«Россия сосредотачивается...» на Востоке
«Россия сосредотачивается...» на Востоке
От редакции
Знаменитая фраза дипломата Горчакова, продолженная в редакции «Камертона», — откроет, надеемся, долгую серию очерков о важнейшем повороте в Истории России...
15 февраля 2024 г. на Международной выставке-форуме «Россия» в известном уже 75 павильоне ВДНХ состоялся Форум «400 лет российскому Дальнему Востоку».
Выступив на нём с докладом об историческом вкладе Саха-Якутии в освоении Дальнего Востока, обсудив вопросы социально-экономического, интеллектуального развития стратегически важного региона России, я побеседовал с известным государственным деятелем республики Георгием Дмитриевичем Никоновым. Долгое время он проработал Представителем республики по Дальневосточному федеральному округу, министром внешних связей, советником Главы Республики Саха (Якутия), автор и руководитель проекта «Пути великих свершений».
Нынешний российский «разворот на Восток» — маневр геополитической важности, включающий несколько глобальных проектов: БАМ-2 и «Восточный полигон», Севморпуть. Далее Георгий Никонов расскажет об одном из таких проектов и роли второго главы республики в его реализации.
Вячеслав Штыров — основатель «якутского» угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края
Создание грузового терминала для сыпучих грузов, входящего в Топ-5 самых мощных российских терминалов, имеет огромное значение не только для экономики Дальнего Востока, но и всей России. Особенно в свете последних событий, происходящих в стране и в мире.
История строительства 11 сентября 2020 г. в Ванинском районе Хабаровского края, — в бухте Мучке «ВаниноТрансУголь», дочке УК «Колмар», — запустила первую очередь крупнейшего в России угольного терминала. Комплекс предназначен прежде всего для транспортировки высококачественных коксующихся углей УК «Колмар». Добываемых в Якутии на горно-обогатительных комплексах «Денисовский» и «Инаглинский». Проектная мощность терминала 24 млн. тонн в год. А мощность первой очереди составляет 12 млн. тонн в год. Терминал имеет самое современное оборудование производительностью 6 тыс. тонн в час: вагоноопрокидыватели, конвейерные галереи, пересыпные станции, стакеры-реклаймеры и судопогрузочные машины.
Угольный терминал "ВаниноТрансУголь"
Ситуация с каждым годом усугублялась и не было видно положительного, системного решения проблемы. Зимой 2003—04 г., в одной из таких поездок в порт Ванино, в побережье Татарского пролива, пришла мысль о создании собственного терминала для якутских грузов, способного решить наши проблемы коренным образом. Первые предложения об этом не нашли должного понимания у некоторых руководителей республики. Приходилось слышать высказывания как: «Запомни Георгий, порт “Восточный” в Находке создавался для нерюнгринских углей, и он работал, работает и будет работать на них». Или: «Мы договоримся с кузбасскими, чтоб они отправляли свои угли на запад, а мы на восток».
Первый разговор по этой проблеме с Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым В.А. состоялся в начале 2000-х годов во время визита официальной делегации Якутии в Японию.
Когда делегация ехала на скоростном поезде «Синкансэн» из Ниигаты в Токио, мы с Вячеслав Анатольевичем оказались в соседних местах. В разговоре была высказана наша идея, — как мы видели: — создания терминала для якутских грузов на территории Ванинского узла с возможным привлечением японских партнеров. Вячеслав Анатольевич внимательным образом выслушал, расспросил, как сейчас решаются проблемы, о нашем видении ситуации не только в Ванино, но и в других портах в целом. На том закончили.
Делегация Якутии в Японии, 2004 год
По приезде из Японии мы сразу получили от него задание собрать информацию, осмотреть все удобные для терминала бухты, заливы всего морского побережья Дальнего Востока, начиная с самой южной бухты Троица Приморского края. Заканчивая портами Николаевска-на-Амуре, Аяна Хабаровского края. Начались многочисленные поездки, командировки, в основном на автомашинах, — по всему морскому побережью Дальнего Востока. Посещены, осмотрены и изучены все наиболее подходящие места для терминала. Были проведены многочисленные встречи на местах с краевыми, местными, военными властями, федеральными органами, научно-проектными организациями, имеющими отношение к проблеме портов. По мере возможности собрана и проанализирована информация о ситуации в них. Изучены их возможности, проводимая собственниками политика и т.д.
Начата была работа с возможными партнерами, инвесторами. Например, в конце февраля — начале марта 2005 г. большая группа японских специалистов возможных партнеров проекта под руководством Постпредства, — с участием Минпрома Якутии в лице Голубенко Алексей Владимировича, — проплыла на морском пароме из Холмска (Сахалин) в Ванино. И далее проехала по железной дороге до Комсомольска-на-Амуре с целью изучения ситуации по маршруту.
Японская делегация в Постпредстве Якутии. Хабаровск, март 2005 г.
Предложенное место будущего терминала было оптимальным со всех точек зрения.
