История Луганщины с эпохи князя Игоря до СВО

От редакции

 

Наш автор, коренной луганчанин, популярно излагает историю своего края от самых «былинных времен», от важного для любого соотечественника «Слова о полку Игореве». Читаем и ждем продолжения, надеемся — еще будет написано и «Слово о героях СВО».

Помните: «О, Русская земля, уже ты за холмом». Для Луганского края эта строка из легендарного «Слова о полку Игореве» является отражением повседневной реальности. Ведь именно здесь с древних времён происходили исторические события, в которых принимали участие киммерийцы и скифы, сарматы и печенеги, славяне и половцы. Здесь пролегал путь полка Игоря Святославича, который шёл на смертный бой с половцами. И сегодня на одном из холмов высится отреставрированный памятник князю Игорю, как знак того, что история вечна, а благодарная память потомков незыблема. 
Знать историю, помнить своих героев, любить родную землю — этому учат с детства, это — основа жизни. И культурно-исторический комплекс «Князь Игорь», расположенный у подножия памятника, тоже создан с благородной целью — чтить память славных предков, не забывать о вечных ценностях — дружбе, чести, отваге. Памятник луганского скульптора Николая Можаева, открытый в 2003 году, стал подарком для всех жителей региона. В основу огромного многотонного монумента была положена идея сближения и сплочения славянских народов. 

Хазары, тюрки и славяне — Смешенье в бездне лет племён.
Здесь поле жизни, поле брани — И неразгаданный наш сон.

На бой за правду и свободу встаёт дружина, не боясь.
И, кажется, по небосводу ведёт её в бессмертье князь.
 

23 апреля 1185 г. Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его Владимир Путивльский, племянник князь Святослав Ольгович Рыльский, вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского дружинами ковуев во главе с Ольстином Алексичем выступили в поход на половцев. У берегов Донца 1 мая, когда день клонился к вечеру, воинов застигло солнечное затмение, считавшееся предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. Он сказал боярам своим и дружине: «Видите ли, что есть знамение се?» Они все посмотрели, опустили головы и сказали: «Княже! Се есть не на добро знамение се». Игорь сказал на это: «Братья и дружино! Тайны божия никто же не весть, а знамению творець бог и всему миру своему. А нам что створить бог, — или на добро, или на наше зло, — а то же нам видити». Сказав так, Игорь переправился через Донец. 
У Оскола Игорь два дня поджидал брата Всеволода, шедшего иным путем из Курска. От Оскола пошли дальше к реке Сальнице. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, «яко не наше есть время», то есть не время для похода. Но Игорь сказал: «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то сором ны будеть пущей смерти, но како ны бог дасть». Согласившись на этом, воины не стали на ночлег, а ехали всю ночь. На следующий день в обеденное время они встретили половецкие полки. Половцы отправили назад свои вежи (кочевые жилища на телегах), а сами выстроились на той стороне реки Сюурлия. 
Войска Игоря построились в шесть полков. По обычаю того времени Игорь Святославич сказал князьям краткое ободряющее слово: «Братья, сего мы искале, а потягнемь». Дав залп из луков («пустивше по стреле»), половцы бежали. Передовые полки черниговских ковуев и Владимира Игоревича погнались за половцами. Игорь же и Всеволод шли медленно, сохраняя боевой порядок своих полков. Половцы пробежали через свои вежи. Русичи овладели ими и захватили полон (пленных). Часть войска гналась за половцами дальше и ночью вернулась назад с новым полоном. 

