Шукрулло: «Побеждает добро!»
Шукрулло: «Побеждает добро!»

Дом Народного поэта Узбекистана, поистине любимого народом поэта Шукрулло, ничем не отличается от двориков в квартале Актепе в Ташкенте. Однако этот дом известен и популярен не только в Узбекистане, но и в писательской среде братских стран. Еще совсем недавно в этом гостеприимном доме слышались веселый смех и шутки таких известных поэтов, как Расул Гамзатов, Кайсын Гулиев, Давид Кугультинов, Мустай Карим. Секрет популярности этого уютного дома, конечно же, заключался в творчестве его гостеприимного хозяина — обаятельного поэта Шукрулло.
Для Шукрулло ака и его супруги не было ничего скучнее, чем день, прошедший без гостей. В редких случаях они сами не бывали в гостях. С добрыми намерениями, мы втроем после того, как навестили Адыл ака, решили поехать к Шукрулло ака, чтобы послушать его мудрую речь. Его дом был полон родни, а сам хозяин величественно восседал на самом почетном месте за столом. Увидев нас, он обрадовался как ребенок, только что получивший подарок, и широко распахнул нам свои объятия:
— Вот это да!.. Думаю, откуда солнце взошло в этот холодный день? Оказывается, вы его принесли с собой. Не двигайтесь, сейчас возьму плетку и погоняю вас как следует.
— Забота учителя сильнее заботы отца, — сказал Пирмат ака, обнимая наставника. — Мы скучаем по вам, но считаем, что не следует и с поводом, и без повода постоянно беспокоить вас.
С виду и не скажешь, что любимому поэту с этим ватным халатом на плечах и черной шапкой без козырька на голове уже почти девяносто лет. Высокий, энергичный, мудрый...
— Почему бы вам не впустить гостей в дом, не заставляя их мерзнуть на сквозняке? — отчитала супруга его верная жена Мунаввархон ая.
— Я, что ли, виноват в том, что эти бессовестные так редко появляются на пороге нашего дома?! Ничего с ними не случится, если они немного простынут. Наоборот, это отрезвит их!
Мы поднялись по мраморной лестнице и через холл, где на столе лежали рукописи поэта, прошли в гостиную. По обеим сторонам комнаты, окна которой выходили во двор, на книжных полках стояли фотографии поэта с Мустаем Каримом, Чингизом Айтматовым, Расулом Гамзатовым.
— По мере того как человек стареет, редеют ряды друзей юности, а тоска по ним крепнет изо дня в день, — сказал старик после прочтения молитвы. — В молодости я иногда стеснялся ходить в гости к великим наставникам или звонить им, чтобы поздравить с праздником. Но это неправильно. Когда человек стареет, он нуждается в заботе и внимании. Слава Богу, я состарился счастливо, тело мое здорово, руки-ноги целы, ручки и бумаги достаточно. Нет нужды ни в чем. Есть дети, невестки, внуки, правнуки... Но все равно они не могут заменить коллег и единомышленников, которые могут поддержать беседу. Я безмерно счастлив видеть тебя, тебя и тебя. Извините, что обращаюсь к вам на «ты». Вы ведь уже известные писатели. Ну, что, добро пожаловать еще раз!
Мухаммад Али по ходу заметил:
— Недаром учитель Шейхзаде говорил:
Друзья, берегите хороших людей!
Знайте цену приветствию!
Чем плакать сто часов после их смерти
При жизни навестите их!
Благодаря этому популярному четверостишию, переходящему из уст в уста, наша беседа сразу началась с одного из выдающихся представителей узбекской литературы — Максуда Шейхзаде, который творил наряду с такими пламенными деятелями своего времени, как Гафур Гулям, Айбек, Абдулла Каххар.

