Простой советский парень и его лестница в небо

90 лет первому космонавту планеты Земля — Юрию Алексеевичу Гагарину

"Летит, летит ракета вокруг земного света, а в ней сидит Гагарин — простой советский парень!" — декламировали с восторгом в голосе пацаны и девчата нашей страны этот неизвестно кем сочинённый куплет сразу после первого космического полёта, осуществлённого в СССР 12 апреля 1961 года.

И действительно — первый космонавт был именно таковым — простым парнем, сельчанином со смоленщины, первые годы жизни которого прошли в селе Клушино Гжатского района Западной области (так называлась в 1934 году Смоленская область). Но всё-таки крестьянином по происхождению Юру Гагарина в полном смысле считать нельзя — отец его Алексей Иванович Гагарин был плотником и больше кормился этим ремеслом, а не землёй. Мать будущего космонавта Анна Тимофеевна была дочерью питерского рабочего Тимофея Матвеевича Матвеева, который до революции работал сверловщиком на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. То есть мать космонавта была горожанкой по происхождению, и как следствие — была грамотной и относительно других крестьянок развитой женщиной, не чуждой предпринимательской жилки, что в советское время вылилось в руководящую должность — в местном колхозе она стала заведующей животноводческой фермы. 

Сам Юрий Алексеевич в своих воспоминаниях отмечал, говоря о матери:

"Мама наша, так же как и отец, в молодости не смогла получить образования. Но она много читала и многое знает. Она могла правильно ответить на любой вопрос детей. А было нас в семье четверо: старший брат Валентин, родившийся в год смерти В. И. Ленина, сестра Зоя, тремя годами моложе, наконец, я и наш меньшой брат Борис". 

То есть делаем вывод, что в характере будущего героя сочетались как крестьянские (этого уж не отнимешь у сельского парнишки!), так и рабочие и даже городские черты, создавшие его личность. Не отсюда ли идёт и его неутолимое стремление к образованию, ко всякой науки, к учёбе. Особое стремление "выбиться в люди". Уж явно он не был предназначен для простой крестьянской работы земледельца, он желал большего и этого большего достиг.
Но вот что удивительно: при всём его неуёмном желании идти вперёд, добиваться успехов в жизни, он оставался в личном общении очень простым и свойским парнем. Людей обезоруживала его почти детская, даже какая-то наивная широкая улыбка, от него всегда веяло дружелюбием и наполненностью жизненной энергией. На фоне других курсантов отряда космонавтов — серьёзных, строгих людей, он выделялся именно этими своими человеческими качествами. А там выделиться было трудно — все будущие космонавты были прекрасно подготовленными военными лётчиками с железным, много раз проверявшимся здоровьем. Все были очень умными, внимательными и сосредоточенными в освоении космической техники. Как, почему именно Гагарин был замечен высокой правительственной комиссией и почти без возражений определён первым среди равных ему претендентов для первого полёта в космос? Может, потому что был маленького роста и лёгок по весу, а это было важно для облегчения нагрузки корабля "Восток"? 
Действительно, рост Гагарина был всего 165 см. Но, к примеру, Герман Титов был ещё меньше и легче Гагарина. И при освоении кабины космического корабля даже оказалось, что Гагарин был слишком тяжёл. Пришлось убирать из кабины часть приборов и кабелей для облегчения корабля! А ведь Титов, дублёр Гагарина, по своему меньшему весу как раз более подходил для полёта без этих спешных переделок. И всё-таки полетел Гагарин... Тут какая-то загадка!
Конечно, он очень нравился главному конструктору Сергею Павловичу Королёву, это известно. Достаточно взглянуть на фотографии Гагарина и Королёва, когда они находятся рядом. Сергей Павлович с какой-то доброй улыбкой смотрит на своего подопечного, даже, пожалуй, как на своего сына — очень мягко и любяще. Главный конструктор, что в своей жизни повидал всякое, испытал и обиду и жестокость на трудном пути учёного-конструктора, был несправедливо осуждён в годы репрессий, вынужден был общаться с самовластными и грубыми людьми, а тут увидел перед собой простого, душевного парня, без задней мысли, что называется. С открытым светлым лицом, с бесподобной лучезарной улыбкой -- ну как он мог выбрать кого-то другого?..

