«Там был классический дядя Ваня, а здесь шут гороховый...»

20 октября в Театре им. Моссовета чеховским спектаклем «Дядя Ваня» открылся XXII Международный театральный форум «Золотой Витязь».

Фестиваль в рамках XV Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», при поддержке Минкультуры РФ и «Культурного Фронта России», продлится с 20 октября по 24 ноября и пройдёт в Москве и крупных городах РФ.

В конкурсной программе свои спектакли представят театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Баня-Луки и Восточного Сараево (Республика Сербская/Босния и Герцеговина), Владимира, Вологды, Ельца, Иваново, Кинешмы, Мариуполя, Мытищ, Норильска, Рязани, Минска. На фестивале пройдёт первый конкурс чтецов «Глагол времён, мой гений, мой язык», посвящённый творчеству А.С. Пушкина и Ю.М. Лермонтова, конкурс на лучшее эссе по творчеству великих поэтов, IV Международный онлайн-фестиваль одной пьесы Александра Вампилова, посвящённый 60-летию «Прощания в июне». Итоги этих проектов подведут 23 ноября на пресс-конференции, посвящённой закрытию XXII МТФ «Золотой Витязь». Награждение лауреатов театрального форума состоится 24 ноября на торжественном закрытии годовой программы XV Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. 


Н.Бурляев. Здесь и далее: фото Владимира Коробицына

— Когда «Золотой Витязь» только зарождался, многих удивлял наш девиз — «За нравственные идеалы. За возвышение души человека», — сказал на открытии XXII Театрального форума Президент Международного форума «Золотой Витязь», депутат Госдумы, н.а. России Николай Бурляев, — но прошло время, и именно эти идеи оказались в центре всеобщего внимания. Очень рад, что открываем наш форум на сцене Театра имени Моссовета, родной моей сцене, на которую выходил подростком в одном спектакле с великим Николаем Мордвиновым. С радостью объявляю, что XXII Театральный форум открывается спектаклем н.а. РСФСР Андрея Сергеевича Кончаловского «Дядя Ваня». Будем рассматривать все три его постановки по Чехову, (есть и четвёртая), как одну большую работу всей его жизни. 


Выступление А.Кончаловского

Кончаловский кратко приветствовал зрителей, заявив, что русский театр существует и жив благодаря именно им, зрителям:

«Нашему спектаклю 15 лет, — сказал он, — и то, что сегодня зал полон, лишний раз доказывает, что работаем мы не зря. Люди по разным причинам приходят в театр, но самое главное, мне кажется, они хотят почувствовать себя детьми, испытать глубокие эмоции и вместе с артистами пережить успех. Должен в который раз сказать, что театр не просто развлечение...»

Несмотря на то, что спектакль немолод, идёт он с неизменным успехом. Идёт в костюмах Рустама Хамдамова, под световую сюиту Андрея Изотова и музыку Эдуарда Артемьева. В ролях дяди Вани и Астрова — Павел Деревянко и Виталий Кищенко. Соню играет Юлия Высоцкая, Елену Андреевну — Наталия Вдовина, профессора Серебрякова — Владимир Майзингер. 

