынь не зайти ни коим манером. (Как в ужасную «Зону» Тарковского.)
Чтобы туда попасть — нужно обладать нехилой мистической силой. Ураганом эмоций. (Ви́дением Сталкера, не менее.)
Фильм совершенно молодёжный по актёрскому составу. И старпёр вроде меня, не особо увлекающийся отечественным кинематографом, вряд ли назовёт по памяти кого-либо из медийных лиц с экрана. Лично меня это радует больше всего!
Сыгранные роли первого плана абсолютно релевантны ролям второго, третьего планов. Провала нет: всё идёт ровно, как по накатанной.
Уж извините, но так и просится аналогия с прошедшим уже на ТВ-экранах эпическим (по задумке авторов) «Годуновым». Где нет ни одного неизвестного зрителю исполнителя (перечисление фамилий ничего кроме улыбки не вызовет). Что превращает сериал в какой-то цветастый капустник. Бурую клюкву, где играют сугубо лавры, рейтинги-популярность – не талант и усердие. Но это к слову…
В «Полыни» не так. В «Полыни» оправдан и весомо подан каждый персонаж. Молодые ребята смотрятся естественно, обитая в среде, им знакомой.
Первый сезон качественно завершён с понятной, не оборванной смысловой коннотацией. Но ощущение напряжённости, недосказанности и какой-то неявной боязни за наше общее с вами будущее, дорогие господа, осталось. Повисло в воздухе снов…
P.S. По-философски вдумчивый читатель, образованный зритель (коих на «Камертоне» основная масса), спросят: типа «…а что за “четыре конца бессмертия” у тебя в заглавии?» — И будут правы.
Отвечу.
«Четыре конца» — некое воплощение «Розы ветров» благостного дыхания Вселенной. С примесью тюремного отрицалова, без которого не перешагнуть Рубикон истерического почитания Ведьмы… Боязни её: до бешеных колик в коленках.
Куда собственно подует ветер — никому не известно. Но если внезапно дунет, и не абы как, — там обязательно что-нибудь случится. В том и есть загадка жизни, неизменно скрывающейся от… от… от… Тумана.
…И когда туман, являющийся в сериале полноценным действующим лицом, субстанцией Зла, — куда несут свои «находки» подкупленные нечистью люди, — пожирает эти чудовищные по сути дары, Ведьма вновь и вновь получает бессмертие, красоту. И сей процесс (в прогрессе могучего Зла) — бесконечен и неостановим.
Под финал ещё один великолепный трек из фильма (там соляка пинкфлойдовская — обалденная):
Финал.
Зло наказано?..
***
Продолжение фильма следует…