История колониализма: Индия и Британская империя, часть 2

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Нарко и работорговля вкупе с хлопковыми спекуляциями стали фундаментом, на котором выросла и расцвела британо-американская торговля.
А вместе с ней — и экономическая колониальная мощь Лондона, ставшего центром крупнейшей на планете Британской империи, над которой никогда не заходило солнце.

Индия стала главной жемчужиной в ее колониальной короне и  одновременно объектом беспрецедентного по масштабам грабежа. По мнению современных индийских политиков и ученых, Англия по сути убила экономику Индии: до колониального господства индийская экономика составляла более 20 % процентов от мировой экономики, а когда британцы ушли — около 4 %. Британия ограбила Индию, не дала там совершиться промышленной революции, уничтожив местное производство тканей, превратив Индию в источник сырья и рынок сбыта для своей продукции. Все это привело к новому витку и усилению антиколониальной борьбы и национального движения в Индии. На этот раз индийцы сделали ставку не на силу своих солдат-сипаев, а на ненасильственные методы. Их олицетворением и пропагандистом стал Махатма Ганди, сыгравший в ХХ веке ключевую роль в движении за независимость Индии. Но произошло это далеко не сразу.
Британцы попытались противодействовать необычной тактике также «ненасильственными методами». Но только со смертоносной колониальной спецификой. Подобной той, которой отвечали сверхнасилием на насильственную попытку сипаев избавиться от гнета колониализма. Орудием Британской империи стал не кровавый террор, а «бескровный» геноцид посредством рукотворного голода. Технологию устранения с его помощью нелояльных британцы начали использовать еще в XVIII веке. Но наиболее массово применили в годы Второй мировой войны в Бенгалии. Местное население слишком активно поддержало идеи Махатмы Ганди, «Августовскую революцию» 1942 года и Индийскую национальную армию Субхаса Чандра Боса, направленные против английского колониального господства. 
Тогда колонизаторы вынудили индусов сократить посевные сельхозпродуктов. Вместо них стали сеять джут для британского ВМФ. Одновременно из Бенглии стали массированно вывозить рис и зерно, а у местного населения конфисковали все средства передвижения — от лодок до слонов. В результате в 1942—1943 гг. разразился чудовищный голод. По разным источникам он унес жизни от 1,5 до 3,5 млн. человек. Еще несколько миллионов тех, кто слишком поздно понял, что помощи не будет и попытался бежать «куда глаза глядят», умерли чуть позже от истощения и болезней. Голод принял такие масштабы, что чуть было не затронул его инициаторов. В связи с чем инспектор по делам Индии Леопольд Эмери даже заявил, что премьер-министр Великобритании «Уинстон Черчилль относится к нам как Гитлер». Сам Черчилль на сообщения о массовой гибели миллионов индусов и просьбу Леопольда Эмери и вице-короля Арчибальда Уэвелла не вывозить все продовольствие, а то скоро самим колонизаторам будет нечего есть, отреагировал телеграммой: «Если у вас голод, то почему Ганди еще не умер?». 
Но зато за тылы Британской империи можно было не волноваться — самый мятежный по отношению к колонизаторам регион Индии просто вымер, не получив никакой помощи. Тем не менее благодаря усилиям Ганди и других национальных лидеров, таких как Джавахарлал Неру и Субхаш Чандра Боз, Индия в 1947 г. все-таки обрела независимость от Великобритании. Сам Ганди стал символом борьбы за права и свободу не только для индийцев, но и для других наций, борющихся за независимость. Его методы непротивления привлекли к себе множество последователей. Тогда колонизаторы вновь изменили свою тактику. И стали переходить от открытого управления к косвенному (т.н. minimal government). Его методы проводники британской колониальной политикой уже отработали на странах Африки. Суть их сформулировал в 1890 г. премьер Солсбери, когда объяснял решение объявить Занзибар не колонией, а протекторатом, то есть формально суверенной территорией, находящейся под защитой Британии: 

"Статус протектората более приемлем для полуцивилизованных рас и больше подходит для них, чем прямое управление. Это дешевле, проще, меньше ранит их самооценку, дает их чиновникам больше карьерных возможностей и избавляет их от ненужных контактов с белыми людьми”.

