«Эффект Гайдая»
«Эффект Гайдая»
19 ноября 2023 года – 30 лет со дня кончины советского режиссера Леонида Гайдая.
2023 год – год 100-летия Леонида Гайдая (1923–1993), великого кинорежиссёра, сценариста, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
…На его фильмах выросло уже не одно поколение зрителей. Шутки, героев, сцены Гайдай брал прямо из жизни – он видел смешное там, где другие его не замечали. Но сам Гайдай редко смеялся.
…Леонид Гайдай прошёл дорогами Великой Отечественной войны. Он служил в разведке. Много раз смерть подходила совсем близко – может быть, потому Гайдай так хорошо знал цену жизни и хорошей шутке...
…После войны Гайдай пробовал себя как актёр. Получив образование режиссёра, хотел снимать серьёзное кино.
А стал великим мастером комедии. Признан классиком комедийного жанра. Подарил нам бессмертные шедевры. Каждая его комедия полна искрометного юмора. И в то же время имеет социальное звучание.
Зная все шутки из его кинолент наизусть, мы всё равно над ними смеемся.
Комедия, как известно, – самый сложный жанр. Расстроить зрителя легко, а вот заставить его улыбаться – значительно труднее.
До самой смерти Леонид Ивович ходил в кинотеатры на свои картины, незаметно садился в зал. С волнением слушал, понятны ли его шутки новым зрителям, и радовался, что понятны. Сегодня он бы тоже в этом убедился.
Как же удалось Леониду Гайдаю понять, что смешно для зрителя, а что нет?
***
Ответ, возможно, кроется в его детстве. Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии в семье уроженца Полтавщины Иова Гайдая, бывшего каторжанина, отбывшего срок за другого человека. Затем семья перебралась в Читу, потом – в Иркутск.
В детстве он часто бегал в кино на Чарли Чаплина. Эти фильмы казались ему праздником, с которым не хотелось больше расставаться.
Он также смотрел все спектакли в Иркутском драматическом театре, знал их наизусть. Леонид мечтал быть актёром.
***
21 июня 1941 года Леонид Гайдай окончил школу. Узнав о начале Великой Отечественной войны, он вместе с одноклассниками пошёл записываться добровольцем в армию.
В военкомате ему отказали. Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский областной театр драмы, где в это время гастролировал московский театр Сатиры.
…В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта.
…Осенью 1942 года на Калининский фронт из Забайкалья прибыло пополнение. Среди новобранцев был и сержант Леонид Гайдай. Его определили во взвод пешей разведки.
Основная задача батальонных разведчиков – это добывать сведения о противнике. Леониду Гайдаю не раз пришлось отправляться за линию фронта.
В 1942-м за уничтожение огневой точки врага Гайдай получил медаль «За боевые заслуги».
20 марта 1943 года Гайдай был тяжело ранен. Он подорвался на мине.
Долго находился в госпиталях. Ему грозила ампутация, но после пяти операций ногу удалось спасти.
Гайдай был комиссован со второй группой инвалидности. Травма не дала продолжить военную карьеру, но зато предоставила шанс другому сценарию судьбы Гайдая.
***
Гайдай вернулся в Иркутск и поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне – академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова).
В 1947 году он окончил театральную студию при Иркутском драматическом театре. Его приняли в труппу театра, он успел сыграть Ивана Земнухова в «Молодой гвардии», Винченцио в «Укрощении строптивой» и другие роли.
***
В 1949 году Гайдай отправился в Москву – поступать на актёрский факультет ГИТИСа.
Автор легендарных советских комедий не собирался снимать кино. Леонид Гайдай видел себя актёром, причём театральным.
И уже в Москве Гайдай в одну секунду поменял решение и пошёл во ВГИК учиться на режиссёра.
Он поступил во ВГИК уже взрослым 26-летним человеком, прошедшим войну и поработавшим актёром в Иркутском драматическом театре.
Гайдай часто перечил преподавателям, не видевшим возможности перевоспитать уже сформировавшуюся творческую индивидуальность. После первого семестра его решили отчислить.
