«…Если в том, что предлагали, мне чудилась искорка чего-то настоящего, я с полной верой в успех входил в работу…»

13 декабря 2023 года великому актёру Ростиславу Плятту исполнилось бы 115.

Ростислав Янович Плятт (1908–1989) – легенда театра и кино, мастер художественного слова, народный артист СССР, человек необычной судьбы и дарования. 
Считается, что артист высочайшего класса должен быть одарён не только талантом, но и целым «набором» замечательных качеств. 
Плятт соответствовал этому безоговорочно и в полной мере: рост, юмор, темперамент, непосредственность, обаяние, эрудиция, образованность, такт, культура, общительность... 
Но определяющим качеством его сущности было несколько другое – восторженность человека, сохранившего до старости живую душу ребёнка.
…Ростислав Плятт известен широкой публике как пастор Шлаг из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», хотя снялся почти в пятидесяти фильмах. 
Наиболее известные роли в кино: «Подкидыш» (1939) Татьяны Лукашевич, «Мечта» (1941) Михаила Ромма, «Весна» (1947) Григория Александрова, «Первоклассница» (1948) Ильи Фрэза, «Смелые люди» (1950) Константина Юдина, «Серебристая пыль» (1953) Абрама Роома, «Убийство на улице Данте» (1956) Ромма, «Жених с того света» (1958) и «Деловые люди» (1962) Леонида Гайдая, «Коллеги» (1963), «Лёгкая жизнь» (1964), «Иду на грозу» (1965), «Ошибка резидента» (1968), «Судьба резидента» (1970), «Вся королевская рать» (ТВ, 1971), «Авария» (ТВ, 1974) Витаутаса Жалакявичуса, «Тайна Эдвина Друда» (ТВ, 1980), «На Гранатовых островах» (1981), «Послесловие» (1983) Марлена Хуциева, «Визит к Минотавру» (ТВ, 1987) и другие, а также телеверсии спектаклей театра имени Моссовета, прежде всего – «Дальше – тишина» (1978) Анатолия Эфроса. 
Нет маленьких ролей, если их играют большие артисты. Ростислав Плятт сыграл десятки эпизодических, вкладывая в каждую свой уникальный талант. 
Плятт обладал уникальным чувством юмора. Шутил с непроницаемым лицом и проказничал, как ребёнок, до самой старости. 
Иногда из-за шуток Плятта спектакли оказывались под угрозой срыва: актёр легко и не без удовольствия «раскалывал» любого своего коллегу. 
К себе Плятт относился с не меньшей долей иронии и сарказма. 
Озвучивая радиопостановки, мог вполне «целомудренно» пошутить: «Не много ли “пляттства” на радио?» 
Его роли создали образ безупречного человека, эталон интеллигентности и порядочности. Однако в жизни Ростислав Плятт был не так однозначен и безупречен.

***

Ростислав Иванович Плят родился 30 ноября 1908 года в Ростове-на-Дону в семье адвоката – обрусевшего поляка. 
По причине болезни матери, семья переехала в Кисловодск, где климат был более мягкий и подходящий для больных туберкулезом. 
В 1916 году мать скончалась. Отец с сыном перебрались в Москву. Уже через год отец женился снова. 
Анна Николаевна Великовская заменила Ростиславу мать.

***

Отец его был успешным адвокатом, клиентами которого часто бывали работники театров, актёры и режиссёры. 
Однажды на одного из мхатовцев несправедливо подали в суд, и отцу удалось успешно его защитить. При этом актёры МХАТа бывали дома у Плятов (надо сказать, что вторую букву «т» в конце фамилии Ростислав добавил позднее, когда стал актёром, а также стал из Ивановича Яновичем – так, ему казалось, звучит благороднее). 
…Юный Ростислав рано познакомился с театральной средой, увлёкся театром, стал ходить на спектакли. Особенно интересным для Ростислава Плятта стал МХАТ и применявшаяся там система К.С. Станиславского. 
Он коллекционировал рецензии, программки, знал в лицо всех актёров МХАТ.

***

В 1926 году после окончания школы имени Томаса Эдисона Ростислав поступил в театральную студию Моспрофобра Юрия Завадского на Сретенке, в 1927 году переименованную в Театр-студию под руководством Завадского. 
В 1927 году состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» (по рассказам Бориса Лавренёва), где сыграл роль Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. 
Затем последовали роли в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу (1933) и «Школе неплательщиков» Луи Вернейля (1935).

