Спасение от «Союзов». Всесоюзная телепремьера фильма «Союз Спасения» и диалектика 1825 года
Спасение от «Союзов». Всесоюзная телепремьера фильма «Союз Спасения» и диалектика 1825 года
1. Накануне
Показ новой расширенной телеверсии фильма «Союз Спасения» предварила 9 июня на Первом канале программа «Большая история» Вячеслава Никонова. И все три дня до показа фильма на День России в СМИ, соцсетях — обсуждения и телеувертюры, и той киноверсии что прошла по кинотеатрам в первые дни нового, 2020 года.
Кажется, тогдашняя буря толков была ещё более мощной. Словно отложенная (на 200 лет) шахматная партия самого ажиотажного матча: поединок царя и декабристов бросились тогда обсуждать миллионы досужих зрителей (а новогодние каникулы делают таковыми — всё население страны), участники телепередач, нескольких ток-шоу. Можно подкрепить оценку фильма отчетами о прокатном успехе 2020 года, дать справку о числе зрителей, но я ограничусь одним случаем, сценкой, что уже четыре с лишним года перед глазами…
Мой дом стоит близ старинного подмосковного города, где много лет реконструировали кинотеатр. Реконструкция включала обшивку старосоветского ДК ярко-цветными панелями и превращение просторного «фойе» в лабиринт Баров, Бистро, Аптек, Тандыров… И в тот январский 2020 года день, прогуливаясь, я зашел под красивую афишу фильма «Союз Спасения» и в фойе был награжден сценой потрясающей, поистине умилительной.
Две пожилые дамы бродили, шарахаясь от гремящей музыки, ярко мерцающих вывесок, прилавков, барных стоек. Прикрываясь ладонью от дискотечного мигания, одна из бесподобных старушек спросила меня: «А где же здесь билеты продают?»
Я провел их к кассам, расслышал: «Нам, пожалуйста, два билета на Союз Спасения», и постепенно врубился в безумную красоту этой сцены. Сообразил. За 10 или более лет пожилые дамы пришли сюда в первый раз! Все же понятно: билеты дороги, пенсии малы. С другой стороны: может, подождать? — Богатенький телевизор позже покажет любой фильм. (Что и сбылось 12 июня 2024 года)… Но вот же, собрали деньги, рискнули: зашли они в эту гремяще-мигающую, ярко-цветную космическую тарелку, залетевшую в их город.
Сейчас дописывая, жутко жалею, что не испросил разрешение на селфи с ними. Избавили меня от сбора каких-либо справок о «рейтинге фильма»…
2. Возвращаясь на ток-шоу
Помню несколько передач: для обсуждения приглашали не только актеров «Союза Спасения», но предыдущего декабристского хита — фильм «Звезда пленительного счастья» (1975 г). В интервью под телекамеры на вопрос: «Кто все ж был прав?» — артисты, игравшие восставших, уверенно отвечали: «Декабристы»! Актеры «царской партии»: Нет, правы те, кого играли мы!
Не знаю, то был хитрый ход продюсеров ради драйва телепередач? Или искреннее вживание? «Чтоб сыграть декабриста, надо думать как декабрист!» В итоге Сражение при Сенатской площади-1825 продолжается на телеэкранах с января 2020 г. Привлечение к теледебатам мудрого Василия Ливанова, в «Звезде…» он играл царя Николая, — более всего прочего вело от наивного культа декабризма — к Пониманию.
Красотой картин новый фильм превосходит «Звезду…», в копилке шедевров которой, правда, остается песня «Кавалергарда век недолог», что вполне соответствует старому стандарту восприятия: р-романтика, наив. А Василий Ливанов, видно, приобщив опыт и своего Шерлок Холмса, вычислил мотивы-обстоятельства «Дела 1825»: Декабристы были — масоны!
Х-м… на киноафишах «Союза Спасения» стояло «12+».
— В таком возрасте уже можно о масонах?
— Ладно, всё лучше, чем «узнают во дворе!»
Каникулы первой декады года превращают нас даже не в студентов (у тех как раз сессия), а в школьников. Но я рискну в комментарии использовать термин категории «17+»: диалектику.
3. «Диалектика 1825 года»
Восстание заслоняет (по сей день) настоящее государственное преступление царя Александра. Декабрьская «замятня» произошла даже если некий «волшебник в голубом вертолете» вывез бы из Петербурга всех «200 прапорщиков, вздумавших переменить государственный строй России» (Грибоедов о декабристах).