Неугомонный Гайдай стал обивать пороги руководства, пока не доказал, что наказан несправедливо.
Спасло строптивого студента появление во ВГИКе нового преподавателя, корифея жизнерадостной комедии Григория Александрова, набиравшего новую мастерскую.
Особого наплыва желающих делать весёлые фильмы почему-то не было, и Гайдаю разрешили с испытательным сроком перевестись к Александрову, по достоинству оценившему гайдаевские этюды.
***
С 1955 года, после окончания ВГИКа, Гайдай – режиссёр киностудии «Мосфильм». Первый фильм «Долгий путь» (1956, совместно с Валентином Невзоровым) он поставил по сибирским рассказам Владимира Короленко.
К жанру сатирической комедии Гайдай обратился только в следующей работе – «Жених с того света» (1958), которая подверглась жесткой цензуре и в результате была значительно сокращена.
Провалилась и киноповесть «Трижды воскресший» (1960).
***
Гайдай впал в депрессию и уехал в Иркутск, где произошёл решающий поворот в его судьбе. На чердаке деревянного родительского дома в Глазково (под Иркутском) он обнаружил номер «Правды» с фельетоном в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника.
Фельетон необычайно увлёк его. И Гайдай пишет на его основе сценарий про трёх недотёп-браконьеров, за которыми гонится собака с динамитом, привязанным к палке.
…В 1961 году он снял короткометражный фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» в духе американского немого кино.
…Незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трёх суперпопулярных героев масок советского кинематографа.
Именно в нём впервые появилась знаменитая троица: Бывалый, Трус и Балбес в исполнении Евгения Моргунова, Георгия Вицина и Юрия Никулина.
…Изначально на роль Бывалого Гайдай хотел взять Ивана Любезнова или Михаила Жарова, но те отказались, потому что фильм требовал хорошей физической подготовки, а им обоим было за 50.
В итоге Гайдаю посоветовали Евгения Моргунова, и он оказался самым молодым из всей троицы. На момент съемок ему было 32 года. Георгию Вицину, которого режиссёр сразу же хотел взять на роль Труса, был 41 год, а Юрию Никулину – 39 лет.
Гайдай заполнил десять минут «Пса Барбоса» гэгами звуковыми и визуальными, использовал рапид для ускорения движения в кадре, что придавало и без того смешным персонажам ещё больше комичности, и не вложил ни единого слова в уста Труса, Балбеса и Бывалого.
***
Короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс», снятая за 20 дней, была показана на закрытии Московского кинофестиваля 1961 года.
Картину про горе-браконьеров показали и на Каннском фестивале, где короткометражку номинировали на «Золотую пальмовую ветвь». Картина была куплена для проката в 102 странах.
…Фильм заявил о рождении незаурядного комедиографа.
***
На волне успеха Гайдай поставил с полюбившимися героями новую короткометражку «Самогонщики» (1962).
А после этого фильма Балбес, Трус и Бывалый в исполнении Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова появились вновь в третьей части комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в «Кавказской пленнице» (1966).
***
В картине «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» родился ещё один «фирменный» гайдаевский персонаж – студент Шурик.
Кого только ни пробовал Гайдай на эту роль! Олега Видова, Виталия Соломина, Александра Збруева…
Но Гайдая ни один из них не устроил, а устроил молодой актёр Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде.
27 июля 1964 года на «Мосфильме» прошёл первый съёмочный день: снимали сцену «Во дворе милиции», в которой «гражданам алкоголикам, хулиганам, тунеядцам» раздают наряды.
Гайдай, кстати, адаптировал для этого эпизода (а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе) случай из собственной биографии.
Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, будущий мастер советской комедии вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял.
Тогда военком осадил его:
«Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список».
***
Сюжет следующего фильма о Шурике «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) известен, конечно, всем: на летних каникулах студент отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор и становится невольным соучастником похищения спортсменки, комсомолки и просто красавицы Нины.
Её сыграла никому неизвестная артистка Наталья Варлей, которая прошла кастинг и обошла пятьсот других кандидаток.
