Разлитая печаль полей древней Брянщины…
Разлитая печаль полей древней Брянщины…
Ах, Овстуг!
Печаль и отрада.
Я твой безнадёжный должник.
Иного, быть может, не надо,
Чем слышать твой вещий язык…
Тютчев
Есть те ценности, которые являются вечными,
нерастраченными, важными для каждого из нас.
Шейкина О.М., директор усадьбы
Знаете, как побывать в XIX веке, погрузиться в мир тех ощущений, той музыки и тех поэтических аллюзий?
Очень просто, с одной стороны. С другой — если посчастливится попасть в знаменитый древний Овстуг, в усадьбу Тютчевых. Восстановленную крайне почитаемым здесь овстужским подвижником, преподавателем, общественником и поэтом Владимиром Гамолиным (1930—2003). Потратившим, собственно, на воссоздание тютчевских святынь всю жизнь. Начав этим заниматься в 1956 г., организовав первую тютчевскую экспозицию в маленьком школьном классе, — переросшую в дальнейшем во внушительный музейный комплекс.
А те самые счастливчики, очутившиеся в заповеднике 18 августа 2018 г., — это финалисты Международного тютчевского конкурса "Мыслящий тростник". Проводящегося на Брянщине уже в шестой раз. И к слову, эмблема «Мыслящего тростника» не так давно стала всероссийским креативным победителем. А ценный, и главный! — приз за 1-е место — это изящный хрустальный лебедь: часть семейного герба Тютчевых. [На пруду в парке заповедника живут, доставляя радость зрителям, несколько прекрасных «тютчевских» лебедей.]
Днём ранее, по приезде участников в родные пенаты — на эти 3 чрезвычайно насыщенных конкурсно-экскурсионных дня, — администрацией дома-музея Ф. Тютчева был устроен великолепный вечерний приём-концерт. Где прозвучали, естественно, стихи Фёдора Ивановича, его краткое жизнеописание, также строки Фета, проза Тургенева. Разбавленные восхитительным «поющим» голосом старинной фисгармонии. Полностью реставрированной к 215-летнему юбилею поэта: волшебные мелодии вальсов, романсов, мадригалов, полек.
Так и видятся на зеркальном паркете «мундирно»-вымуштренные Пушкин, Лермонтов, да и сам Тютчев. Грациозно вытанцовывающие сложные па — в паре с блестящими тонкими дамами: поклон, каблучок, пристук звенящих шпор... «S’il vous plaît», — «Je vous en prie». Кстати, Лев Толстой называл Пушкина, Лермонтова и Тютчева тремя «одинаково большими поэтами»... Что абсолютно верно.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья. —
…сочиняет в это время строки танцующий прямо перед нами, зрителями, фантомный Фёдор Тютчев: «кормилец», как его благодушно величают неутомимые труженики усадьбы.
На следующий день — утренняя экскурсия по большому дому в виде театрального представления-жизнеописания, превосходно сыгранного работниками усадьбы: ст. науч. сотр. В. Шевердин, науч. сотр. Н. Дебольская, мл. науч. сотр. Н. Хомякова. Опять — стихи. Приглушённо-взволнованно звучит неподражаемый немецкий выговор супруги Нести (в исп. Н. Дебольской), — как Тютчев ласково называл Эрнестину фон Пфеффель. Знавшую, несмотря на все «закидоны» супруга по поводу женских приключений, что он принадлежит — бесконечности лирической Вселенной.
Далее по плану — награждение лауреатов и дипломантов. [1-е место в номинации «Лучшее философское стихотворение» — Лана Яснова, Белгород. «Лучшее философское эссе» — Игорь Фунт, Вятка.]
Куратор конкурса М. Анашкевич (Союз российских писателей, Москва) акцентировала своё выступление на том, что особое внимание жюри уделяло людям, работающим на ниве преподавания. В честь многолетнего школьного завуча, заслуженного учителя РСФСР Владимира Гамолина, основателя музея.