Допустим, декабристов нет, а что есть? Монархия? Но, как известно, первейшее условие, обязанность наследственной (не выборной, как в Польше) монархии: ясная Преемственность. Любители афоризмов и максим французы сформулировали: «Король умер — да здравствует король!» Чтоб вся нация знала преемника, знала, что он вообще есть. Вот почему «дщерь Петрова Елисавет», только ворвавшись на престол, спешно вызвала из Голштинии наследника, предъявила. Племянник мизерабль Петр III — ужасен, но необходим правильной монархии. Елизавета поспешила женить его (на этот раз супер-удача: Екатерина будущая Великая), торопила с детьми: чтоб и у Наследника был Наследник. «Веселая царица Елисавет» — настоящий монарх: понимала простую суть монархии.
Что учинил Александр? Пошлейший в истории водевиль, но не с «переодеваниями», а Переприсягой. Своих сыновей, завертевшись с фавориткой полячкой Нарышкиной (по мужу), родить было недосуг: еще не преступление. Убедил брата Константина отказаться от наследования и… скрыл от всех. Типа Санта-Клауса придумал брату Николаю сюрприз: российскую корону положил в рождественский носок! (До реального католического Рождества-1825 не дотянул несколько дней.)
Итак, «Король умер — да здравствует король!» Присяга. Малоизвестный факт: отчеканили даже монеты с курносым профилем Константина. Курьеры, дни ожидания. Константин: «Ой, да ну вас! Меня в Варшаве так любят!» (еще 5 лет «любили», в 1830-м вышвырнули. Хотя бравируя своей, тоже польской фавориткой, Константин твердил: «Да я ж, панове, больший поляк, чем вы!») Наконец, в Петербурге достали «рождественский носок»: Переприсягаем Николаю! К сей монархо-порнографии (порно=марание, маралась сама идея монархии) декабристы не имели отношения. Правда, некоторые историки пишут: Александр скрывал имя наследника в страхе, что вокруг цесаревича Николая сплотились бы заговорщики (ускорив уход заигравшегося царя). Но это уж полное безумие. Николай, наоборот, слишком благоговел перед братом, например, продолжил позорно-самоубийственный Сашин Священный Союз.
Александру доносили о тайных обществах. Его реакция «Да кто я такой, чтоб их осуждать!» — ценный (отрицательный) пример вообще любому правителю от Монако до России: добродетели простого человека при переходе его «на трон», словно числа при переносе в другую часть уравнения, часто меняют знак на противоположный! Снисходительность, «мягкость» Александра обернулась кровью, едва не гражданской войной. Отношения «Александр и тайно-общественники» чем-то смахивают на коллизию «Горбачев и Межрегионалы на Верховных Советах». Тоже на фоне необходимых реформ «мягко-снисходительного» поджимали «наивно-напористые». Пушкин («я принимаю всю историю России, как нам дал её Бог») на Александре все же не сдержался:
«Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда».
Тут на аналогию с Горби работает даже черта, пардон, внешнего облика. Но… опять же — диалектика! Подобно Восстанию, покрывшему преступление Александра, — подавление Восстания покрыло романтически-страдальческой пеленой величайших лузеров русской, может и мировой истории. Семь лет и примерно столько же цистерн шампанского затратив на выработку Плана Восстания, получив от царя максимальные «поддавки» выдать такую лужу (кровавого) поноса! Но… нет спасения от «союзов спасения». Да, на Сенатской картинно красивы ровные грани каре Московского полка, но это — десятилетняя выучка солдат! А завравшиеся («Конституция — жена Константина») и зарвавшиеся офицеры явили картину полного, первозданного хаоса. Диктатор восстания Трубецкой лежит в обмороке в доме тестя. Якубович с гвардейскими моряками по «Плану» должен взять «Зимний» — «А я передумал!»
4. А на Югах?
Члены «Южного общества», к немалой досаде «Северных» коллег наполнявшие Петербург, флешмоб на Сенатской игнорировали, даже участвовали в его разгоне. Внутренняя неразбериха не поделенных полномочий «северян» и «южан» — вечное предсказание всем будущим «креативным в этой стране». При этом «Южные», благодаря Пестелю, планировавшему диктатуру с 50 000 жандармов и полное вырезание Романовых, — считаются более суровыми реалистами. «Русская правда» Пестеля:
1. Освобождение крестьян не должно лишить дворян дохода от их имений. 2. Освобождение не должно произвести волнений и беспорядков.