Наталья была воздушной гимнасткой и выступала в цирке на Цветном бульваре. Между цирком и «Кавказской пленницей» Варлей успела сняться лишь в одном фильме.
Картина «Кавказская пленница» прославила Наталью Варлей. Леониду Иовичу была нужна именно такая героиня – улыбчивая и с яркими, выразительными глазами.
Наталье пришлось распрощаться с цирком, и её Нина покорила сердца зрителей.
…«Кавказская пленница» была первой работой с Гайдаем для композитора Александра Зацепина. Среди отправленных на съёмки в Крым мелодий была та самая «Песенка о медведях».
…«Кавказскую пленницу» цензура поначалу не пропускала. Картину спасло то, что она понравилась Брежневу. В год выхода на экраны комедию посмотрели более 76 миллионов зрителей.
***
В 1968 году Гайдай снял комедию «Бриллиантовая рука».
Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободский придумали сценарий фильма после прочтения нескольких статей о контрабандистах в советской газете «За рубежом».
В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке.
Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове (Юрий Никулин), который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов.
Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить.
Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над «Операцией «Ы» и «Кавказской пленницей», поэтому сценарную заявку писали сразу «под Гайдая», который стал не только режиссёром, но и соавтором сценария.
Андрей Миронов сам пришёл пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро – роль, которую артист недавно начал играть в театре.
Во время съёмок удалось воплотить многое из задуманного. Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка лёгкого поведения – тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским.
…Сцену с рыбалкой снимали очень долго, и Анатолию Папанову пришлось сидеть в воде температурой не выше +8 градусов.
Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и весьма экспрессивно крикнул: «Идиот!»
Это сняли случайно, но Гайдаю очень понравилась реакция актёра, и он решил вставить эпизод в картину.
…Гайдай со временем умело отводил глаза руководства от острых шуток. Прямо перед показом «Бриллиантовой руки» начальству режиссёр вставил в последнюю сцену ядерный взрыв, объясняя это тем, что хотел показать «всю сложность нашего времени».
Все были в таком ужасе от режиссёрского решения, что практически не обратили внимания на весь остальной фильм, поэтому «Бриллиантовой руки», несмотря на обилие в фильме буржуазных атрибутов вроде полуголых блондинок, поездок в булочную на такси и пьяных кутежей в ресторанах, цензура почти не коснулась.
***
Герои Гайдая постепенно образовывали целую галерею архетипов, удачно сочетавших как классические черты, так и специфические советские. …Так, очкастый Шурик – это романтический герой и одновременно стереотипный интеллигент, вечный студент.
Семён Семёнович Горбунков из «Бриллиантовой руки» – он и простой советский обыватель, и маленький человек.
***
В 1971 году на экраны вышла комедия «12 стульев» по культовой книге Ильфа и Петрова. Гайдай не раз признавался, что это одна из его самых любимых картин.
Из 22 претендентов на роль Остапа Бендера Гайдай выбрал неизвестного театрального актёра Арчила Гомиашвили. Он подарил вторую творческую жизнь Сергею Филиппову, взяв его на роль Кисы Воробьянинова.
Сам же он сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова.
***
В 1973 году вышел в свет комедийный фильм «Иван Васильевич меняет профессию», созданный по мотивам пьесы Михаила Булгакова.
Здесь снова появился Шурик, но уже в амплуа инженера-изобретателя.
В этой картине Гайдая появляется наш старый знакомый – Шурик. Уже повзрослевший состоявшийся учёный и гениальный изобретатель, работающий над созданием машины времени.
В фантастической комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик впервые обретает полное имя – Александр Сергеевич Тимофеев, предстает брюнетом, а не блондином.
Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше (его играет Юрий Яковлев), вору Жоржу Милославскому (в исполнении Леонида Куравлёва) и их приключениям при дворе Ивана Грозного.
Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех. «Иван Васильевич» стал лидером проката 1973 года. Картину посмотрели более 60 миллионов зрителей.
***
Верной музой и помощницей режиссёра была его супруга – актриса Нина Гребешкова, которую он называл нежно Нинок. С ней он познакомился во время учёбы во ВГИКе и прожил всю свою жизнь.
