«Настоящий актёр – голос своего времени»

16 января 2024 года великому артисту Василию Лановому исполнилось бы 90 лет.

Василий Семёнович Лановой (1934–2021) – легенда отечественного кино и театра, премьер театра имени Вахтангова, на сцене которого играл более 60 лет, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР. 
…На сцене и в кадре он умел играть так, что герои становились как будто реальностью, а не вымыслом. А роли военных Лановой, кажется, не играл, а по-настоящему проживал. 
Роли великого актёра – капитан Грэй, Павка Корчагин, летящий в атаку на лихом коне, красавец князь Курагин из киноэпопеи «Война и мир», «главный офицер Советского Союза» – бесстрашный Иван Варавва и многие другие – вошли в историю отечественного кино и навсегда остались в миллионах людских сердец. 

Грэй из «Алых парусов» был, может быть, главным романтическим образом советского кино.
Для Василия Семёновича не существовало маленьких и проходных ролей. Он всегда выкладывался на все сто процентов, потому что не умел иначе. 
Лановой снялся в десятках превосходных картин, которые зрители готовы пересматривать и пересматривать из поколения в поколение. 
Полюбила страна и актёра – и не только за преданность искусству и блистательные роли, но и за безграничную искренность и неравнодушие, за его невероятный талант, неиссякаемую внутреннюю силу, бесконечную преданность делу своей жизни и исключительную честность перед зрителями.
Он умел добиваться того, что кажется невозможным – перешагивать грань, за которой искусство превращается в жизнь, а зритель встречает героя, не делая различий между вымыслом и реальностью.
…Судьба подарила ему встречу с замечательными режиссёрами и актёрами. Он снимался у Райзмана, Алова, Наумова, Лиозновой, Сахарова, Бондарчука. Играл с Пляттом и был дружен с Раневской. 
Василий Лановой: «Да, грешно гневить Бога. Многое удалось сделать, судьба подарила мне встречи с крупными режиссёрами и прекрасными партнёрами. 
И роли выпадали интересные, разноплановые. Были и те, о которых я даже не мечтал…»

***

Его родители Семён и Агафья Лановые были простыми крестьянами из села Стрымба Кодымского района Одесской области. 
…По приглашению брата отца они переехали в столицу в 1931 году, где 16 января 1934 года у них родился сын Василий. 
В Москве родители будущего актёра работали на химическом заводе. Каждый год они отправляли Васю и его старшую и младшую сестру к дедушке и бабушке. 
…20 июня 1941 года мать вновь решила отправить детей к дедушке и бабушке. Она посадила их на поезд одних, договорившись с проводницей, чтобы та присмотрела за ними.
Василий Лановой: «22 июня в 5 утра мы сошли на станции Абамеликово, а над нами летели сотни самолётов бомбить Одессу... Вот так для меня началась Великая Отечественная. Мне было 7 лет, младшей сестре – 4 года, старшей – 10. 
Родители не приехали ни через год, ни через два, ни через три...»
…Это были очень тяжёлые годы для всей их семьи. Практически сразу связь с оккупированной фашистами Украиной прекратилась. 
Отец и мать ничего не знали о судьбе детей. Так сложилось, что в первые дни Великой Отечественной на химическом заводе, где работали родители будущего актёра, весь цех обязали вручную разливать противотанковую жидкость. 
И через пять дней никто не смог выйти на работу. У всех, как вспоминал Лановой, была уничтожена нервная система рук и ног. 
Работников завода отправили лечиться на Кавказ. Они три года ездили по больницам и санаториям. Мать Ланового осталась инвалидом первой группы, отец – второй группы.
…Военное поколение для Василия Семёновича на всю жизнь оставалось главным героем, а 9 мая – главным днём в году.