На следующий день с рассветом неожиданно половецкие полки «ак борове» (подобно лесу) стали наступать на полки Игоря. Небольшое войско увидело, что оно собрало против себя «всю половецкую землю». Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Его речь перед битвой напоминает речи Мономаха своею заботой о «черных людях»: «Оже побегнемь, утечемь сами, а черныя люди оставим, то от бога ны будеть грех, сих выдавше, поидемь. Но или умремь, или живи будемь на единомь месте». Чтобы пробиваться к Донцу, не отставая друг от друга, Игорь приказал конным спешиться и драться всем вместе. Трое суток день и ночь пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен в правую руку, и была большая печаль в полку его. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. 
Первыми изнемогли от жажды кони. Много было раненых и мертвых. Бились крепко до самого вечера, бились вторую ночь; на рассвете утром в воскресенье черниговские ковуи дрогнули. Игорь поскакал к ковуям, чтобы остановить их. Он снял шлем, чтобы быть ими узнанными, но не смог их задержать. На обратном пути в расстоянии полета стрелы от своего полка он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод во главе своего войска, и просил смерти у бога, чтобы не видеть его гибели. Пленных князей разобрали по рукам половецкие ханы. За Игоря поручился сват его Кончак. Из всего русского войска спаслось только пятнадцать человек, а ковуев и того меньше. Прочие же потонули.
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь отказался пойти «неславным путем», но обстоятельства, в конце концов, вынудили его к бегству: сын тысяцкого и конюший, находившиеся вместе с Игорем в плену, сообщили ему, что возвращающиеся от Переяславля половцы намерены перебить всех пленных. Время для бегства было выбрано вечернее — при заходе солнца. Одиннадцать дней пробирался Игорь, убегая от погони. Приехав в Новгород-Северский, Игорь вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, — ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.

Станица Луганская

Во второй половине XVII века при впадении реки Лугань в Северский Донец донские казаки основали городок Луганский. Несколько позже появилось название: станица Луганская — по имени реки Лугань. Учитывая, что Луганский городок и Митякинскую станицу разделяет не более пяти километров, достоверным может быть утверждение, что он первоначально являлся одним из городков известного атамана Ивана Митяки. Чередой сменялись эпохи, изменялся политический строй, но неизменной оставалась любовь местных жителей к родному краю, имеющему богатую историю, самобытную культуру и добрые традиции. Они нашли отражение в экспозиции историко-этнографического музея донского казачества. 
Казаки, по мнению историков Савельева и Гордеева, освоили донские земли в древние времена и генетически были связаны со скифскими народами Сак и Саха. Туранская часть этого народа более известна как Коссахи или Белые Сахи. Археология обнаруживает на Дону поселения и погребения VII века, которые представляют собой смешанный тип славянского, аланского и туранского происхождения. Большая часть сохранившихся русских летописей также упоминает о народе, жившем на Дону, который именовался Косаги, а Никоноровская и Вологодско-Пермская летопись называет жителей Дона Козяги. Казаки сражались в рядах войск Дмитрия Донского на Куликовском поле. Битва эта принесла победу славянскому оружию. 
После часть казаков заняла лесостепь по реке Северский Донец и в 1518 году договорилась с московским князем Василием III о взаимной помощи в борьбе с татарами. С этого момента Северский Донец стал местом поселения казаков и промежуточным этапом их возвращения на Дон. Казаки, осевшие на Донце, зорко охраняли пути, по которым степняки шли на Русь. Ранней весной казачий стан выходил на охрану русских рубежей и твердо стоял до той поры, пока степь вновь не покрывалась глубоким снегом и не исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев.
Интересна гипотеза знаменитого путешественника из Норвегии Тура Хейердала, которая утверждает, что казачий народ, населявший когда-то низовья Дона, впоследствии разошелся практически по всему миру. А один из отрядов, во главе которого стоял атаман Один, поселился на землях нынешней Норвегии. Войско Донское имело особую, традиционно казачью административно-территориальную систему. Станица Луганская входила в Донецкий округ. Округа, в свою очередь, делились на юрты. 
Юрт — это территориальное подразделение, во главе которого стояла крупная станица. Таковой была станица Луганская. На территории Станично-Луганского района расположены два поселковых Совета и 16 сельских. Район богат строительными материалами, есть месторождения нефти и природного газа, источники минеральных вод. Развита сеть автомобильных и железных дорог. Более пятнадцати процентов земель покрыто лесами. Но основным в структуре экономики является сельское хозяйство — в пользовании всех категорий хозяйств находится 124 тысячи гектаров земельных площадей, из которых 73 процента — пашни. Еще одной достопримечательностью района является рыбокомбинат, площадь которого превышает две тысячи гектаров. В последнее время главной достопримечательностью края справедливо считается культурно-исторический комплекс «Князь Игорь», в котором воплотилась благодарная память потомков и мужественному князю, и гениальному автору «Слова». 