Максуд Шейхзаде
— Шейх ака был человеком слова, который выполнял свое обещание. Он был чрезвычайно добр к молодежи, смело боролся за правду, отличался трудолюбием, — сказал Шукрулло ака. — Мне повезло общаться с Максудом-домлой. Я всегда жаждал встречи с ним, чтобы вдоволь послушать его поучительную речь. Шейх домла (наставник) был воплощением удивительной мудрости, обширного кругозора и гениальной философии. Во время разговора он говорил намеками, очень уместно пользовался народными поговорками, обладал образным мышлением, краткой и лаконичной речью, а также феноменальной памятью. Он знал много языков, в совершенстве владел азербайджанским и узбекским языками наравне с арабским и персидским, особенно хорошо говорил по-русски. Он медленно бродил по улицам, как будто отдыхал, а на самом деле во время этой прогулки сочинял строки очередного произведения. Человек, внимательно наблюдавший за ним, мог заметить, как иногда поэт останавливался, чтобы записать в блокнот или на пачке «Казбека», а если и таковых нет, то на полях газеты только что родившиеся стихи или мысли. У него не было конкретного времени для работы или отдыха. Люди поражались его всеобъемлющим знаниям, начиная от Александра Македонского до Амира Тимура, от Беруни до Джордано Бруно и Улугбека, от истории разных стран до обычаев разных народов.
— Как сейчас помню этого человека с крупным телосложением и представительным видом, с копной густых волос на голове. Когда Шейхзаде шел, он как лев заполнял собой всю улицу. Из-за очков смотрели на вас сияющие глаза с пронзительным взглядом, — добавил Пирмат ака. — В студенческие годы мы, студенты, гордились тем, что у нас, в Педагогическом институте преподавал сам Максуд Шейхзаде, которым восхищались даже академики того времени. Учитель Шейх был поистине скромным человеком, далеким от хвастовства, искавшим в людях не недостатки, а достоинства, и был оптимистом по жизни. Каждое занятие Учителя было для нас, студентов, праздником — мы с нетерпением ждали его лекций. Мы зачарованно слушали его спокойную речь из смеси азербайджанского и узбекского диалектов, его приятное произношение некоторых слов, в которых он подчеркивал нужную информацию.
— В ходе бесед с ним я убеждался, — продолжал Шукрулло ака, — что Максуд ага был искусным живописцем духовного мира человека, замечательным поэтом, блестяще описывающим совершенные и сложные пласты этого мира в своих бессмертных произведениях. Максуд Шейхзаде родился в живописном городке Акташ на берегу реки Кура на Кавказе. Но большая часть его жизни прошла в Узбекистане. Шейх ага, впервые приехав в нашу страну в двадцатилетнем возрасте, назвал узбекскую землю своей Родиной, где достиг вершин творческого совершенства. Его любовь к узбекскому народу была настолько сильной, что он радовался всему, что возвышало узбеков. Эта безграничная любовь особенно заметна в его словах, сказанных им супруге Сокине: «Сокина, если бы, Хрущев хотя бы на один день дал мне свою должность! Я бы сразу издал указ, чтобы все люди страны носили узбекские тюбетейки! Такого красивого головного убора в мире не найти!».
— Неслучайно в истории нашей литературы Шейхзаде первым написал трагедии о Мирзо Улугбеке1 и Джалолиддине Мангуберди2, — высказал свое мнение Мухаммад Али. — Если бы Бог продлил ему жизнь, чтобы дописать драму о Беруни3, в нашей литературе появился бы еще один благословенный памятник письменности. Очень жаль, что жестокий авторитарный режим не проявил милосердия к такому патриоту, к этому чистому как ангел человеку, исключил его из рядов Союза писателей и посадил в тюрьму.
— В годы репрессий многие писатели продали душу дьяволу, чтобы спасти свою жизнь, сочиняли анонимки на своих близких друзей и соратников в различные инстанции, давали ложные показания. Шейх ака даже в самые трудные времена никого не предавал. Учителю были чужды злоба, зависть, жадность. Он был добродушным, бесстрашным, правдивым, очень справедливым и весьма щедрым человеком... Давайте сегодня, когда наша страна процветает, не будем говорить о печали и вспоминать прошлые страдания. Лучше говорить о добрых достойных делах, событиях, которые делают людей счастливыми, — сказал Шукрулло ака.
— Наоборот, мне кажется, надо помнить об этом всегда,— возразил Пирмат ака. — Правда, некоторым молодым это может показаться странным. Но каждый должен знать и никогда не забывать, что лицемеры и предатели очень опасны во все времена. Если бы не было трусов и предателей, сколько писателей, ставших жертвами репрессий, могли бы обогатить сокровищницу нашей литературы такими бесценными произведениями, как «Минувшие дни» или «Скорпион из алтаря» !