Но это всё, конечно, уже на последнем этапе отбора, когда от сотен претендентов на звание космонавта осталось лишь двадцать человек избранных военных лётчиков, которых собирали со всего Советского Союза. Для них в Звёздном городке под Москвой вблизи города Монино, где находится и по сию пору известный аэродром, названный Чкаловским, откуда сам Валерий Павлович Чкалов стартовал в свой бессмертный полёт через Северный полюс в Америку, вот там для отобранных лётчиков была организована специальная воинская часть, преобразованная впоследствии в Отряд космонавтов. Попасть в эту отобранную двадцатку было очень трудно. В 1957 году Юрий Алексеевич Гагарин окончил Оренбургское лётное училище и получил квалификацию лётчика 3-го разряда, распределён был на север, на Кольский полуостров, летать в условиях Арктики. Оттуда он и подал рапорт с просьбой допустить его к отбору для полётов на «новой технике», как уклончиво тогда называли ракетные системы. Дело было совершенно новое и неизведанное, но можно подивиться тому упорству, с каким совсем ещё молодой лётчик стремился достигнуть небывалых высот.
Вот также он и в пору своего военного и послевоенного детства стремился выбиться в люди, выучиться. И то сказать: только-только 7-летний деревенский парнишка пошёл в своём селе Клушино вблизи старинного русского города Гжатска в первый класс в сентябре 1941 года, как в село вошли немецкие войска... Клушино — старинное село. Известно оно было ещё в начале XVII века в 1610 году, когда на полях вблизи этого села русская армия царя Василия Шуйского потерпела сокрушительное поражение от войск польского короля Сигизмунда, после чего Москва открыла свои ворота завоевателям и только через два года в 1612 году ополчение Минина и Пожарского смогло разбить врага. И вот — странный парадокс истории: то место на карте России, что было связано с тяжёлым поражением и позором нашей страны, это же место стало и символом величайшей славы России, явив миру своего уроженца — первого космонавта Земли. Парадокс странный, но объяснимый для нашей страны — она всегда возрождается после тяжёлых потерь.
Хотя родился Юрий всё-таки в самом Гжатске, в роддоме — тоже примета особости семьи. Простые крестьянки рожали тогда детей у себя в избе, едва ли не в поле, если случались сельхозработы на тот период. Но, зная, что первый космонавт родился в самом городе, не удивительно, что старинный Гжатск сейчас переименован в Гагарин. Это, кстати, не очень нравилось отцу Юрия Алексеевича, простому русскому плотнику из рабочей семьи Ивану Алексеевичу. Он впоследствии, когда переименовывали после трагической гибели в марте 1968 г. своего знаменитого сына город Гжатск в Гагарин, просил на гербе города хоть маленькими буквами указывать исконное имя — Гжатск. Ссылаясь на то, что город был основан при Петре Великом как важный торговый пункт на речных путях подвозки хлеба в новую Северую столицу России, основанную Петром. 
Но войну семейство Гагариных встретило у себя в Клушино, и начались полтора трудных года испытаний. Школу, конечно, оккупанты закрыли, семейство Гагариных какой-то важный немецкий чин (Юрий Алексеевич помнил, что его звали Альбертом) выселил в землянку на огороде, а дом взял себе. Тоже, кстати, интересная примета — дом, значит, был хороший, раз на него немец позарился, обустроенный. Недаром — хозяин толковый плотник. Это немцы ценили, используя его в своих работах. Вот тоже непростой факт в биографии первого космонавта — годы войны для него прошли на оккупированной территории. А мы помним, те, кто жил в советское время, что тогда в каждой анкете была строка: находился в годы войны на оккупированной территории? — и положительный ответ сразу вызывал подозрение к человеку. 

