Как Хрущев лишил школьные золотые медали золота и смысла
Как Хрущев лишил школьные золотые медали золота и смысла
От редакции
Начиная новый учебный год, поход за знаниями и... вспомним (не без помощи Камертона) историю высших наград, венчающих эти походы. Золотых и Серебряных медалей.
27 августа 1959 года Правительство СССР издало Постановление № 1025 «О награждении медалями оканчивающих средние общеобразовательные школы».
Сам этот документ нередко позиционируется не в самых глубоких источниках вроде Википедии едва ли не в качестве основополагающей вехи в этом полезном во всех отношениях начинании. Хотя на самом деле ситуация с этим хрущевским постановлением (Никита Сергеевич как раз и занимал кроме поста Первого секретаря ЦК КПСС еще и должность Председателя Совета Министров СССР) обстоит, что называется, с точностью до наоборот. К счастью, в смысле неполного упразднения школьных золотых (и серебряных) медалей, — но максимального выхолащивания изначально заложенного в них содержания.
Впервые же эти награды лучшим школьникам были введены полутора десятком лет раньше — Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 1247 ОТ 30 мая 1945 года. Принципиальное же решение на этот счет было принято властью еще 22 июня 1944 г. — в рамках куда более широких реформ образования. Коснувшихся, в частности, системы оценок, — когда во всех школах и ВУЗах страны была введена четкая пятибалльная система. В то время как до этого в данной области царил разнобой, — где, в зависимости от образовательного учреждения, могла применяться и 5-ти, и 10-ти, и 12-ти бальная система отметок. И даже система «бесцифровая» на манер оценивания поведения школьников или экзаменационных отметок студентов — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Не менее важным было и наведение порядка в правилах приема выпускников школ в ВУЗы, до этого менявшихся едва ли не ежегодно. Например, с 1936 г. для этого необходимо было иметь среднее образование — и сдать вступительные экзамены хотя бы на «тройки». С началом войны, в ее первые, самые тяжелые месяцы, на фронт пришлось призвать и очень многих студентов-мужчин. Тогда сидеть за студенческой скамьей разрешили уже просто всем желающим выпускникам средних школ — даже без сдачи вступительной сессии. И лишь с июня 1944, когда ситуация в стране более-менее стабилизировалась — вступительные экзамены для абитуриентов вновь были восстановлены. Соответственно, и с конкурсом для последних — если число поступающих в тот или иной популярный институт или университет превышало число мест на первом курсе.
Тем не менее прежнее положение о поступлении без экзаменов для окончивших школу было сохранено — в качестве важной льготы для тех самых «медалистов». Получивших в аттестате «пятерки» по всем предметам — с золотой медалью. При этом для таких дисциплин, требующих особых талантов, как пение, черчение, физкультура и даже начальная военная подготовка(!) им разрешалось «пятерок» и не иметь.
«Серебро» давали и при наличии 3 четверок на школьных экзаменах, — а обладатели таких медалей сдавали в понравившийся ВУЗ один экзамен. Кстати, вовсе не обязательно «на отлично» — достаточно было хотя бы не получить «неуд». Интересно заметить, что такое положение вещей существовало при «тиране Сталине» и в первые годы после его смерти. А вот при «добряке Брежневе» в 1968 г. «серебряные медали» вообще были упразднены (до 1985-го), — а прежние льготы медалистов «золотых» были существенно урезаны. Как раз до уровня прежних «серебряных призеров», и даже сильнее.
Так, теперь обладатель золотой медали вместо прежнего одного лишь «собеседования» должен был сдать один профилирующий экзамен — и обязательно на 5. В противном случае ему надо было для получения заветного студенческого билета досдать еще 2-3 вступительных испытания — причем набрав общий балл не ниже «проходного» в данной «альма-матер». Серьезно усилились и требования к соискателям золотых медалей. Так, их работы на «письменных экзаменах» (обычно — математика и сочинение), после проверки школьными учителями, подлежали перепроверке минимум в районо, а то и в области! Также роковой могла стать даже не экзаменационная, а «четвертная» тройка в табеле успеваемости, и даже двойка за обычный урок в классном журнале.
***
Впрочем, особо ругать Брежнева даже как-то не хочется — особенно на фоне горе-реформ его предшественника-«кукурузника». Самыми важными из которых в отношении медалей за отличную учебу в школах стало почти полное выхолащивание заложенного в них первоначального смысла. Никите Сергеевичу при подготовке Постановления правительства от 27 августа 1959 г. показалось мало снижения допустимого количества «четверок» для серебряных медалистов — с прежних 3 до 2. Пункт 3 этого документа содержит просто шедевр бюрократического «тумана»:
«Награжденные золотыми и серебряными медалями “За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение” имеют преимущественное право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР при прочих равных условиях».