***

После Великой Отечественной Василий сильно заикался. 
…В деревенском доме в Одесской области, где он жил с бабушкой и сёстрами, был на постое немец. 
Василий Лановой: «Он подарил мне ремень. Я вышел с ним на улицу, а мимо ехал другой немец на мотоцикле. Немецкому солдату приглянулся мой ремень, и он хотел его у меня отобрать. Я упёрся: “Не отдам!” 
Тогда он из автомата выдал над моей головой несколько очередей. Свои ощущения в тот момент не помню. 
В памяти осталось только, что снял ремень и отдал ему. После этого случая я стал заикаться. Заикался я длительное время. 
И вот в Москве мама повела меня к врачу. Доктор спросила: “Ваш сын украинские песни знает? Пусть поёт их с утра до вечера!” В украинском языке, как известно, протяжные гласные. Заикание прошло». 

***

Лишь только после освобождения Украинской ССР в 1944 году мать смогла забрать детей в Москву. 
Про те три с половиной военных года он вспоминал часто. Например, как сельский учитель преподал им главный урок – стойкости.
Василий Лановой: «Он сказал: “Хлопцы, закройте двери на ножку стула. Если кто на сили узнает шо я вам читаву, мине голову выдирывают”. 
Достал книжку потрепанную, открыл её, мы все сели близко, он читал: “Миколо Островски. Як гортувалась сталь” ».

***

С 12 лет Василий начал заниматься в Москве в театральной студии Дворца культуры ЗИЛа. 
В 14-летнем возрасте он впервые вышел на сцену. А в 17 лет на Всесоюзном конкурсе самодеятельных артистов получил первую грамоту – за главную роль в спектакле «Аттестат зрелости».
Василий Лановой: «…“обетованной землёй” стала для меня после деревенского детства, как и для многих других мальчишек и девчонок, театральная студия при Дворце культуры завода имени Лихачева. 
Это была не просто студия, это было братство, содружество людей, увлечённых, просто одержимых искусством, объединённых одним, захватившим всех делом, счастливых людей уже от того только, что их многое духовно роднило, что они были вместе и не мыслили себе существования друг без друга».

***

Когда будущий актёр заканчивал 7 класс, в их школу пришёл военный и сказал: «Ребята, можно сразу поступить в военно-воздушное училище, лётчиком стать». 
Василий загорелся этой идеей. Он сдал документы в лётное училище.
Об этом узнал Сергей Штейн, создатель и руководитель театральной студии во Дворце культуры ЗИЛа. 
Василий Лановой: «...Он поехал туда и упрашивал приёмную комиссию: “Каким он лётчиком станет, ещё неизвестно, а актёром может стать приличным. Так что зарежьте его, пожалуйста, и пусть он окончит десять классов”. И меня не приняли».

***

Школу он окончил с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ. Но не проучился там и полгода. 
Василий Лановой: «...Меня поразило то, что все педагоги говорили: журналист обязательно кого-нибудь обслуживает. Мне это жутко не понравилось. Я удрал через полгода и поступил в театральный институт».

***

Именно тогда режиссёр Татьяна Лукашевич пригласила студента первого курса факультета журналистики МГУ на главную роль в своей картине «Аттестат зрелости» (по одноименной повести Лии Гераскиной). 
С ролью избалованного и эгоистичного старшеклассника Валентина Листовского – ту же роль, которую он исполнял в спектакле театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа, – Лановой справился блестяще.
Фильм имел огромный успех. Говорят, после обрушившейся на него славы, Лановой действительно зазнался чуть-чуть, и не мудрено: не было ещё на советском экране актёра такой невероятно яркой мужской красоты. Девушки по нему с ума сходили. 

***

Проучившись только один семестр в МГУ, он покинул университет, а затем поступил в Щукинское училище. 
Учился Василий Лановой у выдающейся советской актрисы, ученицы Вахтангова, Цецилии Мансуровой, которая словно из первых рук передавала студентам уроки мэтра, его эстетику, его представление о театре. 
Учёба в Щукинском училище дала Лановому многое: он, уже от природы имевший харизму, темперамент, приобрёл качества, присущие настоящему профессионалу, мастеру актёрского дела.

***

В 1956 году Лановой сыграл главную роль в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Павел Корчагин».
На главную роль пробовался Георгий Юматов. Но режиссёрам казалось, что этому актёру недостаёт революционного порыва, и они посматривали в павильонах Киевской студии на других кандидатов. 
И именно Василий Лановой идеально подошёл под их видение Павки Корчагина. 