***

В 1936 году из-за отсутствия подходящего помещения в Москве Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону, где работал в Театре драмы имени М. Горького. 
…Первый крупный успех пришёл к молодому актёру в 1938 году, когда он сыграл в Ростовском театре драмы имени М. Горького роль фон Ранкена в спектакле «Дни нашей жизни» по пьесе Леонида Андреева. 
Именно тогда в игре Ростислава Плятта проявилась склонность к углублённому раскрытию характера, психологически тонкому рисунку роли. 
До этого он был признанным комедийным актёром, создавая острые образы с яркой характерностью. 

***

В 1938 году Плятт вернулся в Москву и до 1941 года работал в Театре имени Ленинского комсомола, где создал значительный образ Крогстада («Нора» Генрика Ибсена, 1939). 
Константин Симонов отметил Плятта как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина («Парень из нашего города», 1941), а позже Васина («Русские люди», 1942).
…В годы Великой Отечественной войны Ростислав Плятт продолжал работать в Москве. В результате бомбежки он получил травму ноги. 

***

С 1943 года и до конца дней Ростислав Плятт служил в театре имени Моссовета. 
В трудные и голодные военные годы Ростислав Янович трудился с полной отдачей и ярко проявил себя интеллектуальным и ироничным актёром. 
Его обаятельные образы никого не оставляли равнодушными. 
…За долгие годы работы в театре имени Моссовета он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. 
В его репертуаре были Болинброк («Стакан воды» Эжена Скриба, 1945), Нинкович («Госпожа министерша» Брaнислaва Нушича, 1946), Тапер (по рассказам Антона Чехова, 1944), Дорн («Чайка» Антона Чехова, 1945), Гарри Смит («Русский вопрос» Константина Симонова, 1947), Добротворский («Закон чести» Александра Штейна, 1948), Казарин («Маскарад» Михаила Лермонтова, 1952), Яропегов («Сомов и другие» Максима Горького, 1954), Крогстад («Нора» Генрика Ибсена, 1959) и др.

***

В 1964 году Плятт сыграл интеллектуально острый характер Бернарда Шоу в спектакле «Милый лжец» и Цезаря в спектакле «Цезарь и Клеопатра». 
Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера в спектакле «Дальше – тишина» по произведению Вина Дельмара. 
В 1970-е годы среди ролей Ростислава Плятта – писатель Лавренёв («Поющие пески» Александра Штейна, 1972), постоянно действующий персонаж («Возможны варианты» Валентина Азерникова, 1975), генерал Фицбатресс («На полпути к вершине» Питера Устинова), Старорежимное лицо («Версия» Александра Штейна, 1977), Фёдор Карамазов («Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского, 1979) и др.

***

В 1980-е годы, в связи с перенесённой тяжёлой травмой, Плятт уже реже выходил на сцену. Тем не менее он нашел в себе силы исполнить центральные роли в спектаклях «Суд над судьями» Эбби Манна (Хейвуд) и «Последний посетитель» Владлена Дозорцева (Посетитель).
…Ростислав Янович вёл также активную творческую и общественную деятельность: выступал в сольных и сборных концертах, на творческих вечерах и встречах со зрителями. 

***

С 1931 года Плятт активно работал на радио. Когда началась война, Ростислав Янович читал военные сводки, письма с фронта, вплоть до Победы. После вёл различные передачи на радио.
Он принимал участие во многих записях радиоспектаклей. Его голос полюбился и запомнился буквально каждому советскому радиослушателю. Совершенно особый тембр голоса актёра стали использовать для дубляжа, а также озвучивания мультфильмов. 
Дети благодаря его выразительному голосу на всю жизнь влюблялись в мультфильмы «Как львёнок и черепаха пели песню» и «Алиса в Стране чудес».
Радиоспектакль «Клуб знаменитых капитанов», где его персонажем был Робинзон Крузо, много десятилетий был в эфире.

***

Кинодебютом Плятта считается кинолента «Подкидыш», премьера которой состоялась 27 января 1940 года. 
Фильм по сценарию актрисы Рины Зелёной и поэтессы Агнии Барто стал лидером проката 1940 года, его увидели 16 миллионов зрителей. 
Во время Великой Отечественной войны при бомбежках погиб негатив «Подкидыша» и только в Госфильмофонде сохранилась его позитивная копия. Эта копия и дала возможность продлить киноленте жизнь, а нам всем – и поныне с удовольствием смотреть этот фильм. 
А Ростислав Янович Плятт, сыгравший в «Подкидыше» роль холостяка-геолога Евгения Семёновича, стал тогда одним из самых известных советских актёров.
В дуэте со своей близкой подругой и партнёршей по сцене Фаиной Раневской Плятт блистал на экране. Зрители ждали новых ролей. 
…С тонким юмором он и дальше играл роли обаятельных, добрых чудаков: извозчик Янек в «Мечте» (1941), сосед-холостяк в фильме «Слон и веревочка» (1945), пассажир в «Первокласснице» (1948), честный добропорядочный господин Грин в «Убийстве на улице Данте» (1956), вдохновенный учёный Данкевич в фильме «Иду на грозу» (1965).

