Прощайте, Мастер!

В Малый театр пришло непоправимое горе, написали на сайте театра, 11 января на 89-м году жизни скончался художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин. Гражданская панихида состоится 15 января в 11:00 на Исторической сцене. С 11 часов утра 12 января двери Малого театра будут открыты для возложения цветов к портрету Юрия Мефодьевича в нижнем фойе. 

*** 

В Малом театре было принято, чтобы Юрий Мефодьевич напутствовал постановочную группу, стартующую с подготовкой нового спектакля, так, 25 мая прошлого года худрук встретился с режиссёром-постановщиком спектакля «Дон Жуан, или Каменный пир» Ж.Б. Мольера, заслуженным артистом России Владимиром Драгуновым и актёрами. Пьеса эта лишь однажды – в 1876 году – появлялась в репертуаре Малого, и с тех пор не шла на его подмостках. По традиции участников встречи приветствовал и напутствовал худрук театра Юрий Мефодьевич Соломин.

Соломин напутствует постановочную группу спектакля «Дон Жуан», справа от него режиссер-постановщик Владимир Драгунов (фотографии из архива Малого театра):

Премьера «Дон Жуана» состоялась 11 ноября 2023 года, ближайший спектакль – 25 января. Представляем вниманию зрителей рассказ о спектакле. 
В русских переводах пьесу часто называют «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665), и после запрета мольеровского «Тартюфа», высмеивающего лицемерие и ханжество духовенства, она стала новым вызовом драматурга обществу. Мольер написал дерзкую комедию нравов на основе популярного во Франции сюжета о севильском распутнике, и пьеса эта – «Дон Жуан, или Каменный пир», в переводе Владимира Лихачёва, из серии «высоких комедий», одна из наиболее обстоятельных версий в споре об основах человеческого бытия. В мольеровской истории два героя – господин и слуга: высокомерный гордец Дон Жуан, преступающий все законы, и богобоязненный Сганарель, носитель идеи добра. При этом насколько опасен злодей Дон Жуан, настолько он обаятелен и бесстрашен, а законопослушный Сганарель ограничен и просто скучен. Естественно, герои приходят к разным финалам: познав божественное опьянение жизнью, Дон Жуан гибнет от пожатия каменной десницы, удостоверившись в существовании сверхъестественных сил, которые яростно отрицал, а Сганарель сожалеет об одном, что не успел получить от господина своё жалованье. 

Это всё, что мы знаем о Дон Жуане, имя которого стало давно именем нарицательным – любой скажет вам, что это обольститель, бесконечно соблазняющий женщин и тут же бросающий их, едва завладеет их сердцами. И всё же не первый век мы пытаемся разгадать загадку, которая, несомненно, таится в этом герое. Почему он так поступает, зачем это делает, что ищет? Почему живёт, слово играет на сцене или снимается в кино, уверенный в том, что сможет повторить более удачный дубль?.. Почему дерзает вступить в пререкания с Небом?.. Десятки авторов, со времён античности и средневековья – в прозе, поэзии, музыке – пытались ответить на эти вопросы, наблюдая за грешником, низвергнутым в ад каменным изваянием. На сцене Малого театра, где «Дон Жуан» не ставился 150 лет, рискнул встать в этот ряд режиссёр-постановщик, з. а. России Владимир Драгунов. 

Спектакль идёт в классической сценографии художника-постановщика Марии Рыбасовой: мрачные апартаменты, грозовое небо, чёрный лес. Красавец Дон Жуан (з. а. России Андрей Чубченко) и добряк Сганарель (Михаил Фоменко) с удивлёнными глазами, умеющий вызвать улыбки зрительного зала, в этой среде свои, она им привычна. Эффектные костюмы Любови Скорнецкой выдержаны в стиле эпохи. Из слов Сганареля узнаём, какой величайший нечестивец его хозяин, настоящий сластолюбец, презирающий христианские заповеди. Слуга, конечно, с интересом наблюдает за ним, очень уж смел и своеобразен – «не верит ни в небо, ни в святых, ни в бога, ни в чёрта», но уверен, что господина непременно настигнет кара небесная. А Дон Жуану хоть бы что, он считает, что все красавицы имеют право очаровывать его, а Эльвира (Лидия Милюзина), увы, это прошлое, и продолжать жить с той, которую уже не любишь, – брать грех на душу. 

И Дон Жуан-Чубченко убедительно демонстрирует нам правила своей жизни: ловко флиртует с двумя хорошенькими крестьянками (Шарлотта – Наталья Калинина, Матурина – Наталия Афанасьева), предварительно отвесив пощёчину жениху одной из них (Пьеро – Александр Наумов), чтоб не мешался, а тот, между прочим, только что спас их, тонущих со слугой в море, протягивает кусок хлеба нищему, но с требованием, чтобы тот побогохульствовал, обводит вокруг пальца кредитора Диманша (з. а. России Александр Титоренко), грубит отцу (Дон Луис – н. а. Александр Ермаков)… Правда, между делом, отбивает у разбойников дворянина, который оказывается братом Эльвиры (Дон Карлос – Максим Путинцев), чем лишь отсрочивает дуэль с братьями (есть ещё Дон Алонсо – Максим Хрусталёв), намеренными наказать Дон Жуана за Эльвиру, которую он похитил из монастыря, а потом бросил. Чаша весов не уравновешена, стрелка колеблется, отражая отношение зала к главному герою. Одни его всемерно осуждают, другие относятся с пониманием, а некоторые – тайно любят, соглашаясь почти со всем, что он делает. 

