Жестокая ирония судьбы, или Любите ли вы «Голубой огонек», как люблю его я?
Жестокая ирония судьбы, или Любите ли вы «Голубой огонек», как люблю его я?
Моя любовь, правда, больше напоминает ностальгию по моей собственной молодости, ведь со временем всякая любовь начинает напоминать ностальгию — и это еще не самое худшее, что может с нею случиться. Ближе к декабрю у меня всегда возникает ожидание зимы, неестественного освещения улиц и окон, гирлянд на всех столбах и стенах, а также радостных певцов и певиц, желающих публике счастья в новом году и пьющих шампанское под елками еще летом (кажется, именно тогда настает время съемок «Огоньков»). Но в этом году публика практически тотализатор открыла, споря, кто будет на экране хлопать пробками и кидаться серпантином — знакомые всё лица или хоть четверть участников новых запустят?
Нам, ностальгирующим, может, и хотелось бы повидать старых знакомцев, да только будет ли эта встреча приятной? Мелькнула в статье Филиппа Фиссена новость о вероятности съемок контрафактного «Голубого огонька» с попавшими в иноагенты артистами — и на вопрос, стала бы я его смотреть, лично я неожиданно поняла, что и не контрафактный-то смотреть не хочу. Причем не из политических соображений, а из эстетических — было бы там на что смотреть.
Мое отношение к этой «унылой вакханалии» хорошо выражено в статье Андрея Ревнивцева: «После начала СВО у русских появилась робкая надежда, что издевательский, бессмысленный, осточертевший до зубной боли новогодний шабаш на Первом канале наконец-то закончится. Времена-то изменились, у людей теперь новые герои и новые смыслы, они справедливо пишут в соцсетях: “Сколько можно показывать этих уже неуместных, поющих под фанеру кривляк?” Но продюсеры федеральных каналов иного мнения. Вы думали, что с отъездом одиозных поп-идолов вроде четы Галкина*-Пугачёвой или Валерия Леонтьева что-то изменится? Как бы не так. Компанию народу, переживающему один из самых пронзительных и опасных периодов своей истории, составят “суповой набор” хорошо знакомых певцов и певичек».
Не хочется больше видеть на экране ни закадычного друга Вовы Зеленского, ничем особо не примечательного Ревву-Пирожкова, ни Лолиту Милявскую с Ани Лорак, которые «зробляют на москалях» — война-то идет, люди, предавшие Россию, мягко говоря, вряд ли желают ей добра. Может, хватит уже гневать духов Рождества и Нового года? «С каждым годом праздничная программа центральных каналов в ночь на первое января становится всё гаже и гаже. От трогательных и наивных “Голубых огоньков” советского телевидения через помпезные вечеринки 1990-х всё пришло к бесконечно унылому мерцанию, когда в калейдоскопе не связанных друг с другом картинок сложно отличить певицу Лободу от елочной мишуры и печеного гуся на столе», — замечает писатель Александр Олексюк. Но я не думаю, что он прав целиком и полностью: все же это «бесконечно унылое мерцание» проникает в подсознание, вызывая его подспудное изменение.
Максим Галкин* в Америке назвал «Голубой огонек» (в котором ранее ежегодно принимал участие) «десятым кругом ада», а бывшего наставника своего Евгения Петросяна сравнил с курицей без головы: «Если бы Данте Алигьери в наше время писал “Божественную комедию” и жил бы в России, то к своим традиционным девяти кругам ада, вот там знаете, совсем внизу под девятым он бы добавил “Голубой огонек” с Петросяном», — шутит нынче «свободный человек» Галкин, забыв, сколько всего дал ему «Голубой огонек». На этом мероприятии десятилетиями блистала супруга комика Алла Борисовна, ровесница Евгения Вагановича; сам Галкин ежегодно работал ведущим новогодней программы центрального российского телевидения, как в паре с Евгением Петросяном, так и с другими артистами. Славой и гонорарами не брезговал — да и сегодня не побрезговал бы, да публика нынче не та. Неправильный народ попался нашим бывшим звездам. Не всепрощающий.
А пока публика судит-рядит, кого и за сколько пустят на центральные каналы спеть и сплясать и кто за полмиллиона долларов будет обслуживать частные вечеринки да корпоративы, бывшие звезды готовят себе запасной аэродром для приземления и «зробления на москалях». Народное, не раз высказанное мнение о том, что они еще в начале века публике надоели, что талантами не блещут, что пора их всех в утиль — особенно после «открытых и честных высказываний», какими козлами-рабами-холопами они нас считали и считают — оно им безразлично. Единственным раздражителем для бывших знаменитостей является итоговое число на чеке.
