«Широка страна моя родная…»

Советское кино

16 декабря 2023 года – 40 лет со дня кончины Григория Александрова.

Легендарный кинорежиссёр, народный артист Советского Союза Григорий Васильевич Александров (1903–1983), создатель жанра советской музыкальной кинокомедии, автор таких фильмов, как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», был уникальным режиссёром. 
Александров смог совместить западные традиции киноискусства с советской идеологической школой. Благодаря инновационным методам Эйзенштейна и особому кинематографическому чутью он создавал работы, которые многие считают предвестниками постмодернизма. 
По мнению критиков, Григорий Александров был гением, опередившим своё время.

***

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия Мармоненко) появился на свет 10 (23) января 1903 года в Екатеринбурге. 
Принято считать, что он вырос в семье уральского горнорабочего. Однако есть сведения, что отец будущего режиссёра был обеспеченным человеком и владел большой гостиницей.
Григорий Александров с детства интересовался искусством, подростком он учился в музыкальной школе по классу скрипки. 
С 1912 по 1917 год он работал в Екатеринбургском оперном театре – был рассыльным, помощником бутафора и осветителя и даже электротехником. 

***

Затем Александров поступил на курсы режиссёров Рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губпрофсовете. 
Там он познакомился с будущим директором «Мосфильма», а тогда ещё бывшим солдатом, выходцем из крестьян, Иваном Пырьевым. 
Он был всего на полтора года старше Александрова, но уже успел повоевать во время Первой мировой войны, носил Георгиевский крест и был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел. 
Как и Григорий, Иван был влюблён в театр, поэтому молодые люди быстро подружились. 
В 1919 году, как только город был освобождён от белогвардейцев, они вдвоём организовали кружок художественной самодеятельности, где ставили спектакли. 
Поворотным стало знакомство Александрова и Пырьева с актёрами Третьей студии МХАТ – москвичи приехали с гастролями на Урал и так впечатлили своим искусством молодых людей, что те решили: надо непременно ехать на учёбу в Москву познавать азы актёрского мастерства.
Оба работали в Пролеткульте да так лихо, что их премировали поездкой в Москву на учебу. В Москву будущие кинодеятели пришли пешком по шпалам – денег точно до Москвы не хватило. 
Хорошо, что их обмундировали шинелями, сапогам и шапками. Весь первый день Александров с Пырьевым катались на трамваях.
В котомке у Александрова имелось рекомендательное письмо к Горькому и стихи. Смущённый напором юных пролеткультовцев, Горький куда-то звонил, кого-то просил... 
Но ребята сами сориентировались в пестрой обстановке кино- и театрального искусства тех лет.

***

В 1921 году Александров и Пырьев поступили в Первый рабочий театр Пролеткульта – экспериментальную мастерскую, организованную Всеволодом Мейерхольдом. 
Там Григорий Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном – молодой режиссёр преподавал биомеханику, инновационную систему упражнений для актёров. 

***

В 1924 году Александров женился на актрисе Ольге Ивановой. Спустя полгода в семье родился сын, которого они назвали Дугласом в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса.

***

Григорий Александров начинал как актёр в театральных постановках Эйзенштейна. Они так сработались, что Эйзенштейн предложил юноше стать ассистентом. 
Александров стал деятельным помощником выдающегося реформатора кино и театра, участвуя в его работе над спектаклями и фильмами.
Однако оба они решили, что революция нужна и искусству, поэтому от театрального мира отошли к освоению нового – кинематографического.
Вскоре Александров стал полноправным партнёром Эйзенштейна: от ассистента режиссёра «Стачки» (1924) вырос до сорежиссёра фильмов «Броненосец Потёмкин» (1924), «Октябрь» (1927), «Старое и новое» (1929).
…Эйзенштейн учил Александрова всему, что касается кино: выбору освещения, форме и цвету, эстетике кадра, монтажу. 
Его революционные методы заложили основу будущего стиля Александрова и отразились на его творчестве.

***

В 1929 году Александров, Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссэ по личному распоряжению Луначарского должны были отправиться в Европу и Америку для обмена опытом с зарубежными кинематографистами. 

