Римские папы. Ключевые моменты и взгляд из Рима третьего
Римские папы. Ключевые моменты и взгляд из Рима третьего

ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Римский папа на сегодня — глава самой большой по количеству прихожан, более 1,3 миллиарда человек: — христианской конфессии в мире. Он же и глава, суверен самого древнего в Европе государства, называемого — Святой Престол. Популярное «Ватикан» — не совсем точное и совсем уж не древнее (с 1929 года) наименование промежуточного/вспомогательного государства, ассоциированного с Италией.
Это — некая территориальная подкладка, на которой и размещается Святой Престол. «Ключевые моменты» в заглавии — невольная игра слов:
- ключевые = наиболее важные;
- «ключ» — главный атрибут первого епископа Рима — святого Петра, с которым он изображен на иконах. Этот «ключ» (в Евангелии от Матфея — «ключи») — от Рая, Царства Небесного.
Не претендуя на полное (было бы смешно!) или хотя бы на последовательное изложение истории Римских пап, серию очерков мы начали с событий 2025 года (кончины папы Франциска, избрания папы Льва), вторжений мира международной политики, вплоть до заявлений президента США Дональда Трампа. Показав нынешнее значение «папаРимской темы», в том числе и для наших соотечественников, актуальную роль Римских пап третьего тысячелетия от Рождества Христова. И одновременно рассказали о Великом разделении церквей (1054), его предпосылках, глубинных причинах и начале параллельного сосуществования Католичества и Православия. Далее перескочив через многие интересные моменты: организацию Крестовых походов, период IX—X веков [официально (не в памфлетах — в учебниках истории папства) называется: Порнократия]; — Авиньонское пленение пап (до 1377), Реформацию, Евро-Религиозных войны… — переходим сразу к ХХ веку.
Увертюра. 50 лет до Ватикана
Волна революций 1848 года дошла до Рима, провозглашена Римская республика, папа Пий IX бежит. Папское государство (значительная часть, середина итальянского «сапожка», почти половина площади полуострова) — прекращает существование. Герои-победители, ликвидировавшие древнейшее государство Европы: тайное общество «Джовине Италия» («Молодая Италия») и неистовый Джузеппе Гарибальди (с детства готовили в священники, получили самого неистового революционера — вполне русская тема. К тому ж в «Джовине Италия» моряк Гарибальди вступил в Таганроге).
Но французская армия ненадолго, до 1870 года восстанавливает Папское государство. А Гарибальди пока объединил остальную Италию, одержал десятки военных побед, стал хозяином Сицилии, итальянским сенатором. Авраам Линкольн предлагает ему командование всей армией Северян в Гражданской войне США, но… Гарибальди упорно (маниакально) продолжает войны (1862 и 1867 годах) с Папской областью, то есть с ее французским гарнизоном — тут уже поражения, плен, ранения, спасение нашим великим хирургом Пироговым...
Только крах императорской Франции (в войне с Пруссией 1870 года) одновременно погребает владение Римских пап — конец 1200-летней истории папского государственного владения. Папа Пий IX официально объявляет себя «Ватиканским пленником», тогда впервые в мировую политику и входит этот топоним — от Ватиканского холма, срытого, «ликвидированного как холм». В число «7 холмов, на которых стоит Рим», — он не входил.
Ватиканские пленники
Преемники Пия IX — папы Лев XIII, Пий X и Бенедикт XV — продолжали носить этот «титул». Только в 1929 году «Ватиканские пленники» на основе конкордата, Латеранских соглашений папы Пия XI и Муссолини, образовано новое папское государство (49 гектаров) — Ватикан. Папа Пий IX стал героем одного из самых остроумных стихотворений в русской литературе (Алексей Константинович Толстой, «Бунт в Ватикане»), но и весь безгосударственный, «пленнический» период, полвека от Гарибальди до… Муссолини — содержал немало трагикомических моментов.
Позже ХХ век открыл черед и настоящим трагедиям, Мировым войнам, Революциям. Евро-революции еще со времен «Великой Французской», наладившей поточное гильотинирование священников, — целились в Папство. Именно Достоевский углядел за всеми пирамидами социально-политических вопросов, горами «Деклараций», демагогий, главный пункт всех революций — атеизм.