Прекрасна равнина, идущая от долины Северского Донца. К югу открывается взору Донецкий кряж, а на крайнем севере в его пределы заходят отроги Среднерусской возвышенности... Наиболее древним народом, жившим на территории края, были киммерийцы. С начала железного века здесь появляются скифы и сарматы, а в 9—13 веках — печенеги, торки, половцы. На территории области выявлены и исследованы половецкие курганные погребения, вблизи которых находились каменные изваяния (бабы). Сегодня с целью сохранения памятников половецкого искусства эти скульптуры переданы музеям и в лапидарий Луганского педагогического университета имени. 
Позднее Луганский край познал татаро-монгольское нашествие. С середины ХV века донецкие степи оказались в центре ожесточенной борьбы между Большой Ордой и Крымским ханством. Постоянные войны привели к тому, что эти земли стали называться Диким полем. Под этим названием подразумевалась огромная часть территории между Днепром и Доном, которая отделяла Киевскую Русь от Крымского ханства. Здесь проходила одна из дорог — татарских перелазов — кальмиусская. По ней крымские и ногайские татары осуществляли опустошительные набеги на славянские города. Но уже во второй половине ХVІ столетия в южных степях разворачивается пограничная, сторожевая и станичная служба. Сюда приходят донские и запорожские казаки, которые по местным рекам строят укрепленные сторожевые посты, зимовники. Через территорию области проходил «секретный шлях» из Запорожской Сечи на Дон и Кагарлык. Тут шёл и знаменитый казак Вергун, который имя получил в честь того, что поверг на землю татарского богатыря. Именно Вергун со своим другом Вырвидубом, очарованные тихой красой Лугани и окрестных лугов, поселились здесь, и с тех пор существуют посёлок Вергунка и Каменный Брод (ныне — районы Луганска). А почему брод, да ещё каменный? Во-первых, брод — место ловли рыбы, которой в прошлые века здесь было предостаточно, а во-вторых — это мелководье, удобное для перехода реки. Ну, а каменный — потому что рядом — горы из белого камня, мергеля, который добывали здесь задолго до официальной даты основания Луганска — 1795 года. А ещё — потому что дождевая вода несла камни с горы в реку, создавая естественную каменную отмель, брод…
Донские казаки селились по Северскому Донцу и его левым притокам Деркулу, Айдару, Боровой. Одна из драматичнейших страниц истории связана с тем, что они охотно принимали и использовали для работы в своих хозяйствах бежавших от помещиков крестьян. Помещики жаловались императору Петру І на эти незаконные действия. Сюда были посланы царские войска под командованием князя Юрия Долгорукого с целью возвращения крепостных крестьян их владельцам. Но девизом донских казаков было: «С Дона возврата нет». Конфликт достиг своего апогея в 1707 году. Жители донских станиц и городков, а вместе с ними и беглые крепостные, объединившись в отряд под предводительством атамана Кондратия Булавина, решили выступить против царских войск. В ночь на 8 сентября 1707 года повстанцы на реке Айдар близ Шульгин-городка разбили их, а князя Долгорукого убили. Расправа последовала жестокая: Петр І, сконцентрировав свои войска, при помощи верхушки казаков Войска Донского разгромил повстанцев. По указу императора все казачьи городки, жители которых принимали участие в восстании, были разорены и сожжены.

«Реки Дон и Донец — край степей и лесов, он богатый и дичью, и сытными землями. Сможешь — сосны руби, строить струги — изволь. И селись вдоль по берегу целыми семьями. Ну, а если охочий к горячей езде, заарканивай диких коней бечевою. А потом приучай их к докучной узде и с назойливой лихо рубись татарвою. Здесь невольнику — рай! Окунулся в реке — вечной волюшка будет. Коль прицепишь хатёнку к обрыву реки — называй Прицепиловкой людям на милость. А где хаты поставят втроём мужики, то уже Трёхизбенка на свет появилась…»  Андрей Медведенко, «Сказ о Булавинском бунте»