Шукрулло ака тяжело вздохнул, погладил худощавыми, чуть дрожащими пальцами губы, морщинистый лоб и редкие волосы. Нам стало неловко, что вместо того чтобы обрадовать Учителя, мы, сами того не понимая, раскрыли его рану.
Пирмат ака понял свою оплошность и осмелился нарушить паузу, прося извинения:
— Учитель, простите, если я сказал что-то неуместное...
На что Шукрулло ака мило улыбнулся и ответил:
— Не смущайтесь, Пирматжон, вы правильно заметили. — Хотя мои кости дрожат от печали, когда я слышу слово "репрессия", которое приносит бесконечные страдания и горе человечеству, я тоже думаю, что мы никогда не должны забывать эту трагедию, вспоминать о ней время от времени. По инициативе уважаемого президента Ислама Каримова созданы Мемориальный комплекс Памяти жертв репрессий и одноименный музей. Почему? Прошло пятьдесят-шестьдесят лет со времени кровавой расправы. В чем смысл создания такого мемориала через столько лет? Если задаться таким вопросом, то можно глубже понять его суть. Вот, например, Мухаммад Али как раз вспомнил популярное четверостишие Максуда Шейхзаде, в каждой строчке которого чувствуется мудрость. И тут же спросим себя: кем был Шейхзаде? Грамотный ученый и гениальный философ, талантливый поэт и драматург, преданный сын своего народа и Родины. Могла ли быть в сердце такого кристально чистого человека вражда к Отечеству и к стране? Никогда! Тогда за что его приговорили к двадцати пяти годам, повесив ярлык «враг народа»? Ведь в то время искренних, великодушных, не способных обидеть даже муравья, прощающих, благородных людей, как Шейх ака, можно было сосчитать на пальцах. Мне посчастливилось возглавить юбилейную комиссию по случаю 80-летия Шейхзаде, который был воплощением мудрости, добра и улыбки. Я много лет работал с ним бок о бок, был его близким другом. Под предлогом этого задания я глубже изучил архивные материалы, связанные с судьбой Шейх ака. До сих пор не могу забыть ту боль, которую я почувствовал, когда прочитал один документ, попавший мне в руки. Это был документ, связанный с арестом Шейха ака, где была сделана следующая запись:
«21 сентября 1952 года Шейхзаде Максуд был заключен в тюрьму МГБ на основании доносов о враждебном его отношении к советскому государству. Даже если Шейхзаде не признает своей вины, его националистическая и антисоветская деятельность достаточно разоблачена...».
— Я тоже пострадал от репрессий. Самое ужасное, что позже я узнал, что те, кто писал на нас доносы и способствовал нашему заточению, были нашими «близкими приятелями», с которыми мы чаевничали! Можете себе представить, Насими и Машраб тоже были поэтами! Почему они не побоялись смерти и предпочли умереть, чем предать кого-то?! А Усман Насыр, Абдулла Кадыри, Чулпан? Почему они даже в самые трудные моменты не бросили камень в других, никого не оклеветали? Ведь они тоже любили жизнь, им тоже хотелось жить...
В процессе написания романов «Погребенные без саванов» и «Живые души», сидя в архивах и изучая исторические факты, я еще раз убедился, что во все времена мелкие трусливые люди — это пиявки, которые впиваются в тело общества. И знаете, лицемер, который называет себя интеллигентом, во сто крат опаснее палача, который ранее работал мясником. Умный злодей страшен тем, что он тщательно все продумывает и обосновывает, да так, что невозможно не поверить его словам. Усман Насыр стал жертвой такой клеветы, когда ему было всего двадцать пять лет! Чулпана и Кадыри в сорокалетнем возрасте проглотил вихрь репрессий! Многие из тех доносчиков, из-за которых погибли хорошие люди, давно уже скончались, а некоторые до сих пор живы. Сколько десятилетий прошло с тех пор, сколько воды утекло, сегодня наша Родина обрела независимость и имеет свой статус на мировой арене. Поэтому стоит ли сегодня нам винить этих иуд за прошлые грехи…, но ведь невозможно не проклинать время, пропахшее кровью невинных людей. Это жестокое время многих людей сбило с пути, заставило сойти с ума. Знаете, что больше всего беспокоит меня, так это то, что уже в наше мирное время некоторые из тех нечестивцев вместо того, чтобы раскаяться, бесстыдно заявляют, что тоже были в опале... Этого уже невозможно вытерпеть!
