История колониализма: Индия, часть 1

Современный глобализм Запада подобен Чуду-Юду из русских былин. Тело этого чудовища тоже имеет три головы: англосаксонскую-островную (ее представляет Великобритания), англосаксонскую-заокеанскую (США) и континентально-европейскую (Франция и др. страны ЕС вкупе с Ватиканом). 
Британская голова этого чудовища в колонизаторских делах самая опытная и старая. Американская — это ее молодое подобие и отросток в Новом свете. Европейская — их менее удачливая конкурентка в Старом свете.

Колониализм, превратившийся де-юре в 1960 году в неоколониализм, — это нынешний инструмент продвижения и навязывания человечеству глобализма Запада в целом и интересов каждой из его голов в отдельности. А каждая из голов, в свою очередь, использует сегодня инструментарий неоколониализма в соответствии со своей спецификой и колониальным опытом прошлых веков.
Самую матёрую версию западного глобализма — Британскую — сегодня представляют, как и века назад, королевская семья и правящие верхи Туманного Альбиона. В 2021 году они оформили свои устремления в виде амбициозного проекта “Глобальная Британия” (Global Britain). Его старт провозгласил начало эры нового, высокотехнологичного неоколониализма англосаксов. Реализация поддерживается рядом взаимосвязанных глобальных инициатив, в том числе военных. Все это должно обеспечить британцам глобальное доминирование. И одновременно уничтожить или «отодвинуть» конкурентов в лице Китая, России и даже США и Евросоюза. Поэтому Лондон и покинул ЕС в ходе Брекзита. Создал вместе с США и Австралией «англосаксонское НАТО» — военный блок АУКУС. А теперь старается вернуться к практике использования в своих целях Индии — бывшей «жемчужины» Британской колониальной империи.
Эта публикация открывает цикл, посвященный истории западного колониализма в его прошлом и настоящем.

***

В 2023 году Международный суд ООН выставил Великобритании счет за весь период ее колониальной работорговли. Судья Патрик Робинсон призвал Лондон выплатить 24 триллиона долларов репараций за то, что происходило в эпоху колониализма. Эта фантастическая сумма эквивалентна полутора ВВП всего Евросоюза или размеру всего публичного госдолга США.
Международный суд ООН приурочил заявление своего судьи к Дню памяти о трансатлантической работорговле и ее ликвидации, отмечаемому ЮНЕСКО. Правоведы вместе с экспертами американской консалтинговой компании Brattle Group подсчитали, что компенсации должны быть выплачены 31 стране. Значительная часть этих стран, включая родину судьи Робинсона — Ямайку, — расположена на островах Карибского моря, которые колонизаторы называли Вест-Индией.
Вест-Индию или «Западную Индию» в Америке обычно противопоставляли Ост-Индии или «Восточной Индии» в Азии, где располагается современная Республика Индия. Англоязычные колонизаторы осуществили эту подмену специально — в процессе борьбы за превращение Индии в «жемчужину» Британской колониальной империи с португальскими, французскими и прочими конкурентами. Но, как оказывается, подобные смысловые и юридические подмены деятели Туманного Альбиона продолжают практиковать и сегодня. Только уже не против конкурентов-колонизаторов. А против их жертв, которые все громче требуют восстановления исторической справедливости. 
Как и зачем это делается? Почему дело Международного суда ООН о колониализме достойно расследования легендарного Шерлока Холмса и его друга Ватсона, сделавшего свою военную карьеру как раз в колониальной Индии? Почему сотрудники этой организации вполне могут предстать в этом деле в совершенно иной ипостаси — не судьями и юристами, а подельниками и соучастниками подлинных преступников? Какова роль в происходящем современных неоколонизаторов? И какова роль настоящей Индии, ее народа и союзников по БРИКС, подобных России? Давайте разберемся.
Колониализм пришел в Индию вместе с приходом первых европейских торговцев. Первоначально он не принес индийцам больших изменений в обществе. Европейцы грабили Индию как могли, но этот грабеж был лишь каплей в море тех богатств, которыми продолжала обладать Индия. Так было до тех пор, пока среди колонизаторов главенствовали португальцы, испанцы, французы и голландцы.

