Двойное проклятие: союзнические пленные в огне своего же ядерного Ада! День памяти 9 августа

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ровно 80 лет назад, 6 и 9 августа 1945 г., — два исключительных в истории человечества случая боевого, я бы добавил: преступного, — применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны против Японии. 6 августа 1945 г. американский бомбардировщик B-29 Enola Gay сбросил на Хиросиму бомбу Little Boy, эквивалентную по мощности 13-18 килотоннам тротила.

«Я — Смерть, разрушитель миров».
Из Бхагавад-гиты: что любил цитировать Оппенгеймер

Три дня спустя, 9 августа 1945 г. плутониевая атомная бомба Fat Man — эквивалентом от 19 до 21 килотонн тротила — была сброшена на город Нагасаки бомбардировщиком B-29 Bockscar. В результате двух взрывов мгновенно погибли 80 тысяч человек. К концу 1945 г. общее число погибших, включая также онкологические заболевания и лучевую болезнь, составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки. 
Изначально город Нагасаки даже не входил в список первоочередных целей. Главной мишенью был г. Кокура: удобная логистика, навигация, к тому же Кокура был крупнейшим арсеналом Японии, где располагались заводы по производству боеприпасов, химического оружия и военной техники, но — судьба распорядилась иначе… Виной тому — неудачные погодные условия: утром 9 августа над Кокурой висел плотный смог от бомбардировок соседнего Яхаты накануне. Экипаж из 13-ти человек B-29 Bockscar не смог визуально идентифицировать цель в Кокуре. После трёх неудачных заходов самолёт направился к запасной цели — Нагасаки. Где бомба была сброшена частично — и в конечном счёте: — вслепую. Но это ещё не всё…
У B-29 Bockscar вдруг выявились неприятные технические проблемы: отказал топливный насос, из-за чего 2 500 литров горючего стали вдруг недоступны пилоту. Далее — машину командира судна Чарльза Суини увидели японские истребители: радар засёк приближение основного бомбардировщика и сопровождение (4 шт. B-29). Экипаж элементарно опасался перехвата. После трёх безуспешных заходов на Кокуру капитан Суини принял решение лететь к запасной цели — Нагасаки.

Сравнение с «пушечной схемой» Little Boy:

В двух словах объясним, что такое упомянутый в таблице выше — термин «риск пшика»: — от англ. fizzle risk. В разных контекстах он означает: неудачный ядерный взрыв малой мощности (именно что) из-за технических ошибок, например, неравномерного сжатия плутония в имплозивной бомбе. Так, испытание «Гаджета» 16 июля 1945 г. могло закончиться «пшиком», если бы детонаторы сработали несинхронно.
В отличие от уранового «Малыша», сброшенного три дня назад на Хиросиму, «Толстяк» использовал плутоний-239 и — имел имплозивную схему подрыва. Сей метод подрыва ядерного заряда, скажем по-научному, тот: при котором взрывчатое вещество сжимает плутониевую сферу, создавая условия для цепной реакции деления. К тому же собственно плутоний-239 проще производить в реакторах. Сложность же была в том, что бомба содержала 64 взрывных линзы, которые должны сработать синхронно. Из-за этого её считали менее надежной. Кстати, аналогичное устройство со смешным названием «Гаджет» было успешно испытано, как уже говорилось, в пустыне Аламогордо в июле 1945-го. Это было первое в истории ядерное устройство имплозивного типа: событие, получившее кодовое название «Тринити» — под руководством Роберта Оппенгеймера. Ставшего ключевым этапом Манхэттенского проекта и — предшествовавшего бомбардировкам Хиросимы-Нагасаки.
Тем не менее бомбардировку едва не отменили… Когда Bockscar уже практически прибыл к Нагасаки, облака закрывали 90 % города. По установленнм Уставом правилам, «Толстяка» нельзя было сбрасывать вслепую. Однако в последний момент бомбардир Кермит Бихан заметил просвет между облаками над стадионом и — принял внезапное решение атаковать. Если бы не эта случайность, экипажу пришлось бы сбросить бомбу в океан из-за нехватки топлива. После бомбардировки Bockscar едва-едва долетел до Окинавы, потеряв два двигателя из-за проблем с керосином и совершив аварийную посадку. Что, в общем-то, повлияло на уникальные особенности недавнего взрыва, такие как — тривиально: — помеха рельефа местности. Холмы Нагасаки сдержали основную ударную волну, ограничив зону разрушений. Бомба взорвалась в 3 км от намеченной цели — прямо над районом Ураками, где жили христиане-католики. «Черный дождь», который продолжался полчаса, подобно хиросимскому, начался через 20 минут после взрыва. Ураками стал символом «двойной трагедии»: как промышленный центр, уничтоженный войной, и как место массовой гибели мирных жителей: «Район Ураками превратился в пепел. Мы шли по щебню, а под ногами ещё тлели кости», — писала в дневнике Кёко Хаяси, выжившая в бомбардировке. 

Увы, в зону поражения попали также «ненужные», так сказать, «неизвестные жертвы» — десятки тысяч подневольных мигранов-корейцев и — союзные военнопленные: австралийские, британские, голландские и американские солдаты, захваченные японцами. Притом что 24 из них погибло при бомбардировке Нагасаки 9 августа 1945 года. Их истории долгое время замалчивались, поскольку японские власти не афишировали наличие таких лагерей. А США не акцентировали гибель своих солдат от собственной «родной» бомбы. Корейцы же — чисто принудительные рабочие: их типа «не жалко», — в Нагасаки трудились тысячи корейцев, которых японцы привезли на заводы. Многие пахали на судостроительном з-де Mitsubishi, который был одной из целей US. Потому до 40 % погибших — иностранцы. Через 3 дня после бомбардировки американцы отправили специальную группу для изучения последствий: что называлось операцией «Стрела». Они сделали засекреченные фото и собрали образцы грунта, но — скрыли обобщённые данные о радиации, чтобы не сеять панику.

Музей атомной бомбы и Парк Мира в Нагасаки (Япония):

Хотя Нагасаки часто остается как бы, как бы(!) в тени Хиросимы, — эта бомбардировка была ещё более хаотичной и случайной: оттого более беспощадной. Если бы не просвет в облаках или исправный топливный насос, история могла бы пойти совершенно иначе. Сегодня Нагасаки — не только символ разрушения, но и напоминание о хрупкости человеческих решений. И да… Многие известные мировые историки считают, что вступление СССР в войну за день до того — 8 августа: — повлияло на Японию намного, намного сильнее, чем американские бомбы.

На фото обложки: носовая часть «атомного» самолёта Bockscar

5
1
Средняя оценка: 3.2
Проголосовало: 5