Во-первых, глубины более 30 м позволяли свободно швартовать «панамаксы» (суда св. 120 тыс. т. водоизмещения) без дополнительных работ. Ледовая обстановка благодаря так называемому Татарскому течению даже в самые холодные периоды позволяет обходиться без ледоколов. Удобная инфраструктура: рядом в 5 км железнодорожная станция Токи, площади, позволяющие свободно расположить инфраструктуру терминала (а было необходимо свыше 200 га земли, решить вопросы энергетики, водоснабжения и т.д.).
Главным камнем преткновения был вопрос пропускной способности железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре-Ванино, Совгавань. Сложность преодоления железнодорожными составами хребта Сихотэ-Алинь через Кузнецовский перевал была проблемой всего Ванинско-Совгаваньского узла. Проблема впоследствии разрешилась модернизацией схемы преодоления перевала по линии РЖД на федеральном уровне. Порт Ва́нино — российский морской порт федерального значения в глубоководной бухте Ванино. Второй по грузообороту морской порт в Дальневосточном бассейне. Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. Порт является транспортным узлом, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям. С 1973 г. работает морская железнодорожная переправа Ванино-Холмск.
В апреле 2005 г. в городе Советская Гавань и пос. Ванино побывала большая делегация Правительства Республики Саха (Якутия) под руководством В.А. Штырова. Решался вопрос по выбору места строительства терминала для перевалки якутского угля с железнодорожного транспорта на морские суда.
Перед этим в г. Хабаровске состоялась встреча с Губернатором Хабаровского края Виктором Ивановичем Ишаевым, где строительство терминала было поддержано руководителем региона.
Вячеслав Анатольевич Штыров, наш второй Президент, в начале 60-х годов почти два года жил и учился в школе в Советской Гавани. Тогда его отец командовал подводной лодкой, которая в то время находилась на ремонте здесь, в судостроительном заводе.
Ввод в эксплуатацию нового современного, экологически чистого угольного терминала в бухте Мучке имеет стратегическое значение. Ибо это придает особое значение Ванинско-Совгаванскому промышленно-транспортному узлу и в целом территории прибрежных морских районов.
Вячеслав Штыров:
«Когда экономика России после кризиса 90-х годов относительно стабилизировалась, возникли новые грузопотоки. Например, начал в больших объёмах двигаться уголь из Кузбасса на Восток. Ранее продукция его угольной промышленности традиционно направлялась на Запад и для сибирских потребителей. А теперь рынки изменились, и такие крупнейшие компании как “СУЭК”, “КРУ” и другие заняли все портовые мощности на Дальнем Востоке. Они либо их выкупили, либо имели долгосрочные соглашения с портовиками. Поэтому для нас возникла дилемма, — а что же делать? Тем более что в условиях рынка мы выступали конкурентами по отношению к другим дальневосточным и сибирским компаниям. Пропускных возможностей существовавших терминалов просто не хватало на всех. Эта проблема касалась не только компаний республики, но и другие тоже искали возможности для организации новых портов».
В начале 2000-х гг. наше постоянное представительство Якутии по Дальнему Востоку в г. Хабаровске на себе прочувствовало возрастающую напряженность в возможностях грузовых морских терминалов, железнодорожных путей для якутских грузов в портах Приморского и Хабаровского краев. В то время «Якутуголь» был еще республиканским ГУП-ом и мы достаточно часто начали получать задания от правительства Якутии по проталкиванию экспортных грузов в портах, поиску «брошенных поездов» по всей линии Дальневосточной железной дороги, по разбору недоставленных грузов.
Специализированный терминал строился с нуля и стал одним из самых безопасных в мире. По мощности входит в пятерку крупнейших портов России. Мощность перевалки составит 24 млн. т., число новых рабочих мест — свыше 600. Открытие первой очереди терминала состоялось 11 сентября 2020 года в присутствии Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева, ВРИО губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева и губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева.
Вячеслав Штыров:
«Если говорить в целом — на побережье Дальнего Востока от Посьета до Де-Кастри есть ещё множество подходящих заливов и бухт. Просто потенциал этих бухт не раскрыт по той причине, что к ним нет подъездных железнодорожных путей. И чтобы создать в них портовые мощности, надо проложить Транссихотэ-алиньскую железную дорогу от Сергеевки в Приморье до Селихино в Хабаровском крае, а от неё подходы к побережью. Новые порты на Дальнем Востоке нужны не только для экспортно-импортных операций, но и для транзита иностранных грузов через Россию. А самое главное, для нужд отраслей специализации Дальнего Востока в общероссийском разделении труда. Вот почему, скажем, продукции отечественной рыбной промышленности так мало на рынке Сибири и центра страны? Потому что нет специализированных портовых мощностей. Их надо создавать синхронно с развитием железных дорог».
На обложке: Вячеслав Анатольевич Штыров — российский государственно-политический деятель. Президент Республики Саха (Якутия) 2002—2010 гг.