Пейзаж на фоне отложенного Армагеддона

Нет никаких оснований рассматривать недавний ирано-израильский обмен демонстративными ударами как признак разрядки и, тем более, нормализации ситуации на Ближнем Востоке. Оказавшееся чисто символическим нападение Израиля на Иран 19 апреля с.г. отнюдь не снимает вопрос о дальнейших перспективах данного противостояния и его шансах на перерастание в крупномасштабную региональную или даже мировую войну. Это тем более актуально, что Израиль ввиду своего крайне маломощного «ответа» понес явные репутационные потери...

Теперь Израиль вынужден пускаться во все тяжкие, чтобы преувеличить свою «победу». Примером тому — вполне бездоказательное вранье западных СМИ по поводу якобы нанесенных Ирану военных потерь. Перед вами вполне типичная фальшивка западной пропаганды о якобы уничтоженном в Иране российском ЗРК С-300: 

А вот и моментальное разоблачение этой бездоказательной лжи: 

Перевод на русский: 

«Иранский радар С-300 в Исфахане не был поврежден, несмотря на заявления об этом. На опубликованных спутниковых снимках нет признаков взрыва, но можно наблюдать следующее:

  • Зеленый: Радар Big Bird 64N6E2 (для системы ПВО С-300).
  • Желтый: Тень радарной системы, если она закрыта.
  • Синий: Тень радарной системы, если она открыта и работает, или, возможно, что-то поверх стратегической маскировочной сетки.
  • Красный: Маскировочная сетка, закрывающая воздушную и инфракрасную видимость радара».

Таким образом, можно констатировать, что стороны конфликта остались при своих интересах со всем набором непримиримых противоречий, которые имеют тенденцию к дальнейшему обострению. 
В этой связи представляют повышенный интерес взгляды военно-политического руководства Ирана и Израиля на по-прежнему весьма вероятную перспективу дальнейшей эскалации конфликта. Рассмотрим наиболее показательные и откровенные эпизоды этого «обмена любезностями» на фоне, вполне возможно, ненадолго отложенного Армагеддона. 

Иран готов к зеркальному ответу в случае нападения Израиля на свои ядерные объекты, заявил командующий подразделениями Корпуса стражей исламской революции по обеспечению безопасности иранских ядерных объектов Ахмад Хакталаб: 

"Если Израиль захочет принять меры против наших ядерных объектов, он обязательно столкнется с нашим ответом — Израиль и его ядерные объекты будут атакованы. <...> Ядерные объекты Израиля выявлены, необходимая информация обо всех целях находится в нашем распоряжении, и чтобы отреагировать на их возможные агрессивные действия, наши руки находятся уже на спусковом крючке запуска мощных ракет для уничтожения выявленных целей", — сказал он. 

Следует понимать, что в условиях острого военно-политического противостояния Ирана и Израиля и с учетом их мощного военного потенциала, который в случае с Израилем включает и ракетно-ядерный арсенал, подобного рода заявления иранских генералов могут быть расценены другой стороной как подтверждение готовности Ирана к нанесению сокрушительного упреждающего удара. И соответственно, как сигнал для Израиля о том, что промедление с применением силы для него смерти подобно.
Тем более что с израильской стороны не только хором звучат голоса о необходимости нанесения такого удара, но и раздаются крайне пренебрежительные оценки иранских вооруженных сил, фактически подстегивающие самые экстремистские настроения израильских лидеров.

«Устаревшая противовоздушная оборона сделала Иран уязвимым для израильской атаки, если премьер-министр Биньямин Нетаньяху решит проигнорировать глобальное давление. Эксперты говорят, что у Израиля не будет проблем с нанесением ударов по целям на территории Ирана, который имеет устаревшие военно-воздушные силы и системы ПВО, основанные на устаревших российских образцах.
Заградительный огонь Израиля в выходные продемонстрировал мощь его грозных систем обороны, которые гарантировали, что сотни баллистических ракет, крылатых ракет и беспилотников, запущенных против него, нанесли лишь минимальный ущерб.
Иран является “сверхдержавой в области тактических баллистических ракет и БПЛА”, сказал Цвика Хаймович, бывший начальник израильской ПВО.
Другое дело — противовоздушная оборона Ирана, построенная в основном на базе российских зенитно-ракетных комплексов С-200 и С-300 или ряда аналогов местного производства, таких как “Бавар-373”, “Хордад”, “Раад”, “Сайяд” и “Талаш”, а также старых американских и российских военных самолетов, некоторые из которых датируются эпохой шаха Мохаммеда Резы Пехлеви 1970-х годов.
Сидхарт Кауша, научный сотрудник Королевского объединенного стратегического института в Лондоне, сказал, что главной проблемой для ВВС Израиля может быть не уклонение от иранских ракет класса “земля-воздух”, а способность успешно наносить удары по военным базам на западе и юге Ирана, которые требуют использования проникающих бомб…
Амос Ядлин, генерал израильских ВВС в отставке и начальник военной разведки, предсказал, что Израиль не будет сидеть сложа руки и полагаться на свою оборону для отражения атак, не реагируя на угрозу.
"Иран — не единственная сторона, которая знает, как атаковать, — сказал Ядлин, который руководит стратегическим консалтингом Mind Israel. — У Израиля есть очень значительные наступательные возможности. Не будет ситуации, когда Израиль будет просто защищаться, в то время как Иран наносит удар”».