*** 

 
В.Фёдорова. А.Мягченков

О программе Театрального форума рассказала член жюри и оргкомитета, театровед Валентина Фёдорова. Именно девизом «Золотого Витязя» — «За нравственные идеалы. За возвышение души человека», подчеркнула она, и было предопределено обращение к «золотому фонду» российского, советского и русского искусства. На фестивале зрители увидят спектакли в основном по классике как дореволюционного, так и советского периода, и отбор произведения проходят гораздо более серьёзный, чем на других фестивалях. Спектакли смотрят как в регионах, так и в Москве, куда привозят самое интересное. 
Программа этого года очень выигрышна, поскольку составить её «помогли» три важных юбилея: 225-летия Пушкина, 215-летия Гоголя и 210-летия Лермонтова. Пушкину посвящено несколько спектаклей. Театралов, несомненно, заинтересуют «Маленькие трагедии» в двух вариантах: в постановке Алексея Дубровского в Малом театре, который всегда являлся «оплотом русского национального искусства» и Ники Косенковой в Мариупольском драмтеатре. В Мариупольском спектакле была проведена большая работа с актёрами по сценречи, что придало особую красоту постановке. Спектакль этот можно будет увидеть в видео-формате. 
Владимирский академический областной драмтеатр покажет мюзикл «Барышня-крестьянка» по мотивам повести Пушкина, о котором критики пишут не иначе как о «весёлом» и «очаровательном». «Повести Белкина» изучают в школе, и если для подростков это понятные истории про любовь, то для людей взрослых — философские раздумья о превратностях судьбы и о том, как важно быть стойким и верить в счастливый поворот событий. Второму великому юбиляру посвящён моноспектакль Кирилла Зайцева «Мой Лермонтов» в Фонде Сергея Безрукова. В спектакле прозвучат стихи, проза, письма и романсы поэта. 
В программе представлены интересные работы перспективных молодых режиссёров. Так, в драмтеатре города Ельца «Бенефис» Владимир Кузнецов вывел на сцену Евгения Базарова в спектакле «Отцы и дети». Зрители увидят классический вариант тургеневской постановки, деликатно насыщенной любопытными внешними находками. Спектакль интересен и любителям классики, и поклонникам современного театра. Главное в том, что осталась суть — поиск молодыми людьми себя и желание что-то сделать в этой жизни. Павел Пархоменко поставил спектакль «По Руси» — по ранним рассказам Горького и отрывкам из повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Каждый отметит особое мастерство режиссёра в том, что тяжёлая жизнь русских людей, которые страдают и опускаются на дно, показана так, что впереди есть свет. У автора — это его путешествия по Руси, которые, собственно, и сделали Алёшу Пешкова Максимом Горьким. Они умно выстроены, Алексея Пешкова замечательно играет молодой актёр Василий Симонов.
Валентина Фёдорова подчеркнула, что 22-й театральный форум представляется ей одним из самых интересных ещё и потому, что зрителям будет представлена трилогия по Чехову в Театре Моссовета — «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» в постановке Андрея Кончаловского:

«Они не вчера поставлены, — сказала Валентина Борисовна, — но есть такие спектакли, при оценке которых не имеет значения, когда они поставлены. “Синяя птица” больше ста лет шла на сцене МХАТа, и туда не заросла народная тропа, на сцене Вахтанговского несколько десятилетий шла “Принцесса Турандот”, и тоже все смотрели. Это просто хорошие спектакли, наверное, самый главный жанр, который сегодня существует, — спектакли, где слышно слово автора, раскрыты его мысли, и где есть великолепные актёрские работы. Мне кажется, это выгодно отличает “Золотой Витязь” от других фестивалей».

 
Сцены из "Дяди Вани"

«Признаюсь вам, — сказал Андрей Кончаловский в приветственном слове перед спектаклем “Дядя Ваня”, — когда ставим Чехова, всегда оглядываемся назад, где там пенсне Антона Павловича? Кивнул — хорошо, а не кивнул — плохо, конечно, мы ищем одобрения от автора. Вообще когда берём классиков, пытаемся разобраться, о чём они говорят, но никто из великих ответов не даёт, и в чём смысл, остаётся тайной. Вот чувство не требует ответа, поэтому я надеюсь, вы проникнитесь сегодня сочувствием и состраданием к нашим героям. И ещё: если авторов, уже ушедших, играют правильно, авторы эти начинает трепетать и оживают... Думаю, раз вы пришли, значит у вас есть доверие к этому театру, и мы надеемся оправдать его». 

Когда критика спросили о том, какие спектакли никогда не попадут в программу «Золотого Витязя», она напомнила о временах железного занавеса, когда все мечтали увидеть «небо в алмазах», когда поднимут занавес:

«Подняли, и — что же, — сказала критик, — мы увидели искусство, которое принижает человека, как я говорю, то, что ниже пояса, это для врача, а в театре “работают” глаза, сердце и душа. И когда начинается ни к чему не привязанное раздевание и использование ненормативной лексики, всегда привожу пример: пьеса Горького “На дне” — о жизни отбросов общества, но там ни одного матерного слова. И при этом все понимают, что это люди дна, не из высшего общества, значит, всё дело в таланте автора. Поэтому в современных пьесах, — привозил один из театров, — где все персонажи несчастные и замученные, места в жизни не нашедшие, друг друга ненавидящие, нет правды. Масса людей по сторонам, и у всех, включая нас, членов оргкомитета и зрителей есть проблемы, но не такие безысходные, как в тех пьесах. Это проблемы, которые сопровождают человека: кого-то не очень любят, у кого-то болеют родители, кого-то не слушают дети, но это нормальная жизнь, мы отвыкли смотреть на неё. Драматурги Розов, Арбузов, Володин, Вампилов не писали о беспроблемной жизни, они показывали проблемы обычного человека, мне кажется, этого очень не хватает сегодня. 
Что ещё важно, “Золотой Витязь” возвращает зрителям, в частности, подросткам — аромат поэзии, настоящее русское слово, вспомним Тургенева: "О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". — А то ведь сегодня классические произведения можно и не читать, интернет доходчиво выдаст краткое содержание по главам...» 