Что же изменилось с появлением британцев?

Англичане появились в Индии впервые в конце XVI века. Пару столетий казалось, что они грабят и обманывают местных жителей так же как прочие европейцы — по старинке, руководствуясь сиюминутными выгодами. На деле торговые компании Туманного Альбиона вроде знаменитого «двигателя британской коррупции» — Британской Ост-Индской компании — все это время собирали информацию и вникали во все детали. Управление — это, прежде всего, работа с информацией: получение, обработка, выработка управляющего решения, доведение его до исполнителей, контроль за выполнением. 
Английские колонизаторы сформировали для этого свои специальные службы, из которых выкристаллизуется Интеллиджент сервис — старейшая разведка современной Европы. Эта спецслужба родилась не как внутренняя политическая охранка государства Великобритания, а как инструмент внешнего обеспечения продвижения и поддержки экономических интересов британских колонизаторов.
Досконально разведав с помощью подобных инструментов все необходимое и отработав некоторые методы на соседях-ирландцах, британцы стали колонизировать Индию по-новому. С колоссальными прибылями и огромным, поистине имперским, размахом — через систему управления, культуру и экономику. Новизна заключалась прежде всего в том, что порабощать колонизируемых стали руками их же самих, задействуя для этого исполнителей из местного населения.
Когда в 1834 году председателем Комитета по просвещению Бенгалии (Committee for Public Instruction) был назначен Томас Бабингтон Маколей, он тут же объявил, что “одна книжная полка из хорошей европейской библиотеки стоит больше, чем вся литература Индии и Аравии” и принялся перестраивать местную систему образования по английскому образцу. По его собственным словам, Маколей стремился создать правящий класс, состоящий из “индусов по своей крови и цвету кожи, но англичан по своим вкусам, мнениям, морали и интеллекту”. 
Двумя годами позже он писал:  

“Ни один индус, получивший английское образование, не останется искренне преданным своей религии. Это мое твердое убеждение, что если наши образовательные реформы будут доведены до конца, через тридцать лет среди респектабельных классов Бенгалии не останется ни единого идолопоклонника”.

Подобная работа велась и с местными силовиками. Благодаря этому, например, гуркхские стрелки превратились в одну из самых элитных частей британской армии, хотя относились к англичанам, как к народу, достаточно скептически. Тем не менее гуркхи веками служили Британской империи, а та делала вид, что умеет ценить настоящую службу, позволяя хорошим бойцам, если им хочется, сколь угодно долго обсуждать между собой, насколько они «круче англичан». Как чуть раньше то же самое позволялось ирландским гренадерам или шотландским стрелкам. Колониальная империя только выигрывала оттого, что свою «крутизну» все они демонстрировали, воюя за империю, а не бунтуя против нее.
22 июня 1897 года представители всех колониальных войск Британской империи, прирученные подобным образом, были даже презентованы остальному миру на специальной встрече в Лондоне — по случаю 60-летнего юбилея королевы Виктории:

Но приручить удавалось не всех и не всегда. В 1857 году часть сипаев, как называли индийский солдат, служивших британцам, подняли мятеж против колониального правления. Он известен как Сепой-мутини или Великое Индийское восстание. Основными причинами стало массовое недовольство из-за унижений, налогов, ограничений на свободу вероисповедания, дискриминация в сфере культуры.
И тогда колонизаторы использовали в ответ новую политтехнологию — массовый, поражающий воображение, террор. Его целью стало не столько уничтожение восставших, сколько управление их восприятием, в основу которого было положено системное сверх-насилие и воздействие информации о его применении. Зверства колонизаторов должны были поражать прежде всего не людские массы, а их воображение. Одним из наиболее характерных примеров стал массовый вид казни нелояльных индусов, получивший название «Дьявольский ветер». Это когда человека привязав к жерлу пушки, еще живого разрывают выстрелом на части:

  

