Русский историк из Киева
Русский историк из Киева
В Киеве на 87-м году ушел из жизни выдающийся историк, профессор, член Национальной академии наук Украины Петр Петрович Толочко. Последний год ученый провел под домашним арестом «за госизмену» — то есть, как метко замечено, за то, что оппонировал «древним украм, що выкопалы Чорнэ морэ». За то, что напоминал правду — что львовянин Иван Франко был русофилом и критиковал историка-самостийщика Грушевского. За то, что цитировал из Шевченки строки «Славних прадідів великих правнуки погані!», а не «Кохайтеся, чорнобриві, Та не з москалями».
Мне привелось встречаться с академиком дважды. Первый раз — в 2009 г. в Киеве на международной конференции, посвященной 300-летию Полтавской битвы, проходившей ровно в день «виктории», 10 июля, знаменательный для Императора Петра и всей Росси день памяти святого Сампсона Странноприимца. Знаменитый историк скромно сидел в уголочке и набрасывал в блокноте тезисы выступления, возникавшие по ходу работы форума. Таким я его и запечатлел на фото.
П.Толочко. Киев, 10.07. 2009 г.
Вторая встреча выпала 15 мая 2019 г., когда Петр Петрович прибыл в Белгород на литературные чтения, будучи удостоенным Всероссийской Прохоровской премии за свои яркие многолетние труды на русской исторической ниве. Рассказал мне, что из Киева добирался в Белгород через Харьков. Тогда еще было возможно. К тому моменту я уже пять лет как улизнул из Харькова от расправы. В разговоре вспомнили общего знакомого, киевского историка Александра Каревина, автора уже тогда запрещенных на Украине книг. Каревина СБУ арестует в марте 2022 г., и по сей день о нем ничего не известно.
П.Толочко и С.Минаков. Белгород, с. Дубовое, 15.05.2019 г.
Нынче на Украине историком быть опасно для жизни, если ты честен и непредвзят, как, к примеру, Олесь Бузина. А в фаворе теперь те, кто защищает диссертации и выпускает книги о трудах Гитлера и Геббельса. Из этой своры, например, «старший научный сотрудник института АН Украины им. Грушевского» Олег Однороженко (гучнэ призвище, га?) — идеолог укронацизма, замглавы нацистского «Азова» Билэцького; обыдва, к слову, з Харкова. Свидетельствую как очевидец: в конце 1990-х убогий внешне и внутренне пан Однороженко «втирал» школьникам Харькова свою историю укров и «бандерштадта», они русскоязычно над ним ржали, а он клеймил их зрадныкамы — весь класс, три десятка человек. Когда я спросил директрису школы, а в ней учились мои дети, русскую женщину, зачем она это ничтожество взяла на работу, та ответила, что другие не пришли, а у этого — выпускника нашей школы 1992-го года — университетский диплом.
Вот и спрашивай сегодня, почему, как и когда на Украине началось помрачение.
***
Тем, кто жаждал «кружевных трусиков» и завистливо заглядывал в рот америке-европе, Толочко говорил: «Мы забываем, что Украина является частью восточно-православного мира. Западный мир — римско-католический, а восточный — византийско-православный. Это — совсем другая цивилизационная система. Украина, начиная с Киевской Руси, находилась в этой системе ценностей».
Следует ли удивляться отношению укроманкуртов к академику Толочко, его трудам и публичным высказываниям?
О «евромайдане» П. Толочко говорил:
«Россия имеет тысячелетние традиции государственности, структурированной, иногда абсолютистской, жесткой. Украина таких традиций не имеет. Сегодняшний майдан можно было локализовать в самом начале, совершенно бескровно, безобидно, но все заигрывали друг с другом. Янукович даже восторгался тем, насколько свободолюбив украинский народ, не понимая, что майдан взял курс на его же свержение. И все закончилось кровью совершенно невинных людей. Жертвы были с обеих сторон. Сейчас всё сводится к тому, что виноват только режим Януковича. Я считаю, жертвы на совести трех сторон — вождей оппозиции, которые посылали рядовых активистов на штурм, режима Януковича, он довел эту ситуацию до крайности, и Запада. Либерального демократического Запада, фарисейски рассуждающего о демократических ценностях, свободе слова».
