«Рахмет, братан, сомнений жох!»: Энциклопедия мошенничества

Сериал «Мошенники»-2023. Казахстан, 18 +. Платформа Яндекс Плюс. 

Жанр: драма, криминал, триллер
Слоганы: «Главное — войти в доверие». Или: «Больше понтов, больше бабок!». Или: «Они ж сами виноваты: хитрые алчные жестокие твари…».

Режиссёр: Олжас Нурбай
Сценарий: Рустем Омаров, Ильхан Исхакбаев
Продюсеры: Саида Игенбек, Акылбек Досжанов
Оператор: Багдат Аргинов
Композитор: Назарбек Оразбеков
В главных ролях: Рустем Омаров, Фариза Ескермес, Азамат Нигманов, Акылхан Алмасов, Ернар Себетов, Олжас Нурбай, Самал Нурбаева

Интерстеллар по-казахски

Смешно, конечно, браться за обзорный текст с набившей оскомину фразы «скупой платит дважды». Увы, лучшей поговорки для жадных «лохов», надеющихся на мавродиевское «эмэмэмное» чудо, ещё не придумано. Так и есть — во веки веков! Начнем же, помолясь… [В ленте немало места занимает авраамический уклон.]

Главное, грамотно закинуть удочку… 
Лёгкие деньги, которые вы хотите легко и быстро загрести, всегда и беспременно оборачиваются тяжё-ё-ёлыми последствиями, н-да… — Рассуждает неглупый центральный персонаж ленты — бесфамильный аферист Дамир. [Также бесквартирный, без документов (точнее, с кучей поддельных), без особых примет, семьи, реальных (не вымышленных) друзей.] Путешествующий из страны в страну. За короткий срок организовывая в каждой сплочённое, круто законспирированное уголовное сообщество. Выманивающее, отбирающее у народа исподнее. Затем — внезапно исчезающий. Всякий раз оставляя подельников с носом. С ненавистью-подоплёкой задаваясь вечным, столетиями актуальным вопросом. Тут же риторически на него отвечая: «Вы спрашиваете, откуда мы взялись?» — «Вы́ нас сотворили!»

«Ты где работаешь?» — «Я работаю на работе».

Казахские кинематографисты сели на крайне злободневного конька — Мошенничество с большой буквы. Почему с заглавной? — Объясню.
Картина — довольно-таки поучительна в образовательном плане. Да-да! Не зря в ней повествуется, мол, кругом, на каждом углу висят предупреждения о всевозможных подставах, кидках, разводах. Методология прощелыг стара как мир — с его создания! Но люди, невзирая на предостережения, по сию пору ведутся и ведутся, ведутся и ведутся на сладкие приманки скорого счастья…
Тема, несомненно, не суперсвежая. Даже можно сказать, совсем не свежая. Протухшая донельзя. Тем не менее…
Злоумышленники день за днём обманывают сотни, тысячи «терпил». Это не потому, что они умные-башковитые: прям профессора психологической шлифовки. Совсем нет. 
А оттого, что народ — «тупой», — за кадром истолковывает ситуацию Дамир. Народ, почему-то думающий, дескать, жулик — типа неграмотный косноязычный зек, которого легко вычислить. Который нервно звонит вам из тюрьмы, шарясь между шконок. Нет, нет и нет!
Аферисты давно уже объединились в сплочённо-дружные команды. Где каждый ответственно и профессионально(!) выполняет свою роль по отъёму денег у населения.
В итоге потерпевшие, потеряв кровное, натурально ломаются — вешаются, стреляются, выпрыгивают из окон. Мошенникам дела до того нет. Как нету совести. Нет — ни капли раскаяния в содеянном. 
Такая работа… Такое у них «двойное» размытое бытие. Словом «работа» они оправдывают неоправдываемое. Впихивают в порванное Дьяволом сознание — «невпихуемое».  
Возвратимся к ленте...