Да, будущий космонавт жил "под немцем" в 1941–43 годах, как и всё его семейство. Старшего его брата Валентина и сестру Зою немцы угнали на работу в Германию. Правда, по дороге им удалось бежать, и они вернулись домой. Это уже было в апреле 1943-го перед самым освобождением села. 

Юрий Алексеевич вспоминает: 

"Но горе не бывает бесконечным, наступила радость, да ещё какая! В полночь к нам заглянули два человека в белых полушубках, в шапках-ушанках, с автоматами, покрытыми изморозью. Дали отцу закурить и начали расспрашивать. Это была наша разведка. Первая за всё время. У нас нечего было есть, но мать захлопотала, чтобы накормить их, наварила картошки, правда, соли не оказалось. Разведчики исчезли так же тихо, как и появились. Словно во сне. Я даже на рассвете спросил о них у отца.
Он хитро посмотрел на меня, усмехнулся и говорит:
— Я сам как во сне...
Через день гитлеровцы покинули село. Отец вышел навстречу нашим и показал, где фашисты заминировали дорогу. Всю ночь он тайком наблюдал за работой вражеских сапёров. Наш полковник, в высокой смушковой папахе и защитного цвета погонах на шинели, при всём народе объявил отцу благодарность и расцеловал его, как солдата".

Этот ли случай или другой, произошедший с Юрой Гагариным ещё перед приходом фашистов летом 1941 г., когда он со своими деревенскими сверстниками помогли нашему лётчику после того как его самолёт, подбитый в бою, приземлился на лугах у Клушино, и лётчик, впоследствии генерал, запомнил паренька с "княжеской фамилией" — Гагарин! Существует даже легенда, что этот генерал после участвовал в отборе кандидатов в Отряд космонавтов и помог ничем особо не выдающемуся молодому лётчику попасть в его состав. Вспомнив клушинского паренька с "княжеской" фамилией... 
Это легенда, но всё бывает в нашей жизни, малейший нюанс может внести коррективы в судьбу человека. Кстати, о княжеской фамилии. За границей, после успешного полёта Гагарина, представители старой русской дворянской эмиграции всерьёз считали, что первый космонавт — из княжеского рода Гагариных. На что сам Юрий Алексеевич только улыбался. Он-то знал свою простую родословную, всех своих рабочих предков.
Рабочие предки и определили его судьбу. Уже в 1949 г., 15-летним пареньком, маленьким, щуплым, казавшимся младше своего возраста, он подался из своего провинциального Гжатска (куда семейство Гагариных перебралось из деревни в 1945 г. — отец семьи нашёл в городе работу для плотника) сразу в Москву. В столице жил и работал его дядя Савелий, брат отца. Он и помог своему племяннику устроится в ремесленное училище в Люберцах на обучение профессии литейщика. Почему литейщика? — никуда больше не брали. Юра имел всего 6 классов средней школы, даже семилетку — тогдашнее неполное среднее образование он не получил. Но он чувствовал, что семье надо помогать в голодное послевоенное время. Родители старились, а на руках у них был ещё младший брат Юрия Борис. Но дело даже не в этом. Другие-то все его родичи остались и благополучно жили в родном Гжатске. Но его подмывало какое-то внутренне желание выйти в люди, приложить некое усилие для изменения своей судьбы, стать самостоятельным человеком, а там... Кто знает... 
Юрий Алексеевич признавался после в своих мемуарах, что мечта о небе жила в нём с той истории с приземлившимся у их села лётчиком в 1941-м. Которому он помог. Так небольшая случайность может определить весь жизненный путь.