И о «европейском выборе»:
«У нас произошла банальная вещь — одна элита, олигархическая правящая, сменила другую, олигархическую правящую. И всё. Умелыми технологиями всколыхнули людей, призвав на помощь красивые лозунги и большие деньги. То, что произошло, имеет одну-единственную цель: оторвать Украину от России. Я тоже патриот Украины, но не хочу, чтобы новая власть оказалась полностью интегрированной в евроатлантический альянс и находилась у него на послушном поводке».
И снова о госперевороте 2014-го:
«За всем прослеживалась идея превратить Украину в Великую Галичину. Вот тут и кроется опасность. Во-первых, это просто невозможно сделать. Во-вторых, попытки такого рода будут порождать бесконечные внутренние противоречия в стране. Мы постоянно будем находиться в состоянии противоборства. У Западной, Центральной и Юго-Восточной Украины совершенно разный исторический опыт. Нам надо научиться жить вместе, уважая ценности друг друга. Невозможно одеть Донбасс в гуцульские гачи, как там называют штаны».
Но кто слушал академика Толочко и сонм русских голосов, взывавших с территорий бывш. УССР — все тридцать лет, по нарастающей!
Как подчеркивает известный публицист Мирослава Бердник, ученый утверждал, что творцами Российской Империи были и русские, и украинцы (слово малороссы употреблять в последние десятилетия на Украине было опасно). Что именно ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович, впоследствии ближайший сподвижник Петра I, был идеологом имперских преобразований. Именно он дал определение императорской власти, как власти от Бога, и назвал Петра I «министром Всевышнего», через «державное посредничество которого народ получает милость Божию». И именно с посыла Феофана Прокоповича в 1721 г. Решением Святейшего Синода Русской православной церкви Петр I удостоился титула Императора, а Россия стала Империей.
Что русский язык является не только родным для миллионов русскоэтничных и русскоговорящих граждан Украины, но к тому же еще и создавался малороссами. Русский язык был родным для Тараса Шевченко, все прозаические произведения которого написаны на русском языке. К примеру, «Захалявна книжка» — интимный дневник, который не был рассчитан на печать, писался для себя как исповедь, а исповеди не пишутся на чужом языке.
Историк Толочко настаивал, что украинская культура без России — это зона культурного бедствия. И фактически то, что происходит сегодня, является не чем иным, как войной с собственными гражданами, собственной историей, собственными предками.
«А сегодня мы не только не можем подпитать российскую культуру, но и у себя культуры не имеем, — говорил академик. — Упиваемся нашей независимостью, и в результате потеряли большую культурную среду, в которой была соревновательность. В которой надо было пробиваться своими художественными достоинствами, а не политической преданностью. И отдельно, по крайней мере, мы — украинцы, можем меньше, чем мы могли вместе с Россией».
Известный киевский, а теперь вынужденно некиевский, журналист Олег Ясинский пишет, что вся жизнь исследований нашей древней истории привела Толочко к убеждению в том, что русские, украинцы и белорусы — один народ; академик был защитником советской эпохи и русской культуры, о чем честно и открыто говорил.
Для захватившего власть в стране колониального режима этот немолодой мирный человек был действительно смертельно опасен. И решение до конца и несмотря ни на что оставаться в родном Киеве было принципиальным.
Нынешнее давление на Украинскую Православную Церковь, находящуюся в каноническом единстве с Московским Патриархатом, Толочко расценивал как глубоко ошибочное, драматичное и даже трагичное.
«Это ещё больше раскалывает украинское общество, которое и без того не очень консолидировано. Гонения на УПЦ — это дискриминация Церкви и верующих при вмешательстве и под прикрытием властей.
…Самое трагическое событие произошло в 1596 году. Тогда под омофором Ватикана, Рима и королевской власти Речи Посполитой значительная часть южных руссов была в одночасье переформатирована из Православия, которое они исповедовали на протяжении многих веков, начиная со Святого Владимира и до конца XVI века, в Католичество. Но это стало возможным только благодаря тому, что за это “окатоличивание”, за эту Брестскую унию взялись сильные мира сего — власти Речи Посполитой, ну и, разумеется, Ватикан. Ничего хорошего Украине и украинцам это не принесло. По существу, в 1596 году произошел цивилизационный раскол на Украине. Единая этническая, этнокультурная нация вдруг оказалась в разных цивилизационных системах: большая часть Украины — в православной византийской, и меньшая часть, Галичина, — в западной католической и греко-католической. И это явление наложило отпечаток на всю последующую историю существования украинцев, оно аукается нам и сегодня».