И до сих пор в «историко-аналитическом» бульоне мелькают комплименты серьезности Пестеля: «Предусмотрел последствия!» (это о волшебном заклинании «Не должно»). Дон Кихот в сравнении с ними: строгий реалист, прагматик, коему скорей можно было доверить правление страной. Но, подняв свой Черниговский полк, пройдя несколько верст, потеряли контроль. Первый же привал «Южан» превратился в безумную пьяную оргию со стрельбой по населению. И «Оргия» здесь — не какой-то припечатывающий образ — вот по приключениям «Южных» в селе, до которого они довели свой полк, кино должны снимать не Андрей Кравчук и Никита Высоцкий, а те известные немецкие… студии, и распространять на видеокассетах.
5. Победа?
В статьях, интервью я давал свой ответ на «вечный/зудящий русский вопрос»: А если б восстание декабристов удалось?
— Так вот же: Февраль-1917! «Поддавки Николая» превзошли даже Александровы. Победа… В первый же день эту связь подчеркнул глава февралистов Родзянко: «Жертвы декабристов отмщены!» Потом четыре недели министерской чехарды Временного правительства и другой глас: «Ой, а чего это нас никто не слушается?»
Но все 200 лет нам упорно, от Герцена до школьных программ 21 века, твердят: «Они (декабристы и мстители за них), планировали, они мечтали! Они видели в Европе! Они хотели для России!» И всё же… ровные грани каре у Медного всадника в рамке Невы и красивейшего города мира — завораживают! Об этом и актер Максимов (князь Трубецкой): «Главное в фильме: прекрасный мужественный образ!»
Их дивный дуэт с коллегой Шагиным словно по ступеням восходил к нему (образу): «Стиляги» Тодоровского, «Бесы» Хотиненко, и вот — «Декабристы»… Тема очерка — исторический контекст, но нельзя пройти мимо пронзительной игры Антона Шагина. Его Кондратий Рылеев — сжатая пружинка истории России, через поколение он — «бес» Петр Верховенский. Зубрили-зубрили в школах ленинские «революционные этапы: дворяне, разночинцы…», и вот — Шагин. Вряд ли уже увидим что-то более выразительное по теме. Вспомнились те старушки, собравшие в 2020 г. деньги на сеанс «Союза Спасения». Захотелось ради них выпустить «Указ о повышении пенсий», НО… с оговоркой в духе Пестеля: «Пятикратное повышение пенсий не должно вызвать роста розничных цен, и не должно привести к опустошению госбюджета!» Чтоб тоже запомнили лет на 200.
Император Николай с фантастическим терпением изучал все «программы» декабристов, пытался выделить рациональное зерно, «конструктивные идеи». Вернул либеральных министров брата: Кочубея, Сперанского (возглавил судебный процесс над декабристами). Удачный выбор: https://www.mk.ru/politics/2015/10/06/bylo-li-vosstanie-1905-goda-maydanom-oplachennym-izza-granicy.htmlназначение графа П. Д. Киселёва, неутомимого врага крепостного права, министром государственных имуществ, хотя было известно о симпатиях к нему всех декабристов. Назначенцем Николая был и Александр Пушкин, взволнованно описывавший Вяземскому контуры государственной программы: «Ограничение дворян, подавление чиновников, новые права мещан и крепостных — вот великие предметы». Ранее фиксировали лишь унизительность чина камер-юнкер, однако возможность работы в архивах, командировка в Оренбуржье помогли в создании самого финансово успешного сочинения Пушкина — «История Пугачевского бунта». Помощь и в других формах была важна для неудачливого в денежных делах гения.
Знаменитое Третье отделение было столь ненавистно либералам еще и потому, что многие из них были крупными помещиками, как Герцен и особенно его богатейший друг и сотрудник Огарев. Главные, самые знаменитые «мстители за декабристов» всю жизнь следовали клятве мщения, данной в юности на Воробьевых Горах, и так же всю жизнь прямо или через родственников получали деньги с «защищаемых крестьян». А «Третье отделение» имело важную обязанность: следить за соблюдением прав крестьян, наказывать помещиков за нарушения, за сверхмерные выжимания соков из крестьян, «в защиту которых…» на Сенатской площади 14 декабря построили красивое каре. А вокруг его граней скачут Милорадович, царь Николай, видят, слышат, как по ним стреляют (генерала убили, в царя не попали), но умоляют: «Тише. Тише! Не разбудите Герцена».
Дописываю сей очерк, вспоминая шквал толков 2020 года, ожидая, что добавит расширенная телеверсия фильма. Впечатления от первой суммировались: «Красота и сложность российской истории».