И Юра Гагарин старался. Освоил профессию литейщика, да так, что после, когда он уже в ранге первого космонавта Земли будет с визитом в Англии, даст предметный урок английским литейщикам, своего рода мастер-класс. Отлив собственноручно одно изделие, вызвав восхищение английских рабочих. Он окончил и Школу рабочей молодёжи в Люберцах, и получил среднее образование. Время было голодное, но материально жилось лучше, чем в разрушенном войной Гжатске. Учащимся-ремесленникам выдавали форменную одежду и обувь, бесплатно кормили в столовой. Они могли заработать первые свои деньги на производстве. Два года учился Гагарин в Люберцах и к 17 годам уже стал, по сути, взрослым человеком, способным самостоятельно определять свою судьбу. 
В 1951 г. его и нескольких ещё лучших выпускников училища направили для дальнейшего обучения в Саратовский индустриальный техникум, в город на Волге. И везде виден некий перст судьбы. Именно в Саратове существовал и успешно работал тогда знаменитый аэроклуб, подготовивший немало лётчиков. Как всегда старательно изучая все учебные и производственные дисциплины, Юрий Гагарин, похоже, неотрывно смотрел в небо. Во всяком случае, как только представилась возможность поступить в этот аэроклуб, так Юра сразу туда и поступил. Это случилось на последнем курсе обучения в техникуме. И хотя индустриальный техникум он и закончил с отличием, но год занятий в аэроклубе определил его судьбу — авиация стала делом его жизни. Военкомат направил его в знаменитое Оренбургское военное лётное училище. Как прошедшего с отличием курс обучения в аэроклубе, уже самостоятельно пилотировавшего спортивный самолёт Як-18, он был принят в училище даже без экзаменов. Похоже, какая-то "зелёная улица" или ковровая дорожка вела его к успешной карьере и всемирной славе?.. 
Сразу вспоминается та ковровая дорожка, известная нам по знаменитой кинохронике, когда первый космонавт Гагарин шёл от самолёта в московском аэропорту Внуково к правительственной делегации, встречавшей его. Он шёл бодрой, уверенной походкой, одетый в форменную офицерскую шинель. И всё, казалось, без сучка и задоринки, да вот шнурок развязался на его ботинке, и это было видно всем и есть на кадрах кинохроники. Он не споткнулся, не упал тогда, дошёл, чётко доложил руководству страны, самому "дорогому Никите Сергеевичу" о выполнении правительственного задания и успешном полёте в космос. Потом была торжественная встреча кортежа машин с Гагариным на проспектах Москвы... Но вот эта маленькая заноза, этот развязавшийся шнурок не предвещал ли всегда успешному герою какую-то будущую подножку в жизни. Не предвещал ли мелочь, которая может привести его к гибели, что и случилась с его самолётом в марте 1968 г. И оборвалась жизнь первого космонавта Земли на самом его взлёте к будущим свершениям... Он ведь готовился тогда к полёту на Луну. В СССР разрабатывалась лунная программа, сторонником осуществления которой был сам Гагарин!.. Но всегда нужно быть внимательным к мелочам и не забывать о тайных намёках судьбы.

Конечно, погибнуть он мог гораздо раньше и не от случайности, а от недостатков тогдашней космической техники. Дело было новое, ракеты при взлёте с космодрома Тюра-Там (так назывался первоначально Байконур) часто падали и взрывались при взлёте. Случаев таких было много, бывали и жертвы среди обслуживающего персонала космодрома. А средств спасения для космонавта тогда ещё не было разработано. Так что некоторые историки и свидетели тех событий даже полагают, что сам первый запуск человека в космос 12 апреля 1961 г. на корабле "Восток" был своего рода авантюрой, предпринятой Королёвым с целью опередить американцев. Которые на конец апреля того года намечали полёт своего первого астронавта Алана Шепарда на корабле "Меркурий". 
Но полёт американца на "Меркурии", который позже и осуществился, никак нельзя назвать полноценным космическим полётом. Это был подъём в стратосферу на высоту в полсотни километров. А потом незамедлительный спуск оттуда. О реальном орбитальном полёте, облёте Земли, осуществлённым Гагариным за 1 час 48 минут (всего 108 минут чистого времени), речи у американцев тогда не было. А Главный конструктор ракетных систем Королёв ведь не действовал наобум. Перед полётом Гагарина уже в начале 1961 г. дважды поднимались в космос аналогичные гагаринскому корабли "Восток", но с человеческим манекеном на борту, куклой, называемой Иваном Ивановичем. (П.Р. Попович рассказывал: его звали «Ванюша Пристрельный».) И оба раза полёт, управляемый автоматикой, заканчивался благополучно, кроме отдельных неполадок при приземлении — всякий раз не удавалось точно рассчитать место посадки. Это, кстати, случилось после и с Гагариным. Он немного не долетел до нужного места посадки в степях за Ахтубой, где находится знаменитый ракетный полигон Капустин Яр. Приземлился раньше и севернее. Но, поразительное дело! — он приземлился именно на саратовской земле вблизи приволжского города Энгельса. Именно в саратовском небе раскрылся первый в истории человечества космический парашют, именно в том небе, где и сам Гагарин совершил лет за восемь до того свой первый учебный полёт на лёгком самолёте и первый свой прыжок с парашютом. Судьба...