Картина получила призы на Московском международном кинофестивале в 1957 году и в 1958 году – на Всесоюзном, а роль Павки Корчагина закрепила за Лановым амплуа героико-романтического плана.
Василий Лановой: «Павел Корчагин – пример удивительной преданности Родине. Работа над этой ролью стала самым счастливым временем в моей актёрской судьбе. Сближало меня с Павкой ещё и то, что мы были с ним примерно одного возраста. 
Профессия актёра – уникальная. Она влияет на душу и мировоззрение. Она сродни профессии учителя. Настоящий актёр – голос своего времени».

***

Экранизация романтичной повести Александра Грина «Алые паруса» вышла на экраны 7 июня 1961 года. Если Ассоль Александр Птушко искал очень долго, пока художник-постановщик картины случайно не увидел на улице 16-летнюю Анастасию Вертинскую, то с актёром на роль Артура Грея режиссёр определился сразу.

 

26-летний Василий Лановой был так убедителен на кинопробах, что другие кандидаты даже не рассматривались. 
Так появился Артур Грей Ланового – идеальный романтический герой, честный, отважный, благородный и великодушный. Он покорил все женские сердца.

***

В 1962 году, когда он снимался в фильме «Коллеги», режиссёр, Алексей Сахаров, попросил Ланового побывать на операции, чтобы точнее сыграть роль врача. 
Василий Семёнович так и поступил. Артиста пропустили на операцию. Оперировали лёгкие курящего человека. 
Когда Лановой их увидел (в молодости он очень много курил – по две пачки в день), то понял, что курить больше не будет никогда.

***

В 1966 году на экраны выходит эпохальная экранизация «Войны и мира», в которой Лановой блестяще исполнил роль франта и подлеца Анатолия Курагина, подарив своему персонажу особую глубину. 
Знаменитая эпопея Отечественной войны 1812 года Льва Толстого, воплощенная на экране Сергеем Бондарчуком, в виде истории событий, происходивших в дворянских семьях Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных. 

Главная героиня романа Наташа Ростова – юная графиня, в которую влюбляется вдовец князь Андрей Болконский (Вячеслав Тихонов). 
Они совершают тайную помолвку, но после отъезда князя Наташа знакомится со светским красавцем и гулякой Анатолем Курагиным (Василий Лановой) и безумно в него влюбляется. 
Она даже готова убежать с ним, но побег срывается, благодаря Пьеру Безухову (Сергей Бондарчук). Узнавший об этом князь Андрей отказывается от Наташи.
Фильм получил в 1969 году премию «Оскар» и «Золотой глобус». 

***

В 1971 году на экраны страны вышел фильм «Офицеры» о верности, чести и любви к Родине, об офицерской дружбе, пронесённой через всю жизнь. Лановой сыграл офицера Ивана Варавву. 
По опросам журнала «Советский экран», «Офицеры», который посмотрели более 50 миллионов зрителей, были названы фильмом года, а Василий Лановой – лучшим актёром 1971 года.
Соответствие Ланового своему образу смелого, благородного и романтичного офицера было идеальным – возможно, потому, что этот герой был ему близок. 

Василий Лановой: «Я думаю, секрет в том, что каждое поколение находит в нём своё. Детство, послевоенное время, зрелость. 
Потребность в романтизме, реализме – пожалуйста. Потребность в красоте, в любви – всё есть. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то.
…И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я всё-таки романтик. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! 
Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но всё-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих». 

***

Это кажется парадоксальным – Лановой никогда не служил в армии, но сумел заслужить титул «главного офицера страны». 
Благодаря ему «герои былых времён» ожили на экране, а его Иван Варавва воплотил в себе лучшие качества, присущие офицерам.
Военные отдавали ему честь и обращались к нему «товарищ генерал-полковник».
После фильма «Офицеры» в военкоматы хлынули толпы молодых людей – хотели служить и быть похожими на его Ивана Варавву. 