На деле сей «перл» означал одно — теперь ровно никаких льгот — ни по полному освобождению от вступительных экзаменов, ни по снижению их количества до всего одного у медалистов не будет. А загадочное «при прочих равных условиях» подразумевало всего лишь, что в случае если медалист после школы поработает пару годиков на производстве, — то после этого, при попытке поступить в ВУЗ в «льготной» категории «стажников», его медаль даст ему преимущество при равенстве баллов с не-медалистами. То есть если условный «вундеркинд», мечтающий о лаврах академиков Капицы, Прохорова, Богомольца, других корифеев, захочет побыстрее начать «грызть гранит науки» — ему сперва надо будет поработать на заводе или там в сельском хозяйстве. А спустя два года, когда «суровые будни прозы жизни» выветрят из головы большинство полученных в школе знаний, — можно думать, как их преумножить на студенческой скамье.
***
К тому же для медалистов-юношей существовал еще один важный момент, о котором очень редко вспоминают авторы публикаций на данную тему. Ведь в 50-х годах в СССР продолжительность полного среднего образования составляла 11 лет, да еще и в школу многие шли лишь в 8 лет, а не 7 или 6 как сейчас. То есть «аттестат зрелости» после выпускного школьного бала получали уже действительно формально зрелые люди — 18 лет или даже старше. И иметь возможность поработать 2 года перед поступлением в ВУЗ у подавляющего большинства юношей просто не было — в связи с получением повестки в армию. Где срок службы (до середины 60-х) тогда составлял 3 года, а на флоте даже 4.
Да, приходящие «на гражданку» «дембеля» тоже пользовались всеми положенными льготами при поступлении, как и обычные «стажники» — и даже больше. Вот только сам этот «дембель» при условии призыва в 19 лет наступал в 22-23 года. И после этого получать высшее образование еще 5-6 лет, живя на стипендию (или на шее у родителей), желающих оставалось не так уж много. Особенно если возмужавшие молодые люди хотели завести семью, зарабатывать нормальные деньги.
Единственной альтернативой многолетней задержки с началом получения высшего образования для выпускников школ была лишь возможность попытать счастья, поступая в ВУЗ «на общих основаниях». Общих с 1959 г. в том числе и для «медалистов» — без каких-либо льгот по количеству сдаваемых вступительных экзаменов. И с учетом того, что в самых популярных «альма-матер» на абитуриентов после школы выделялось порой не более 20 % мест, остальные 80 % предназначались для «льготников». То есть конкурс среди вчерашних школьников был просто сумасшедший — при официальном, например, в 3,5 человека на место, мог реально быть на порядок выше.
***
Кто-то может сказать: «Ну и что с того — талант всегда пробьет себе дорогу». Да, и к началу 60-х жестоко обманутые в своих надеждах школьники-отличники нередко пробивали даже вышеописанные поставленные перед ними барьеры. Но тут ведь вот какое дело. Если парень или девушка, хотя бы в старших классах, уже знают, кем они хотят быть и куда будут поступать — зачем им тогда вообще обращать внимание на «непрофильные» предметы? Главное — хотя бы на «троечку» их сдать, — а «на отлично» учить лишь то, что потребуется на вступительной сессии. «Технарям» — физику, химию, математику, «гуманитариям» — литературу, историю, обществоведение, иностранные языки. Эдакий «пра-ЕГЭшный подход» хрущевских времен — разве что без сдачи единых формализованных тестов.
Но ведь огромным достижением реформы образования в первые годы Советской власти как раз и стала отмена чрезмерно ранней «профориентации» школьников! В дореволюционной России с младых ногтей «программируемых» на стезю адвокатов-историков-врачей после гимназий; инженеров, химиков, математиков после «реальных училищ»; приказчиков-купцов-бухгалтеров после «коммерческих училищ». Однако в столь нежном возрасте мало кто реально знает, кем хочет быть, когда вырастет — выбор профиля школы определялся в основном родителями. А потом выросшее чадо могло заинтересоваться совсем другой профессией, — куда вход после окончания именно этого среднего учебного заведения был почти закрыт.
Советские же школы с самого начала готовили «универсалов». Хоть для особо одаренных детей и существовали специальные школы-интернаты при ведущих столичных ВУЗах. Ну, а не блещущие особыми талантами подростки уходили уже после 7-8 класса в ФЗУ — получать рабочие профессии. Остальные же могли выбирать самый широкий спектр специальностей — от гуманитарных до технических. А чтобы учащиеся средних школ слишком рано не начинали «специализацию» — прежняя система льгот поощряла получение ими знаний и хороших оценок по всем предметам.
После же хрущевской новации реальная ценность школьных медалей превратилась в «мусор» — с соответствующим падением мотивации к их получению. На этом фоне отнюдь не случайностью кажется возникновение знаменитой дискуссии между «физиками» и «лириками» (кто из них нужнее) именно в том самом 1959 г. Дополнительно дающей не самый адекватный ориентир молодежи, — дескать, ну зачем стремиться к гармоничному образованию, даешь специализацию! Тогда и экзамены в понравившийся ВУЗ легче сдашь — если не будешь тратить время на изучение «всякой ерунды».