На волне войн, революций начала ХХ века весьма многие предрекали скорую окончательную гибель Папства. Как отмечалось, Римские папы когда-то были причастны к созданию феодальной Европы, и обвальный крах монархий (их системы!) стал роковым испытанием: только в ХХ веке римские теологи взялись за разработку принципиального отношения католицизма — к республикам. До этого они считались временным помрачениями, отклонениями от правильного пути истории. (Любимая присказка и православных, и католиков: «В раю — монархия, в аду — демократия».) А далее последовал один из самых удивительных моментов двухтысячелетней истории: возрождение в ХХ веке почти уже приговоренного Папства.
Второй Ватиканский собор
11 октября 1962 г.—8 декабря 1965 г. Сделал исторический, величайший шаг примирения с Православием, такой, что всю Историю Христианства можно поделить на этапы:
- до 1054 года — единая церковь;
- далее — 911 лет антагонизма;
- с 1965 года и далее — этап примирения.
Понятно, такую оценку требуется подкрепить признанием с другой, противоположной стороны, и в рассказе о Втором Ватиканском соборе будет приведена оценка председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Иллариона.
Римские папы этого периода получили почти всеобщее благожелательное отношение: сдержанно-мудрая политика, обаяние доброты, миролюбия, неизменное заступничество за бедных. Жак Кальвин, один из самых ярых борцов с католичеством, называл Папу Григория Великого (590—604), почитаемого и православными как Григорий Богослов, — «последним хорошим папой». В подобной субъективной манере можно назвать всех Пап, начиная с Пия XI, — «хорошими папами»… «в плохие времена» — продолжим эту оценку. В век мировых войн и революций Папы вначале приняли как святую обязанность — борьбу с коммунизмом, однако «Крестовым антикоммунистическим походом» это мог назвать лишь наш журнал «Крокодил». «Бороться с социальным неравенством, защищать бедных… лучше, результативнее, чем это делают коммунисты» — такова примерно их программа ХХ и уже ХХI веков.
Папа Пий XI
Аброджио Дамиано Акилле Ратти родился в 1857 году в семье владельца фабрики. Блестящая научная карьера — в лоне церкви: три докторские степени (по философии, каноническому праву и богословию) в Папском Григорианском университете, профессор семинарии в Падуе. С 1914 г. — префект Ватиканской апостольской библиотеки.
Весьма редкое сочетание в церкви, да и в мире: ученый Ратти — еще и спортсмен, альпинист, покоритель вершин Альп, включая Монблан. Оправдывает свое третье имя Акилле — Ахиллес. С ученой стези на дипломатическую (по просьбе Папы Бенедикта XV) он переходит в сложнейший, «убийственный» 1918 год. Неофициальный папский представитель в Польше, еще только складывающейся как государство из областей под немецким и австро-венгерским контролем. С переходом Польши из виртуального в настоящее государство Ратти так же становится — официальным папским нунцием, а вскоре и архиепископом.
«Хорошие папы в плохие времена»
Вот что можно иметь в виду под вышеозвученным термином «хорошие папы в плохие времена». Поляки — самые истовые католики в Европе, всегдашний «боевой отряд Рима». Но спесь (польский гонор) и великие преступления в России 1600-х годов («лисовчики» — жесточайшие в истории зондеркоманды — доходили до Перми и Холмогор) привели Польшу к долгому лишению государственности. И вот 1918 год, четыре империи гибнут, а «бодливая корова» вновь обретает «рога». Но Рим и его нунций архиепископ Ратти — вовсе не желают использовать свой восстановленный боевой/штурмовой отряд. Папа и его нунций неустанно предостерегают Польшу от возрождения и агрессивного национализма. Используют весь свой огромный моральный авторитет, запрещая насилия в отношении не-католиков, в том числе православных.
