«Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно…»
«Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно…»
На подмостках Вахтанговского театра поставили «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.
Эту пьесу Евгений Шварц (1896-1958), по его собственному признанию, сочинял десять лет (до 1954-го года), потому что очень дорожил ею и работал над ней только в те часы, «когда чувствовал себя человеком». Посвятил эту работу жене Екатерине Ивановне; они поженились за 15 лет до её выхода. Фраза, которую в самом начале пьесы произносит Хозяин, с буквальной точностью передаёт мысли драматурга: «Пятнадцать лет я женат, а влюблён до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово!» Спектакль по «Обыкновенному чуду» впервые был поставлен в Театре-студии киноактёра в 1956 году, пьесу дважды экранизировали – в 1964 году Эраст Гарин, а в 1978-ом по ней сделал хит Марк Захаров.
Хозяин (Владимир Логвинов) и Хозяйка (Яна Соболевская)
Всем известно, что «Обыкновенное чудо» – это сказочная история о любви, в которой сила чувств героев «доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса». Где-то в Карпатах, в усадьбе, живут Хозяин с Хозяйкой, он, будучи по совместительству волшебником, устраивает в своём доме встречу Медведя, красивого юноши, в которого семь лет назад превратил зверя с условием, что, если его полюбит и поцелует дочь Короля, он вновь станет хищником... О, знал ли волшебник, что Принцесса Медведю встретится, и их чувства дойдут до той самой высоты, при которой «творятся чудеса…». И что спустя много лет счастливо встретятся вновь трактирщик Эмиль и придворная дама Эмилия, найдут себе пары фрейлины, и они с Хозяйкой останутся в памяти друг друга навсегда. А великое множество людей, среди которых найдутся манипуляторы-короли, негодяи министры-администраторы, ловкачи охотники и бандюганы палачи, понятия не имеющие о том, какой это великий труд – «быть настоящим человеком», будут вращаться вокруг них с Хозяйкой, размышлять о жизни и, возможно, что-нибудь да и поймут. «Верил ли Шварц в возможность побеждать зло искусством или не верил, – написал в своё время Николай Чуковский, – но пьесы его полны такой горячей ненависти к злу, к подлости всякого рода, что они обжигают… И хотя пьесы его – сказки, и действие в них происходит в выдуманных королевствах, зло и добро в них – не отвлечённые понятия».
Медведь (Николай Романовский) и Принцесса (Полина Рафеева)
…На слова Принцессы о поцелуе Медведь реагирует отчаянным восклицанием: «Ни за что!» – и бежит из усадьбы. Принцесса заболевает от тоски и готовится к смерти. А Медведь наконец решается поцеловать её, и пусть превратится он в зверя и погибнет от охотничьей пули, чем будет страдать от разлуки с любимой!..
Спектакль Ивана Поповски, ученика Петра Фоменко, а ещё через одно рукопожатие – Евгения Вахтангова, стал на вахтанговской сцене настоящим поиском того дня, который только раз в жизни выпадает влюблённым, «когда у них всё получается». Начинается он с грустной ноты – Хозяина (Владимир Логвинов) видим в режущей глаз белизной больничной палате, где на кровати лежит умирающая Хозяйка (Яна Соболевская). Да, этот спектакль пронизан трагизмом, но известно же, что «любовь никогда не бывает без грусти», и «в трагических концах есть своё величие, они заставляют задуматься оставшихся в живых». А Микеланджело об этом сказал так: «Смерть и любовь – два крыла, которые несут доброго человека на небеса». Сидя на полу рядом с кроватью и напевая «Песню волшебника» («Нелепо, смешно, безрассудно…») – спектакль оформлен музыкой Геннадия Гладкова в аранжировке Настасьи Хрущёвой на те самые тексты Юлия Кима, – Хозяин раздраконивает коробку из-под мороженого, вырезая из неё мужскую и женскую фигурки, много фигурок, деревья, цветы, траву. Он мечтает хоть как-то утешить свою любовь и создаёт для неё сказочный мир.
И только заканчивает свою резьбу, откуда-то из-под колосников падает декорация настоящего леса (сценография и костюмы Марии Трегубовой), в котором водятся разные звери. Медведи в том числе, в качестве подтверждения несколько белых топтыгиных, сойдя с фантика «Мишки на севере», проплывают перед зрителями. Медвежья тема обыгрывается обстоятельно: мало того, что Медведь (Николай Романовский) ходит в куртке, похожей медвежью шкуру, в конце первого акта на заднем плане мелькнёт потапыч, очень похожий на того, которого мы видели в «Онегине».