Похожим на своего экранного героя Лановой, по словам коллег, был и в жизни. Учил молодёжь не только профессии. Стремился сохранить в памяти поколений правду о Великой Отечественной войне. 
…Председатель президиума общественной организации «Офицеры России», Герой России Сергей Липовой: «Благодаря его ролям, благодаря фильмам, в которых он снимался, тысячи молодых людей выбрали профессию – Родину защищать, стали офицерами, стали настоящими патриотами своей страны».
…Фильм на многие годы стал одной из самых любимых картин отечественного кино, особенно почитаемых среди защитников Отечества. 

***

В 1973 году после «Офицеров» Василий Лановой принял участие в съёмках легендарного фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Роль одного из высших немецких офицеров – обергруппенфюрера и генерала Карла Фридриха Отто Вольфа – стоит особняком в послужном списке Ланового. 
Василий Семёнович идеально передал характер и жизнь своего персонажа. Он изобразил зрелого, мощного, умного и хитрого человека. 
…Василий Семёнович не хотел играть «эсэсовца» – помнил о тяжёлом военном детстве.
Василий Лановой: «Татьяна Михайловна приезжала ко мне в театр дважды, приглашая сняться в фильме. Но я был занят в театре и в другой картине, потому упорно отказывался. Лиознова не отступала, так как видела в этой роли исключительно меня. 
Я сдался, услышав её поразительную фразу о моём герое Вольфе: «Он не враг, он ваш противник – мощный и умный».

…Карл Фридрих Отто Вольф – реальная историческая личность. Он стал лицом, особо приближённым к Генриху Гиммлеру. Играл значительную роль в программе по уничтожению евреев. 
И именно Вольфу Гиммлер, понимающий, что Гитлеру наступает «капут», поручил вести сепаратные переговоры с американцами. 
После капитуляции Вольф никуда не бежал, был осужден германским судом на четыре года трудовых лагерей. 
Его эсэсовское прошлое не было забыто, вскоре за Вольфа взялись уже как за военного преступника. Ему вспомнили Холокост и в 1964 году приговорили к 15 годам, правда, через девять лет освободили по состоянию здоровья. 
Вольф прожил 84 года. Он видел фильм «Семнадцать мгновений весны» и сам рассказал об этом автору сценария Юлиану Семёнову. Вольф страшно гордился, что его сыграл такой красивый актёр.

***

Фильм «Дни Турбиных (1976) – экранизация одноименной пьесы Михаила Булгакова. Действие происходит на Украине в конце 1918 года в разгар гражданской войны. 
В Киеве ещё хозяйничают немцы, а вокруг города – петлюровцы. Но всё ближе к Киеву приближаются красные. 
Семья Турбиных – потомственные офицеры, дававшие присягу служить царю и Отечеству. Им придётся делать сложный выбор, пройдя через многие испытания. 
Василий Лановой в этой картине замечательно сыграл одного из офицеров – поручика Леонида Шервинского, влюблённого в Елену Турбину.

***

В фильмографии Ланового пять картин детективного жанра. 
Впервые в роли разведчика Чена актёр снялся в фильме «Пароль не нужен» (1967). 
Следующим стал образ майора Костенко в кинодилогии «Петровка, 38» (1980) и «Огарева, 6» (1980). 
Последним в этом жанре был фильм «Приступить к ликвидации» (1983), где актёр выступил в роли бывшего военного лётчика Алтунина. 
За эти фильмы Василий Лановой в 1984 году был удостоен Премии МВД СССР.

***

С начала 1980-х годов Лановой лишь изредка соглашается на съёмки в кинофильмах. 
В это время он с гораздо большим желанием участвует в постановках родного Вахтанговского театра. 

***

В 1957 году, после окончания Щукинского училища, Василия Ланового зачислили в труппу знаменитого Театра имени Евгения Вахтангова. 
…Каждый раз после съёмок Лановой возвращался в театр с тяжёлым сердцем: у него тут по-прежнему не было настоящих ролей, а его приглашали к себе и Олег Ефремов, и Юрий Завадский. 
И актёр решил откровенно поговорить с главным режиссёром Симоновым: «Рубен Николаевич, у меня в кино уже есть какие-то роли. Всё, я тут больше не хочу ходить в массовках. Мне нужна роль. У меня есть предложения». 
«Что? Завадский? Ни в коем случае! Вы с ума сошли! У вас будут роли! Подождите 2–3 месяца». 