***

Одну из запоминающихся ролей Плятт сыграл в замечательной картине «Послесловие» Марлена Хуциева. 
Об этой роли Ростислав Янович вспоминал: 
«Очень жалею, что с Хуциевым познакомился так поздно, Марлен Мартынович буквально светится такой человеческой чистотой и порядочностью, его режиссёрские поиски так изящны и глубоки, что иной раз он выглядит белой вороной среди кинематографистов… 
Хуциев – моё самое свежее воспоминание о работе в большом кино, и, если ему суждено стать последним моим впечатлением от кинематографа, спасибо ему за то, что он принёс в мою жизнь радость».

***

Вершиной кинотворчества Ростислава Плятта стала роль мудрого пастора Шлага в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973), а последней ролью в кино – образ скрипичного мастера Амати в телефильме «Визит к Минотавру». 
Во время сьёмок фильма «Визит к Минотавру» Ростиславу Яновичу было под 80. Чувствовал он себя очень плохо, у него был перелом шейки бедра. Никто из съёмочной группы не знал, что Плятту так тяжело… 
Сергей Шакуров вспоминает, как он вёз актёра от поезда до такси на коляске и как тот стойко превозмогал боль. 
Всего Плятт снялся более чем в 50 фильмах.

***

Ростислав Янович был дважды женат. Его первая супруга – Нина Бутова (умерла в 1978 году), актриса театра имени Моссовета, заслуженная артистка РСФСР. 
Ростислав Янович долгое время был влюблён (и не скрывал этого) в знаменитую русскую актрису Веру Марецкую, супругу Юрия Завадского, режиссёра театра имени Моссовета. 
Кстати, именно Юрий Александрович открыл актёрский талант Плятта, был его учителем. 
После смерти Завадского Плятт предложил Марецкой руку и сердце, но она отказала, сославшись на возраст: «слишком поздно начинать новую семейную жизнь». 
Второй супругой Плятта стала Людмила Маратова (1928–2008), жена одного из самых близких друзей Плятта Николая Литвинова. 
Людмила Маратова работала диктором на Всесоюзном радио, преподавала сценическую речь в ГИТИСе.
Когда Маратова ушла от мужа к Плятту, дружеские отношения, которые длились почти полвека, закончились…

***

У Плятта был очень мягкий характер. Он не любил конфликты, старался всем помогать, чем может.
Став известным, хлопотал за других. Ростислав Янович многим помогал, выбивая коллегам-актёрам квартиры и роли. 
По словам Юрского, «если бы не Плятт, меня бы не было как актёра». 
С его помощью получили квартиры Ирина Муравьёва и Ия Савина.
Плятт давал деньги всем, кто его об этом просил и сердечно благодарил, если должник предупреждал, что не сможет расплатиться в срок. 
Если можно было помочь, Плятт всегда помогал. 

***

В последние годы жизни Плятт в спектаклях не играл, поскольку, получив травму, стал хромать.
«Я предлагал ему спектакль, где главную роль можно сыграть сидя, – вспоминал художественный руководитель театра имени Моссовета Павел Хомский. – Но Плятт мне ответил: “А как же я на поклоны выйду?” Он ужасно не хотел огорчать зрителей своим нынешним видом, перестал выходить из дому, что, мне кажется, ускорило его уход из жизни».

***

Ростислав Янович Плятт скончался в Москве 30 июня 1989 года на 81 году жизни. 
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Как точно заметил его друг народный артист СССР Евгений Весник, «с уходом от нас таких, как Плятт, мы теряем высокую родословную или, извините, породу артистов! Именно породу!».

***

В конце жизни Плятт написал книгу воспоминаний «Без эпилога», которая впервые была опубликована в 1991 году. Вот что писал Ростислав Янович о раннем периоде своей карьеры: «Я был жаден до работы и очень контактен – мне нравилось узнавать людей. Я брался за всё, что предлагали, стараясь (по возможности) не ронять свою марку московского артиста Театра имени Моссовета. До явной халтуры не опускался, тем более что с голоду не умирал. Но если в том, что предлагали, мне чудилась искорка чего-то настоящего, я с полной верой в успех входил в работу…»

 

Фото из открытых источников.

5
1
Средняя оценка: 3.19048
Проголосовало: 21