«Эффект Кулешова»

13 января 2024 года – 125 лет классику советского кино Льву Кулешову.

Лев Владимирович Кулешов (1899–1970) – кинорежиссёр, актёр, сценарист, теоретик кино, один из основателей и первых педагогов ВГИКа, народный артист РСФСР. 
К числу наиболее значительных фильмов Кулешова относятся «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926, по рассказу Дж. Лондона «Неожиданное»), «Великий утешитель» (1933, по мотивам биографии О. Генри). Им свойственна напряжённость и динамичность сюжета, остро очерченный рисунок ролей, высокая изобразительная культура.

Лев Кулешов: «Случай меня привёл в кинематограф: мать одного из московских школьных товарищей была близко знакома с кинорежиссёром акционерного общества “А. Ханжонков и Ко” – Андреем Громовым. 
Он и предложил мне поступить художником на кинофабрику. Это было в 1916 году. Правда, о кино я тогда совершенно не думал и пошёл на студию без всякой охоты».
Льва Кулешова называют пионером советского и мирового киноискусства, который перевернул представление о технологии съёмок, монтаже и языке кинематографа.
Рядом с его именем всегда стояли громкие определения: экспериментатор, первооткрыватель, создатель нового киноязыка, автор передовых монтажных идей. 
Но Кулешов не обгонял своё время, он просто самозабвенно отдал жизнь кинематографу и в непрерывном рабочем процессе (изобретая, пробуя, ошибаясь) находил новые пути. 
Этим же он увлекал и своих студентов (почти ровесников) Первой государственной школы кинематографии – будущего ВГИКа. 
Открытые им эффекты – «эффект Кулешова» и «географический эксперимент Кулешова» – стали повседневными в современной киноиндустрии, которую без новаторства Льва Владимировича сегодня не представить. 

 

***

Лев Владимирович Кулешов родился 13 января 1899 года в Тамбове в семье Владимира Сергеевича и Пелагеи Александровны Кулешовых. 
Отец будущего классика советского кино был выходцем из помещичьей семьи. Против воли своего отца он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Обучался на курсе известного художника, профессора Иллариона Прянишникова. 
Вернувшись домой «пешком – буквально по шпалам… (дед не дал денег на дорогу)», женился на сельской учительнице из соседней деревни, воспитаннице сиротского дома Пелагее Шубиной. Через некоторое время в семье появился первенец Борис – впоследствии инженер-электрик (он погиб в годы Великой Отечественной войны). 

 

***

К тому времени, когда родился Лев Кулешов, глава семейства разорился и пустил имение «с молотка». Семья переехала в Тамбов.
…Среднее образование Лев получил в тамбовском реальном училище. В 1911 году умер его отец. 
…В 1914 году Лев вместе с матерью оказался в Москве, где учился и работал его брат. 
Борис устроил Льва в небольшую студию художников Ефимова, Рогена и Сидамон-Эристова для подготовки в Строгановское художественно-промышленное училище. В 1915 году он поступил в первый класс Строгановки. 
Через год, в 1916 году, Лев переходит на отделение живописи в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Но, как и отец, не окончил его. 

 

***

После ухода из МУЖВЗ Лев Кулешов поступил художником-оформителем в студию к известному кинопродюсеру, одному из создателей русского кинематографа Александру Ханжонкову. 
Он принимал участие в создании фильмов режиссёра Евгения Бауэра «За счастьем», «Король Парижа» и других. 

В 1918 году Кулешов впервые самостоятельно поставил фильм «Проект инженера Прайта». В дебютной работе использовал приёмы съёмки и монтажа американских детективов. 

 

***

Во время Гражданской войны в 1918–1920 годах Лев Кулешов возглавлял съёмки документального кино на фронтах. 
Получившиеся кадры легли в основу агитационной картины «На красном фронте» (1920). 

 

***

В 1919-м Кулешов возглавил учебную мастерскую в будущем ВГИКе – тогда это была Первая государственная школа кинематографии. 
В знаменитый «коллектив Кулешова» вошли его ученики – Всеволод Пудовкин, Михаил Ромм, Порфирий Подобед, Владимир Фогель, Леонид Оболенский, Андрей Горчилин, Сергей Комаров, Борис Барнет, Андрей Хржановский, Петр Галаджев и, конечно же, Александра Хохлова – внучка Павла Третьякова, впоследствии ставшая супругой Кулешова.
Вместе они создавали основы монтажного кинематографа, отвергавшего методы актёрской игры, характерные для театра, но избыточные и неуместные для экранного искусства. 
Александра Хохлова: «Мы любили жизнь, всеми помыслами стремились на производство кино. Несмотря на холод и голод, отсутствие плёнки, на разрушенное ателье, мы стремились к одному – снимать и ещё раз снимать. Чтобы наши киноленты смотрели зрители».