Можно, конечно, сказать, что он был баловнем судьбы, но если проследить весь его жизненный путь, то виден неукротимый и сильный характер, большая целеустремлённость к достижению максимального результата в каждом деле, что случалось свершать Юрию Алексеевичу. В 15 лет он поставил себе первую цель — выйти из-под родительской опеки, жить самостоятельно и зарабатывать себе на жизнь. Он этого добился, уехав из родного города в Москву, освоив рабочую профессию литейщика. Одновременно получил среднее образование, учась в вечерней школе в Люберцах. Следующая цель — окончил техникум в Саратове, там у него обозначилась другая цель — поступить в аэроклуб и летать, научиться управлять самолётом. Сделано. Потом лётное училище и вот он уже к 23-ему году своей жизни в 1957 году — классный военный лётчик-истребитель. По окончании училища, получив лейтенантские погоны, он женится на девушке из Оренбурга, которую сам себе выбрал и добился её согласия на брак. Его жена Валентина Ивановна (в девичестве Горячева) вспоминала, что на одном из курсантских балов познакомилась с Юрием. Который настойчиво приглашал её танцевать. А он ей сначала не понравился — маленький, как подросток, особо не видный собой парень. А она-то ему понравилась, и он сразу решил — будет моей женой. Вот так сразу решил, и точка! То есть поставил себе очередную цель, но уже в личной жизни. И ведь добился этой цели. Девушка дала согласие на брак, но свадьба их состоялась только после того, как прошёл выпуск из училища и Гагарин стал офицером ВВС.
После этого он ещё два года служил на севере в Мурманской области. Летал на истребителях Миг-15. А в 1959 г., когда начали искать годных для космического полёта лётчиков, он сам подал заявление на вступление в программу полётов на ракетной технике. И убыл из своей части в Москву, в Центральный госпиталь Военно-Воздушных сил для прохождения детальной и очень строгой медицинской комиссии. 
Уехал, оставив в части жену уже с маленькой дочкой Еленой. Позднее, когда был сформирован Центр подготовки космонавтов в Звёздном под Москвой, то семья приехала к нему. Похоже, Гагарин вновь поставил себе очередную цель — Космос, и уже шёл к этой цели. Строго соблюдая режим подготовки, работая как проклятый, проходя мучительные подчас испытания на тренажёрах. Где достигались страшные перегрузки до 12 g. Поднимался на самолёте Ту-104. Где был оборудован специальный салон, в котором при резком пикировании самолёта создавалась искусственная невесомость — никто не знал, как человек, вообще любой живой организм будет вести себя в невесомости, не умрёт ли он... Плюс шла и теоретическая подготовка к полёту на модулях космических кораблей. 
Вначале, пока не был открыт Центр подготовки космонавтов в Звёздном, тренировались и обучались будущие космонавты в городе Жуковском — по Рязанской дороге от Москвы в 40 км, на базе Лётно-исследовательского института (ныне ЛИИ им. Громова). Там рядом расположен и Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), основанный ещё профессором Жуковским. Тогда многие сотрудники института часто видели всех будущих космонавтов и, хотя это был секрет, все догадывались, кто они такие, для чего тренируются. И потому будущие покорители космоса вызывали всеобщий интерес, на них выходили поглядеть.
Моя мама Людмила Ивановна Зотова всю жизнь проработала в ЦАГИ и сама видела в молодости всех будущих космонавтов. Она была поражена, какие же они маленькие по росту, но запомнился Гагарин — он всегда улыбался своей неотразимой улыбкой, производил впечатление очень жизнерадостного человека и, что скрывать, интересовался жуковскими девушками... Но не будем об этом, здесь много домыслов.
Весь 1960 г. шли испытательные полёты космических кораблей, и из пяти запусков только один оказался удачным — тот самый корабль, на котором слетали в космос и благополучно вернулись замечательные собачки Белка и Стрелка. А несколько собачек, к несчастью, погибли при других запусках... Так что Юрий Алексеевич Гагарин шёл на огромный риск, отправляясь в полёт. Но никогда, ни единым движением он не выдавал своего волнения или сомнения в успехе. И решение правительственной комиссии было единым: утвердить старшего лейтенанта Гагарина Юрия Алексеевича первым для полёта на корабле "Восток". А Германа Степановича Титова — вторым, его дублёром. 