…В 1964 году он сыграл роль принца Калафа в «Принцессе Турандот», ставшую одной из наиболее удачных его театральных работ.
Спектакль «Турандот» стал на долгие годы хитом театральной Москвы.
…Среди известных работ Ланового в театре – Огнев («Фронт»), председатель колхоза Сагадеев («Тринадцатый председатель»), Алексей («Алексей Бережной»), Гермин («Ливень»), Мансур («Женщина за зелёной дверью»), Протасов («Дети солнца»), Дон Гуан («Каменный гость»), Ковьель («Мещанин во дворянстве»), капитан Роланд («Девушка-гусар»), Ланглуа («Убийство на улице Лурсин»), Маркиз Па-де-Труа («Золушка») и многие другие.

…Среди его немногочисленных отрицательных ролей – Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Зильбербрандт («Господа Глембаи»). 
…Последние значительные работы в театре – Троцкий («Брестский мир»), Бернард Шоу («Милый лжец»), король Генри II («Лев зимой»).

…В 2004 году к 70-летию Ланового Вахтанговский театр поставил бенефисный спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений», в котором Василий Семёнович сыграл французского актёра Фредерика Леметра.

***

Василий Лановой был признанным мастером художественного слова. Все, кто его знал лично, отмечали, что у актёра был феноменально красивый, какой-то гипнотизирующий голос. 
Он участвовал в записи радиопостановок, выступал с собственными программами. 

…В начале 1970-х годов у него была премьера литературной программы из стихов Пушкина «Когда меня постигнет судьбины гнев».
…К 300-летию Санкт-Петербурга Василий Семёнович записал на радиостанции «Орфей» «Медный всадник» Пушкина, а также цикл стихотворений «Дары Петербургу», в который вошли произведения Блока, Ахматовой, Маяковского, Бертгольц и Пушкина.

***

Огромного нервного напряжения стоило Василию Лановому озвучивание 20-серийного документального фильма «Великая Отечественная» (1979). 
Василий Лановой: «Это были четыре месяца высочайшего психологического напряжения человека, которому надлежало не только увидеть всё это разом на экране, но и осмыслить, пережить события, равных которым по трагедийности не знала история человечества. 
Мне уже не нужно было долго вглядываться в документы времени, вчитываться в текст, чтобы понять и почувствовать всё, что они в себе содержали. Воспоминания тотчас же дорисовывали то, что не вошло в хронику, вызывали внутреннее состояние, уже пережитое ранее».
…В 1980 году его работа над этим фильмом была отмечена Ленинской премией. 
…В качестве диктора выступил в документальном фильме «Стратегия Победы» (1985).

***

С 1985 года Василий Лановой работал на кафедре сценической речи в Щукинском училище.
Сначала он был преподавателем, затем стал профессором и заведующим этой кафедрой.

***

Лановой – автор книг «Счастливые встречи» (1983) и «Летят за днями дни...» (2004).
…В книге «Летят за днями дни…» (название – строка Пушкина), которая выдержала несколько изданий, Василий Семёнович делится с читателем мыслями и переживаниями, рассказывает о работе над своими ролями, среди которых были и аристократы (поклонники даже наградили его «Вася Высочество»), и комсомольцы, и офицеры. 