 

***

Литературными увлечениями «коллектива Кулешова» были американские писатели – Джек Лондон, О. Генри, Вашингтон Ирвинг. 
На страницах их книг кулешовцев привлекали романтика приключений, борьба, сильные люди, благородные характеры, мелодраматические ситуации. Отрывки из любимых произведений они использовали для учебных этюдов. 
…В 1920-е годы Кулешов сближается с теоретиками левого искусства из объединения ЛЕФ. 

 

***

Героем первого нашумевшего фильма «коллектива Кулешова», построенного как пародия на приёмы американских кинолент, был мистер Вест – обыватель из Америки, путешествующий по Советской России. 
…В 1924 году по сценарию видного лефовца Николая Асеева Кулешов снял комедийную ленту «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков».

…Одержимые антисоветской пропагандой обыватели США отговаривали главного героя – главу Американского общества молодых христиан Джона Веста – ехать в РСФСР. 
Но тот ослушался и, оказавшись в молодой Стране Советов, был обманут шпаной, которая запугала его «зловещими большевиками», срисованными с пропагандистской прессы «свободного мира». Но советская милиция поймала вымогателей.
Это был первый игровой фильм, где использовались все ключевые кинематографические средства выразительности. Он стал триумфом Кулешова.

 

***

В 1926 году с ещё одним выдающимся лефовцем и теоретиком литературы Виктором Шкловским Лев Кулешов снял психологическую драму «По закону» о золотоискателях. 

Кинолента создана по рассказу Джека Лондона «Неожиданное». 
Как писали критики, Кулешов создал в психологической драме «По закону» глубоко человеческие образы, которые до предела трагически напряжены.
Этот фильм стал признанным шедевром мирового кино. 

 

***

Вместе с лефовцем Осипом Бриком он будет работать над фильмами – про циркачей «Два-Бульди-два» (1929), про экспедицию учёных «Случай в вулкане» (1940) и про становление Советской власти в Средней Азии «Дохунда» (по мотивам одноимённого романа основоположника таджикской литературы Садриддина Айни).
Фильм «Дохунда» был снят в 1936-м, но смонтирован и выпущен в прокат лишь через два десятилетия.

 

***

В 1933 году родилась лента «Великий утешитель», которая стала квинтэссенцией его экспериментальных поисков. 

Здесь псевдо-немые кадры сочетались с кадрами звуковыми, есть цветной эпизод, перед каждой сценой актёры подолгу репетировали, что ранее на съёмочных площадках СССР не практиковалось.
…Сюжет фильма Кулешов и его друг кинодраматург Курс построили на подлинных фактах биографии О. Генри (названного ими великим утешителем американских обывателей) и сюжетах двух его новелл: реальная жизнь преображалась красивым вымыслом, но в итоге становилась от этого сравнения ещё более жестокой. 
Авторы ставили вопрос: что нужно людям – низкая истина или возвышающий обман? Как соотносятся правда и вымысел? Что лучше – беспощадный трезвый взгляд или утешительство?
Фильм «Великий утешитель» называют лебединой песней Льва Кулешова, 

 

***

Последние его режиссёрские работы выходили на экраны в годы Великой Отечественной войны. 
Это – снятые в 1942 году в эвакуации в Сталинабаде часть боевого киносборника № 13 «Юные партизаны» (на основе рассказа Льва Кассиля «У классной доски») и «Клятва Тимура» (по сценарию Аркадия Гайдара), а также картина о работе молодежи в тылу «Мы с Урала» в соавторстве с супругой Александрой Хохловой (1943).

 

***

В 1944 году Лев Кулешов и Александра Хохлова возвращаются в Москву. 
В планах Льва Владимировича были новые кинематографические проекты, но в этот момент его назначают директором ВГИКа. Он согласился занять пост, но только на два года.
В 1946 году Кулешов занимает должность заместителя по творческим вопросам, при этом возглавляет также кафедру кинорежиссуры. Руководил творческой мастерской на режиссёрском факультете. Вместе с Александрой Хохловой они выпустили несколько режиссёрских мастерских.

 

***

Лев Владимирович – автор исследований по теории и практике киноискусства.
…В книге «Искусство кино» (1929) Кулешов заявил о своих наработках в области создания фильмов, ставших для того времени революционными.
Из предисловия к книге, написанной его учениками Всеволодом Пудовкиным, Леонидом Оболенским, Сергеем Комаровым и Владимиром Фогелем: «Кинематографии у нас не было – теперь она есть. Становление кинематографии пошло от Кулешова <...>. Кулешов – первый кинематографист, который стал говорить об азбуке, организуя нечленораздельный материал, и занялся слогами, а не словами. В этом его вина перед судом расплывчатых мыслителей. 
Некоторых из нас, работавших в группе Кулешова, определяют как «переплюнувших» своего учителя. Такое заявление чрезвычайно неглубоко. 
Мы на его плечах прошли через саргассы в открытое море. Мы делаем картины – Кулешов сделал кинематографию».