Кто знает, может, плохую шутку с Титовым, чисто русским человеком, сыграло его немецкое имя Герман, данное ему его отцом, учителем литературы, влюблённым в героев А.С. Пушкина. Назвавшего сына Германом (героем из "Пиковой дамы"). А дочь Земфирой (героиней "Цыган"). Назвал бы уж сына Евгением — самым любимым пушкинским героем. И, кто знает, может, Евгений Титов и стал бы первым космонавтом Земли! Сам Гагарин признавал, что Титов был лучше подготовлен к полёту, и он был легче Гагарина на несколько килограммов, что было критически важно. Но ведь недавно ещё закончилась Великая Отечественная война, в которой была разгромлена Германия, и вот первый русский космонавт — и Герман... Нехорошо. Выбор был сделан в пользу Гагарина, и это был правильный выбор — знаменитая гагаринская улыбка облетела весь мир!

Нелегка и непредсказуема судьба человеческая. К полёту Гагарина был подготовлен и второй дублёр — член отряда космонавтов, отличный лётчик Григорий Григорьевич Нелюбов, родом из Крыма. Он, по идее, должен был полететь третьим, уже после Титова, но... Один раз его застал в состоянии опьянения военный патруль на станции Чкаловская, недалеко от Звёздного городка. Возник конфликт, дело получило огласку... Он был отчислен из Отряда космонавтов по приказу командования, хотя Гагарин заступался за него и предлагал оставить в отряде. Не помогло. Нелюбова отправили служить в лётную часть на Дальний Восток, где он с горя начал сильно пить и погиб под колёсами поезда... Так что совсем не лучезарна и светла личная жизнь космонавтов, большие цели часто оказываются недостижимыми. И тем более удивителен феномен Юрия Алексеевича Гагарина. Который достиг всего чего хотел. И его жизнь прервалась на взлёте.

