Поход вдоль линии госграницы БССР по состоянию на 1939 г.

Не так давно в календаре знаменательных для Беларуси дат появился День народного единства. Который празднуется ежегодно 17 сентября и посвящен началу освободительного похода Красной армии в 1939 г. Напомним, что до этого момента территория современной Беларуси была поделена примерно поровну, а линия государственной границы между БССР и Польшей проходила недалеко от Минска. В этом году, несмотря на большое количество минувших со времени этого события лет, юбилей воссоединения белорусских земель мы будем праздновать впервые.

При СССР эту дату старались не вспоминать лишний раз, чтобы не вызывать раздражение у братской коммунистической Польши. В современной Беларуси до событий 2020 г. особого значения началу освободительного похода также не придавали. 
85 лет — серьезный срок. Успело смениться не одно поколение. Живых очевидцев «польскага часу» практически не осталось. Но до сих пор на нашей старой границе присутствуют немые свидетели периода, когда на белорусских землях проходила полонизация, закрывались белорусские школы, навязывались культура и традиции другого государства, католицизм, уничтожалось всеми возможными способами православие.
В поисках сохранившихся свидетельств времени, предшествовавшего воссоединению белорусских земель, мы в рамках проекта Белорусского географического общества и Россотрудничества «Пешком по Беларуси» отправились на старую государственную границу. 

Начало путешествия — малоприметная станция Асино. Здесь назначен сбор участников звездного похода из Бреста, Баранович и Минска. До 10 ч 30 мин мы успеваем пройти инструктаж и ознакомиться с примерным маршрутом, который наметили организаторы мероприятия. Общее количество энтузиастов, решившихся на 25 км переход по пересеченной местности — 19 человек. Краеведы, студенты, и просто интересующиеся люди. 
Первые открытия ожидают уже через несколько сот метров от станции. Ничем не примечательный лес, через который проходит наш путь оказывается… заброшенным кладбищем начала XIX века. На могильных камнях встречаются польские и русские эпитафии людей, живших около 200 лет назад. «Рабъ божий Михаилъ Шереметьевъ» удается разобрать на одном из поросших мхом камней. 

Как и повсюду на нашей земле, здесь присутствует могила жертв геноцида. «Лесник Трофимович Фома Иосифович». Расстрелян за связь с партизанами. Короткий экскурс в историю от проводника об обстоятельствах смерти и партизанском движении в данном районе, и мы отправляемся в дальнейший путь. 
Всего 30 минут неуклюжего перемещения по скользкому просёлку и мы на пути начинают попадаться прямоугольные обвалованные ямы глубиной более 2-х метров. По словам наших проводников, местных краеведов Сергея Пушкина и Тимофея Климчука, это капониры. Именно отсюда 17 сентября 1939 года 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 Третьей армии нанесли удар по польской территории. После короткой артиллерийской подготовки личный состав конно-механизированных групп при поддержке 16-го Койдановского (старое название Дзержинска) пограничного отряда перешел линию государственной границы. 
Сложно передать, что чувствуешь на месте, откуда 85 лет назад началось воссоединение белорусских земель. На удивление, тут нет никаких памятных знаков, хотя невозможно переоценить значимость событий, происходивших в этом месте, для белорусской государственности. 
Поворачиваем точно на юг, по направлению к населенному пункту Скородное. Там посещаем ещё одну могилу жертв геноцида. Семья Кизиных. Самому младшему всего 7 лет. Что и говорить, не сладкой была жизнь у местного населения в первой половине прошлого века. Бесконечная череда войн, грабежей, угнетений. Населенных пунктов, где не уничтожалось местное население, здесь попросту нет.
До старой границы от Скородного уже рукой подать. Самый верный и удобный путь — заброшенная узкоколейка, построенная сразу после начала немецкой оккупации. Сейчас от неё осталась только укрытая мхом насыпь. А при немцах движение тут было довольно интенсивным. Оккупанты вывозили в Германию лес, массово сгоняя на его заготовку местных жителей. 
Несмотря на длительный промежуток времени, система немецких фортификационных сооружений в этом районе сохранилась довольно неплохо. Причудливые линии траншей, остатки блиндажей, стрелковые ячейки, всё говорит о том, что фашисты для охраны железной дороги были вынуждены держать здесь серьезный гарнизон. Тем не менее, партизан это не останавливало. Под удары народных мстителей попадал не только железнодорожный транспорт, но и сами оккупанты, несмотря на серьезные укрепления, неоднократно подвергались нападениям. Всего лишь в 25 км отсюда свой последний бой принял Марат Козей, на примере которого воспитывались все советские школьники.   

После короткого привала в покинутом немецком расположении наш путь уже продолжается точно по линии старой государственной границы. 
Внешне это выглядит как обычная просека. Расположение просек не изменялось в белорусских лесах с XIX в. Теперь тут проходит граница Дзержинского и Столбцовского районов. В 1939 г. столбы, обозначавшие границу СССР, были отсюда выкопаны и определены на новое место — на несколько сот километров западнее. Однако и после этого права свободного перемещения через бывшую линию раздела у белорусов по прежнему не появилось. Слишком опасным и ненадежным был наш новый сосед с запада, активно засылающий агентуру на белорусские земли. Да и не все жители новых территорий оказались довольны сменой власти и стали пытаться ей противодействовать.  
В окрестностях н.п. Старая Мезеновка встречаем остатки проволочных заграждений. Сбитые комки колючей проволоки окаймляют фундаменты пограничных застав. В ходе освободительного похода Красной армии эти здания не пострадали. Войско польское практически не оказывало сопротивления, и полное освобождение Западной Белоруссии завершилось уже на 8-й день боевых действий. Старожилы рассказывают, что несколько снарядов разорвалось в районе военных складов н.п. Колосово, а при штурме заставы был убит один польский пограничник. Долгое время его могила располагалась неподалеку в лесу, а потом заросла и определить её местонахождение на сегодняшний день довольно проблематично. 
Очертания пограничных сооружений заметны и по сей день. В послевоенное время здания были разобраны на кирпичи, и единственным уцелевшим участком кладки сейчас является стена погреба на советской стороне. В районе польской заставы сохранился колодец. 
Вот, в принципе, и всё. Не зная, что эти едва заметные среди зарослей камни являются свидетелями исторических событий, просто пройдешь мимо.
Отсюда мы направляемся к конечной точке нашего маршрута — н.п. Колосово. Там расположено несколько памятников Великой Отечественной войны и железнодорожная станция, на которой наша группа расстается до следующего совместного похода «Пешком по Беларуси». К сожалению, за 25 километров пешего пути мы не встретили ни одного памятного знака, увековечивающего одно из самых важных событий в становлении белорусской государственности. Остаётся надеяться, что к следующему юбилею воссоединения белорусских земель такие памятники обязательно появятся.  


Польская пограничная станция в Столбцовском районе, 1938 год.
5
1
Средняя оценка: 3.66667
Проголосовало: 9