«Бог простит. Он — самый милостивый».

Фильм идёт чёткой сюжетной раскадровкой — не прибавить, не убавить. Без длиннот, лишних монологов. Даже титры врезаны в канву, не давая зрителю расслабиться. Действие захватывает с начальных кадров, не отпуская до конца. 

Сценарий раскручивается абсолютно нетривиально. 

Кинутый на приличную сумму алматинской крим. бригадой «лох», бывший полицейский, немыслимым макаром пробирается в банду. Чтобы отомстить и вернуть потерянное. 
Но драма завинчивается не с того момента — это уже ближе к развязке. Невероятный вихрь апокалипсического сюжета шествует с первых киномгновений. 
Не боевик. Не детектив. Не супер-пупер экшн. Одновременно и то, и другое и третье. Вперемешку с театрально-лирическими отступлениями на жалобы «за неудавшееся прошлое» лицезрим полноценную шекспировскую трагедию о целом срезе нашей (а казахская чрезвычайно напоминает нашу) — жизни. Причём — срезе актуальном. Касающемся всех. И любимых чад, и несчастных дедушек-бабушек, и самих нас, чессговоря…

Пробежимся по узловым маркерам сериала. 

Ключевые принципы грабителей:

•    Никогда не раскрывать личность.
•    Прикидываться непременно очень богатым.
•    Ничего не оформлять на себя.
•    Обязательно втереться в доверие к жертве.
•    Мошенник всегда кинет. Даже самого близкого «брата»-мошенника.

Косвенные ярлыки плутовства:

Быстрое душевное знакомство. Радость общения с умным симпатичным человеком. Который ничего не просит. Наоборот — старается лишь помочь. Мило улыбаясь…
Как в следственно-протокольных актах, у разводил всегда имеется отвлекающий фактор: из оперы Даргомыжского «Злой и добрый полицейский». 
Чел, втеревшийся в доверие к объекту отъёма, отговаривает типа не вступать с посторонними в «странные» непонятные игрища. Вызывая у лоха обратную эмоцию — раз отговаривают, значит, дело верное! Такой вот психолого-эмоциональный «ребячий» триггер… 
Вообще разводы основаны на детских страшилках-кошмариках, наивной привязанности жертвы: стокгольмском синдроме. Вере в неизбывное: «Все глупости на земле делаются с умным выражением лица», — изрекал барон Мюнхгаузен, помните?

Плюсы картины:

•    Сверхоригинальные съёмки. Операторское искусство — на высоте. 
•  Видится некая великолепно срежиссированная театрализованная постановка. Меняющая оптику тёплых домашних мизансцен с ярко прорисованными крупными планами — на жёсткую уличную реальность. 
•    Блестящая актёрская игра. Без провалов. Выделить — некого. Все играют ровно. 

Мнемонические слои: 

• Работа хакеров с той и другой стороны баррикад. «Добрых» против «злых». И «злых» против «злых». Всех против всех.
• Ментовка. Её удачи и проколы. Беды и победы.
• По-шолоховски прочерчены судьбы участвующих в преступных сделках. Хорошо, ненавязчиво прокручивается извечная дилемма: «Преступник & Норм. человек».
• Фоном, в фарватере — явлен российский «флагманский» оттиск — как глобального поставщика криминальных услуг. Некий замаскированный след Снежного человека — Большого брата.
• Богатство / нищета. Да, молодёжи есть над чем задуматься. Чего стоит богатство. К чему приводит (что не оправдывает) бедность-безотцовщина.
• Коррупционная составляющая по вертикали — всем слоям жизни.
• Безальтернативная злость простых людей. Их непередаваемые напасти от потери денег — вплоть до суицида.
• Наркотики. Болезненная зависимость от «г.вна» одного из главных героев ленты. Причём своеобразной уважухой пользуется «московское г.вно».
• Религиозная тематика. Коррелирующая Христовы заповеди с заповедями суетной повседневности. Бегущей в никуда…
• Скрупулёзно прокачаны собственно авантюристические схемы. 

