Хансултан Дачиев. Тяжёлые испытания Героя Советского Союза

Герой Советского Союза Дачиев в одночасье оказался в опале. Фронтовика лишили всех наград, званий и отправили в лагеря. Сам Хансултан Чапаевич считал, что ему отомстил Берия. 

Хансултан Дачиев родился 12 декабря 1922 года в небольшом селе Герзель-Аул, которое сейчас относится к Гудермесскому району Чечни. Происходил он из обычной крестьянской семьи. Однако Хансултан окончил стандартную «пятилетку», после чего решил учиться дальше. Для этого ему пришлось покинуть родную Чечню и перебраться в Хасавюрт, где находилась «восьмилетка». Правда, доучиться у него не получилось. В 1939 году один из родственников Хансултана, являвшийся председателем сельсовета, попросил парня вернуться и начать работу секретарём. Имея за плечами семь классов образования, Дачиев по тем временам считался образованным человеком. И Хансултан согласился. 
Однако мирная, тихая и спокойная жизнь продлилась всего два года. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. По возрасту Дачиев подходил, но у него была бронь, поскольку он работал в сельсовете. Сам Хансултан вспоминал, что тогда его терзали разные мысли. С одной стороны, он понимал, что сейчас нужен в селе. Работы было много, особенно учитывая обстоятельства. С другой – напал враг, и мужчина просто обязан встать на защиту своей Родины и своей семьи. Однако долго размышлять о выборе ему не пришлось. Произошло формирование чеченского национального полка из добровольцев. Хансултан узнал, что десять его знакомых из села, все 1922 года рождения, подали заявления в военкомат. И парень решил последовать их примеру. Когда он пришёл подавать заявление, ему отказали, сославшись на бронь. Но Дачиев ответил: «Без меня они не поедут». И вскоре его призвали в армию. 
Первый год Хансултан проходил обучение. А в июне 1942 года попал на фронт. Сначала его служба складывалась более или менее успешно. Хансултан принял участие в нескольких сражениях, однако проявить себя у него никак не получалось. Ситуацию изменил 1943 год. К сентябрю гвардии красноармеец Дачиев являлся разведчиком 58-го гвардейского кавалерийского полка 16-й гвардейской кавалерийской дивизии 7 гвардейского кавалерийского корпуса 61-й армии Центрального фронта. 

Бойцы подошли к Днепру, к той его части, которая протекала в Гомельской области Белорусской ССР. Задача была поставлена чёткая: форсировать реку любой ценой. Выполнить приказ было сложно, поскольку на западном берегу фашисты выстроили мощную оборону. И никто не знал, как лучше к ней подступиться. Тогда командир выбрал Дачиева и ещё одного солдата. Им необходимо было переправиться через реку возле деревни Нивки и разведать обстановку. При этом и командир, и солдаты прекрасно понимали, что поставлено на карту. Понимали они и то, что шансы на успех у них минимальны. Поскольку фашисты знали о приближении красноармейцев и основательного подготовились. 
Разведчики принялись выполнять боевое задание. Им беспрепятственно удалось форсировать реку, после чего они двинулись вглубь оккупированной врагом белорусской земли. Противник, конечно, сумел заметить красноармейцев. Начался мощнейший обстрел. Несмотря на сложность ситуации, красноармейцы справились с заданием. Более того, они не только разведали местность, углубившись на два километра, но и сумели захватить «языка». Успех разведчиков позволил в конце сентября форсировать Днепр всей дивизии. И командир отправил необходимые документы, чтобы его разведчики получили заслуженную награду. 
Хансултан Дачиев стал Героем Советского Союза, получил медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина. Вручение наград произошло в начале марта 1944 года. Тогда разведчик не знал о трагедии, которая произошла с его народом. В феврале жителей Чечено-Ингушетии массово депортировали из родных мест, переселив в Среднюю Азию и Казахстан. Людей сажали в товарные вагоны и отправляли в неизвестность. 
Прошло несколько недель после торжеств в Кремле. Дачиев в то время проходил обучение в Новочеркасском кавалерийское училище. И ему пришло письмо от брата Абдулы. В этой весточке он и рассказал Хансултану о произошедшей трагедии. Дачиев растерялся и не знал, что делать дальше. Он, фронтовик, Герой Советского Союза, не понимал, как в чужом краю, в далёкой Киргизии, смогут выжить старая мать, сестра-инвалид и шестнадцатилетний брат.