И вновь — лирика… Читают лауреаты, дипломанты, гости, приехавшие на награждение. Читают Брянск, Москва, Орёл, Калуга. Оглашается СМС-поздравление от бывшего участника и лауреата «Тростника» Игоря Волгина. В тот же день свежеиспечённые победители и дипломанты посетили местный краеведческий музей. Бережно хранящий память о блистательных брянских художниках Ткачёвых [кстати, ныне здравствующих, в весьма почтенном возрасте, — авт.] Затем — поклон утраченному храму св. Параскевы, Пятницкой церкви. На месте которой управляющая музеем О. Шейкина со товарищи установили памятный знак. Ставший очередной интереснейшей экскурсионной достопримечательностью.
Третий день совпал с Яблочным Спасом (по народным поверьям), — в православной традиции наречённым Преображением Господним. Гости отметили его с утра в овстугском храме Успения Богородицы. Возведённом в 2003 г. — к 200-летию Тютчева. Далее — экскурс в древнее городище Вщиж на Десне: Вщижское княжество. Точнее, то, что от него осталось со времён «зверских» битв с татаро-монголами. Перед нами знаменитая «Кальница» (территория расселения славян, — авт.) с 10-ю курганами, нерукотворной семиствольной берёзой-невестой, изящной памятной стелой. Исполинский валун с выбитыми на нём стихами Тютчева, созданными им прямо здесь, на этом месте во Вщиже:
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь...
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, — и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.—
…Написано на камне.
Это и огромного размера в рост-полтора полукруглые кресты, над происхождением которых до сих пор идёт неутихающая научная полемика. Это и печальная беда нашего времени — новомодно-крикливые коттеджные поселения по периметру древних памятников-городищ. Никем не разрешённые, ни за кем не закреплённые, — но, тем не менее, интенсивно продолжающиеся строиться. Тем самым приватизируя даже берега Десны, захватывая и подминая под себя драгоценные пласты земли — с нашей с вами, дорогие господа, историей. Увы, зримо исчезающей прямо из-под ног…
В свою очередь, Усадьба живёт, дышит крайне насыщенным бытием. Сразу за конкурсом — приезжает есенинская экспозиция из рязанского Константинова. Затем — нагрянут шумные потомки Тютчева на ежегодные поэтические посиделки. Вслед — научная конференция музейщиков. И далее, далее… без остановки: Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), День освобождения Брянска, совмещённый с Днём города (17 сентября): святой день для каждого брянчанина, или брянца, — как обычно пишут областные СМИ.
Что, в общем-то, навевает хорошие добрые мысли насчёт нерастраченных, очень важных для нас духовных вечных ценностей. Так тщательно и бережно хранимых и пропагандируемых Усадьбой, её работниками и её директором — настоящей русской красавицей Оксаной Михайловной Шейкиной (Славянской). Которую мы и благодарим за отлично организованные и тепло проведённые тютчевские дни.
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!
Организационный комитет и жюри Конкурса
Оргкомитет:
Первый секретарь Правления Союза российских писателей ВАСИЛЕНКО С.В. (г. Москва). Директор Государственного историко-литературного музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг» ШЕЙКИНА О.М. (с. Овстуг, Брянская область). Куратор конкурса Анашкевич М.А.
Учредители Международной литературной тютчевской премии «Мыслящий тростник»:
Общероссийская общественная организация «Союз российских писателей». Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг».
Жюри:
Председатель жюри: Светлана Василенко (Москва).
Члены жюри: Ольга Харламова (Москва), Анатолий Аврутин (Беларусь, Минск), Анна Гедымин (Москва), Павел Гусев (Пенза), Владимир Кантор (Москва), Валентина Кизило (Санкт-Петербург), Андрей Коровин (Москва), Ольга Кузьмичева-Дробышевская (Набережные Челны), Марина Кулакова (Нижний Новгород), Виктор Пеленягрэ (Москва), Евгений Потупов (Брянск), Галина Умывакина (Воронеж), Сергей Фаустов (Вологда).