И вот наступило 12 апреля 1961 года. Дата запуска была выбрана самим Сергеем Павловичем Королёвым, ему в этом были дана прерогатива от правительства. И он выбрал этот день не случайно. Сергей Павлович был воспитан ещё до революции, прекрасно знал Закон Божий и священную историю. Знал Жития святых и, естественно, не мог не помнить, что 12 апреля по новому стилю — день святого Иоанна Лествичника. Монаха, знаменитого тем, что ему в видении Господь открыл некую лестницу между небом и землёй, по которой сходили и восходили на небо ангелы. В этот день считается у верующих людей, что небо открывается и легче туда попасть всякой человеческой душе. Без всякого сомнения — Главный конструктор был верующим человеком и использовал любой нюанс для обеспечения благополучного исхода первого полёта человека в космос, в том числе и помощь Божью, и это было серьёзно. 
Старт был назначен на 9 часов утра на космодроме Тюра-Там (Байконур) в казахской степи. Из-за заминки с закрыванием люков, он чуть замедлился, произошёл в 9 часов 7 минут. На прощание Королёв сказал по радиосвязи Гагарину: "Желаю вам счастливого полёта и возвращения на Землю!" — На что Юрий ответил со всегдашней своей тёплой улыбкой: "Поехали!" Этот возглас он запомнил ещё со времён испытательных тренировок на тренажёрах в Жуковском, так всегда начинал работу руководитель испытаний знаменитый лётчик Марк Галлай. В начале полёта уже случился казус — на полсекунды дольше проработала двигательная установка третьей ступени, в результате чего космический корабль поднялся почти на сто километров выше нужной орбиты. Так можно было и вообще улететь в дальний космос и пропасть там навсегда! Но третья ступень отделилась, и корабль вышел на орбиту вокруг Земли. Пролетел над всей Евразией, над Тихим океаном, над Гавайскими островами. Американские службы слежения засекли передачу сообщений с орбиты. Далее, вследствие незапланированной орбиты корабль ушёл в сторону мыса Горн, там изменил направление и устремился через Атлантику к Средиземному морю, где уже и начал снижение. Тормозная установка включилась вовремя, и корабль резко пошёл вниз. Тут произошёл второй казус — не сразу отделился от спускаемой кабины двигательный блок, из него продолжали истекать остатки газов, и корабль закрутило, так что в иллюминаторе появлялась то Земля, то яркое космическое Солнце. Но это не испугало Гагарина, у него был здоровый вестибулярный аппарат, и голова у него не закружилась. Он писал впоследствии, что с "интересом" наблюдал всю эту картину и вскоре дождался отделения двигательного блока. 
Вращение прекратилось. Другая беда — резко повысилась температура в кабине, горела обшивка корабля от трения о воздушные слои атмосферы, снижение-то шло по баллистической траектории. Резко повысились перегрузки, но ко всему этому космонавт был готов — и к температурным, и к гравитационным перегрузкам. Ходит байка, что космонавт якобы запаниковал и чуть ли не начал прощаться с жизнью! Это байка, нервы у лётчика-космонавта были крепкие. Он достиг своей цели, он стал первым человеком Земли в космосе!

Дальше всё прошло гладко. На нужной высоте сработала система катапультирования. Гагарина просто выдернуло парашютом из кабины, и он стал спускаться на парашюте самостоятельно. Под ним была Волга, но опытный лётчик, маневрируя парашютом, перелетел через неё и приземлился в двух километрах от берега прямо на весеннее вспаханное поле. Земля! Земля встретила ласково своего героя, вспаханная почва была очень мягкой. Юрий даже не почувствовал резкого касания с поверхностью, быстро погасил парашют, а вот снять скафандр и оранжевый комбинезон сразу не удалось, столько там было всяких кнопок и застёжек. В таком виде его и увидела простая местная женщина, татарочка, жена лесника Анихайят Тахтарова (иногда в воспоминаниях называют Анной). Которая отправилась в это время из дома искать убежавшую козу. А тут вместо козы, представляете, выходит на неё некое оранжевое чудище с огромной головой — точь-в-точь вылитый инопланетный пришелец! Тут со страха помереть можно. Но Гагарин в это время снял скафандр, улыбнулся своей подкупающей улыбкой и сказал: "Не бойтесь, я свой, советский! А откуда здесь позвонить можно?"
Вскоре подъехали люди из ближайшего совхоза "Ленинский путь", посадили космонавта на телегу, запряжённую лошадкой, повезли в Правление. Но недолго проехали — появилась военная машина из ближайшей воинской части, там уже всё знали, и увезла героя к всемирной славе... Так простая русская кобылка завершила первый полёт в космос простого советского парня Юрия Алексеевича Гагарина, уроженца смоленского села Клушино. Сбылись слова другого деревенского парня — поэта, рязанца Сергея Есенина: "И пусть другая жизнь села меня наполнит новой силой, как раньше к славе привела родная русская кобыла!"

5
1
Средняя оценка: 4.22222
Проголосовало: 9