От «усосов» до «эсесов»: к 110-летию «предтеч» «свидомых» прислужников Гитлера и современных лакеев дядюшки Сэма

Август 1914 г. ознаменовался образованием в тогда еще австрийской Галичине «Украинских сечевых стрельцов», ныне почитающихся в «незалежной» «борцами за свободу Украины». Назвать точную дату создания этой «прабандеровской» структуры достаточно сложно. Чаще всего в качестве таковой приводится 6 августа 1914 г. Когда после начала Первой мировой войны под эгидой властей Австро-венгерской империи спешно были созданы Главная украинская рада и Украинская боевая управа.

Издавшие в этот день Манифест о «готовности украинского народа сражаться» на стороне Тройственного союза Германской, Австрийской и Османской империй — с призывом вступать в «Украинский добровольческий легион». Имевший и второе название — Украинские сечевые стрельцы. Называется и вторая дата — 17 августа, когда утверждение этого вооруженного формирования австро-венгерской армии в целом прошло все бюрократические формальности. Пусть и не в слишком почетном статусе всего лишь «ландвера» — чего-то вроде современной «территориальной обороны», ополчения. Еще говорят и о 3-м сентября — дате принятия «Легионом» присяги. На верность императору Францу-Иосифу, конечно же,   а не мифической «независимой украинской державе», за которую якобы только и «боролись» эти вояки. 
Можно заметить, что вышеприведенные даты достаточно условны — и касаются лишь больше формально-организационных моментов. В самом деле — создать за считанные недели какое-никакое, но все же боевое подразделение «с нуля» достаточно сложно. Даже в условиях начала 20 века, — когда подавляющему большинство бойцов не требовалось знание сложной боевой техники. Это ж не нынешняя «могилизация» в «великой европейской державе», — когда отловленное ТЦКшниками на улицах «пушечное мясо» может через пару дней оказаться на «передовой», не умея даже держать в руках автомат. Австрийские генералы в начале той войны подходили к подготовке личного состава даже «третьесортных» ополченческих формирований куда более ответственно. 
Но в том-то и дело, что чаще всего набираемый в «стрельцы» контингент базовую (и достаточно неплохую подготовку) уже имел! Получив ее в рамках созданных австрийскими офицерами из этнических украинцев еще в 1912—13 годах в таких скаутских организациях как «Пласт», «Сокол». А также их военизированных тренировочных структур — как раз и называвшихся своими создателями «стрелецкими».

***

Так что, по большому счету, с началом войны с Россией Австро-Венгерский Генштаб просто провел быстрое «развертывание» фактических «кадрированных подразделений» украинских националистов. Где «люди с улицы» занимали отнюдь не основную долю их состава. Есть данные, что австрийское командование относилось к «сечевикам» без особого энтузиазма. Но, как говорится, — «на безрыбье — и рак рыба». Против российской армии даже кадровые австрийские части, как говорится, «не плясали». Так что согласно «плану Шлиффена», разработанному в Берлине перед началом войны, от Вены требовалось продержаться хотя бы 9 недель, пока немецкие войска возьмут Париж. Так что австрийцы были рады любому пополнению, которое умело хотя бы держать винтовку с нужной стороны.
В рамках данной политики Веной и были сформированы «национальные части» — аналоги которых появились в России лишь после Февральской революции 1917 года. И, в общем-то, сыгравшие одну из самых важных ролей во все ускоряющемся распаде когда-то единой Империи. С другой стороны, австрийские элиты в той ситуации особо и не рисковали. Как минимум — в Галичине. Поскольку изначально национальная структура этой провинции была построена с максимальным учетом известного еще со времен Древнего Рима принципа: «Разделяй и властвуй!»
Действительно, еще с 1772 г., когда в результате Первого раздела Польши Вене отошла Галиция — там и не думали делить ее по национальному признаку. Лишь назвали ее «Королевством Галиции и Лодомерии». Но так и оставив в ее составе восточную часть, населенную преимущественно украинцами (хоть они тогда об этом еще и не догадывались, — ощущая себя «русинами», теми же русскими), и западную с преимущественно польским населением. С учетом же давних «симпатий» поляков-католиков к своим больше православным соседям (и наоборот) образца войн Богдана Хмельницкого, «Колиивщины» 1768 г. и т.д., Галичину удерживала от взаимной резни лишь крепкая имперская власть. При этом, правда, не мешала на дозированном уровне каждой этнической группе мечтать о «национальном возрождении», — готовя для этого группы боевиков ради насильственного осуществления этих фантазий.
Собственно, Польский легион, также из поляков-галичан, был сформирован даже раньше на несколько дней, чем Украинский — уже 2 августа 1914 года. Во главе с небезызвестным, тогда еще не маршалом, Юзефом Пилсудским — будущим «начальником Польши». Впрочем, в августе 1914-го польские и украинские националисты могли грезить разве что о боях друг против друга   если «большой брат» из Вены позволит. Ради обретения не реально независимой Польши или Украины,   но, максимум, национально-культурной автономии с более или менее выраженным самоуправлением.

