Союз Беларуси и России. Свежий взгляд из Гродно
Союз Беларуси и России. Свежий взгляд из Гродно
В Гродно 20-21 ноября 2024 года прошел 78-й постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Заявленная тема: «Государственная политика в сфере культуры в рамках союзного государства в условиях геополитических изменений: направления и перспективы». Участвовали депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, министерств, учреждений культуры, духовенства, киноиндустрии, научно-исследовательских и образовательных учреждений России и Беларуси.
Николай Петрович Бурляев — председатель Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений отметил: фестивальное движение объединяет наши народы. Наболевшие темы — фейки в информационном пространстве, искусственный интеллект, его воздействие на общество.
Мнение зрителя и слушателя из пятого ряда
В зале заседаний встретила много знакомых сотрудников библиотек, учителей, чиновников среднего звена, в первых рядах поближе к микрофону разместились представители российской и белорусской делегации или те, кто выступал с докладами. Следующий семинар в 2025 году в Минске будет приурочен к 80-летию Великой Победы. Забегая вперед, отмечу, в завершении семинара председатель Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию Н. П. Бурляев (на фото) объявил, что возглавляемый им орган будет скоро переформатирован, так как сегодня он включает в себя масштабные вопросы культуры, науки и образования, а такое сосредоточение разных сфер деятельности очень обременительно, поэтому сохранятся рамки только за культурой.
Последние десять лет сфера моих интересов — исследование партизанской темы, география дисклокации партизанских отрядов в Налибокской пуще, открытие и публикация неизвестных ранее событий, имен и фактов. Поэтому меня интересовали доклады о сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне, проекты Национального исторического музея Республики Беларусь, историческое просвещение музея-заповедника «Сталинградская битва», Центрального музея Великой Отечественной войны (музей Победы) Москва, школьных музеев как центров гражданско-патриотического воспитания. Руководитель научно-методического отдела Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945гг. Валерий Куличков отметил усиливающую фальсификацию немецких и других западных историков:
— Противник любит работать исключительно с архивными документами 1941—1942 гг., когда на фронтах Великой Отечественной войны Красная Армия несла большие потери, игнорируя победоносные сражения и наступательные продвижения 1944—1945 годов. Для сохранения исторической памяти необходимо в наши дни особенно активно стимулировать выход на широкую зрительскую аудиторию новых документальных фильмов, поддерживать произведения о войне современных авторов, работать в соцсетях.
В докладе Константина Ремишевского «Кинолетопись освобождения Беларуси (сентябрь 1943 — июль 1944 гг.) в фондах киноархивов Союзного государства в контексте формирования единого культурного пространства» прозвучала озабоченность проблемой не так сохранности кино-фото документов, как то, что кинолетопись освобождения Беларуси почти никогда и нигде не демонстрировалась. В Белорусском государственном архиве кино-фото-фонодокументов хранится примерно до 5 % всей имеющейся кинохроники того периода. Остальное находится в архивах России. На фронтах Великой Отечественной войны работало 300 военных операторов, 8 из них — белорусы. Эти документы требуют изучения, монтажа, сопроводительного комментария. Такие фильмы должны быть в каждой школе как необходимый материал для изучения истории Великой Отечественной войны.
Ведущий научный сотрудник Республиканской лаборатории историко-культурного наследия Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии Наук (НАН) Беларуси предложил объединить все имеющиеся материалы в единое кинополотно кинолетописи Великой Отечественной войны, которое покажет белорусскому и российскому зрителю большой пласт кинодокументов, ранее не доступный к просмотру. Сегодня это будет убедительным информационным оружием для широкой общественности:
— В научный и общественный оборот введен лишь небольшой сегмент наследия фронтовых операторов. Большая часть пленок хранится в архивах. Для их широкого использования нужно тщательно изучить архивные фотодокументы, точно установить, где, когда и кем отснят тот или иной материал. При этом требуется оцифровка старых пленок. В целях сохранности бесценных исторических свидетельств специалисты при их изучении должны работать с цифровыми копиями. В Национальной Академии Наук Беларуси эта работа ведется с 2020 года.
Изучено от 280 до 300 документов кинолетописи Великой Победы, сняты несколько документальных фильмов. Сегодня мы знаем работы таких операторов-фронтовиков, как Иосиф Вейнерович, Владимир Цеслюк, Михаил Капкин, Владимир Цитрон, Юлиан Довнер, кинооператора Марии Суховой. Все они снимали освобождение Беларуси. При институциональной поддержке со стороны Союзного государства совместно с российскими коллегами наши ученые могли бы включиться в исследовательский проект и представить его к 80-летию Великой Победы, — отметил исследователь белорусской кинолетописи К. И. Ремишевский.
Какая война — такая и память. Страшнейшая катастрофа ХХ века на нашей территории, связанная с последствиями Великой Отечественной войны, до сих пор откликается гневным эхом. Белорусский народ достаточно настрадался в последнюю войну, потеряв каждого третьего жителя страны. К сожалению, последние тридцать лет усиленно подкармливалось поколение потребителей, теперь государство спохватилось, наверстывает упущенное. К слову сказать, в Англии каждые 20 лет снимается новый сериал «Сага о Форсайтах». Спрашивается, — а зачем, ведь существуют предыдущие версии английской классики? Вырастает новое поколение, меняются запросы зрителей, для молодых организуют показ адаптированных серий с узнаваемыми лицами известных актеров, современной музыкой, активной динамикой видеоряда и другими новшествами.