Лондон изначально был хорошо информирован о возможности восстания. И мог купировать его в зародыше. Но не стал делать этого. Во-первых, нужно было отработать новые технологие управления. Во-вторых, благодаря подавлению восстания, власть над Индией окончательно перешла от Британской Ост-Индской компании в руки правительства. Кроме того, под предлогом ликвидации мятежа Британская империя существенно расширила свои колониальные владения в Индии и ужесточила политику угнетения и экономического грабежа.
Тогда же колонизаторы из Великобритании и США заложили основы современной работорговли и глобального наркобизнеса. У их истоков британцы встали еще в 1773 году, когда Британская Ост-Индская компания приступила к оптовым поставкам опия из Индии в Китай. Причем — в постоянно возраставших количествах. В 1784 году к сверхвыгодной торговле присоединились подельники британцев из Северной Америки. И уже вскоре сделали США вторым на планете после Англии крупнейшим экспортером наркосырья и рабов.
Схема британо-американского транснационального наркотранзита и тесно связанной с ним работорговли была простой и эффективной. Работала она в Индии и одновременно против ее народа столетиями. Британская Ост-Индская компания монополизировала промышленное производство опия в Бенгалии, где производился самый высококачественный опиум. Членами и акционерами компании стали первые лица Британской империи — лорды-пэры. Компания также учредила “Китайскую внутреннюю миссию”, задачей которой было массово пристрастить жителей Китая к наркотикам — с помощью пропаганды опиокурения. Это создало рынок сбыта для опиума из Индии, который затем стала заполнять Британская Ост-Индская компания. 
Пропорционально ввозу индийского опия потребление наркотиков в Китае возрастало до огромных размеров. А сама страна стремительно нищала, так как колонизаторы вывозили из нее взамен за опиум тонны серебра и все самое ценное, чем обладала Поднебесная в те времена. Нечто подобное имело место и в изначально сказочно богатой Индии. Инструментом экономической колонизации индийцев стал еще один важный товар, которым, наряду с наркотиками и невольниками, воспользовались британцы для колонизации Индии. 
Хлопок. Его выращивали рабы за океаном — в британских колониях, превратившихся после появления США в южные штаты. Затем бо́льшая часть хлопка с плантаций американских рабовладельцев отправлялась на переработку на фабриках Северной Англии. Там, работая по 16 часов в день, женщины и дети зарабатывали на скудное пропитание. Текстильные фабрики принадлежали опять же лордам из высшего лондонского общества — Пальмерстонам, Бэрингсам, Кесуикам... Самым оборотистым из них оказался Джеймс Мэтисон — владелец судоходной компанией “Голубая звезда”. Ее корабли везли из Англии в Индию хлопковые ткани, из нее опиум в Китай, оттуда вырученное за наркотики серебро уплывало в США, где за него получали собранный рабами хлопок. Когда трюмы были свободны от хлопка, эти же корабли британских колонизаторов захватывали по дороге в Америку новых рабов из Африки, Азии и даже Европы.
Это было выгодно настолько, что даже отец современного либерализма и теории гражданского общества Джон Локк вложил в те годы все свои сбережения в работорговлю. Через Королевскую Африканскую компанию. Доходы от нее позволили ему создать теоретическую основу той самой западной «демократии», которой сегодня прикрывают свои устремления неоколонизаторы из Лондона и Вашингтона.
А тем временем экспортируемый в Индию дешевый хлопковый текстиль разорял традиционных индийских производителей изделий из хлопка — в том числе и в Бенгалии. Миллионы индийцев терпели ужасную нужду, будучи выброшенными с работы в результате того, что рынки захватили более дешевые британские товары. Индия стала все сильнее экономически зависеть от Британии, ибо ей нужна была валюта, чтобы заплатить англичанам за готовый текстиль и прочее. Вроде железных дорог, по которым его ввозили и одновременно вывозили опиум и богатства страны. 
В результате политики колонизаторов единственным решением индийских экономических проблем стало производство все большего количества опиума и продажа его за бесценок британцам. А созданная европейцами инфраструктура не развивала Индию, а только укрепляла ее зависимость. Это создавало замкнутый круг, в результате чего богатейшие Индия и Китай стремительно нищали, впадая во все большую зависимость от сперва казавшейся туземным раджам и богдыханам маленькой и далекой Англии. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

5
1
Средняя оценка: 4.39286
Проголосовало: 28