О чём ниже…

Виды мошенников (по фильму)

1) Элементарное: попрошайки. Приманка — больные-немощные, особенно дети. 
2) Разводы-розыгрыши: беспроигрышные (для устроителей) лотереи.
3) Вебкам-модели. Секс-фишки онлайн — подлавливают озабоченных «богатеньких буратин» на секретных «горячих» видосиках.
4) Валютка. Традиционный обменник — с традиционным же выходом с украденной огромной суммой через заднюю дверь. Это когда лохи ведутся на низкий обменный курс. (Телега из лихих 90-х).
5) Кидалы по отделке, ремонту квартир — с надёжной предоплатой за услуги. Кои «стопро дешевле», чем в аффилированных ремонтных организациях.
6) Фармацевты. Фальшивые клиники с фальшивыми диагнозами. С гигантскими «официальными» кредитами за лечение.
7) Мухлёж с должностными данными МФЦ, БТИ. Подделка госреестров.
8) Жульбаны всех мастей «на доверии» — обретаются в различных сферах жизнедеятельности: официанты, «внедрённые» банковские клерки, карточные кидалы — «дропперы»1
9) Телефонное мошенничество от имени службы безопасности банка: кража денег с помощью якобы кода для «спасительной блокировки» взломанного якобы ворами клиентского счёта. Код: и есть момент истины. Щёлк! — снятие денег со счёта лоха.
10) Пирамиды всяческих обличий-рангов. Старо́ до сблёву. Но — работает до сих пор. Мавроди форевер!

Столь внушительный материал рассматривается в невеликом по объёму фильме. Пришедшемся мне по душе своей честностью. Пусть и непростой, политой слезами и горем, но — правдивостью. Непредвзятостью.  
Всё сие непотребство делается не без надёжных «партнёров». Хитро́ встроенных в коммерческих, частных, госучреждениях типа ЦОН (казахский МФЦ), финансовых органах, нотариальных конторах etc. То есть — в поту трудится «во благо себя» целая тотальная подставная паутина. Жутким ненасытным удавом обволакивающая наше с вами жизненное пространство, дорогие господа. Не ведитесь! 
Дам пару острых лозунгов аферистов. Которые надо развесить на заборах-улицах городов, весей-посёлков:

Клич разводил: «Чем больше ты тратишь на себя, тем больше зарабатываешь!»

«Наркоту изобрели такие умные, как мы. Для таких тупых терпил, как вы!»

…Кончим же, помолившись. В финале цыкнув сквозь золотую фиксу скабрезно-оскоминное: «Скупой платит дважды!»

P.S. Вдумчивый читатель, конечно же, спросит: «Э-э-э, приятель… А при чём тут “Интерстеллар” в подзаголовке?» — «У-у-у-у… Какой внимательный хитрец-привереда», — отвечу.  
Во-первых, с «Интерстелларом» сериал сближает прекрасная музыка  Н.Оразбекова. Схожая гулким напряжением — «апокалиптичностью на грани» — с нереально фантасмогоричной какофонией Ханса Циммера.
Во-вторых, у Нолана говорится о безумии краха земного существования. У Р.Омарова с О.Нурбаем (реж. со сценаристом, к тому же играющих гл. роли) — в каком-то смысле тоже крах всего и вся. Только — от безумия людской недальновидности и вселенской необразованности-некомпетентности. 
До свидания. Будьте бдительны! 

Примечание:

1 Дропперы (навроде симпотных девушек в исполнении Ф.Ескермес) подлавливают на улицах прохожих. И просят помочь — получить деньги от якобы друга. И обналичить их в банкомате. Потому что типа своя карта — почему-то заблокирована. Обыкновенный крим. обнал через подставных лиц. Чтобы не найти концов. 

5
1
Средняя оценка: 3.13043
Проголосовало: 23