Мунаввархон ая принесла на стол хлеб и чай. Наблюдая за ловкими движениями пожилой женщины, я вспомнил ситуацию, которую наблюдал в домах Адыла Якубова и Пиримкула Кадырова. Во всех трех домах нас обслуживали супруги писателей, несмотря на то, что возраст им не позволял, хотя для такого случая есть невестки и дочки. Возможно, это и есть то счастье, которое называют «и жили они долго и счастливо, и умерли в один день». Или же это символ большой любви женщины к спутнику жизни?! Вот Мунаввархон ая. Чего только не пережила эта бедная женщина?!
...Тридцатилетний поэт Шукрулло был арестован в январе 1951 года. Некто по фамилии Суханов, который вел дело поэта, заклеймил его зловещим ярлыком «враг народа», основываясь на доносах:
- «декламировал стихи Усмана Насыра и Чулпана, осужденных за национализм»,
- жаловался на советскую власть,
- на свадьбе высмеивал слова Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее»,
- пишет пессимистические стихи».
Суд, прошедший в 1952 году, приговорил молодого поэта к 25 годам лишения свободы... В то время Мунаввархон Юсупова работала в 82-й школе в Ташкенте. После ареста мужа ее уволили с работы. Беременная женщина, оставшаяся на улице с двумя маленькими детьми, ходила по инстанциям в поисках справедливости. Не найдя нигде понимания, она отправляется в Союз писателей. Один из руководителей Союза прогоняет ее со словами: «Мы не знаем ни тебя, ни Шукрулло и чтобы ноги твоей здесь не было в следующий раз!». После этого случая через неделю-десять дней Мунаввархон вызывают в суд. Оказалось, что перед своим заключением поэт взял творческий отпуск с намерением написать большую поэму, в связи с чем ему была выделена тысяча сумов из литературного фонда. В общем, Союз писателей подал иск о взыскании этих денег. Ей выдвинули требование: если быстро не выплатит эту сумму, то дом будет конфискован, а она сядет в тюрьму! Как будто всех унижений было мало, предстояло избавляться и от этой беды. Мунаввархон была вынуждена продать задаром из дома все, что имело цену, включая свои золотые украшения...
В те дни, когда Мунаввархон подвергалась таким пыткам, от сильнейшего мороза в 45-50 градусов страдал Шукрулло, которого после приговора суда отправили в одну из тюрем на полуострове Таймыр. Заключенный с номером на одежде и плече, в окружении конвоя с оружием и собаками, добывал себе пропитание тем, что расщеплял молотком вековые ледники и толкал старую тяжелую тележку. Страшная буря была настолько сильной, что холод в одно мгновенье окутывал обнаженную кожу, слезы замерзали прямо на ресницах, которые затем отваливались вместе с ресницами. После пяти лет страданий оправданный поэт возвращается в Ташкент.
Однако люди боялись приближаться к только что вышедшему из тюрьмы «врагу народа», и даже старые друзья старались держаться от него подальше. Однажды председатель Президиума Верховного Совета Узбекистана Шараф Рашидов, пришедший на пленум Союза писателей, тепло поприветствовал поэта, а на следующий день пригласил его на прием. После часового разговора, прежде чем попрощаться, он вручает поэту письмо в конверте, которое было адресовано Камилю Яшину — председателю Союза писателей Узбекистана. В нем говорилось, что Шукрулло Юсупов талантливый и перспективный поэт, что нужно ускорить публикацию его стихов и поэм и рассмотреть вопрос о восстановлении в Союзе писателей. Только после этого письма черные тучи над головой молодого поэта рассеялись, и, наконец, открылись запертые двери…
— Вы знаете, что СССР вошел в Книгу рекордов Гиннесса как страна, построившая бесчисленное количество лагерей для заключенных, — продолжил Шукрулло ака прерванную речь. — В этих застенках погибли сотни тысяч писателей, ученых, деятелей искусства. Самая страшная и непростительная трагедия в истории человечества коснулась миллионов невинных людей и в то же время подстегивала завистливых, корыстных, коварных людей — это тоже факт! Имена настоящих предателей сегодня известны многим. После обретения нашей страной независимости открылись железные сейфы КГБ. На основе исторических документов были созданы повести и рассказы, публицистические статьи и пьесы. Разоблачены действия грешников. Но сегодня важно не разоблачать и перечислять их имена, а сделать из них выводы. Так каков же этот вывод?