В Берлине они чувствовали себя уверенно. «Броненосец Потёмкин» был их визитной карточкой. Благодаря фильму они познакомились со многими знаменитостями и нужными людьми.
Из книги Григория Александрова «Эпоха и кино»:
«Мы стали собираться в заграничную командировку. Американских виз не было, но сидеть и ждать мы не могли: с опытом в области звукового кино надо было начинать знакомиться немедленно. И мы отправились в Германию. 
Нам не терпелось увидеть и услышать появившееся на Западе звуковое кино, познакомиться с техническими и творческими приемами работы со звуком.
Первым пунктом в “западном турне” стала Германия: “Потёмкина” показывали в рабочих клубах Берлина, в университетах и посольствах, с советскими кинематографистами многие мечтали познакомиться».
Они не только обучались киномастерству у своих зарубежных коллег, но и самостоятельно ставили фильмы. 
Так, во Франции советские режиссёры сняли картину «Сентиментальный романс», а в Мексике – «Да здравствует Мексика!».
…В США Александров познакомился с Чарли Чаплином. Они быстро подружились и почти всё время проводили вместе. 
Уже после войны, выезжая за границу, Александров не упускал возможности повидаться с Чаплином.

***

После возвращения в 1932 году в Москву Александрова ждали большие перемены. Его жена ушла к другому мужчине, актёру Борису Тенину, и они расторгли брак. 
…После турне Александров и Эйзенштейн вместе не работали: Григорию Васильевичу надоело быть на вторых ролях, он хотел снимать кино самостоятельно. Вернувшись в СССР, Александров оказался в гостях на даче у Максима Горького. 
В это же время туда приехал и Сталин, который после увлечённых рассказов режиссёра заметил, что нужно и на советские экраны выпустить музыкальную комедию.
Из книги Григория Александрова «Эпоха и кино»:
«Осенью 1932 года состоялось совещание, на котором были сценаристы и режиссёры кино. Нам было сказано, что кинозрители в своих письмах требуют звуковых кинокомедий, которых на наших экранах почти нет. 
Говорилось и о том, что звуковые фильмы комедийного жанра должны вытеснить старые развлекательные комедии, прийти на смену оставленным нам в наследство царским строем бессодержательным фарсам. 
Музыка и песни этих новых советских картин должны заменить “жестокие романсы” и бульварно-блатные песни, ещё бытующие в нашем обществе. 
Почему-то мастера кино “считают жанры “малых форм” недостойными своего внимания, и этот участок советского кинофронта остаётся открытым”. Это был новый социальный заказ».

***

Вместе со сценаристом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским Александров написал либретто для первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята» (1934). 
Из Америки Александров привёз некие универсальные рецепты успеха, категориями которых никогда не размышлял Эйзенштейн. 
Чаплинские геки, программы лучших европейский ревю, голливудская улыбчивость и ясность, плюс музыка, обязательно музыка – все это не могло не сработать. 
Режиссёр опирался на опыт, полученный в Голливуде, и использовал в картине множество ярких номеров, танцев и цирковых трюков, приёмов оперетты. 

***

Александров не стал медлить и приступил к съёмкам. На главную роль он утвердил звезду мюзик-холла, легендарного солиста Утёсова. 
А вот актрису на главную роль он долго не мог найти. Наконец, ему посоветовали посмотреть спектакль «Перикола», где играла Любовь Орлова. 
Девушка была не только талантлива, но и красива. Григорий Васильевич безумно влюбился в актрису. Александров нашёл супругу и многолетнего партнёра. Именно он настоял на том, чтобы Орлова перекрасилась в блондинку, сделав её, по сути, голливудской звездой в советской действительности.

***

Первая советская комедия «Весёлые ребята» прошла нелёгкий путь. Ее критиковали, пытались запретить, о ней писали уничижительные статьи. 
Фильм был показан Горькому. Хохот стоял оглушительный. 
«Талантливая, очень талантливая картина», – говорил Алексей Максимович и распорядился подготовить показ Сталину. 
«Хорошая картина, весёлая, – сказал Сталин, – я как будто месяц в отпуске побыл. И отнимите вы картину у режиссёра, а то он её испортит!»
25 декабря 1934 года состоялась премьера картины. А уже через месяц Калинин вручал Александрову орден Красного Знамени.
Мюзикл о том, как пастух Костя Потехин (Леонид Утесов) и домработница Анюта (Любовь Орлова) стали звёздами Большого театра, снятый в голливудском стиле, имел большой успех не только в СССР, но и за рубежом, где шёл под названием «Москва смеётся» (Moscow Laughs). 
На кинофестивале в Венеции в 1834 году картина получила премии за режиссуру и музыку. 
Чарли Чаплин в своей рецензии написал, что это большая победа.