*** 

Благодаря начальнику училища Хансултан смог встретиться с Семёном Михайловичем Будённым, который курировал учебное заведение. А тот в свою очередь организовал встречу Дачиева с Берией, чтобы разобраться с ситуацией. 
Сам Хансултан так вспоминал о том событии: «В конце мая произошла встреча с Берией. Будённый и я зашли в его кабинет. Берия из-за стола встал, идёт навстречу нам и говорит:
– Семён Михайлович, я очень рад встретиться со своим земляком, Героем Советского Союза.
Я вспылил:
– Какой я вам земляк? Вы мне не земляк. Из моей матери сделали бандитку, изменницу Родины и выслали куда-то. Мы не земляки.
– Не горячись, – сказал Лаврентий Павлович. – Не все виноваты, мы знаем об этом. Садись. Поговорим.
– Дачиев, куда ты хочешь привезти свою семью, мать? В течение 24 часов их туда доставят, – добавил он.
– Никуда, – ответил я. – Ведь высланы не только мои родственники, а весь народ. Моя семья никуда не поедет. Она будет там, где мой народ».
Встреча с Берией закончилась безрезультатно. Он пообещал разобраться, а потом отпустил Дачиева в отпуск. И Хансултан отправился в киргизский город Джалалабад, где и встретился со своей семьёй. А потом вернулся в училище. Окончил его, встретился во второй раз с Будённым. Тот, находясь под впечатлением от навыков чеченского солдата, спросил Дачиева: «Как ваше отчество? Чопаевич? Никаких Чопаевичев. Вы кавалерист в чапаевском стиле. Напишите ему отчество – Чапаевич». С тех пор Хансултан и стал так себя называть. 
После кавалерийского училища Дачиев вернулся на фронт. Принял участие в нескольких сражения. Вместе со стрелковым взводом, которым командовал, Хансултан дошёл до Берлина. И участвовал в штурме вражеской столицы. 

После Дня Победы служба для Дачиева продолжилась. Только в 1946 году он был уволен в запас. После чего поселился в Дажалалабаде, вернувшись в семью. И первые годы складывались для него успешно. Хансултан как Герой Советского Союза пользовался уважением и почётом. Он женился, стал отцом. Но несправедливость, произошедшая в 1944 году, не оставляла его. Хансултан мечтал вернуться домой, чтобы его дети росли на родной земле. И в 1952 году Дачиев набрался смелости написать письмо Лаврентию Берии, чтобы напомнить ему о данном обещании и реабилитировать чеченский народ. Хансултан предполагал, чем для него может обернуться письмо. Но о таких последствиях он догадаться не мог. Берия ответил. Ответил в своей манере – быстро и безжалостно. 
За несколько лет до этих событий Хансултану предложили встать у руля магазина. Он отказался, посоветовав на эту должность жену. Её и утвердили. И вот пришла проверка, которая обнаружили большую недостачу. Хансултан взял вину на себя, заявив, что ограбил магазин, ведь ему, как Герою Советского Союза, можно всё… Дачиев оклеветал себя, чтобы спасти жену. Ни он, ни его супруга не занимались растратой. Но доказать свою невиновность не получилось. Дачиева осудили на двадцать лет лагерей, лишили всех наград, забрав парадный костюм. А в мае 1955 года нанесли ещё один удар. Хансултан Чапаевич был лишён звания Героя Советского Союза. Но Дачиев выстоял, выстоял вопреки всему. Несколько лет от отбывал срок в Востоклаге, что в Свердловской области. Потом оказался на свободе, но ни о какой реабилитации речи не шло. За ним по-прежнему тянулся шлейф преступления. 

Реабилитация произошла только в августе 1985 года. Тогда Хансултан Чапаевич написал письмо Михаилу Сергеевичу Горбачёву и тот распорядился пересмотреть дело Дачиева. И вскоре он был восстановлен в звании и получил обратно все свои награды. И вновь стал Героем Советского Союза. Несмотря на все беды, которые пережил, Хансултан Чапаевич не озлобился. Он достойно выдержал удары судьбы. 
Потом распался Советский Союза. Спустя некоторое время вспыхнула война в Чечне. Но и в этот трудный период Дачиев остался верен себе. Он и вся его большая семья поддерживали власть. Сам ветеран о тех событиях говорил, что никто из его родственников не поддерживал боевиков. А когда вышло постановление Думы об амнистии солдат, добровольно сложивших оружие, Хансултан Дачиев несколько раз встречался с боевиками, призывая их прекратить кровопролитие и сдаться. И более сотни человек прислушались к фронтовику. 
Героя Советского Союза, на чью долю выпали многочисленные испытания, не стало в мае 2001 года. Похоронен он на кладбище города Гудермес. 

5
1
Средняя оценка: 3.30303
Проголосовало: 33