Алтай — колыбель тюркских народов
Алтай — колыбель тюркских народов

С давних пор Алтай величают «сердцем Азии». Говорили, что здесь «недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны...» — Тысячелетиями Алтай являлся плавильным котлом для различных народов. Отсюда многие племена в ходе своего исторического развития некогда двинулись в Великую Степь и далее в Европу. Великий русский художник и мыслитель Николай Константинович Рерих писал: «И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу».
Одним из богатств этой сокровищницы являются знаменитые алтайские курганы. О многом они могут поведать пытливому исследователю и прежде всего о древнейших алтайских обитателях. Кем они были? Чем занимались? Чем заполнена была их материальная и духовная жизнь? Многолетние археологические раскопки на Алтае дали возможность учёным выяснить, что ранняя история тюркоязычных народов неразрывно связана с этим регионом и восходит по меньшей мере к середине I тысячелетия до н.э. Богатые удивительными находками курганы Пазырыкского типа Горного и Центрального Алтая позволили нам многое узнать о прошлом. Особую ценность составляло то обстоятельство, что образовавшаяся ещё в древности природная мерзлота в могильниках помогла сохраниться многочисленным органическим предметам, которые в обычных условиях давным-давно превратились бы в несущественный прах. Так, естественный «природный холодильник» дал возможность современным учёным совершить поистине судьбоносные открытия!
Итак, дорогой Читатель, назовём условно стародавних жителей Алтая восточными, алтайскими «скифами», обладавшими своеобразной и самобытной культурой, условно именуемой «звериным стилем», хорошо известным специалистам-искусствоведам. Признано, что богатейшие находки, сделанные в Пазырыкских курганах (VI—III вв. до н. э.), относятся к тюркской культуре, активно развивавшейся в ходе векового смешения племён и народов в алтайском этническом «плавильном котле». Названия этих народностей до наших дней, увы, не дошли. Изучение найденных останков антропологами показало, что черепа древних алтайцев относятся к европеоидному типу, хотя и наблюдается весьма заметная примесь монголоидного элемента.
Богатейшая коллекция археологических находок из Пазырыкских курганов находится сегодня в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Мне приходилось видеть эти удивительные предметы, чудом дошедшие до нас из тысячелетних глубин, овеянных преданиями полулегендарных исторических эпох. Это красивые кожаные сосуды, покрытые растительным орнаментом, различные предметы с изображением фантастических животных, в том числе дракона, явно пришедшего из Китая. Сами вещи свидетельствуют о своей принадлежности быту степного и горно-степного кочевого мира.
Естественный холод позволил сохраниться мумифицированным останкам, одежде, обуви. На телах усопших, под их шёлковыми рубахами, можно разглядеть татуировки, наполненные скрытым от нас религиозно-мистическим смыслом. Были найдены высокие погребальные повозки из берёзы, прекрасно исполненные войлочные фигурки птиц и зверей. Гордостью эрмитажной коллекции является древнейший из обнаруженных ворсовых ковров (около V в. до н. э.) с изображениями оленей и всадников.

1.Колесница, Пазырык. 2.Всадник, войлочный артефакт, 300 г. до н.э. 3.Пазырыкский ковёр. 4.Узда с бляхами в виде личин.

