«Втроём»: вид из окна с малахольной свекровью
«Втроём»: вид из окна с малахольной свекровью
Фильм Александры Сараны «Втроём»-2024, Россия
Ещё один российский фильм ушедшего года, снятый при поддержке Министерства культуры. Романтическая как бы комедия, дебют режиссёра Александры Сараны.
Условно хипстерский роуд-муви по родным кондовым палестинам. Есть у нас такой жанр, не особо сумрачный даже, а скорее, этнографический. Прикинутые и продвинутые горожане стиля лофт неожиданно пускаются в плавание по стилю хтонь.
...И разумеется, находят всё, что растеряли когда-то, а то и вовсе не находили в начале пути. Золотая осень, серые избы, горы, люди от сохи, абсолютно иной живописный и чуждый мир, коего путешественники поначалу не понимают, а потом их уже за уши не оттащишь. Стандартный жанровый приём. Снято всё до невозможности стильно. Она только что ушла от почти мужа, что взвалил на себя ипотеку и под неусыпным оком своей мамаши, следящей за молодыми из телефона, предлагал героине руку и сердце.
Ипотеку меж тем ещё 16 лет выплачивать, да и вид из окна новой квартиры её откровенно не порадовал. Ещё и малахольная свекровь, а горе-жених, понимаешь, весь такой с кольцами. Вот и ушла она в никуда, забрав с собою вместо пошлых чемоданов любимое комнатное растение в горшке. Сама потом призналась, что так уход выглядит много эффектнее. Растение это с собой потом и таскает, до самого режиссёрского провала. Режиссёрка на фикусе этом натурально и засыпалась, сама того, похоже, не понимая.
Так вот, героиня с катастрофически незапоминающимся лицом Ирины Старшенбаум — все в ней хорошо, и фигура, играет умело, а зажмуришься — лица не вспомнить. Виктору Проскурину при его первом поступлении в театральный вуз отказали: молодой человек, у вас же нет глаз. Точно так же и у Старшенбаум по части лица. Впрочем, дело это субъективное, не суть. Героиня, первая помощница тётки-министра культуры Пермского края, выбивает себе командировку по этому самому краю со всякими никому не нужными формальными поручениями. На самом деле, — чтобы развеяться от личной драмы.
Путешествует на своей машине и казённом бензине. Зачитывает стандартные приветственные тексты из папочки на открытиях всякого рода пошлых, чаще — абсурдных, псевдонародных движух, как, к примеру, чемпионата по киданию коровьих лепёшек. Ни в чём не повинный фикус, понятно, возит собой в машине. Однако, неожиданно напившись на старте, пускает за руль странноватого юношу, в которого в ходе путешествия по красотам вверенного ей региона влюбляется.
Неотёсанная, но чистая глубинка, живописная природа необъятного края и простые задушевные люди вызывают у неё катарсис и внутреннее перерождение. И сливается она со своим суженым, который на поверку оказывается владельцем модного пермского бара со знаковым названием «Совесть». И становится понятным зрителю имя ленты — Втроём — это ты, я и Всевышний. Вот они к Нему и пришли, пусть ни одной церкви в кадре и не видно.
Целомудренно всё, никаких тебе постельных сцен. И бывшему своему признаётся она, что роман с нынешним её избранником начался строго по завершении предыдущего. Больше того — интима зрителю так и не дождаться. Он только ещё грядёт. После венчания, видимо. Но дело всё равно не в этом. Фальшь в другом, она жестока и показательна. Ближе концу повествования у живописной пермской речушки, ледяной уже, благо осень, прЫнц спрашивает прЫнцессу, чего она фикус-то с собой таскает.
Та отвечает, дескать, красиво уйти хотела от предыдущего кавалера. ПрЫнц предлагает отпустить растение на свободу и больше с собой не носить. Для чего вырывает лунку у речки и бережно пересаживает теплолюбивое домашнее растение на свободное лоно природы. После чего герои-любовники радостно уносятся вдаль к неизбежному своему счастью. Оставив беззащитную зелёную живность помирать с первым же заморозком. И ничего в их пламенных сердцах от этого не ёкает.
Исходя из общего контекста ленты, постановщица не имела ничего против своих героев, никакой задней мысли на их счёт, никакого второго издевательского смыслового плана. Ситуация ей, как и им, просто показалась красивой. Она и не подумала даже, что герои осознанно убивают жизнь, которая из-за их прихоти неизбежно умрёт. Что герои, как, возможно, и она сама, начисто лишены эмпатии и ответственности за свои, пусть мелкие, но проступки. И всё это при поддержке Минкульта РФ, над кувшинным рылом которого создатели весь фильм зачем-то подхихикивают.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.