По убеждению П. Толочко, стремление навязать Украине ценности западного мира, ценности западно-католического мира оказывает очень плохую службу Украине: это продолжает разрывать единое гражданское тело. И в нынешнее время, во времена так называемой независимости Украины, тоже, по существу, произошел раскол — в виде уже не Брестской, а Киевской унии. Когда единая УПЦ, которая находилась в каноническом единстве со всем восточнославянским Православием, вдруг разорвалась на части. И каждая считает себя истинной и оспаривает пальму первенства у другой, а общины находятся в противостоянии, «князья Церкви» тоже враждуют между собой.
Раскол православных на Украине академик считал унавоженным полем для миссионерской деятельности других Церквей и сект. И настаивал, что Украина является наследницей традиций Киевской Руси.
«А в Киевской Руси Владимиром Святославовичем было принято Православие — Христианство от Византии, — которое принесло с собой не только веру, но и образ жизни, культуру, закон, письменность, архитектуру, искусство. Мы прожили с этим больше тысячи лет, и мне представляется, что уходить от нашей общей истории — это осуществлять предательство по отношению к своим предкам. Я вообще не представляю себе, как человек из православия может уйти в протестантизм, не укладывается в голове! Но вы знаете, что даже во главе нашей власти есть протестанты, и ничего, народ мирится с этим. И мэр Киева Черновецкий (давно в Израиле, — С.М.) в свое время к сектантам примкнул, и “черный пророк” Сандей Аделаджа снискал популярность в правительственных кругах. Но кроме “послов Божьих” в верховных эшелонах власти были и сайентологи. И, в общем говоря, православная страна с глубокими традициями, с сонмом святых, героев наших, богатырей и князей православных, постепенно размывается, постепенно превращается в какое-то кисельное состояние, по существу, на равных началах стоят и православные, и протестанты, и греко-католики, и римо-католики… Это связано с намерением оторвать Украину от России. Когда-то Бжезинский сказал, что мы развалили Советский Союз, теперь наша первейшая задача в том, чтобы развалить Православие. И вот эта политика пошагово осуществляется: расколы на Украине, полное торжество других конфессий, борьба между канонической частью Православия и той частью, которая откололась от него, является благодатной почвой для того, чтобы постепенно вырывать Украину из общеправославного восточнославянского контекста.
…Я нецерковный, неверующий, но генетически ощущаю себя причастным к православной традиции, православной культуре: всё моё мировосприятие идет оттуда. Для меня Православная Церковь — это важнейший элемент состояния общества, нравственный и духовный. Церковь на различных этапах своей истории выполняла большую историческую миссию: там, где не справлялась светская власть, где не справлялись князья и цари, там свою подпорку ставила Православная Церковь — Русская Православная Церковь — и всё то, что мы до сих пор сохранили, и свою идентичность, и свою культуру — конечно же, заслуга Церкви.
Самая большая подпорка для консолидации древнерусского общества и огромной территории — это было решение принять Христианство. Когда мы, в 988 году, приняли Христианство — Русь покрылась сетью храмов, епархий, монастырей. В каждом княжестве появился епископ, во главе Русской Православной Церкви стоят митрополит — нравственный авторитет, и держава превратилась в такой православный монолит (…) разрозненных племен».
В древней Руси православный и русский были понятиями тождественными. Ты — русский, значит, ты православный. Когда в 1189 году мадьяры, венгры оккупировали Галичину, то Киевский Митрополит сказал тогдашним князьям в Киеве Святославу Всеволодовичу из династии черниговских князей и Рюрику Ростиславовичу из династии мономаховичей «се иноплеменники отъяли отчину вашу, а лепо бы вам потрудитися». То есть отчизну вашу отняли чужеземцы, и пусть это и далеко, но это же ваша родина, стало быть, идите и изгоняйте неприятеля. И всё движение Богдана Хмельницкого прошло под лозунгами Православия: ведь защищали веру и отечество. И в период Великой Отечественной войны Церковь сыграла свою положительную и решающую роль. Для меня раскольные тенденции в нашем Православии — это душевная рана.
Так говорил русский историк из Киева Петр Толочко.