***

В этой связи особенно смешны потуги и тогдашних, и нынешних апологетов «Сечевых стрельцов» относительно «их борьбы за свободу Украины». Ведь если даже допустить, что их главным побудительным мотивом действительно была борьба за свои земли — так они ж тогда даже не Украиной назывались, пусть даже Западной! Но   лишь «Королевством Галиция и Лодомерия». Королями которого «по совместительству» были австро-венгерские императоры — вплоть до распада Империи в 1918 г. Именно этим императорам и приносили присягу на верность «сечевики». Точно так же, как спустя три десятилетия — их духовные наследники (а часто — и повзрослевшие сыновья) вождю другой «империи», Третьего Рейха, Адольфу Гитлеру, вступая в ряды дивизии СС «Галичина». Но, может, австрийские власти как-то особенно благоволили к населявшему Галицию украинскому населению? Ничуть не бывало — украинский язык до самого конца империи оставался здесь лишь в качестве «регионального». Что-то вроде статуса «языка межнационального общения» для русского в некоторых постсоветских республиках. 
А государственными языками в государственных же учреждениях являлись немецкий — и… польский! Второй, правда, не сразу — а с 1868 г. Венский двор решил тогда на всякий случай «подстраховаться», — дабы после восстания венгров 1848 г. и польского мятежа в Российской империи в 1863 г. сделать красивый жест в адрес галицких поляков. Тем более что австрийцы и приняли эту территорию не от «виртуальной» Украины, а при разделе куда более реального (хоть и ослабленного внутренними дрязгами) государства Речи Посполитой во главе с Польским королевством. Тем не менее участие в боевых действиях при защите интересов немецкой по происхождению австрийской императорской династии со стороны Украинских сечевых стрельцов упорно именуется в «свидимых» источниках и пропаганде «борьбой за украинские интересы»   и вообще «за украинскую незалежность». Ну с какого перепугу-то?! Особенно если бы «доблестные сечевики одной левой победили бы москальские орды», — принеся Вене победу. Там бы да — сказали бы Коновальцу и К «спасибо», повесили бы на грудь каких-то побрякушек — и все. Никто ж ни в Вене, ни в Берлине создавать после гипотетической победы в Первой мировой независимое (что украинское, что польское) государство не собирался! 
«Соискатели» попробовали бы добиться независимости силой? "Ага — щазз...", это против могучих армий Немецкого и Австрийского Рейха, только что победивших (мы ж рассматриваем гипотетический вариант) не менее могучие армии Антанты? Ой, «не смешите мои тапочки». Тем более что боевые качества как минимум «свидомых патриотов» сечево-«ОУНовского» разлива, как показала практика, оказались сильно преувеличенными. Например, в так называемой «Подкарпатской Украине» (нынешнем Закарпатье) после распада и завоевания Гитлером Чехословакии в 1938—39 годах. Когда «защищать ее незалежность» отправились добрых две трети будущих «бандеровцев» — почти полтора десятка тысяч головорезов. 
Но как только по результатам Венского арбитража эта территория была передана Венгрии — далеко не вся армия регента Хорти «уконтрапупила» всех этих «закаленных бойцов» за считанные дни. Сохранить жизнь удалось лишь вовремя унесшим из этой бойни ноги, да тем, за кого заступились венгерские союзники, немцы, в лице Абвера, давно взявшего ОУН на свое содержание. Это ж не мирное польское население геноцидить в ходе Волынской резни — тут уже настоящую доблесть и героизм иметь надо. С которыми у прирожденных палачей обычно не очень… Полякам, правда, пришлось потратить на «военную пацификацию» всех этих «сечевиков» и Украинскую Галицкую армию с осени 1918 г. времени побольше — чуть меньше двух лет. Но все равно ведь получилось. С другой стороны, если бы Австро-Венгерская империя сохранилась — при чрезмерном усилении польских националистов Вена смогла бы оказать помощь (даже не людьми — деньгами и оружием) националистам украинским. Так и сохранив свой реальный суверенитет над Галичиной.