Только в 30-х годах ХVІІІ века началось повторное заселение этих земель. Оно велось за счет расширения границ Острогожского cлободского полка. После поражения украинских войск под предводительством Богдана Хмельницкого украинцы, спасаясь от религиозного, духовного гнета польской шляхты, вынуждены были бежать на южные окраины империи. Российские цари способствовали такому заселению пустующих земель. Так и образовалась новая территориальная единица — Слободская Украина. Она состояла из пяти слободских полков: Сумского, Харьковского, Охтырского, Острогожского, Изюмского. Западная и северо-западная части Луганского края входили в состав последних двух полков. В 1732 году из ряда здешних сел слободские казаки, служилые люди и крестьяне были переселены на территории, поселения которых стали жертвами разгрома булавинского восстания. С 1752 года в донецкие степи начался приток военных переселенцев православного вероисповедания, принявших подданство и присягу, в составе двух конных гусарских полков под командованием Родиона Депрерадовича и Ивана Шевича. Замысел заселения земель, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью, офицерами православного вероисповедания — бывшими подданными Австрийской империи воплощала в жизнь императрица Елизавета Петровна.
Она обратилась к царствовавшей тогда в Австро-Венгрии Марии-Терезии с просьбой не препятствовать сербским офицерам и офицерам других национальностей перейти на службу в Россию. Земля, отведенная для поселений рот Шевича и Депрерадовича, получила название Славяносербии. Районный центр Славяносербск и железнодорожная станция Депрерадовка есть и по сей день. В конце ХVIII века для создаваемого Черноморского флота требовались пушки, орудия, гранаты. Стране нужна была новая металлургическая база. Выбор такого места для организации чугунолитейного завода был поручен шотландскому специалисту Карлу Гаскойну. Изучив полезные ископаемые края, он предложил лить пушки из чугуна, а не из меди, а завод разместить у слияния рек Лугани и Ольховой. Так зародился город Луганск. Уже в 1800 году завод дал первую продукцию. Пушки и снаряды луганского производства были отменного качества. Впоследствии завод был перепрофилирован в патронный. Заводской поселок постепенно разрастался, и в 1882 году Луганск стал уездным городом. Первой его улицей была Английская: здесь селились английские специалисты, приехавшие на строительство литейного завода. Тут же был построен дом директора завода Гаскойна. На этой улице, кстати, в 1801 году в семье датского врача родился великий этнограф, писатель, автор знаменитого «Толкового словаря великорусского языка» Владимир Иванович Даль. 
Весной 1883 года в Луганске был избран первый председатель Городской думы — Николай Петрович Холодилин, а сама дума разместилась в одном из лучших зданий города на улице Казанской. В городе было несколько частных и две казённые гимназии, реальные училища, начальные школы. С развитием промышленности в Луганске появляется несколько банков. Крупнейшим был Азово-Донской банк на улице Казанской. Толчком к дальнейшему развитию города послужило открытие нескольких крупных промышленных предприятий, инвестированных иностранным капиталом. Так немецкий предприниматель Густав Гартман основал здесь общество машиностроительных заводов Гартмана. Позднее оно было преобразовано в паровозостроительный завод, который в дальнейшем стал одним из лучших в мире. В середине XX века предприятие перешло на выпуск тепловозов, которых только в прошлом столетии было произведено более 45 тысяч секций. Поставлялись они в 15 стран мира. 

Истоки названия Луганска

Из двух корней «луг-» и «ан-» второй часто означает «вода», «река» или «верховный бог», что не противоречиво, так как рекам, дарующим урожаи и жизнь, поклонялись как богам. А корень «луг» обозначает не только «залитый лес», этому корню соответствуют также прилагательные «золотой», «сияющий». Разработки месторождений золота в этих краях вели еще скифы. Лугань — это не только «сияющая» («золотая») река, но и «сияющий бог». 
Луг-бог известен в мифологии различных народов. В мифологическом словаре говорится, что Луг был не только умелым воином, но и искусным во многих ремеслах. Словно в подтверждение этому, Луганск в своё время был награждён двумя орденами за боевые и трудовые заслуги. «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу против половцев в 1185 года Новгород-Северского князя Игоря Святославича. Почему же именно этот поход возбудил к себе такое внимание автора «Слова о полку Игореве»? События, о которых говорит автор «Слова о полку Игореве», были действительно типичными для своего времени. Рассказывая о них, автор хотел показать основную опасность своего времени и сделать отсюда широкие обобщающие выводы. 