Сергей Бондарчук (из предисловия к книге «Летят за днями дни...»): «<…>Трудный путь Василия Ланового в искусстве может послужить примером настойчивости, которая в конце концов увенчалась успехом. А ведь обстоятельства его жизни были неблагоприятными и даже жестокими.
Очень трогает его рассказ о создании образа Павки Корчагина. Он привлекает размышлениями о судьбе поколений, о связи времён, которая так необычно прошла через его жизнь. 
Мальчишкой в оккупированном фашистами селе, в холодном классе, он впервые знакомится с романом Н. Островского “Как закалялась сталь”. Учителя, который им его читал, могли за это расстрелять. Но он пошёл на риск.
А затем, став уже ровесником Павки Корчагина, Василий будет его играть в фильме.
Жизнь и творчество неотделимы. Он тысячу раз прав, когда говорит о том, как много значит при создании любого образа жизненный опыт. Его без преувеличения можно сравнить с фундаментом, с подводной частью айсберга.
“Если обращаться к жизни художника, – пишет автор, – то, я думаю, есть смысл заглянуть в неё лишь с точки зрения того, как она переплавлялась затем в его творчестве: в роли, если это актёр, в музыке, если композитор или исполнитель, в гипсе или граните, если скульптор… 
Много значит при этом, как начиналось всё в его биографии, где те истоки, которые питали позднее его в работе, какие кульминационные моменты, потрясения выпали ему в жизни, которые сделали глубокие засечки в сердце, в памяти”.
Его книга – это определённый творческий итог, это возможность ответить на вопросы зрителей, поделиться своими мыслями о работе актёра в театре, кино, на телевидении, радио, эстраде, рассказать о том, что формирует художника.
Особое место автор отводит “Принцессе Турандот”, легендарной “Принцессе”, составляющей славу Вахтанговского театра, десятилетиями идущей на его сцене, через которую «прошли» почти все актёры театра.
Читая книгу, я радовался тому, что во многом, в главном наши мысли совпадают. Да, актёр – это прежде всего личность. 
Если ты как человек мелок, себялюбив, зол, то что доброго и значительного можешь создать в искусстве? Да и во всяком другом деле.
При нашей совместной работе в “Войне и мире”, где он играл Анатоля Курагина, и теперь, после прочтения его книги, я снова убеждаюсь, что встретился с незаурядным человеком и артистом».

***

Первой супругой Василия Семёновича ещё в его студенческие годы стала красавица Татьяна Самойлова, дочь знаменитого актёра Евгения Самойлова, сама восходящая звезда после фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Кстати, отцу избранницы Лановой не понравился – и жениться на Татьяне пришлось тайком. 
Их называли «самой красивой парой СССР». Но супруги почти не виделись, постоянно снимаясь в кино – в 1950-е годы их кинокарьера развивалась очень стремительно. 
Красота, которая способна спасти мир, семью не спасла. Спустя шесть лет они расстались.

***

В 1967 году они вновь встретились – на съёмочной площадке фильма Александра Зархи «Анна Каренина». Татьяна Самойлова и Василий Лановой сыграли главные роли Анны Карениной и Алексея Вронского.
И прошлые чувства, по словам Ланового, не мешали, а, наоборот, помогали созданию образов, наделяя отношения персонажей глубиной, которую, не пережив, передать невозможно. 

Василий Лановой: «Нам было легко играть влюблённую пару Анну и Вронского, потому что в своё время мы много пережили вместе… 
Мне легче было разобраться в отношениях героев Льва Николаевича сквозь призму нашей судьбы, а пережитое мной и Татьяной в реальности придавало этой ситуации пикантности». 
…Одним из самых любимых его писателей был Лев Толстой. Когда режиссёры приглашали Ланового в экранизации толстовских романов, он никогда не отказывался. 

***

Его второй супругой была Тамара Зяблова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина и режиссёр телевидения.
С Тамарой Зябловой у Василия Ланового связана одна романтическая история. В 1961 году, во время работы над фильмом «Алые паруса», он на киносъёмках повторил для своей жены поступок Артура Грэя. 
Корабль двигался из Одессы в Ялту. По плану режиссёра фильма, знаменитая сцена с алыми парусами должна была сниматься в Коктебеле.
Василий Лановой: «…я предложил капитану Дворкину: “Давайте удивим отдыхающих в Ялте, а заодно новые паруса опробуем”, и вот где-то в районе Фороса мы их надели, подняли… 
Красота была невероятная! Видели бы вы Ялту, когда мы появились в её створе, – город стал похож на растревоженный муравейник. 
Люди забегали, запрыгали, много визга вокруг было… 
Когда я сошёл на берег у санатория “Актёр”, жена сказала: “Вы разбудили Ялту”. 
Это действительно непередаваемо здорово, и я думаю, время от времени всем женщинам такие паруса нужны». 
…Увы, семейное счастье Василия Семёновича продлилось всего 10 лет и завершилось трагедией: в 1971 году супруга и их нерождённый ребёнок погибли в автокатастрофе. 
Лановой в это время был на гастролях с театром. Коллеги рассказывают – в таком страшном горе они не видели его больше никогда. 
И только со временем актёрская работа – бесконечные съёмки и театральная сцена – вернули его из состояния глубокого одиночества, подготовив к новому, самому значимому повороту судьбы.