В рамках этого подхода, задействованные колонизаторами юристы и пропагандисты стали трактовать понятие «Индия» как географическое единство, но не как политическое. Следствием стало, что мы сейчас видим на карте в том месте, где располагалась так называемая Ост-Индия. А именно появление вместо одного государства Индия еще таких стран как Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Бирма-Мьянма... Все это — прямой результат британского колониального господства. Специально созданные «управленческие ловушки», оставленные британцами в ходе деколонизации управлявшихся ими территорий, особенно эффективно работают в сложных обществах из нескольких общин. В их основе лежит идея «либерального авторитаризма». Согласно ей, только англичане и никто другой могут быть арбитрами любых конфликтов на территории бывшей Ост-Индии и других колоний Британии, потому что она сама искусственно породила и конфликт, и верхи (элиты) конфликтующих сторон.
Эти ловушки и сегодня действуют на территориях, ранее связанных с Британской колониальной империей: на Кипре с его греческими и турецкими элитами, в Израиле — с евреями и палестинцами, в ЮАР — с чёрным большинством и белыми бурами, Ираке — с его тремя общинами суннитов, шиитов и курдов и так далее. С другой стороны, англичане по сути лишь заимствовали этот тип управления у рабовладельцев Римской империи — «разделяй и властвуй». Косвенное управление требует более тонких методов, чем прямая колонизация. Поэтому современные неоколонизаторы все чаще и активнее покоряют не тела, а мозги. Их инструментами сегодня являются не штуцеры и пробковые шлемы, а юридическое крючкотворство и пропагандистско-политтехнологический инструментарий. Как раз то, что демонстрирует дело, начатое в 2023 году судьей Международного суда ООН Патриком Робинсоном против Великобритании.

Что в нем не так?

Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы осознать очевидное. Вместо стран огромного региона бывшей Ост-Индии в Азии главными жертвами колониализма Робинсон пытается представить крошечные острова бывшей Вест-Индии в Америке. При этом требует у ответчиков фантастические триллионы долларов вместо реальных миллиардов фунтов компенсации. Делает все это тот самый Патрик Робинсон, который известен председательством на процессе-судилище над бывшим лидером Югославии Слободаном Милошевичем. 
Нынешний британский монарх Карл III подыгрывает в этом процессе добрым следователям. С дальним прицелом — создать масштабный прецедент, позволяющий (цитата) «расширить эти исследования и на других европейских колониальных игроков». Проще говоря, на нынешних конкурентов Британии в континентальной Европе. В то же время нынешний британский премьер, индиец по происхождению, Риши Сунак, подыгрывает злым следователям. Чтобы ситуация невзначай не вышла из-под контроля.

Зачем все это делается?

Все элементарно, как сказал бы отшельник с Бейкер-стрит своему другу Ватсону. Судебные и прочие иски против колонизаторов прошлого в умелых руках их нынешних наследников могут с легкостью превратиться в инструмент современного неоколониализма. В т.ч. на просторах СНГ, где с их помощью западные специалисты и подконтрольные им структуры станут стравливать между собой постсоветские государства и параллельно натравливать их на Россию и русских, которых взращенные в перестройку националисты уже и так несколько десятилетий упорно пытаются выставить «колонизаторами».
Еще одна цель — увести общественное мнение от необходимости компенсаций Индии и ее народу. В 2015 г. вопрос их выплаты бывшей «жемчужине британской короны» подняли представители и оппозиции, и властей Индии в лице премьер-министра Нарендра Моди. С момента обретения независимости более 75 лет тому назад, государственные и религиозные деятели Индии неоднократно призывали Великобританию вернуть сокровища индийской культуры, вывезенные в период колониального владычества. По некоторым оценкам, общая стоимость украденного может составлять 45 трлн. 

Но и это еще не все...