Король (Владислав Демченко)
Лес – тот самый, в котором живут Хозяин с Хозяйкой, и через несколько минут усадьба заполнится людским гомоном, волшебник заманил к себе в гости королевский кортеж. Сцена сияет от ярких красок, преобладают красный, оранжевый, ядовито-розовый, костюмы гостей с шутовскими колпаками – на любой вкус. Вздорного Короля, обожающего свою единственную дочь, а недостатки своего характера списывающего на предков, играет з. а. Владислав Демченко, интригана Министра-администратора – з. а. Юрий Красков (весь в розовом, с шариками), Охотника-снайпера – Александр Галочкин, эта публика как раз из той серии, где процветает зло и подлости разного рода.
Медведь (Николай Романовский) с Охотником (Александр Галочкин)
Экзальтированную Принцессу – с волосами розового оттенка и в платье – распускающемся бутоне – играет восходящая звезда вахтанговской сцены Полина Рафеева. Конечно, они знакомятся с Медведем и влюбляются друг в друга, но тот так боится речей о поцелуе, грозящем ему погибелью, что сломя голову убегает в горы.
Министр- администратор (Юрий Красков)
Принцесса, переодевшись в мужское платье, последует его примеру, но судьбе будет угодно столкнуть их ещё не раз. Например, в трактире «Эмилия», которым заправляет грустный Трактирщик (з. а. Евгений Князев). Во время метели там оказываются все гости Хозяина, и Медведь сразу узнаёт переодетую Принцессу, но после выяснения отношений и откровений о поцелуе вновь бежит от неё. На этот раз Хозяин жёстко предупредит Медведя, что день, «когда всё удаётся», выпадает лишь раз. И он, страшась померкнувшего мира, потерявшего свои краски, находит Принцессу, заболевшую от тоски, чтобы поцеловать её, перевоплотиться в зверя и погибнуть от охотничьей пули. Но в волшебстве происходит какой-то сбой: после поцелуя юноша остаётся человеком. «Любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем», – произносит волшебник… И напрасно сидит Охотник с ружьём в засаде, желая подстрелить сотого медведя.
Трактирщик (Евгений Князев)
Из намеченных в спектакле трёх любовных линий, повезёт лишь двум парам. Трактирщику Эмилю и придворной даме Эмилии (з. а. Марии Волковой), тем самым, которые из-за собственной глупости и гордыни много лет назад потеряли друг друга и очень горевали по этому поводу. И вот всё же встретились, неслучайно их дуэт «Ах, сударыня, когда мы с вами вместе» зрители встречают горячими аплодисментами. Они, на самом деле, смотрятся парой – мягкий, интеллигентный Трактирщик в забавной бумажной курточке и деятельная придворная дама. Неслучайно многим зрителям манера речи Трактирщика напомнила о знаменитых вахтанговских Масках в «Принцессе Турандот». Спектакль привлекателен ещё и этими зрительскими «узнаваниями».
Трактирщик (Евгений Князев) и Придворная дама (Мария Волкова)
Абсолютные победители, конечно, Медведь и Принцесса. Разве не к ним обращены восхитительные слова Хозяина: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец! Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них…»? Вот и на этот раз она «уехала на своей белой лошадёнке не солоно хлебавши».
Медведь (Николай Романовский) и Принцесса (Полина Рафеева)
Ну а перед историей любви Хозяина и Хозяйки склоним головы: волшебник, конечно, вселил в жену некие силы, она смогла встать с постели, принимала гостей, сочувствовала молодым влюблённым и даже дралась на шпагах, но настал момент, и она погрузилась в шёлковое чёрное море, а душа её отлетела далеко-далеко… Тем самым великий сказочник напомнит нам, как важно ценить моменты жизни, потому что все они рано или поздно заканчиваются. Именно об этом говорит Хозяин в прощальном монологе у постели жены…
Впечатляет финальная сцена спектакля, дирижирует которой также пара Хозяина и Хозяйки. Артисты, обращённые лицом к зрителю, выстраиваются в линейку и, медленно приближаясь к авансцене, тихонько поют, почти шепчут: «Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло…»
…Неделя другая,
И мы успокоимся,
Что было, то было, прошло…
Конечно, ужасно,
Нелепо, бессмысленно,
Ах, как бы начало вернуть.
Начало вернуть
Невозможно, немыслимо,
Ты даже не думай, забудь.
Ах, дети, дети, читайте побольше сказок в детстве, тогда есть надежда, что, став взрослыми, вы не сделаете столько ошибок, сколько сделало наше поколение…
Фото из архива театра им. Евг. Вахтангова.