Прежде всего необходимо полностью избавиться от опасных и вредных пережитков периода репрессий! Ну-ка, скажите мне, освободились ли мы от таких пороков, как клевета, ложь, злоба и зависть? А от подхалимства и предательства? В то время, когда осуществилась тысячелетняя мечта нашего народа, откуда берутся религиозные течения, нацеленные на то, чтобы ввести в заблуждение наивную молодежь? Разве взрывы в Ташкенте, массовые убийства в Андижане, вторжения в Сурхандарьинскую и Ташкентскую области не указывают на то, что необходимо сделать гораздо больше, чтобы предотвратить повторение ужасного зла? В этом плане последовательные усилия нашего уважаемого президента Ислама Каримова по укреплению духовности должны стать примером для всех нас. Ислам Каримов как глава республики, еще до того, как наша страна обрела независимость, защищал честь узбекского народа. Последние репрессии под громким названием «Хлопковое дело», организованные центром и осуществленные их жестокими исполнителями — Гдляном и Ивановым, причинили страдания тысячам наших соотечественников.
Президент потребовал из центра «дело» оклеветанных. Это ведь немыслимая храбрость в период, когда над народом был вознесен кровавый меч колониального режима! Сейчас самый актуальный вопрос, стоящий перед нашей страной и нашим народом, как неоднократно подчеркивал глава нашего государства, — это дальнейшее развитие экономики, достижение благосостояния наравне с развитыми странами. Перед лицом высоких целей алкоголизм, распущенность, коррупция, равнодушие и показуха могут показаться мелочами. Но на самом деле именно эти мелочи удерживают общество за ноги. Шейх домла ценил доброту, преданность и верность, и в то же время яростно ненавидел и осуждал мерзость, раздражающие действия и высокомерие некоторых людей. В трагедии «Мирзо Улугбек» есть такие строки:
Что такое клевета? Это как злая собака,
Ее морда лишена скромности и смущения...
Клеветник — то же самое с грязным телом,
Вместо сердца у него в желудке ненависть.
В этих строках выражено точное описание чувств поэта, пережившего столько несправедливостей, по отношению к гнусным клеветникам... Рассказы Шукрулло ака напомнили мне один случай, кажется, я прочитал об этом в чьих-то воспоминаниях. В общем, когда посадили Шейхзаде, его дом занял один известный поэт… Я спросил у Шукрулло ака, правда ли это?
— Этот поэт после того, как Максуд Шейхзаде был несправедливо заключен в тюрьму, на следующий же день приехал со своими пожитками в дом Учителя, выставил оттуда его жену и мать на улицу и обосновался там. Даже после того, как Шейх ака был оправдан, тот не освободил его дом. Максуд ака после тюрьмы жил в двухкомнатной квартире. Но если не ошибаюсь, в 1964 году неожиданно Учителю выделили дом с участком. Однако Шейхзаде отказался. Причина заключалась в том, что этот дом принадлежал застрелившемуся министру: «Я никогда не смогу построить свое счастье на чужой беде. Что скажут люди, узнавшие об этом? Что я ждал смерти этого человека?» — сказал он.
Шукрулло ака выпрямился, отпил чаю и тихо продолжил:
— Если бы мой Учитель Максуд был жив, ему исполнилось бы в 2008 году сто лет. Всю свою жизнь он воспевал человеческое достоинство и добро. Его философские красивые стихи, бесценные поэмы и содержательные статьи навсегда останутся в сердцах читателей.