Алла Борисовна, ранее игнорировавшая любую критику в свой адрес, взвилась пилообразной гадюкой, как только по Сети прошла новость: Пугачева вернется и будет выступать на частных вечеринках аж за 46 миллионов рублей, то есть за полмиллиона долларов! (Сумма, надо сказать, довольно скромная для иностранной звезды — некоторые высшие чиновники и представители племени олигархов покупали присутствие западных артистов на своих мероприятиях и за несколько миллионов долларов.) Поставив фото если не полувековой, то тридцатилетней давности, бывшая певица, а ныне всего лишь жена своего мужа, высказалась, шипя и плюясь. Привожу ее рацею целиком, а то в нынешнем информационном урагане такие «эпические открытые письма» забываются мгновенно.
И сразу становится ясно: весь расчет у забытых на чужбине «бывших» — на хейтеров, на ненавистников. Только ненавистники их помнят. А так называемые поклонники давно уж выросли и повзрослели, им не до тех, под чьи хиты нынешние мамы, а то и бабушки зажигали на дискотеках. Тем более что Алла Борисовна на дискотеках звучала куда реже, чем та же «Шизгара» и «Гоу-гоу, Распутин». Да, мы не понимали, что именно поет западная эстрада (ай, да ладно, наверняка про любовь), но пела она гораздо лучше вездесущего трио примадонн «Пугачиха-Шпрота-Софа». А что все площадки занимало именно это трио… Так дорого было приглашать действительно популярных в СССР западных звезд выступать вживую! Оно и сейчас дорого. Небось, потому и зовут безголосую старушку — из расчета на относительно небольшой гонорар и силу ностальгии.
Пусть российские артисты за свои выступления возьмут намного меньше, дорого встанут ТВ надоевшие песняки: Григорий Лепс, Филипп Киркоров, Полина Гагарина и Баста — от 7 до 10 миллионов рублей; Николай Басков, Shaman, Сергей Лазарев, Владимир Пресняков, Дима Билан, Леонид Агутин, «Руки Вверх!», «Чайф», «Дискотека Авария», «Иванушки International», Анна Асти, Михаил Шуфутинский, Жанна Агузарова, Зиверт — от 3,5 до 5 миллионов рублей; Любовь Успенская, Клава Кока, Сосо Павлиашвили, Лолита, Дмитрий Маликов, Ирина Дубцова, Максим — от 2 до 3 миллионов рублей. Ведущие тоже недешевы: Андрей Малахов, Дмитрий Нагиев, Гарик Харламов, Гарик Мартиросян — от 4 до 5 миллионов рублей за вечер. Дмитрий Хрусталев, Лера Кудрявцева, Игорь Верник, Вячеслав Макаров, Екатерина Варнава, Алла Михеева, Тимур Родригез, Азамат Мусагалиев — от 2 до 3 миллионов рублей за вечер.
Но все равно искать молодых исполнителей, которые обошлись бы в разы дешевле и смогли заинтересовать публику, телевидение не рискнет. Будет надоедать нам старыми дорогостоящими рожами. «Голубой огонек» опять не привлечет внимания публики — разве что при виде Реввы или Лолиты скривится некоторая часть аудитории — но когда россияне отрывались от застолья, чтобы наблюдать за «калейдоскопом несвязанных картинок»? Печеный гусь уж точно важнее «кривляющихся под фанеру».
Вряд ли Пугачева с ее глупыми претензиями к россиянам поймет, о чем речь, если ей предъявить встречную претензию: это же вы, Алла Борисовна, вкупе с муженьком, опошлили любимую некогда народом новогоднюю передачу. Напихали туда своих протеже, залили всё своей глупой клоунадой, своими подделками под «западную романтику». Пока были живы и готовы выступать артисты середины прошлого века — «Голубой огонек» был похож на концерт, где поют, а не только пьют и несут чушь очень дорогостоящие посредственности. Но теперь, когда они ушли со сцены, а то и совсем ушли, оставив нас на черт-те что вместо эстрады, вы, пережившие самое себя, бойко заявляете, будто вы «в наших сердцах». Вы бы еще сказали, что с мужьями вместе — нынешним и предыдущим. Чего стесняться-то?
* признан Минюстом Российской Федерации иностранным агентом.