Премьера в Новом театре

25 октября в Новом театре на Мясницкой второй раз играли премьерный спектакль «Столыпин. У премьер-министра мало друзей». 

Спектакль о последнем отрезке жизни одного из самых ярких государственных деятелей Российской империи, премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина, профессиональная жизнь которого не была спокойной, да и сам Пётр 
Аркадьевич создавал это неспокойствие противоречивостью своего характера. 

Но сначала несколько слов о предыстории молодого театра, неотъемлемой от новейшей истории российского театра вообще.

Многие помнят, что в недавнем прошлом Эдуард Бояков обновил МХАТ имени Горького, которым до того руководила Татьяна Доронина. 

Но затем театр перешёл под руководство Владимира Кехмана, диапазон профессиональной деятельности которого трудно как-то конкретно обозначить, а руководимый им МХАТ им. Горького пока что исчез из театральной повестки.

Неутомимый Эдуард Бояков создал Новый театр на Мясницкой. Часть труппы и сотрудников перешла с Бояковым в его новый театр. Театровед и музыковед Екатерина Кретова, активно продвигающая ещё под руководством Эдуарда Боякова музыкально-литературные проекты во МХАТе, теперь возглавляет литературную часть в «Новом театре». 

Влилась в творческий процесс Нового театра и поэтесса Мария Ватутина, тоже заявившая о себе ещё во МХАТе Боякова.

В Новом театре интересно всё. Прежде всего историческое здание XVIII века на Мясницкой улице, знакомое не только всем москвичам, но и тем, кто хотя бы раз прошёл по Мясницкой. Это усадьба Салтыковых-Чертковых. 

Интерьеры усадьбы продуманы и реконструированы так, чтобы сохранить дух времени, в которое усадьба была построена, и одновременно соответствовать современным канонам, что важно для погружения в театральное действо Нового театра. 

Как бы в подтверждение знаменитого изречения К.С. Станиславского, продуман и гардероб, где одежду принимают симпатичные, доброжелательные девушки.

Надо отметить и интеллигентную публику, в которой вы не увидите молодых женщин «с бровями и ногтями». Люди с интересом осматривают интерьеры усадьбы, им приятно соприкоснуться с такой стариной. 

Впечатляет анфилада комнат с предметами интерьера «раньшего» времени, располагающая возможностями для иммерсивных постановок. Зал театра на 200 мест с бархатными креслами. Здесь хорошая акустика и свежий воздух при отсутствии кондиционеров. Вместо них – система окон, расположенных так, что воздух поступает, но ниоткуда не дует. Здесь зрителей уважают и ценят, создавая для них комфортные условия.

Уже больше века фигура Столыпина, вызывает жаркие споры на разных уровнях. Менялось официальное отношение к нему при разных общественных формациях, которые пережила наша страна. Личность Столыпина, погибшего в результате покушения, воспринимается неоднозначно, будоражит умы и вызывает споры. 

Он мог генерировать идеи реформ и тут же принимать противоположное этим идеям решение на государственном уровне. Так, например, он внёс в повестку Совета министров вопрос об отмене черты оседлости евреев, но проголосовал против. Хотел быть примерным семьянином, но не знал, как совместить свой государственный долг с заботой о семье.

Постановка пьесы Святослава Рыбаря на сцене камерного Нового театра отличается от постановки Эдуарда Боякова той же пьесы на сцене МХАТа имени Горького с техническими возможностями большой сцены. Это два разных спектакля.

Здесь режиссёр-постановщик Эдуард Бояков и его коллеги создали спектакль для камерного театра, минимизировав декорации до видеоряда с огромными фотопанно на заднике сцены, воссоздающими эпоху, в которой происходит действие спектакля.
Герои, в основном, по двое выходят на авансцену, где беседуют в форме эпистолярия, глядя не друг на друга, а в пространство зрительного зала. 

Продолжительность спектакля 75 минут, что оптимально для такой постановки, когда зритель погружается в действие на сцене и должен осмыслить и принять или не принять авторскую интерпретацию исторических фактов и роли главного героя в российской истории. 

В актёрском ансамбле хочется отметить Эдуарда Флёрова, сыгравшего главную роль ещё в первой постановке Эдуарда Боякова во МХАТе имени Горького. Роль министра финансов Коковцова играет Народный артист России Валентин Клементьев, прослуживший до этого во МХАТе имени Горького больше тридцати лет. 

Несмотря на то, что роль второстепенная, персонаж запоминается, благодаря яркому и выпуклому образу, воссозданному талантливым артистом. Отдельного упоминания заслуживает его неповторимый голос.

Конечно, спектакль ещё молодой и как любой молодой организм требует времени на развитие и становление. Коллектив талантливых людей Нового театра на Мясницкой под руководством Эдуарда Боякова позволяет себе строить амбициозные планы на будущее. 

«Родина требует служения...» Эти слова Петра Аркадьевича Столыпина всегда актуальны.

5
1
Средняя оценка: 3.09524
Проголосовало: 21