Кстати, почти мистическим совпадением выглядит и исчезновение после 1960 г. действительно золотых и серебряных медалей. «Тиран Сталин» считал возможным и необходимым в куда более сложные годы для страны вручать самым умным детям честно заслуженные награды из настоящего золота (15,3 грамма 583-й пробы!) и серебра. Это в то время, когда страна еще не победила в страшной войне! А из золота изготовлялись даже не все боевые ордена и медали, за исключением высших «полководческих», Звезды Героя и Ордена Ленина. То есть самоотверженный труд самых юных граждан страны по овладению вершинами школьных знаний справедливо приравнивался к боевым и трудовым подвигам взрослых.
***
А вот «борец с культом личности» приказал отливать такие медали из томпака и мельхиора — лишь слегка позолоченные или посеребренные сверху. И правда, если у школьного «золота» или «серебра» отобрали его реальную ценность для обладателей, то зачем «сохранять хорошую мину при плохой игре», тратя драгоценные металлы на ничего не стоящие «бирюльки»?
Самое смешное — хрущевская инициатива была напрочь лишена оснований даже исходя из положений доминирующей коммунистической идеологии. Широкие льготы для выходцев из рабочей и крестьянской среды для поступления в ВУЗы имели какой-то смысл в 20-х годах, — когда Советская власть хотела побыстрее создать в качестве надежной опоры лояльную для себя интеллигенцию. Но уже в 40-х годах среднее образование получали миллионы детей не только лиц интеллигентных профессий, — но и тех же рабочих и крестьян. Отчего Сталин и принял решение перенести акцент при выборе наиболее желательных кандидатов в студенты с «происхождения» на их личные таланты и знания.
А хрущевские «2 года стажа для поступления в ВУЗ» — это ж форменная «пародия» на «прививание вчерашним школьникам традиций рабочего класса и колхозного крестьянства». Настоящий рабочий класс — это квалифицированные и грамотные рабочие. Но чтобы хотя бы начать достижение такого статуса — надо для начала профтехучилище закончить, получив начальные навыки токаря, слесаря или там электрика.
А сразу после школьной парты можно работать лишь на самых низкоквалифицированных работах. Что куда ближе не к пролетариату, а к «люмпенам». «Деклассированным элементам», лишенным классового сознания и солидарности, к которым классики марксизма относились с опаской, пожалуй, всего лишь чуть меньшей, чем к крупной и мелкой буржуазии.
Впрочем, если вспомнить, что товарища Хрущева многие и современники, и нынешние историки, считали «тайным троцкистом», — описанным выше форменным извращениям и коммунистической теории, и образовательной политики удивляться не приходится.
***
К счастью, после того как на Октябрьском пленуме ЦК КПСС 1964 г. Никиту Сергеевича перевели в «пенсионеры союзного значения», новое руководство СССР достаточно скоро, помимо прочих хрущевских «перегибов», приступило к восстановлению и нормальной ситуации со школьниками-медалистами. Золото в золотые медали, правда, так до самого конца Советского Союза так и не вернули, — оставив прежний «позолоченный томпак», да еще и упразднив в 1968 г. серебряные медали.
Однако главную идею этого института при Брежневе, надо отдать ему должное, восстановили. Воссоздав для самых умных и талантливых школьников систему ускоренных «социальных лифтов» для получения высшего образования и последующей карьеры. Да в общем, не забыли и о тех, кто учился чуть похуже, — введя, например, «9-бальную систему», при которой абитуриент, сдавший два из четырех вступительных экзаменов на 5 и 4, от сдачи остальных освобождался.
А чтобы дети раньше времени не «специализировались», «манкируя» необходимостью прилежного изучения отдельных предметов школьной программы, в начале 70-х было введено понятие «среднего балла аттестата». Так что если получивший аттестат зрелости школьник имел там много троек, то шансов поступить в самые престижные ВУЗы, где конкурс доходил до 25 баллов («пятерки» по всем четырем вступительным экзаменам — плюс средний балл аттестата тоже 5) у него просто не было. Что, конечно, серьезно стимулировало подростков лучше относиться к учебе.
Сейчас, конечно, ценность золотых медалей в российском образовании, особенно после введения ЕГЭ, значительно ниже, чем в советское время. Хотя, конечно, и повыше, чем в позднехрущевскую эпоху, когда эта ценность была практически нулевой. С другой стороны, после 1991 г. и получить высшее образования стало намного легче, чем в прежние времена. Когда не существовало никаких «платных мест», а ВУЗы готовили специалистов, исходя из реальной потребности народного хозяйства. А не числа желающих получить престижный диплом — после чего в отдельные периоды численность «юристов», «экономистов» (а теперь, говорят, даже прежде дефицитных программистов) превышает наличие вакансий порой в несколько раз.
И все же даже и теперь этот сияющий позолотой кругляш остается для самых талантливых детей почетной и чтимой наградой, честно заслуженной напряженным трудом в школьные годы.
Золотая школьная медаль РСФСР. 375 проба, 15,5 гр. 1954—1960 гг.
На обложке: Никита Хрущев беседует с пионерами, 1961 г. Репродукция фотохроники ТАСС