Мы еще долго вспоминали удивительные стороны жизни и творчества Максуда Шейхзаде, его взаимодействие с известными людьми. Это было настолько увлекательно, что не хотелось, чтобы этот разговор закончился. Но разве заканчиваются захватывающие истории о великих людях? Никогда! Они продолжают жить в диалогах, в литературных кружках, на встречах творческих людей. Тем временем Мунаввархон ая принесла на стол пельмени. Шукрулло ака взял из буфета бутылку и открыл ее. «Я был воспитан щедрыми наставниками. Прошло больше ста лет с тех пор, как я бросил это дело, но я не могу отпустить вас просто так, не налив по пятьдесят граммов. Потому что знаю…» — сказал он, наливая в пиалушки «зеленого змия». После выпивки беседа оживилась. Больше всех, конечно же, пламенно говорил Шукрулло ака. Были упомянуты храбрость Хамида Сулаймана, забавные проделки Гафура Гуляма, события, связанные с Айбеком, Миртемиром и Мамарасулом Бабаевым. Между словом Шукрулло ака взял с полки толстую книгу в синем кожаном переплете, размером с три наших энциклопедии. Каждая страница книги была украшена золотыми узорами.
— Это новый сборник Расула Гамзатова, изданный в Москве, — прокомментировал Шукрулло ака. — В российской Думе есть дагестанский депутат Ахмед Билалов. Книга была выпущена этим человеком за свой счет. Мне принес его мой внук. Было бы неплохо, если бы и наши богачи взяли с него пример, верно?..
— У вас ведь тоже вышла новая книга, — сказал Пирмат ака. — Поздравляем!
— Это произошло по инициативе Абдуллажона, Абдуллы Арипова. Пусть он будет благословенен.
— Как точно передано название — «Заря». Особенно сильное впечатление оставило стихотворение, посвященное памяти Расула Гамзатова.
Шукрулло ака пролистал свою новую книгу и нашел нужную страницу:
— Я написал его в ночь на 18 июня 2005 года. Писал и ревел. Каждый раз, когда я читаю его, мои глаза невольно наполняются слезами:
...Когда умер Кайсын, Расул прослезился
и сказал: «Да, поредели наши ряды», но
Где сейчас Кайсын и где сейчас ты,
Ты же сам теперь оставил нас. —
В этом месте ровно звучавший голос Шукрулло ака дрогнул, у него прослезились глаза, он тяжело сглотнул и продолжил дрожащим голосом:
Твоя щедрая душа, как маленький Дагестан,
Вмещала радость и боль твоего народа.
Из бесконечных притоков появилось море
Твои стихи стали достоянием мира...
— Ваша дружба с Расулом Гамзатовым достойна восхищения, это дружба двух искренних и творческих людей, — сказал Пирмат ака. — Расул Гамзатов в своем стихотворении «Памяти Кайсына Кулиева» недаром упомянул вас:
Где Зульфия, Ираклий, Шукрулло?..
Поклон им всем, а также Сильве милой.
Наверное, с судьбой мне повезло,
Коль дружбою меня не обделила.
Нас гордость переполняет за эти строки. После этого четверостишия разговор зашел о силе слова. Старейший поэт лаконично объяснил, что писать о том, чего не видел, и не слышал — это первый признак провала книги:
— Произведение, насильно выдавленное из себя с какими-то вычурными мыслями, не понравится читателю точно так же, как еда, которую заставляют тебя съесть. Она не переварится. Когда у слепого спросили: «Как выглядит на ваш взгляд солнце?», — он ответил: «Я не видел солнце, но знаю, что оно обжигает и обессиливает человека, вот что я понимаю под словом солнце». — Трудно сказать что-либо большее о том, чего не видел и не можешь себе представить. Потом Шукрулло ака взахлеб рассказал о своих творческих планах, текущем литературном процессе, больших и малых задачах, стоящих перед творческой интеллигенцией:
— В нашей истории еще немало темных пятен. Поэтому нужно написать еще много работ. Но это сложная, запутанная и тяжелая тема, при раскрытии которой нельзя лицемерить и писать всякую выдуманную чушь. Достойны похвалы исследования Наима Каримова и Шерали Турдиева. Почему я об этом говорю? Потому что сегодня надо забыть мелкие обиды. На всех нас лежит священная задача — воспевать великое будущее нашей дорогой Родины. Этим должен заниматься каждый из нас.