 

***

Описанные в книге открытия кинематографиста в области монтажа назвали «эффектом Кулешова». Речь идёт об эксперименте со статичными кадрами с лицом актёра Ивана Мозжухина, которые «разбивались» другими картинками.
Лев Кулешов: «Я чередовал один и тот же кадр Мозжухина с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобрели разный смысл. Переживания актёра становились различными! Открытие ошеломило меня. Так я убедился в величайшей силе монтажа. 
Монтаж – вот основа, сущность построения кинокартины! Монтаж придаёт различный смысл содержанию по воле режиссёра. Таково было моё заключение».

 

***

Придуманный им эффект, без которого сегодня невозможно представить работу над фильмами, показал, что содержание следующего кадра в кино или видеоролике может напрочь изменить смысл предыдущего. 
Крупный план человека, по задумке Кулешова, чередовался с другими кадрами. В результате переживания героя на экране поразительно видоизменялись. 
До Кулешова монтаж соединял преимущественно разные эпизоды, а смысл сцены передавался за счёт вставок с титрами.
Этот подход отличался от голливудского последовательного монтажа, когда склейка делалась для сжимания времени и фиксации зрителя на главных моментах сцены.

Виктор Шкловский: «Мир монтажен. Это мы открыли, когда начали склеивать киноплёнку. Это открыли люди, пришедшие со стороны, – врачи, скульпторы, художники, актёры; они увидели, что разные чувства можно выразить одинаковыми, но по-разному смонтированными кусками. 
Лев Кулешов создал целую теорию; он показывал, как один кусок, фиксирующий выражение лица, может быть куском, рассказывающим о горе, голоде, счастье. 
Мир монтажен, мир сцеплен. Мысли существуют не изолированно. Поэтому мы много раз будем возвращаться к анализу одного и того же; потому что существует единство человеческого существования».

 

***

Другое открытие Кулешова было связано с географическим экспериментом. Он смонтировал несколько планов с одними и теми же актёрами в территориально разных местах. Но при просмотре у зрителя возникает ощущение, что действо продолжается в одной локации. 
Этот приём стал хрестоматийным: та или иная сцена может сниматься не только на различных площадках, но и в разных городах или даже странах.

 

***

В 1941 году в свет вышла книга Кулешова «Основы кинорежиссуры». Книга переведена на многие языки мира. В ней чётко, наглядно и доступно для начинающих кинематографистов изложена «азбука практики и теории режиссёрской работы». 

   

В 1946 году за эту книгу Кулешову была присвоена учёная степень доктора искусствоведения. 
С тех пор практически все кинорежиссёры разных поколений в нашей стране и за рубежом учились по этой работе. 

 

***

До последних дней жизни Лев Владимирович преподавал, писал мемуары, входил в жюри киноконкурсов и фестивалей. 

…Книгу «50 лет в кино», написанную вместе с Александрой Хохловой, Лев Кулешов предварил следующими словами: «Важна цель, а она для нас выражается в трёх ёмких словах: видеть счастливых людей. Мы видели счастливых людей, и это сделала наша работа. Значит, не зря прожиты наши жизни. 
И если вашей работой вы достигнете этого – принесёте много счастья людям, – то и вы проживёте жизнь недаром. И тогда вам никогда не будет ни стыдно, ни скучно».

 

***

Последние годы жизни Лев Кулешов и Александра Хохлова провели вместе в небольшой квартире в доме на Ленинском проспекте Москвы.

Лев Владимирович скончался на руках своей супруги Александры Сергеевны 29 марта 1970 года у себя дома на 72-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

***

Он был признанным мэтром, одним из создателей советского кино.

Народный артист СССР кинорежиссёр Сергей Юткевич: «<…> Лев Кулешов ещё при жизни нашего поколения стал личностью легендарной. Даже, будучи его современником и моложе всего лишь на какие-нибудь пять лет, я часто с изумлением поглядывал на него. Он мне всегда казался чародеем, чья такая противоречивая, разноликая и фантастическая судьба с трудом поддавалась разгадке.
Действительно, он был автором всего нескольких фильмов, из которых только три, пожалуй, можно было безусловно занести в категорию полноценных удач (“Необычайное приключение мистера Веста в стране большевиков”, “По закону”, “Великий утешитель”). 
И хотя эти фильмы были сделаны на уровне почти средневековой техники, они упрямо не старели. Его первая книга, “Искусство кино”, напечатанная в 1929 году, содержала много наивных и даже, казалось, азбучных истин и всё же не переставала быть настольной для кинематографистов разных поколений.
Поистине колумбовым яйцом оказался монтажный эксперимент, который Кулешов произвёл в начале 20-х годов и впоследствии вошедший в историю мирового киноискусства под названием “эффект Кулешова” <…>». 

 

Фото из открытых источников.

5
1
Средняя оценка: 3.06667
Проголосовало: 30