Послание Бенедикта XV, призыв к мирному сосуществованию с соседями содержит удивительные строки: «Любовь к (своей) стране имеет свои пределы в справедливости и обязательствах». И архиепископ Ратти наставляет в этом духе ксендзов, польский епископат. Сравнить с прошлой политикой Рима, азартным поощрением и без того азартных польских авантюр… — действительно, в Риме наступала новая эра. Папа Бенедикт XV и архиепископ Ратти пытались наладить контакты и с Россией, несмотря на негодование поляков. Характерна ситуация с Плебисцитом в Силезии (население голосовало: остаться в Германии или перейти в новосозданную Польшу):
«Хотя он (архиепископ) честно пытался показать себя другом Польши, Варшава заставила Ратти покинуть свой пост нунция после его нейтральной позиции в Силезском голосовании, что было поставлено под сомнение немцами и поляками». — Националисты по обе стороны были возмущены. Ратти был выслан из Варшавы.
В 1921 года Папа Бенедикт XV сделал его кардиналом, а вскоре скончался от пневмонии. Выборы нового Папы стали самыми долгими и непростыми в XX веке. Конфликтовали две партии: сторонники линии Пия X и Бенедикта XV. Кардинал Ратти был избран в Папы лишь в четырнадцатом туре, 6 февраля 1922 года. Новый папа, принявший имя Пий XI, возобновил традиционные благословения с балкона и обращение Urbi et orbi («К городу и к миру»). От него отказались Папы после потери своего государства, Папской области в 1870-м в знак, так сказать, «обиды» на Италию: «Мы-де теперь — Ватиканские пленники, государство наше захватила Италия, обращаться к миру и городу не будем». — Пий XI перешагнул через эту «обиду», а позже в сложных дипломатических баталиях вернул и Папское государство, правда, в тех 49-гектарных размерах, что и поныне составляют Ватикан.
Отношения Папства, Святого Престола с Италией были уникальны, чем-то напоминали отношения СССР и Японии: мощная торговля (Япония выходила на 2 место во внешнеторговом обороте СССР), но мирный договор так и не подписан, по статусу лишь: прекращение боевых действий. Папы полвека не признавали захват своего Государства Италией, гордо несли титул «пленники», кроме прочего провели калькуляцию понесенного ущерба (сотни миллиардов долларов по нынешнему курсу), и это не было преувеличением: сколько стоила целая страна? Италия так же вела политику «холодной войны» с Папами.
Пий XI добился Латеранскими договорами компромисса, получил даже «отступного» — около $100 млн (ныне, наверно, много больше). Он вложил их в фондовые рынки, назначил банкира Бернардино Ногара управляющего этими инвестициями, и...
С тех пор «Банк Ватикана» такая же популярная тема мировых СМИ, обросшая версиями, скандалами, не менее чем знаменитая «Библиотека Ватикана» — настоящий Пик Конспирологии. Действительно, самые завиральные, парящие в воздухе гипотезы часто подкрепляются многозначительным намеком: «Это, конечно есть в Библиотеке Ватикана… к этому был причастен Банк Ватикана…». — Второй Бермудский треугольник или Лох-Несс. Разница меж двумя «Ватиканскими учреждениями» все же есть: вокруг тайн Библиотеки в основном плетутся кино и книжные детективы, всякие «Коды да Винчи», а вот вокруг Банка собралось немало реальных убийств, громких самоубийств, отставок чиновников и т.д. Впрочем, эта волна подошла много позже понтификата папы Пия XI, начиная с 1960-х годов. А в обоснованиях нужности Банка можно назвать не только финансирование миссионерства, но и самое прямое поддержание, обслуживание всех исторических объектов Ватикана.
Пия XI называли сторонником Муссолини
Диктатор вроде поддержал его избрание, хотя что значило слово, только недавно свалившееся на Италию дуче, — для кардиналов Конклава? — вопрос спорный. А называя дуче — «посланцем Провидения», Папа, возможно, рассматривал его фашизм как заслон от «большевизма». Впрочем, это заблуждение он разделял со всей Европой. «Город и мир» после величайшего краха в своей истории, Первой мировой — тогда только нащупывали новый Modus vivendi (образ жизни, способ существования).
