Ошибка Мотовилова. К истории канонизации прп. Серафима Саровского

1 августа — обретение мощей прп. Серафима Саровского чудотворца (1903)

В центральном государственном архиве Санкт-Петербурга среди тысяч исторических документов в фондах за 1853 год хранятся два уникальных письма, которые написал императору Николаю I простой провинциальный судья Николай Александрович Мотовилов. 

Верный служка батюшки Серафима решил обратиться к грозному и неприступному царю, помня пророчество великого старца о том, что канонизирует его в сонме святых царь с именем Николай. 


Мотовилов Н.А., 1871 г. Автор неизвестен

В первом письме к императору Мотовилов изложил свою личную историю: как батюшка Серафим его, совсем ещё молодого человека, исцелил от неизлечимой болезни. Николай Александрович страдал от тяжёлой формы ревматизма, так что к Преподобному его принесли на носилках — молодой человек и ходить уже не мог. Старец помазал больного святым елеем от лампады перед чудотворной иконой «Умиление», дал несколько кратких наставлений для спасения души — и судья навсегда забыл о своей болезни, выйдя из кельи Преподобного на своих ногах. 
Но письмо к императору осталось без ответа. Тогда Николай Александрович пишет второе письмо, в котором рассказывает о том, как через Богоизбранного Чутворца Серафима сама Царица Небесная возвела в дивном Дивееве свой Четвёртый Удел на земле — место Своей особой благодати и Своего присутствия. С юридической точностью изложил Мотовилов всю историю сотворения Дивеевской обители — от явления Богородицы матушке Александре в Киевском Флоровском монастыре и до чудесной канавки, по которой прошла сама Царица Небесная, а также поведал дивные откровения батюшки Серафима о будущей великой славе Дивеева, где предивный Чудотворец будет почивать своими мощами. Но и это письмо Мотовилова осталось без ответа. Скорее всего, чиновники царской канцелярии даже не сообщили Николаю I о послании какого-то провинциального судьи. 
В то время в разгаре была очередная русско-турецкая война, и на имя императора каждый день приходили сотни писем с фронта. Так что царской канцелярии было не до сентиментальных откровений. Разве мог знать провинциальный судья Николай Александрович Мотовилов, что через 50 лет после его обращения к императору на русском престоле будет другой царь с именем Николай, о котором именно и пророчествовал святой старец, и именно Николай II прославит батюшку Серафима, причисливши к лику святых?! 

К тому времени в императорской семье уже хорошо знали и даже почитали Саровского Чудотворца. Ведь не раз обращались к его молитвенной помощи. Так, когда дочь императора Александра II юная Мария заболела и уже была при смерти, а все усилия придворных врачей оказались тщетными, в царский дворец как последнюю надежду привезли мантию батюшки Серафима. И когда царская дочь приложилась к Святыне, болезнь отступила. Поэтому благочестивый царь Николай II считал своим священным долгом прославить для всенародного поклонения Саровского Старца. Для этого и была создана специальная комиссия, которая исследовала более 90 случаев чудес по молитвам батюшки Серафима, подтвердив их как бесспорные факты. 
Но против канонизации батюшки Серафима неожиданно выступило большинство членов Священного Синода во главе с обер-прокурором К. П. Победоносцевым. Профессор церковной истории и переводчик с древних языков Победоносцев не отрицал святость иеромонаха Саровской пустыне Серафима, но канонизацию считал преждевременной. И ни бесспорные факты чудес, ни всенародное почитание о. Серафима не могли сломать научную логику профессора. 
Именно в эту минуту колебаний и раздумий на стол императора Николая II и попали из архива эти два письма провинциального судьи Н. А. Мотовилова, которые тот написал 50 лет тому назад!  Благочестивый царь тут же вызвал к себе в кабинет обер-прокурора и стал ему вслух читать рассказы Николая Александровича, современника и очевидца святого жития батюшки Серафима. 
Особенно сильное впечатление на учёного обер-прокурора произвели наставления Богоносного Старца, исполненные апостольской силы и благодати. Когда Николай II дочитал до конца последние слова второго письма, он просто молча, с немым вопросом в глазах посмотрел на Победоносцева: что скажет обер-прокурор на эти аргументы от верного Серафимового служки Мотовилова? Высокомерный профессор, перекрестившись, не скрывая своего волнения, почти шёпотом только и смог произнести: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» 
Так неожиданно разрешилась эта дискуссия. «Немедленно канонизировать!» — Такую резолюцию наложил на письма Мотовилова царь с именем Николай — как и пророчествовал преподобный Серафим…

5
1
Средняя оценка: 3.5
Проголосовало: 14