Следует подчеркнуть, что такого рода пренебрежительные оценки могут в будущем очень дорого стоить Израилю, который отнюдь не всесилен перед иранской угрозой и может очень сильно недооценивать своего противника. 

«Иранская сторона в ходе ответного удара по Израилю использовала только устаревшее ракетное вооружение, таким образом Тегеран заставил Израиль и помогающих ему ВС стран Запада использовать максимум средств при минимуме усилий со стороны Тегерана, заявил командующий ВКС Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные подразделения ВС Ирана) Амир-Али Хаджизаде.
"Мы атаковали Израиль, используя устаревшее оружие и минимальные средства. Мы не использовали такие ракеты, как "Хорремшахр", "Саджил", "Шахед Хадж Касем", "Хайбаршекан" или "Гиперзвук-2". Мы заставили Израиль и западный лагерь использовать максимум вооружения при всего лишь минимальных усилий с нашей стороны", — приводит агентство Tasnim cлова Хаджизаде». 


Вид на противоракетную батарею «Железный купол» недалеко от Ашкелона на юге Израиля, 17 апреля 2024 года. фото REUTERS 

«Многоуровневая противовоздушная оборона Израиля построена на основе высотных систем “Стрела”, успешно примененных в ходе отражения иранского нападения, “Праща Давида” средней дальности и “Железный купол” малой дальности, которые отразили тысячи ракет, выпущенных из Газы и Ливана. Но стоят они недешево. Хотя израильские официальные лица не сообщили никаких подробностей, по подсчетам ряда аналитиков, цена атаки Ирана, вероятно, составила от 80 до 100 миллионов долларов, но обошлась Израилю и его союзникам примерно в 1 миллиард долларов». 

Таким образом, выводы из оценки сложившейся на Ближнем Востоке военно-политической обстановки могут быть следующими: 

1. Балансирование Израиля и Ирана на грани крупномасштабного военного столкновения, сопровождаемое демонстрацией готовности к нанесению новых «ударов возмездия», чревато тем, что у одной из сторон в один из моментов обозримого будущего могут не выдержать нервы. И она сочтет за благо нажать на «красную кнопку» раньше, чем это сделает другая сторона. 

2. Это тем более вероятно, что конфликтная ситуация на Ближнем Востоке находится в крайне острой стадии, а перспективы ее разрядки даже не просматриваются. Между тем, западные союзники Израиля не скрывают своей поддержки его самых решительных действий, как на словах, так и на деле. О чем свидетельствует, в частности, только что принятая резолюция нижней палаты конгресса США о выделении Израилю, наряду с Украиной и Тайванем, крупной суммы военной помощи. 
 
3. Впрочем, мотивы нажатия «красной кнопки» со стороны Израиля отнюдь не сводятся только к спонтанному «нервному стрессу», но могут быть и вполне рациональными. Во всяком случае, со стороны Биньямина Нетаньяху, который мало того, что пользуется давней «славой» закоренелого экстремиста, так еще и находится в острой конфронтации с нынешней администрацией США. 

4. С учетом такого расклада интересов можно ожидать, что Израиль, опираясь на свой ядерный арсенал, будет в будущем действовать против Ирана достаточно жестко и широко, всемерно провоцируя вовлечение США. Но при этом не доводя дело до полномасштабной тотальной войны. С тем, чтобы при весьма возможной «смене караула» в Вашингтоне пойти еще дальше в реализации своих региональных амбиций, опираясь на своего традиционного союзника, каковым является Дональд Трамп. Тот самый Трамп, который 6 декабря 2017 года официально признал Иерусалим столицей Израиля и заявил, что американское посольство будет перенесено из Тель-Авива в Иерусалим.  
 

5
1
Средняя оценка: 3.02941
Проголосовало: 34