Как хорошо, что в мире есть забвение!
Как хорошо, что есть надежда в нем!
Иначе бы от тягот и проблем
Мы умерли, не выдержав забот.
Это жизненная философия мудрого человека, повидавшего многое в своей жизни. Разговор в доме Шукрулло ака, если помните, начался со стихотворения Максуда Шейхзаде и завершился мудростью этого же поэта.
— Всегда помните эти слова Максуда Шейхзаде, — сказал Шукрулло ака, прощаясь с нами. — Зло проходит, а добро побеждает! Человек всегда должен творить добро!
Мы неслучайно вспоминали Максуда Шейхзаде в доме нашего наставника Шукрулло ака, ведь эти два поэта были близкими друзьямии в жизни и в творчестве, и по характеру они были похожи друг друга. Они были как родные братья, единомышленники, которые воспевали добро:
Пусть рассыпется сердце вдребезги
Но пусть они войдут в каждое тело добром и дружбой
Скажи Стихотворение, зачем мне сердце,
Если оно не тянется к добру!..
Свернув на трассу, мы увидели сверкающие гирлянды на украшенных ёлках перед магазинами, ресторанами. Люди радостно спешили домой с полными сетками продуктов. Ташкент и ташкентцы тщательно готовились к встрече Нового 2008 года.
— Я невероятно счастлив сегодня, — сказал Пирмат Шермухамедов. — Мы посетили три крупные реки, из которых народ пил воду.
— Пророк не зря говорил: «Не поклоняйся, а проведай», — добавил Мухаммад Али ака.
30 декабря 2007 года…
Справка. Шукрулло (Шукрулло Юсупов) родился 2 сентября 1921 года в Ташкенте. Учился в педагогическом училище, затем в Ташкентском государственном педагогическом институте имени Низами. Работал учителем в Каракалпакии, затем в Ташкенте. Был консультантом Союза писателей, редактором государственного издательства «Узбекистон». В 1951 году был обвинен в национализме и антисоветской пропаганде и приговорен к 25 годам лишения свободы. После смерти Сталина в 1955 году реабилитирован. Шукрулло автор поэтических сборников и поэм:
- «Первая тетрадь»,
- «Песни сердца»,
- «Старики»,
- «Вдохновения жизни»,
- «Жизнь как она есть»,
- «Человек и добро»,
- «Человек — для человека»,
- «Частицы»,
- «Опора»,
- «Хочется жить»,
- «Твое счастье»,
- «Моя потерянная печаль»,
- «Россия»,
- «Две скалы»,
- «Рассвет 26-го»,
- «Цветок и огонь»,
- «Свет души»,
- «Спор века»,
- «Дар весны»,
- «Звезды»,
- «Заря»;
а также прозаических произведений и драм, таких как:
- «Опасная дорога»,
- «Похитители улыбок»,
- «Грабитель ограбил вора»,
- «Представление после свадьбы»,
- «Ссора»,
- «Крик души»,
- «Сад печали»;
- «Сундук с драгоценностями»,
- «Погребенные без савана»,
- «Мстительный мир», «Живые души».
Шукрулло — Народный поэт Узбекистана, лауреат Государственной премии имени Хамзы, кавалер орденов «Дўстлик» и «Эл-юрт ҳурмати». Умер 19 июля 2020 года в возрасте 99 лет.
Примечания:
1 Мирзо Улугбек — государственный деятель, выдающийся ученый своей эпохи, великий астроном и математик, сын Шахруха, внук прославленного правителя и полководца Амира Тимура.
2 Джелал ад-Дин Мангуберди — последний хорезмшах (с 1220 года) из династии Ануштегенидов.
3 Аль-Бируни — среднеазиатский учёный-энциклопедист. Родился 4 октября 973 года в городе Кят (ныне Беруни, Узбекистан).
4 Произвдение Абдуллы Кадыри.
5 Произвдение Абдуллы Кадыри.
Перевод: Пиржанова Лира
На фото обложки: поэт Шукрулло