*** 

Павел Деревянко, исполнитель главной роли в спектакле «Дядя Ваня», рассказал, что его бесконечно удивило предложение Кончаловского. Выйти на сцену в роли дяди Вани после знаменитого фильма режиссёра — со Смоктуновским и Бондарчуком?! Павлу было 33 года, когда они встретились в кафе, где Андрей Кончаловский предложил ему звёздную роль. Деревянко настолько опешил, что вначале категорически отказался: «Где Чехов и где я?!» — Плюс ко всему Антон Павлович всегда казался ему «скучным» автором, а «вчитываться» в него ему не приходило в голову. Но Кончаловский следовал своей «сверхзадаче»: «Либо ты это делаешь и идёшь вперёд, либо остаёшься и стоишь на месте, стагнируешь, откатываешься назад и, стало быть, деградируешь». 

 

«Эти слова я запомнил на всю жизнь, — говорит Деревянко, — конечно согласился, и мы начали репетировать. Много читали, прежде всего Лотмана, большую книгу по Чехову, постоянно читал его письма, записки, рассматривал фотографии, слушал пластинки. Вместе с Чеховым, дядей Ваней и Кончаловским я сильно вырос в профессии, ко мне пришло ощущение "высшего плана", я научился улавливать свою "сверхзадачу", эта роль многое мне дала. Расширился кругозор, а когда тебе много чего дают сверху, относиться к этому нужно ответственно. Тем не менее более-менее нормально я стал играть спектакль спустя три года после премьеры.
Я впервые работал с таким большим мастером старой школы, а Андрей Сергеевич ещё и человек удивительно мудрый и гибкий, с чувством юмора. Артисты на репетициях часто лезут в бутылку, но он никогда ничего не говорил поперёк, просто делал большую паузу и этим добивался большего. Поскольку времени немного, он всегда даёт форму, и потом артист во время репетиций и спектаклей наполняет её смыслом и содержанием, на мой взгляд, таков основной его "изюм". Как репетировать — этому можно поучиться у Кончаловского».

Каковы главные качества вашего персонажа, по вашему мнению? — спросила я Павла Деревянко. 
— Несоответствие внутреннего и внешнего, того, как он сам себя видит, и как видят его окружающие. Дядя Ваня — жертва, собственно, об этом у Чехова пьеса, считаю, и написана она в жанре трагикомедии. Если бы он жил нормально, мог бы действительно стать Шопенгауэром и Достоевским. Экранизация «Дяди Вани» Кончаловским в 1970 году и спектакль в Театре Моссовета, который он поставил в 2009-м — две абсолютно разные интерпретации. И разница в том, что в фильме классический дядя Ваня в исполнении Смоктуновского, а здесь шут гороховый, поэтому режиссёр и взял меня. 
Иногда зрители волнуются, что современная молодёжь не в состоянии понять этот спектакль. Это не так. Если спектакль хороший, и артисты друг за друга зацепились, интересно будет всем, настолько глубока эта пьеса. Ко мне на спектакль приезжают товарищи с жёнами, порой далёкие от классики, и после спектакля изумляются: «Какой сильный текст!..» — А сколько крылатых фраз у Антона Павловича: «Пейзаж, достойный кисти Айвазовского!», «В человеке всё должно быть прекрасно...» и много-много других... 

 
Фото В.Коробицина

*** 

По традиции перед спектаклем блиц-интервью журналистам дали президент МСФИ «Золотой Витязь» н.а. России Николай Бурляев, программный директор МТФ «Золотой Витязь» Наталия Полукарова, а также члены жюри и оргкомитета фестиваля — критик Валентина Фёдорова и театровед, телеведущий, режиссёр и актёр Александр Мягченков. Из 50 спектаклей, претендовавших на показ на Театральном форуме, кастинг прошли лишь 19. 


Н.Бурялев с А.Кончаловским

5
1
Средняя оценка: 2.6
Проголосовало: 5