***

Так что единственное, за что реально воевали «сечевые стрельцы» — это маниловские мечты о «даровании укро-державности добрым барином из Вены» вкупе с рабским желанием услужить своим хозяевам. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов и зоологическую русофобию. Вроде реакции некоторых видов змей, которые сразу бросаются на человека, лишь его завидев. В отличие от, например, «королевских кобр», старающихся избежать ненужного столкновения с помощью громкого шипения и угрожающего раздувания «капюшона» при таких встречах. В общем, все как сейчас — превращение «великой европейской державы»» в антироссийский таран ради таких же «маниловских надежд» на «зарплаты по 4 тысячи евро» на блюдечке с голубой каемочкой вкупе с членством в НАТО. А для этого ж нужна лишь самая малость — победить Россию, одну из двух ядерных сверхдержав. Да еще и превосходящую «незалежную» по ВВП в 12 раз, а по населению — вчетверо (это без учета массовой эмиграции «свидомых» граждан из «неньки»).
Возвращаясь к событиям времен Первой мировой — галицкие стрельцы тогда тоже показали себя вояками так себе. Ныне, конечно, укро-пропаганда рисует их «эпическими героями». Правда, иногда теряясь в выборе — как при этом изображать противостоявшую им армию российскую. Как, например, на «5 канале» экс-президента «незалежной» Петра Порошенко, — где в одном сюжете российских солдат рисуют едва ли не «трусами и недоумками», над которыми «сечевые стрельцы» в боях апреля-мая 1915 г. на горе Маковка одержали легкую и убедительную победу. Но уже в другом схожем сюжете порошенковские пропагандисты повествуют о том, что «только героизм подразделения сечевых стрельцов спас австрийскую армию от катастрофы». Что уже как-то явно «реабилитирует» русских воинов — раз они представляли столь большую угрозу для куда более боеспособных, чем часть австрийского «ландвера», кадровых австрийских войск. 
Кстати говоря, название «усосы», вынесенное в заголовок статьи, — это не уничижительное прозвище для «хероев» от автора материала. Именно так называют «украинских сечевых стрельцов» на вышеупомянутом порошенковском телевидении, — впрочем, не только там. Что тут скажешь? Такое комментировать — только портить…

*** 

Тем не менее в июле 1917 г. в бою под Конюхами почти все эти «эпические герои» предпочли за лучшее сдаться в плен все той же российской армии. Это притом что последняя на то время представляла собой уже действительно больше печальное зрелище после инициированной в ней с началом «керенщины» анархии. Вплоть до выборности командиров подразделений — и решения о ведении боевых действий только после утверждения общим собранием бойцов той или иной части. Но тем не менее, даже на таком фоне это все-таки была российская армия, — а не сборище «свидомых» слуг австрийских немцев, мнившие себя «борцами за независимую Украину». К плененным «сечевикам», кстати, «клятые москали» отнеслись более чем гуманно. Так что после нарастания в России революционного хаоса большая часть галичан вполне благополучно обрела свободу   …и тут же ринулась продолжать прерванное занятие! То есть борьбу «за национальную незалежность». 
С поляками, правда, связываться было опасно — поэтому значительная часть «усосов» предпочла за лучшее «учить жизни» и «свидомому патриотизму» «национальные кадры» «большой Украины». То бишь малороссийских губерний бывшей Российской империи. Образовав в начале 1918 г. корпус уже просто «Сечевых стрельцов». Аббревиатура которого, «СС», удивительным образом предвосхитила историческое будущее русофобов и гитлеровских прислужников в печально известной эсесовской дивизии «Галичина».