Разгадывая образ Дон Жуана, созданный в мировой литературе, доверяюсь Марине Цветаевой, написавшей в 1917-м цикл стихов «Дон Жуан», в котором пытается понять, что именно важно для мужчин и женщин в любви. Мы считаем, что Дон Жуан коллекционировал женские сердца, а Цветаева убеждена, что если этот литературный герой существовал на самом деле, то был глубоко несчастным человеком. Всю жизнь он искал ту единственную, которая смогла бы его осчастливить, но каждый раз разочаровывался. Представив себя в роли возлюбленной Дон Жуана, Цветаева с грустью отмечает, что в её отчизне «негде целовать». «Нет у нас фонтанов,\И замерз колодец,\А у богородиц –\Строгие глаза...» Россия, по её мнению, лишена той романтики, которой обладает Европа, и такому ловеласу пришлось бы тяжело в северной стране. Да и сердца русских барышень не покорить серенадами да свиданиями под луной, они прагматичны. 

По мнению Цветаевой, Дон Жуан просто умер бы в заснеженной России, но сама Марина готова поддаться его чарам. «Вы пришли ко мне. Ваш список – полон, Дон Жуан!», – пишет она, хотя знает, что всё происходящее для чаровника – лишь увлекательная игра. Цветаева знает, что в душе Дон Жуан одинок и страдает от того, что не умеет любить по-настоящему. Именно поэтому в финале она объявляет, что «не было у Дон Жуана – Донны Анны». Причина в этом, что не было той, которая смогла бы стать единственной и неповторимой и заставила бы страдать этого циника.

Однако в момент прогулки по лесу, когда господин со слугой приближаются к гробнице Командора (з. а. Сергей Кагаков), убитого Дон Жуаном, он созревает для богохульства. Вступая в переговоры со статуей, приглашает её на ужин и удостаивается кивка... Тема любви, казавшаяся в спектакле главной, незаметно угасает, темпо-ритм спектакля ускоряется, и мы видим перед собой весьма жёсткого Дон Жуана. Впечатляет музыкальное оформление спектакля – понять подводные течения происходящего помогает «Болеро» Равеля, музыка Глюка и Форе. После контакта со статуей комедия меняет своё настроение, и мы предчувствуем, что наш молодец-удалец решился ещё на какой-то эксперимент. На этот раз жертвой падёт его отец, благородный Дон Луис, который печётся об имени рода, а сын подставляет ему такие подножки. И вдруг этот великовозрастный грешник едва не в ноги падает к родителю, уверяя, что во всём раскаялся, и начинает новую жизнь. 

Но как только счастливый старик исчезнет, Дон Жуан опровергнет все сказанное и воспоёт «гимн» своему времени: «Лицемерие – модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели. Роль человека добрых правил – лучшая из всех ролей, какие только можно сыграть. В наше время лицемерие имеет громадные преимущества. Благодаря этому искусству обман всегда в почёте: даже если его раскроют, все равно никто не посмеет сказать против него ни единого слова. Все другие человеческие пороки подлежат критике, каждый волен открыто нападать на них, но лицемерие – это порок, пользующийся особыми льготами, оно собственной рукой всем затыкает рот и преспокойно пользуется полнейшей безнаказанностью». Что мы слышим? О каком времени речь, неужели за 358 лет ничего не изменилось?! «Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия, – обращается к нам Мольер, – заденешь одного – на тебя обрушатся все, а те, что поступают заведомо честно, и в чьей искренности не приходится сомневаться, остаются в дураках…»

Увы, мы живём в таком же обществе двойных стандартов, и сегодня севильский герой не потерялся бы в «северной стране». Мир заполнен неискренностью, утверждает своим спектаклем Владимир Драгунов, которую преподносят, как определённые постулаты, разъясняя с серьёзными лицами, как надо понимать те или иные вещи. Дон Жуан – свободный человек, но счастлив ли он? Нет, он тонет в пустоте и безверии, и ему остаётся одно – вступить в «шайку» приспособленцев, обыграть всех, благодаря своему уму, и стать первым из лицемеров?.. Таиться от света и развлекаться потихоньку – лучший способ безнаказанно делать всё, что хочешь, найден. Почти четыре века Дон Жуан пытается овладеть этой высшей математикой, но пока безрезультатно: подвластна ему лишь таблица умножения, где дважды два четыре.

 

Фото Владимира Коробицына и из архива Малого театра.

5
1
Средняя оценка: 2.81481
Проголосовало: 27