Когда по стопам дуче, с большей, разумеется, серьезностью двинулась Германия (1933), папа Пий XI резко выступил против нацизма и изменил отношение к «своему» Муссолини. А Гитлера он сравнивал с Юлианом Отступником, нацистам напоминал о судьбе Нерона и Иуды. Вслед за четырьмя империями рушились и королевства, Испания стала республикой (о тысячелетней связи Рима и евромонархиями ранее говорилось). Папа Пий XI в энциклике Dilectissima Nobis (3 июня 1933) объявил:
«Католическая церковь никогда не была связана ни с одной формой правления больше, чем с другой, при которой Божественные права и христианская совесть находятся в безопасности. Она не находит какие-либо трудности к своей адаптации в различных гражданских институтах, будь то монархия или республика, аристократия или демократия».
Надо представлять, что подобное заявление — не случайная статья, интервью для газеты. Ему предшествовала долгая научная работа, поиск новых выводов, согласование их огромным числом богословских трудов полутора тысячелетий. Высокое напряжение католической мысли требовалось и для постижения новых социальных вызовов. «Бороться с социальным неравенством, защищать бедных — лучше, результативнее, чем это делают коммунисты» — это я предварительно и приблизительно суммировал вектор усилий Рима.
Но действительно, энциклика Папы «Quadragesimo Anno» (1931 г.) обличала и социализм, коммунизм, и безудержную капиталистическую эксплуатацию. Называла их в равной мере врагами свободы и достоинства человека. Экономка должна быть основана на сотрудничестве и солидарности. Тут-то и была опасность, некоторая внешняя схожесть с демагогией Муссолини. «Солидарность» — очень перегруженное, захватанное политиками слово: сотрудничества, объединения всех классов — в «фашины» требовал и дуче, первопроходец евро-фашизма.
Но Папа говорил, что социально-экономическая техника не столь важна для Церкви в сравнении с морально-этическими вопросами. Он определил справедливую заработную плату, оставляющую возможность развития личности, и обличил эксплуатацию труда, международный капитализм. Папа не ушел и от разъяснения: что есть справедливость в вопросе заработной платы. Это «уравнение» должно решаться с учетом следующих «переменных»:
- Семья работника,
- Экономическое состояние предприятия,
- Экономика государства в целом.
Т.е. семья имеет право на жизнь — это первично. Но в пределах позволяющих уровню зарплат не разорить предприятие, плюс с учетом экономического положения страны. Да, частная собственность нужна для развития, обеспечения свобод личности, но она несет и социальные функции, и безнравственна, если не подчинена общему благу. Потому государства должны её ограничивать, и… в некоторых случаях даже экспроприировать!
Т.е. частная собственность необходима, но не «свята»! (Эта энциклика пригодилась бы и в наши «лихие 1990-е»). Он защищает и малых, средних предпринимателей, не имеющих достаточный доступ к рынкам капитала из-за власти «анонимных международных финансовых рынков». И всем индивидуумам грозит и эгоизм, и поглощающая ориентация на «свой класс».
Оценим важность этих энциклик
Ведь принято, и в общем справедливо, что капитализм создала — «протестантская этика». И несколько веков протестантские страны значительно опережали католические (да и все прочие) в экономическом развитии. И как следствие, считалось: протестантские мыслители лучше разберутся с вопросами труда, эксплуатации, зарплаты…
Но век Революций ударил по универсальности «протестантской этики», а потом, уже в наши дни, невероятные экономические успехи НЕпротестантских и вообще НЕхристианских стран её добили. И то, что католическая церковь не потерялась в этих переменах — заслуга во многом папы Пия XI. Крупный ученый и (занятно) спортсмен-альпинист в числе первых в своей церкви полез на эту гору…
Понимая важность современных СМИ, он создал «Радио Ватикана» и стал первым папой, ставшим у радиомикрофона. В 1936 году основал Папскую академию наук. Уделил много внимания миссионерской работе в Африке и Азии. Скончался Пий XI утром 10 февраля 1939 года, накануне Второй Мировой войны, для предотвращения которой он сделал много, но недостаточно.
Но и великая трагедия не заслонила его от досужих трагикомических послесловий. Конспирологи уровня «все тайны мира хранятся в Библиотеке Ватикана» объявили его смерть — убийством. Основания? Его лечащий врач — Франческо Петаччи, отец Клары, знаменитой любовницы Бенито Муссолини, в 1945 году повешенной вместе с ним за ноги…