Официальный плакат их пропаганды времен Великой Отечественной 

Воистину, «Бог щельму метит»…
Крупными военными успехами переквалифицировавшиеся из «усосов» в просто «эсесы» украинские пра-нацисты, правда, все равно похвастаться не могли. В отличие от просто запредельной, зверской жестокости в отношении мирного населения. 
Читавшие культовый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» наверняка помнят эпизод, где подруга Мастера кокетничает при встрече с Азазелло, показно смущаясь, что она, дескать, «не одета» — попросту полностью обнажена. После чего помощник Воланда успокаивает ее, — дескать, я видел женщин не только голых, но даже с содранной кожей. Увы, видел таких несчастных и Булгаков — в Киеве, во времена, когда там хозяйничали петлюровцы. Но даже они редко доходили до такой бесчеловечности — в отличие от своих соратников как раз из числа «галицких эсесов» периода Гражданской войны.

*** 

Так или иначе, вышеуказанный «ребрендинг» радикальным галицким русофобам все равно не помог. Перессорившись со всеми кем можно — поляками, Красной Армией, белогвардейцами — они, оказавшись в окружении в районе Острополь-Любара-Чарторыя, предпочли за лучшее, гм, «самораспуститься». То есть — попросту разбежаться по сторонам мелкими группами или поодиночке. Часто переодевшись в гражданскую одежду и бросив оружие. После чего о «Сечевых стрельцах» как организованном подразделении можно было говорить лишь в историческом контексте.
Хотя ж да — в период жалких попыток закарпатских нацистов устроить свою «незалежную державу» (под патронатом Берлина, конечно, — но с элементарной логикой у этой публики всегда был напряг), там было организовали Карпатскую Сечь. С соответствующими «стрельцами», разумеется. Правда, стараниями венгерских «гонведов» последним судилось вскорости не столько стрелять — сколько самим быть «отстрелянными» этими «чистильщиками» Закарпатья от укро-нацисткой нечисти, мечтавшей «лечь» непосредственно под Гитлера. После этого укро-нацисты предпочитали именовать себя уже не «стрельцами», а целой «Украинской повстанческой армией». Правда, во главе с немецким гауптманом Шухевичем, откомандированным туда «абвером» под видом «бегства из-под ареста» от гестапо(!). И усиленной выпущенным гитлеровцами в 1944 г. из-под фактического «домашнего ареста» Бандеры в качестве «идейного лидера». Но это уже, конечно, «мелочи». И вообще, какая разница, — ну, поменяли «борцы за украинскую незалежность» себе хозяев, австрийских немцев на «просто немцев» — так все равно ж остались «украинскими патриотами», не так ли?
Увы, к большому сожалению опасные не только для окружающих, но и для самих украинцев, нацистские идеи оказались куда более живучими, чем первые поколения их носителей, бесславно удобривших почвы Западной Украины. Пусть и меняются декорации и хозяева — теперь вместо «доброго барина» из Вены, должного даровать незалежность свидомым борцам за нее, выступает Вашингтон. От которого ожидается уже не просто эта самая «незалежность», — но обязательно «богатая и защищенная» — «в составе НАТО и ЕС». С прочими прилагающимися «плюшками» — «зарплатами по 4 тысячи евро», «ядерным зонтиком», а также «отдачей в кормление» самых вкусных кусочков «побежденной и распавшейся Рашки». Которую, правда, Киеву надо предварительно победить, — причем собственноручно… 
Финал, конечно, для этой садомазохистской наци-«маниловщины» будет такой же, как и для «усосов» с «эсесами». Что в Первую мировую и Гражданскую, — что в Великую Отечественную войну. Но как и тогда нынешние потерявшие разум нацисты снова и снова пытаются осуществить свои сумасшедшие фантазии, — как и их «предтечи» больше века назад…


Наследник австрийского престола Карл Габсбург
на смотре сотни Украинских сечевых стрельцов, 1915 г.

Обложка: сотник легиона Ю.Будзиновский со штабом своей сотни, ок. 1915-го.

5
1
Средняя оценка: 2.83333
Проголосовало: 6