Не... случившаяся война
Не... случившаяся война
От редакции
Автор «Камертона» затронул интереснейшую тему. Афганистан действительно стал тестом для правителей России. И тут к предлагаемому очерку необходимо дать краткое историческое «предисловие»: когда Россия тоже (пусть теоретически, в мечтах безумного императора) могла дойти до Афганистана. В канун 1801 г. Павел I отправил 22500 донских казаков под командованием атамана Василия Орлова на завоевание Индии. Поход не был подготовлен...
Отсутствие запасов продовольствия и фуража, переправочных средств создало трудности ещё на внутрироссийской части пути. Маршрут за неимением карт не был уточнен дальше Хивинского ханства (Это считая от русской границы — четверть пути до Индии. Афганистан еще впереди!). В Хиве в 1717 году погиб экспедиционный корпус Бековича, в отличие от «индийского экспромта» тщательно готовившийся.
Знающие в отличие от императора Павла хотя бы о наличии на дальнейшем пути Афганистана и некоторых особенностей его населения (см. 20—21 вв.) могут представить судьбу донских казаков с их командирами: Платов, Денисов и другие герои 1812 года!
Павел — Орлову:
«Карты мои идут только до Хивы и до Амурской реки (Амударьи, — И.Ш.), а далее ваше уже дело достать сведения до заведений английских и народов Индейских».
Безумная комедия прекратилась, когда до казаков Орлова дошла весть о смерти Павла...
Реакцией на десятилетия марксистских монотонных обвинений «все цари — эксплуататоры» выросла мода противоположная: превратить галерею Романовых в Святцы. Или... выбрать для одной отдельно взятой книги — одного из царей, по вкусу, расписать его «вторым Александром Македонским». Как раз Павел подошел «по вкусу» очень многим таким «художникам»… А цитаты-подтверждения они находили на любой случай. Например, сам Ключевский сказал: «Его не учили военному делу, но Павел освоил его самостоятельно, причем уровень его познаний был достаточно высоким».
Для того в книге «История Российской цивилизации» я и делал упор на практические результаты, чтоб отстоять объективные критерии оценок.
Павла увы, до сих пор живописуют «рыцарем на троне», а его безумную подлость, едва не убившую 22500 наших казаков (и всех героев 1812 года) порой называют «тщательно проработанным дальновидным планом», «предвидел английские угрозы».
Этот «прозорливец» за пару лет до «завоевания Индии» подарил тем же англичанам словно коробку оловянных солдатиков — русскую армию. Это его преступление заслонено другим подарком: другую армию (Суворова) он подарил австрийцам.
Надо напомнить.
Под командование англичан Павел отдал и 17000-ный корпус для совместного десанта в Голландию. Герцог Йоркский использует русских как пушечное мясо, они несут троекратно большие потери. В итоге десант разгромлен, но… англичанам удалось взять стоявший в бухте голландский флот.
Но не эти предательства союзников, оставшихся в барыше с Италией (австрийцы) и с голландским флотом (Англия), а то, что англичане, отбив 5 сентября 1800 г. у французов Мальту, не пустили туда русские корабли, оскорбило мальтийского рыцаря Павла, заставив перейти на сторону Франции.
22 ноября 1800 г. он приказал арестовать все английские суда во всех российских портах (их оказалось около 300), приостановить платежи всем английским купцам впредь до расчета их по долговым обязательствам в России, с запретом продажи английских товаров в Империи. Дипломатические отношения с Британией были прерваны и, «развернув шахматную доску», Павел пошел на союз с Наполеоном.
Павломаны хвалят его за эти меры (полно статей про «гениальный план» «чуть не отобрал у англичан Индию»), но и тут — подлое безумие: швырнуть армию в Индию, не дав себе труд навести справки. А они бы подсказали: за все тысячелетия Афганистан сумел покорить только Александр Македонский, почитаемый в Азии по сей день (слышал немало восхищенных мифов) — «Искандер Зулькарна» — «Двурогий» — по украшению шлема Александра. Но даже ему тут помогла женитьба на Роксане — дочери предков афганских князей (с Персией он справился без подобного «ресурса»).
А мораль и вывод для 20, 21 века? Похоже, забвение (и оправдание!!) подлой тупости одного правителя как-то повлияло на его преемника (с другим титулом), так же легкомысленно черканувшего по карте Афганистана в 1979 году.