***

С третьей супругой, хрупкой и утонченной Ириной Купченко, уроженкой Киева, народной артисткой РСФСР, на которой он женился в 1972 году, Василий Семёнович прожил почти полвека вместе.

Сняться в одном фильме посчастливилось лишь однажды – картина «Странная женщина», где они, кажется, и не играют вовсе.

У супругов родилось двое сыновей – в 1973 году Александр, а в 1976 году Сергей. Сыновья названы в честь Пушкина и Есенина. 
Старший поступил на исторический факультет МГУ, младший окончил экономический факультет главного вуза страны.

В 2013 году в семье Ланового и Купченко случилось горе: скончался от сердечного приступа младший сын Сергей. 
Актёры узнали трагическую новость перед выступлением. Василий Семёнович не отменил спектакль и вышел на сцену, безупречно исполнив свою роль.

***

Работе на сцене Вахтанговского театра он отдал всю свою жизнь, прослужив в одном театре 60 с лишним лет. Лановой переиграл почти весь репертуар – более 70 ролей: от классики до героев нашего времени. 
Слово «возраст» для него будто не существовало. И после 70 в театре Василий Лановой делал сальто и летал на люстре под визг изумлённых зрителей. Ничего удивительного, говорил, – ежедневная зарядка и закалка военного детства. 

Василий Семёнович всегда относился очень серьёзно к своей профессии. Он продолжал выходить на сцену, даже несмотря на проблемы со здоровьем. 
И последний раз сыграл 24 декабря 2020 года. Это – одна из самых сильных театральных ролей великого романтика Ланового в спектакле, поставленном специально для него, – «Последние луны». 
Трагическая роль старика, уходящего умирать от родных в дом престарелых. Лановой играл так, что зал плакал. Он играл так, будто уходил сам. 
Но когда опустился занавес, зрители облегченно вздыхали, понимая, что Василий Семёнович не может уйти. Он с нами навсегда.

…Народная артистка России Юлия Рутберг: «…Он дышал этим воздухом. Он не мог без театра. Он не мог без людей. Он не мог без сцены…»

***

Василий Лановой: «…Уж если судьбой было предначертано нам явиться в этот мир, то надо постараться жить по-крупному, во всяком случае, честно, чтобы ни о чём потом не пришлось ни сожалеть, ни раскаиваться…»

…Василий Семёнович скончался в Москве после тяжелой болезни 28 января 2021 года. 
Похоронен на Новодевичьем кладбище

***

Потребность в служении и настоящая любовь к людям огромной страны, забота о её будущем – вот тот источник силы, который двигал им долгие годы и не давал остановиться, сохраняя юный огонь в глазах. 
…Народный артист России, ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев: «Господь Бог распорядился, что дал ему и внешность, и талант, и позицию гражданскую, всё на свете. И самое-то главное, что никогда этим не кичился. 
Он всегда был тем настоящим человеком, который мог разговаривать одинаково как с академиком, так и с любым рабочим».

…Народный артист России Сергей Маковецкий: «У него на лице всегда была приветливая улыбка. Когда он приходил в театр, было сразу ощущение тепла и душевности, так же он встречался с людьми на улице, со студентами».

…Народный артист России Юрий Шлыков: «Почему такая любовь, очень сильная, такая бесконечная? Такая бесконечная слава, бесконечное восхищение? 
Потому что он, наверное, единственный такой, абсолютный носитель идеалов – достоинства, чести, служения Родине, женщине, семье, матери, верности».

 

Фото из открытых источников.

5
1
Средняя оценка: 3.15
Проголосовало: 20