Сегодня мы имеем ситуацию кардинально отличную от эпохи колониальной мощи Британской империи. С одной стороны — мощная Индия, экономика которой находится на подъеме, причем это реальная экономика, основанная на производстве. С другой — небольшая Британия, которая пока преуспевает благодаря финансовым капиталам, льющимся в Лондон, но в целом ее, безусловно, очень сложно назвать страной будущего. Более того, Британия населена отчасти выходцами из бывших колоний. 
В 2022 г. размер экономики Индии в текущих ценах превзошел британскую. Тем самым Великобритания потеряла статус 5-й по величине экономики планеты, уступив своей бывшей колонии. Синхронно с этим в кресле премьер-министра Великобритании оказался человек, чьи предки родились в Индии (в Пенджабе). При этом Риши Сунак сегодня далеко не единственный представитель глобальной элиты индийского происхождения. Вот лишь несколько не менее характерных примеров: 

  1. Генеральный директор Google — индус, 
  2. Генеральный директор Microsoft — индус, 
  3. Генеральный директор Adobe — индус, 
  4. Генеральный директор Net App — индус, 
  5. Генеральный директор MasterCard — индус, 
  6. Генеральный директор DBS — индус, 
  7. Генеральный директор Novartis — индус, 
  8. Генеральный директор Diageo — индус, 
  9. Генеральный директор SanDisk — индус, 
  10. Генеральный директор Harman — индус, 
  11. Генеральный директор Micron — индус, 
  12. Генеральный директор Palo Alto Networks — индус, 
  13. Генеральный директор Reckitt Benckiser — индус, 
  14. Генеральный директор IBM — индус, 
  15. Канцлер Великобритании — индус, 
  16. Министр внутренних дел Великобритании — индус, 
  17. Премьер-министр Ирландии — индус, 
  18. Вице-президент США — индуска…

Многовековой колониальный опыт политических элит Туманного Альбиона всегда учитывает тенденции, способные оказать влияние на их интересы. Появление в их рядах людей вроде Риши Сунака должно дополнительно сблизить Англию и Индию, которая за период нынешнего военно-политического кризиса укрепила свои позиции и извлекает максимум возможных дивидендов. Именно поэтому на саммите G20 Риши Сунак и премьер-министр Индии Нарендра Моди договорились продвигать сделку, дающую право молодым специалистам из Индии беспрепятственно получать двухлетние визы для проживания в Великобритании. Также стало известно, что Великобритания предложит десятки тысяч рабочих мест для граждан Индии.
Прилив приязни к Индии демонстрируют и США. И заокеанские, и островные англосаксы надеются, что Индия станет для них важным противовесом Китаю в Азии, проводником западной политики на континенте и следующим экономическим гигантом, который поспособствует началу экономического заката Китая. В основу этого подхода положена разработанная в 2007 году для Индии и активно развиваемая англосаксами с 2012 года концепция т.н. Индо-Тихоокеанского региона, переносящая центр тяжести в Азии из Китая в Индию. Согласно ей, Индия издавна оказывала весьма значительное влияние на окружающие регионы, особенно Юго-Восточной и Центральной Азии. В настоящее время — из-за распространения ислама и христианства, - это не столь очевидно, но границы "индийского мира", согласно этой концепции, должны выглядеть так:
 

Однако, судя по всему, планы самих индусов существенно отличаются от устремлений Вашингтона и Лондона. Именно поэтому в Минобороны Индии уже призвали подумать о миропорядке, который выгоден всем, а не только неоколнизаторам. Как заявил министр обороны Раджнатх Сингх, Индия не верит в миропорядок, когда одни государства считают себя выше и превосходящими другие. 

"Я хотел бы сказать вам, что проведение нашей стратегической политики должно быть нравственным. Индия не верит в мировой порядок, при котором немногие считаются выше других… Действия Индии руководствуются самой сутью человеческого равенства и достоинства, которые являются частью нашего древнего этоса и его прочных моральных основ, придают нам нашу политическую силу. Даже наша борьба за свободу основывалась на высоких моральных ценностях". 

Главный индийский силовик подчеркивает, что сильная и процветающая Индия не будет построена за счет других: 

"Скорее, Индия здесь для того, чтобы помочь другим странам полностью реализовать свой потенциал… Мы сможем подумать о создании глобального порядка, который выгоден всем нам ".

На обложке: артисты выступают в национальных костюмах на репетиции парада в честь Дня Республики в Нью-Дели, Индия. Фото РИА Новости.

5
1
Средняя оценка: 4.28571
Проголосовало: 7