1.Узда с бляхами в виде личин.2.Чепрак с изображением лося. 3. Ковер, фрагмент с фениксом.
4.Древнейший из обнаруженных ворсовых ковров — Пазырыкский ковёр, около V в. до н. э.
Следует отметить, что в археологических материалах алтайских курганов учёными найдены предметы, обладающие характерными формами и признаками, позволяющими провести прямую связь с материальной культурой тюркоязычных племён. Прежде всего это проявляется в особом орнаменте, неизменно сохранявшемся на протяжении многих веков. Прямая преемственность наблюдается в самобытном искусстве кочевых народов евразийских степей в виде особых орнаментальных мотивов и цветочных узоров, которые до сих пор повторяются в традиционной народной одежде и обуви татар Поволжья, в украшениях и предметах обихода, в украшении жилищ. Многочисленные археологические источники позволяют утверждать, что древнейшей прародиной, местом образования народов тюркской культуры обоснованно может считаться алтайский регион. Таким образом, научные данные убедительно показывают, что Алтай вместе с Центральной Азией и Южной Сибирью является прародиной тюрков.
Необъятный кочевой мир от гор Алтая до Причерноморских степей в основном относился к тюркской культуре. Существенную роль в формирование ранних тюрков некогда внесли племена Центральной Азии: хунну (хиен-ну, сиюнь-ну) и кипчаки (цинь-ча), хорошо известные по китайским письменным источникам. На исторической сцене хуннские кочевники активно проявляют себя в III—II вв. до н.э., когда они объединяются в могучее государство, возглавляемое вождём (шаньюем) Модэ (234—174 гг. до н. э.), в тюркских традициях Мете-хан. Этот знаменитый, овеянный восторженными преданиями правитель оставил глубокий след в народном сознании кочевых племён бескрайней степи.
Человек он был действительно неординарный. Являясь старшим и нелюбимым сыном своего отца, шаньюя Тоуманя, он чудом избежал гибели от родителя. Хитроумный Модэ довольно изощрённым образом спас себя и определил свою дальнейшую судьбу. Началось с того, что он стал проявлять странное чудачество, приучая воинов личной охраны разом стрелять в том направлении, куда он неожиданно пускал особую сигнальную стрелу со свистом. Однажды Модэ внезапно пустил стрелу в любимого коня. Всем, кто не последовал его примеру, немедленно отсекли головы. В следующий раз он неожиданно выстрелил в свою красавицу-жену… Все, кто замешкался, были тут же казнены. Наконец, во время прогулки по степи молодой шаньюй как бы случайно встретил своего ничего не подозревавшего отца. Надо ли говорить, что послав в него свистящую стрелу, Модэ уже не сомневался в беспрекословном подчинении своих выдрессированных телохранителей… Старый Тоумань рухнул на землю, весь утыканный смертоносными стрелами. Затем Модэ прикончил мачеху, брата и старейшин, не желавших ему повиноваться. Так, в 209 году до н. э. коварный Мете-хан стал правителем народа хунну.
Его дальнейшее жизнеописание также весьма занимательно. Восточные соседи, сильные племена дунху, потребовали от хунну в качестве дани их лучших коней. Многие желали тогда начать войну из-за этого, но правитель велел отдать коней, а всех несогласных казнил. Обнаглевшие дунху дерзко потребовали красивейших женщин и даже супругу шаньюя. Тот покладисто передал женщин, заявив, что государство ценится дороже, чем какие-то женщины. Всем протестовавшим отрубили головы. Вконец потерявшие совесть дунху возжелали себе приграничные земли державы Хунну. Присмиревшие подданные Модэ уже готовы были согласиться, но, неожиданно для всех, шаньюй наконец возмутился. Он заявил, что земля есть основание любого государства, и потому категорически нельзя её отдавать. Уже традиционно казнив всех несогласных, отправился в поход, наголову разбил жадных дунху и победоносно вернулся с богатой добычей.

Бюст Модэ/Мете как одного из основателей 16 Великих тюркских империй
В дальнейшем шаньюй Модэ уже не позволял себе скучать. Воевал он много и успешно, беспрерывно расширяя пределы своей державы. Скончался в 174 году до н. э. Мете-хан (Модэ) стал глубоко почитаемой исторической фигурой для всех кочевых племён. Чингисхан гордо полагал себя его восприемником и в одном из посланий прямо указывал: «…во времена нашего шаньюй Модэ».
У тюркских народов Модэ принято, возвеличивая, считать своим великим предком. И мало кто, уважаемый Читатель, вспоминает о том, что в настоящее время датой основания сухопутных войск современной Турции принято считать именно 209 г. до н.э. Год прихода к власти великого вождя хунну Модэ! Такая вот историческая преемственность…
В настоящее время численность тюркских народов составляет свыше 170 миллионов человек. Они занимают широчайшие пространства Евразии… За тысячелетия разнообразные исторические процессы разделили тюрок, однако по-прежнему сохраняется общность языка и культурного наследия, уходящего корнями в древние земли Алтая, который остаётся глубоко почитаемым, изначальным центром образования тюркской цивилизации.

Фрагмент войлочного ковра, найденный в Пазырыке, Горный Алтай