Но наша история дает и примеры мудрой осторожности. Слово Александру Ралоту.
Игорь Шумейко
На основе реальных событий
Многим знаком эпизод из истории, когда Павел Первый велел отправить казаков в Индию, которая в то время находилась под властью Британии, чтобы нанести враждебно настроенным англичанам удар, целясь прямо в «жемчужину» их империи. Многие знают и о том, что британский посол приложил руку к убийству русского императора Павла. («Игра империй», портал «История РФ»)
***
Уж не знаю, как сейчас именуется эта улица, но в советские годы в столице солнечного Туркменистана — Ашхабаде — она носила странное название: Ташкепринская.
На мои расспросы, откуда взялось такое название, молодые жители города просто пожимали плечами, а старики, сидящие под раскидистой чинарой и утоляющие жажду крепким чаем, почесав затылки, припомнили:
— Давно её кто-то так завал. Поговаривали, что в честь кого-то из русских, который очень давно выиграл небольшое сражение то ли на границе с Афганистаном, то ли в нём самом! При этом почти не пролив крови своих соотечественников.
***
Сегодня, как и пару десятков лет назад, Афганистан переживает далеко не лучшие дни.
Из этого удивительного государства с невероятной скоростью удрали американские солдаты, начавшие 7 октября 2001 года операцию с пафосным названием «Несокрушимая свобода».
Основной целью которой была — борьба с терроризмом и, конечно же, а как же без этого, распространение вездесущей и обязательной для всех — американской демократии.
То есть если по-простому — принудительное навязывание своей заокеанской дружбы.
Чем эта «дружба» закончилась, передавали в новостях по всем телевизионным каналам. Страну захватили «уничтоженные и побеждённые» талибы. Правительственная армия, созданная по штатовским лекалам, сложила оружие и сдалась этим самым талибам.
К чему я это рассказываю, да к тому, чтобы были понятны события, произошедшие в этих места в восьмидесятых годах позапрошлого столетия и получившее название — «Афганский кризис»1.
1838 год
Где-то там далеко от столицы Российской империи началась первая англо-афганская война.
И наша страна приняла решение не оставаться в стороне и оказать поддержку небольшой гордой горной стране.
На помощь Афганскому лидеру Дост-Мухаммеду, после долгих споров, отправили корпус генерала Перовского.
По дороге он должен был разобраться с непокорным Хивинским ханством.
Увы, экспедиция провалилась. Но этот поход, а главное то, что русские воины на их стороне, привлекло на борьбу с англичанами некоторые племена Афганистана.
Прошло пять лет
Англичанам, при помощи своей техники и денег, удалось овладеть городом Синд, а в 1849 году и самим Пенджабом.
Теперь границы интересов Российской империи и Великобритании стали сближаться и кое-где даже пересекаться!
Начались переговоры о границах влияния.
Решили, что ею станет — река Амударья.
***
Шли годы, и императора Александра Второго сменил тоже Александр, но уже с порядковым номером — три.
Новый монарх решил, что экспансию островитян в Средней Азии надо решительно пресечь!
И отношения между империями, и без того холодные, испортились окончательно!
6 февраля 1884 года
— Ваше благородие, там это, того, депутация, то есть — делегация местных, до вас шибко просится! — вестовой стоял по стойке смирно и боялся оторвать руку от головного убора, продолжая отдавая честь.
— Какая ещё делегация? — Генерал Александр Виссарионович Комаров, возглавлявший Закаспийскую область2, отвёл взгляд от карты и в задумчивости стал барабанить пальцами по столу.
— Кажись, жители города Мерв. Имеют прошение к нашему царю-батюшке.
Говорят, шибко хотят, чтобы он поскорее принял их в подданство и всячески покровительствовал.
— Ну, коли так, то зови. От новых подданных грех отказываться. Да опусти ты руку, наконец, затечёт ведь!
***
Через некоторое время просьба ходоков была удовлетворена, и Мерв стал частью Российской империи.
Но возникла иная проблема.
Отныне русская граница прямо упиралась в земли Афганистана.
И всё бы ничего, как-нибудь договорились, но вездесущие британцы почему-то считали эту страну чуть ли не исконной территорией своей империи.
Необходимо было как можно скорее выполнить работы по разграничению владений.