Луганские летописцы

Луганск, издавна славящийся своей промышленностью и наукой, а также национальной и языковой терпимостью, всегда был и остается, хоть и провинциальным, но центром культуры. Даль, Матусовский, Титов, Беспощадный, Пляцковский, Рыбас — все это история. Но и сегодня в Луганске живут замечательные поэты и прозаики, здесь расположен центр Межрегионального Союза писателей. А такие авторы, как Василий Голобородько, Валерий Полуйко, Геннадий Довнар, Владимир Гринчуков, Ким Иванцов, Виктор Мостовой, Андрей Медведенко, Марк Некрасовский, Наталия Морозова-Мавроди, Сергей Кривонос известны далеко за пределами региона. 
И среди многочисленных исследований гениального «Слова о полку Игореве» яркие страницы написаны луганчанами. Замечательный поэт Леонид Стрельник создал один из наиболее талантливых переводов «Слова» на украинский язык. Его коллега Григорий Половинко стал автором ряда блистательных статей и поэтических реминисценций на эту тему. Иван Светличный, Иван Савич, Николай Ночовный, Юрий Фесенко, Владимир Подов, Александр Галич, Татьяна Пинчук — эти писатели и историки внесли значительный вклад в процесс познания, изучения и развития великого наследия славянской и мировой культуры — «Слова о полку Игореве». 
И, наверное, символично, что перед зданием Республиканской универсальной научной библиотеки в Луганске стоит памятник автору «Слова о полку Игореве», выполненный известным скульптором Иваном Чумаком. Поход князя Игоря против половцев изображали на своих полотнах не только великие живописцы прошлого, такие как Виктор Васнецов, Василий Перов, Владимир Фаворский, но и луганские художники Виктор Скубак, Сергей Бугорков, Владимир Панич.
Композитор Александр Бородин начал работу над оперой «Князь Игорь», которую завершили два других выдающихся автора Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Это музыкальное произведение стало образцом героического эпоса в оперном искусстве. Ставился этот оперный спектакль и на сцене Луганского дворца культуры силами артистов областной филармонии и оперной студии. Стоит вдоль дороги величественный памятник князю Игорю. Стоит как напоминание о славных предках, о нашей истории, которая учит, что, только объединив усилия, в мире и дружбе, можно добиваться успехов на поле жизненном и ратном, в дни мира и тревог. Это актуально во все времена. И наше — не исключение…

Сегодняшний Луганск радует глаз любовно и умело отремонтированным и даже отреставрированным центром, столичным уровнем автодорог и тротуаров вместе со стильно оформленными остановками общественного транспорта, уютными, функциональными парками и скверами с новыми фонтанами, детскими и спортивными площадками, качественно работающим освещением и еще многими приметами благополучного большого города. И во всем этом — высокий уровень мастерства и работы, знаний и умений специалистов из Москвы, которые помогают восстанавливать и улучшать жизнь в израненном войной городе. Это только подтверждает сказанное ранее о дружбе, мире и сотрудничестве. Нет сомнений, что и знаменитые заводы Луганска тоже обретут второе дыхание, ведь в их продукции заинтересована вся огромная страна. И князь Игорь во главе дружины смотрит с памятника на все перемены с одобрением. Он был отважный воин. Но каждый воин знает, что мир лучше войны. А дружба и сотрудничество во все времена — залог успеха.


Вверху — Парк памяти. В центре по часовой стрелке: музей истории и культуры Луганска; улица Пушкинская (слева — Областной дворец культуры, справа — гостиница «Украина»); первый послевоенный паровоз Луганского тепловозостроительного з-да; Свято-Владимирский кафедральный собор. Снизу — британские танки Mark V.
5
1
Средняя оценка: 3.8
Проголосовало: 5