Преодоление либеральной рутины – дух и веление времени

Одной из характерных черт современной эпохи является так называемое клиповое мышление, состоящее примерно в следующем: люди видят действительность только в частных, обособленных проявлениях, стремительно и хаотично мелькающих перед глазами, и в результате оказываются не в состоянии судить об окружающей жизни во всей её сложности и взаимосвязанности. Как следствие, люди утрачивают способность понимания жизненных процессов в полноте их смыслов. Это явление представляет собой одну из фундаментальных основ общества потребления, успешно созданного мировой закулисой практически во всём мире. Клиповое мышление позволяет управлять социумом при посредстве примитивных знаковых систем, разработанных квалифицированными специалистами в интересах мировой закулисы и связанных с нею транснациональных бизнес-структур. Не вдаваясь в оценки, нужно отметить, что такое мировосприятие распространяется на весь круг жизненных явлений, не исключая и культуру. Полное исчезновение (на самом деле – целенаправленная ликвидация) системы критериев, применяемых при оценке художественных произведений, с заменой её аморфным принципом «а мне нравится» в настоящее время определяет состояние практически всех явлений культуры. Данный принцип открывает широкие возможности для профанирования принципов искусства, превращения искусства в объект оптовой и розничной коммерции, а также в инструмент бытового тщеславия.

Морально-нравственная составляющая искусства подвергается интенсивной маргинализации. На уровне художественной литературы мы неоднократно за постсоветские три десятилетия имели возможность наблюдать за тем, как, порой буквально на пустом месте, создавались и затем навязывались обществу «общепризнанные» имена и явления, которые, спустя некоторое время, исчезали бесследно. Культ «рентабельности», установившийся в современную эпоху, не оставляет места для процессов, не поддающихся контролю. На протяжении долгого времени ущерб от такого положения не проявлялся в полной мере. Поколения советских людей обеспечивали приемлемый уровень культуры в обществе, являлись стабильными потребителями доброкачественных продуктов культуры классической, советской и ранней постсоветской эпохи, и с этим напрямую был связан удовлетворительный образ общества (при всех эксцессах «лихих 90-х» и последующих годах «демократии»). В прямой зависимости от естественного ухода старших поколений культурное и нравственное состояние общества постепенно менялось, и не в лучшую сторону. К сожалению, сегодня, судя по ряду позиций, есть основания говорить о стремительном обрушении культурных и нравственных основ нашего общества. Особенно ярко это проступает при взгляде на молодые поколения. Давно уже стали общим местом разговоры о катастрофическом снижении уровня образованности. Кризис компетентности практически во всех областях жизни стал принимать необратимый характер. Ни для кого не секрет, что всё это было не просто неким случайным уклонением, а логичным следствием либерального, западнического курса, навязанного нам либеральной «элитой» после разрушения Советского Союза – курса, наследие которого мы с переменным успехом преодолеваем сегодня.  

Специальная военная операция на Украине стала мощным импульсом, пробудившим внутренние силы народа, его стремление к новым смыслам, к обретению твёрдой почвы на пути к будущему. После нашей неизбежной победы нас ждут очередные задачи в сфере образования, культуры и в других жизненно важных областях нашего общенационального российского бытия. Необходимо, чтобы новые поколения с самых юных лет получали целостное представление об истории России во всей её сложности и диалектичности, не терпящей упрощения и тенденциозных, утилитарно направленных толкований. И здесь перед нами встают очередные важнейшие задачи, которые нам рано или поздно придётся решать. 

На протяжении всех постсоветских лет периодически поднимается вопрос о необходимости выработки государственной идеологии. И если в девяностые годы прошлого столетия эта тема на официальном уровне считалась «маргинальной», представляющей собой рефлексию «угасающего имперского сознания», то с момента возвращения России на традиционный исторический путь актуальность данной проблемы становилась всё более очевидной. Разрушение Советского Союза происходило по многим направлениям, одним из которых было разобщение многонационального советского народа посредством культивирования узконационалистических настроений и внедрения в сознание народа бредовых антинаучных мифологем, круто замешанных на лживом антисоветизме и патологической русофобии. Сегодня мы общими усилиями последовательно восстанавливаем и укрепляем наше единое духовное пространство, оставленное нам в наследство советской эпохой, и на этом пути неизбежно восстановление тех наработок, которые оправдывали себя на протяжении советской истории. В период всеобщей коммерциализации периода «лихих 90-х» были разрушены  механизмы укрепления многонационального единства российского народа. Одной из таких форм был развитый институт переводов национальных литератур на русский язык, который вводил литературное достояние национальных республик в общенациональный культурный обиход. В результате этой деятельности стали широко известны и прославлены имена Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Мустая Карима, Раисы Ахматовой, Фазу Алиевой и ещё многих замечательных поэтов и прозаиков наших братских национальных республик. В годы «демократических реформ» это направление было отпущено «в вольное плавание», и многие талантливые имена не получили той доли общественного признания, на которую они имели право по своим достоинствам. Это нанесло существенный ущерб как нашему единству, так и нашему общенациональному самосознанию.

Мы все помним, как в результате либеральной антигосударственной пропаганды демонизировались отдельные народы, как происходило разобщение людей по надуманным причинам, в соответствии со злонамеренными установками, исходившими от западных кукловодов. В настоящее время процесс восстановления межнациональных литературных связей обрёл прочные основания. Это произошло во многом благодаря осознанию литераторами России необходимости создания единого литературного пространства на всей территории нашей страны. Русские писатели, поэты и прозаики, переводят творчество собратьев по перу из наших братских республик. Появились формы организации изданий (как индивидуальных, так и коллективных), представляющих российский литературный процесс в его полноте и богатстве. Результатом стало то, что многие ценители литературы с радостью открыли для себя новые литературные миры, органично входящие в духовную систему координат России. С каждым днём укрепляются творческие и дружеские связи, выходят коллективные издания, проводятся совместные мероприятия и встречи... В процессе этой деятельности органично формируется важнейшее идеологическое направление – укрепление духовного единства многонационального российского народа. Популяризация литератур братских республик является мощным действенным фактором духовной и общественной жизни страны. Личный энтузиазм писателей в настоящее время всё чаще начинает находить поддержку в государственных и муниципальных инстанциях разного уровня, и этот процесс со временем будет только продолжаться. Сама жизнь формирует актуальную идеологию, отвечающую на запросы ближайшего будущего.  

Особое значение всё это обретает в нынешних условиях, когда Россия проводит Специальную военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины. Единство народа – залог нашей грядущей  победы. 

 

Художник: И. Разживин.

5
1
Средняя оценка: 3.75
Проголосовало: 20