***

За «Весёлыми ребятами» последовали ещё несколько любимых народом музыкальных комедий – «Цирк», «Волга-Волга», «Весна».
Успехом своих музыкальных комедий Григорий Александров не в последнюю очередь обязан композитору Исааку Дунаевскому. 
Патриотическая «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») в фильме «Цирк» (1936) сразу же стала популярной в народе.

***

В 1936 году Александров снимает фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан Александровым, авторы отказались от своей подписи). 
В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. 
В главной роли Александров вновь снял Любовь Орлову – теперь уже свою супругу. 
Только за первый месяц в Москве и Ленинграде картину посмотрели 5 миллионов человек. 
Фильм был удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937). 

***

Одной из наиболее значимых работ Александрова считается фильм «Волга-Волга» (1938) о приключениях двух музыкальных коллективов провинциальных артистов – исполнителей классической музыки и народной. 
Любовь Орлова сыграла в нём почтальона по прозвищу Стрелка. Чтобы вжиться в роль, она общалась с сельскими письмоносцами и несколько раз сама ходила с почтовой сумкой. 
Создатели картины были награждены Сталинской премией в 1941 году.
Не все знают, что в годы Великой Отечественной войны Орлова вновь вернулась к образу Стрелки – для подъёма духа она разносила письма по домам советских граждан. 
Картина «Волга-Волга» была одной из любимых у Сталина: он пересматривал её много раз, помнил наизусть реплики и даже подарил в 1942 году копию фильма Рузвельту.

***

Во время Великой Отечественной войны Александров вместе с Любовь Орловой и сотрудниками «Мосфильма» были эвакуированы в Алма-Ату. 
В 1943 году он вернулся в столицу уже в качестве руководителя «Мосфильма». 

***

За комедию «Весна» (1947) с музыкой Дунаевского Александров получил приз за оригинальный сюжет в Венеции. 
В этом фильме впервые появился известный логотип «Мосфильма» с изображением скульптуры «Рабочий и колхозница». 
А две фразы: «Красота – это страшная сила!» героини Фаины Раневской и «Где бы ни работать, только бы не работать!» – стали крылатыми.
Среди его поздних работ стоит отметить кинокартины «Встреча на Эльбе» (1949), «Композитор Глинка» (1952). 
Эти фильмы были отмечены множеством наград международных фестивалей и Сталинской премией.

***

В 1951 году Александров стал художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе. 
Он писал мемуары, открывал мемориальные доски, выступал на юбилейных вечерах. 

***

Григорий Александров и Любовь Орлова практически никогда не расставались. Их творческий союз был очень плодотворным и стал достоянием не только советского, но и мирового искусства. 

Инновационные работы режиссёры, созданные под влиянием Эйзенштейна, всегда были под пристальным вниманием европейских критиков. Например, фильм «Весна», где Орлова сыграла сразу две роли. 
Эта сложная многослойная работа была названа предвестницей постмодерного кино Антониони, Феллини и Вендерса. 
На Венецианском фестивале Орлова разделила награду за лучшую женскую роль с Ингрид Бергман.
Александров и Орлова так и не смогли завести детей. Они вели спокойную, замкнутую жизнь, лишь изредка встречаясь со старыми друзьями Ростиславом Пляттом и Фаиной Раневской. 

***

Удачной работой для Александрова стал «Да здравствует Мексика!» (1979) – фильм, который Эйзенштейн и Александров снимали в Мексике в 1930-х годах, но не закончили. 
На фестивале в Венеции этот фильм был награждён призом жюри FIPRESCI.

***

Последним фильмом режиссёра стала документальная картина о супруге – «Любовь Орлова» (1983). 
А 16 декабря 1983 года Григорий Александров скончался.

***

Картины Георгия Александрова пользуются большой популярностью и сегодня. 
В годы, когда Советский Союз утверждал себя на мировой арене как великая держава, режиссёру удавалось создавать ленты, наполненные оптимизмом и надеждой.

 

Фото из открытых источников.

5
1
Средняя оценка: 3.42308
Проголосовало: 26