***
Русские солдаты, выполняя приказ, прибыли на помощь отряду, определявшему государственную границу России. Остановились на западном берегу реки Кушка, неподалёку от оазиса Пандждех.
Афганцы и их британские «консультанты» тут же заняли противоположный берег.
Стараясь избежать кровопролития, Александр Виссарионович, не мешкая, отправил в столицу депешу с подробным описание сложившейся ситуации.
Ознакомившись с нею, министр иностранных дел Российской империи Николай Карлович Гирс встретился с послом Великобритании. Была достигнута договорённость, что Российская армия не будет вести боевых действий и не станет захватывать оазис в том случае, если афганские войска не проявят агрессии.
О подписанном документе известили Александра Третьего, после чего соответствующий приказ был отправлен с курьером в далёкий город Мевр.
***
Вице-король Индии лорд Дафферин тоже послал депешу своему подчинённому, генералу Лэмсдену. Она была предельно лаконичной.
«Оазис русским не сдавать. Потребовать, чтобы эмир Афганистана Абдур-Рахман вынудил свои войска (под руководством британских офицеров) на его защиту. В случае несогласия русских покинуть эти места — перебить всех!»
***
Комаров, понимая, что сражение неизбежно, приехал лично командовать солдатами.
И отправил на другую сторону реки ультиматум: «Либо они покидают Пандждех, либо их оттуда выбьют силой».
Вместо ответа с той стороны раздалась оружейная пальба.
30 марта 1885 года
— Ваше благородие, там это, того…
— Что, опять делегация? — Александр Виссарионович оборвал вестового.
— Хуже. Стрельнули, заразы. Лошадку нашинскую подстрелили. Прям насмерть. Жалко-то как. Хорошая була кобылка. Каурая.
— Да ты что! Прям-таки насмерть! Надо же! Покусились на казённое имущество! Но это же самый настоящий Казус белли ! Сначала по лошадям палят, а потом по кому? По нам, что ли! Зови всех командиров сюда. Отвечать будем. По всем правила ведения войны!
***
Дружные ружейные залпы русских солдат достигли цели.
Противник сначала дрогнул, а потом и вовсе побежал, бросая на ходу ружья и иное снаряжение.
Среди бегущих то тут, то там мелькали красные мундиры британских офицеров. Но навести хоть какой-нибудь порядок в толпе афганцев они не могли.
К вечеру бой затих. Ругаясь на чём свет стоит и постреливая в сторону русских позиций, британцы увели своё разношёрстное воинство за мост Пул-и-Хишти.
Позже выяснилось потери сторон:
Воинство Абдур-Рахмана потеряло шестьсот человек.
У русских было убито — сорок солдат.
С большой долей вероятности эта стычка могла перерасти в полномасштабную войну двух империй. Но на этот раз здравый смысл возобладал.
Дальновидный Эмир не имел ни малейшего желания отдавать жизни своих подданных за участие в чуждых ему войнах двух великих держав.
Абдур-Рахман при помощи дорогих подарков смог убедить вице-короля Индии более не устраивать военных походов к русской границе.
Министерства иностранных дел обеих монархий, обменявшись нотами протеста, решили считать, что бой на реке Кушке — не более чем досадный инцидент.
Оба правителя повелели создать русско-британскую комиссию, основной задачей которой должна была стать установка чёткой пограничной линии между Российской империей и Афганистаном.
***
Ну а что же с Ашхабадской улицей?
Её так назвали в начале прошлого столетия в честь той самой победы русских и сочувствовавших им местных туркменов возле селения Ташкепри в Пендинском оазисе, аккурат у моста через реку Кушку.
Наши дни
Всезнающая Всемирная паутина улицу Ташкепринская в столице суверенного Туркменистана, увы, не нашла. Потому как — переименовали.
Следовательно, нынче малоизвестным первоначальным названием этой улицы, скорее всего, интересоваться никто и не станет.
Примечания:
1 Конфликт между Российской империей и Английской империей из-за областей влияния в Центральной Азии, спровоцированный боем на Кушке. Стал кульминацией взаимодействий этих держав, которые продолжались с середины XIX века. В ходе афганского кризиса вражда Англии и России едва не выросла в горячую фазу.
2 В настоящее время Туркменская республика.
На обложке: Франц Рубо, "Бой на Кушке"