Гайдай снимал её во многих своих фильмах. Правда, скромничал – на главные роли не брал, но Гребешкова всё равно становилась украшением любой его картины!
Во многом благодаря Нине Павловне Гайдай стал тем, кем стал. Он всегда спокойно работал, зная, что у жены всё под контролем. Жена была надёжным «тылом» во всём.
От слова Гребешковой многое зависело. Гайдай всегда советовался с женой – и верил её оценкам безоговорочно.
***
Любимой эпохой режиссёра была эпоха 1920-х годов, которую он воспроизвёл в фильмах «12 стульев», «Не может быть!».
Леонид Гайдай снимал в 1960-е, 1970-е, 1980-е, шагнул в 1990-е и изменил культурное пространство в нашей стране.
…Последние картины Леонида Гайдая уже было не сравнить с его шедеврами 1960-х, 1970-х. Комедии, которые он снимал под конец жизни, не получили широкого признания у публики.
Изменилось время, люди, изменились и шутки. Леонид Гайдай, который всегда так остро, на уровне интуиции, чувствовал, что людям смешно, а что нет – в 1990-е перестал понимать, над чем же теперь смеётся народ.
Может быть, поэтому комедия «Опасно для жизни!» не получила такого широкого признания…
***
В 1993-м Волович и Инин написали для Гайдая комедийный сценарий о подводной лодке. Но Гайдай вдруг честно признался:
«Ребята, я, наверное, не смогу...»
В 70 лет у него началось воспаление лёгких...
Нина Павловна бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала.
…А 19 ноября 1993 года у Леонида Гайдая оторвался тромб в легочной артерии.
…Леонид Гайдай был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.
***
В 2013 году, к 90-летию со дня рождения Леонида Гайдая, в Москве была открыта мемориальная доска. Она установлена на доме, в котором жил режиссёр до самой смерти.
На церемонии открытия присутствовала семья Леонида Гайдая и его коллеги.
Авторы мемориальной доски – народный художник России Салават Щербаков и архитектор Василий Перфильев.
***
После кончины Леонида Гайдая его признали классиком и неповторимым мастером комедии.
И действительно: повторить успех Гайдая не удалось с тех пор ни одному режиссёру.
Есть такая добрая шутка: с каждым годом актёры в советских комедиях играют всё лучше и лучше!
В фильмах Леонида Гайдая каждый зритель находит что-то своё. Нечто доброе и смешное, что заставляет включать их и смотреть снова и снова.
***
Так в чём же его секрет?
Народные комедии, как показало время, – это особый жанр. И чтобы снимать их, требуется не просто талант режиссёра, но ещё интеллект, особое чутьё на тонкий юмор, добрую иронию, чтобы кино получилось смешным, а не примитивным и пошлым.
И ещё. Снимая народное кино, Гайдай всегда обращался к эксцентрическому инструментарию популярных у широкой аудитории «низких» искусств, вроде цирка, балагана, карнавала и эстрады. Кинематографисту это ставили в вину и критики, и коллеги, зато для зрителя он был режиссёром номер один.
…Для нас Леонид Гайдай – больше, чем просто человек и режиссёр.
Гайдай – это память о наших родителях, наше детство, наше самое доброе и самое весёлое на свете кино.
***
Вот уже несколько поколений цитируют комедии Леонида Гайдая: «Руссо туристо! Облико морале!», «Цигель! Цигель ай-лю-лю!»…
Многие из этих цитат приобрели популярность не только в России, но и за рубежом: иностранные торговцы выучивали фильмы Гайдая, чтобы быть ближе к российским туристам.
Режиссёр придумал для речи «иностранцев» особый язык. Зрители мгновенно его запомнили и стали активно использовать.
Гайдай подарил нам не только вечные фильмы, но и множество актёров, которые тоже навсегда вписаны в историю кино.
…«Эффект Гайдая», уникальный феномен, сколько бы раз ни смотрел, всё равно смешно и актуально. И спустя десятилетия его ленты пересматривают с такой же теплотой и восхищением.
Фото из открытых источников.