Как исследователя военной темы меня интересует практическая реализация злободневных вопросов, например, связанных с отсутствием моих книг в текущих планах Министерства информации, а не поиск спонсоров для издания новых книг по партизанской тематике, как и решение проблем в области сохранения нашей общей исторической памяти. И не потому, что Беларусь в 2024 году на всех государственных уровнях отмечает годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В рамках Союзного государства грядущий 2025 год будет праздновать 80-летие Великой Победы советского народа над коварным и сильным противником.
В каждом районе Гродненской области работает краеведческий музей, в фондах хранятся редкие документы, часто никогда не публиковавшиеся. В штатах маленьких музеев нет должности редактора, кто бы регулярно публиковал о находках в фондах. Как правило, такая работа ведется исключительно на чьем-то личном энтузиазме. Мое предложение: для волонтерской работы можно подключить старшеклассников, студентов, в фондах музеев они получат опыт, первые навыки профессиональной деятельности, и может быть, будущей профессии историка-архивиста. Полезное и нужное дело как для молодых исследователей, так и для общества.
На семинаре в Гродно с докладом «Опыт издания трех номеров журнала “Москва”, сформированных исключительно из произведений современных белорусских писателей» от Литературного института имени А. М. Горького выступил главный редактор журнала «Москва» Владислав Артёмов. Для дальнейших контактов и знакомства с гродненскими читателями он привез журналы «Москва». Надо отметить, давно разорваны белорусские литературные связи, на протяжении последних десяти лет ни одна библиотека области не выписывает периодику российских литературных журналов, как и «Литературную газету».
На семинаре наш земляк, белорус по рождению Владислав Артёмов означил ряд проблем в сотрудничестве с белорусскими коллегами. В 2022 году редакцией журнала был задуман важный гуманитарный, не «для галочки» проект — выпуск ежегодного журнала «Москва» с публикациями белорусских авторов, а со стороны белорусских литературных изданий заручиться переводами и публикациями российских прозаиков, поэтов, публицистов. Но совместное сотрудничество омрачено инертностью, если не сказать торможением со стороны белорусских чиновников. Нет деятельной информационной поддержки с белорусской стороны, не говоря уже о финансовой, поэтому редакция журнала приняла решение публиковать отдельных белорусских авторов на протяжении года, но не в специальных выпусках. С трибуны семинара Владислав Артёмов обратился к модератору собрания Н. П. Бурляеву за поддержкой и разумным финансированием в продвижении российско-белорусского проекта журнала «Москва» в библиотечной системе республики Беларусь.
Последний мой документальный очерк «История в военных фотографиях» об участнице Великой Отечественной войны, телеграфистке штабной роты Вале Сычевой, легендарном ветеране Гродно Валентине Петровне Барановой, — вышел в пятом номере журнала «Москва» за 2024 год, надеюсь и дальше продолжить сотрудничество с популярным российским журналом.
Кстати, моя рецензия на книгу Владислава Артёмова «Душа по капле собирает свет…» (июль 2023 г.) до сего дня пылится в архивах белорусского литературного журнала «Нёман». Воспользуюсь возможностью высказаться. По каким-то неизвестным мотивам, скорее приватным, мне как многолетнему автору журнала «Нёман», с 2022 года закрыты двери уважаемого журнала. Литературная среда известна своей болезненной конкурентоспособностью, а ее начальники — порой неоправданной узостью мышления или отдельной частью (party) от общего, поэтому люди бесталанные, но наделенные властными полномочиями, часто вытесняют с общего литературного поля людей, не согласных с их авторитаризмом в современном литературном процессе. Спасибо журналу «Камертон» за оперативность!
Подводя итоги первого дня семинара, Николай Бурляев отметил, что его участники представили около пятидесяти докладов, предложения будут рассмотрены, и самые жизнеспособные получат внедрение. Модератор высокого собрания был откровенен и искренно удивился общему позитивному настроению белорусской аудитории — на протяжении всего рабочего дня, а это 9 часов, слушатели были внимательны, доброжелательны, отзывчивы и терпеливы.
— С таким народом, как белорусский, можно жить в дружбе, работать и созидать. Как гродненка, преданная родному городу, могу подтвердить: мои земляки отличаются высокой бытовой культурой, гостеприимством, трудолюбием, ответственной гражданской позицией, ценят свои многовековые традиции. Гродно, как и города нашего региона, развивался в прошлом по европейскому западному образцу, широко пользовался Магдебургским и иными видами европейского городского права. Многоконфессиональность была нормой с момента возникновения Великого княжества Литовского и остается до нынешнего дня. У нас мирно сосуществуют древние православные храмы, костелы, синагоги и мечети.
Восточный добрососедский вектор развития в рамках Союзного государства в условиях геополитических изменений будет продолжен и поддержан как руководством, так и жителями Гродненского региона.