Георгий Товстоногов: «…ведь вещь нужно открыть через время»: к 110-летнему юбилею
Георгий Товстоногов: «…ведь вещь нужно открыть через время»: к 110-летнему юбилею

110 лет назад, 28 сентября 1915 года родился Георгий Товстоногов, — советский театральный режиссёр и педагог.
Главный режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола и Ленинградского Большого драматического театра имени Горького. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской, двух Сталинских и двух Государственных премий СССР.
Властный, вальяжный, мощный… Г. Товстоногов выглядел режиссёром самой жизни. Невозможно было поверить, что кто-то влияет на него, он — будто сразу знал изначальность спектакля, и то, как представил множественные зрителям, завораживало и поражало. В Тбилисском железнодорожном институте быстро понял, что театр для него всё, в 1931 году, как актёр и ассистент режиссёра, начинает свой путь в Тбилисском русском ТЮЗе.
Учится в ГИТИСе. БДТ будет ассоциироваться с его именем; когда Товстоногову было предложено возглавить театр, он жил скупо, сияния не шло от постановок. Товстоногов ведал, как влить в них живую кровь: реализм его был пределен, что не мешало разворотам режиссёрской фантазии, и тому — что спектакли, проходя по поколениям зрителям, образцово уходили в вечность.
«Эзоп», согбенный рабством, будет бороться с ним мудростью, прободающей века. «Идиот» возник чудом прочтения Достоевского: и мистические линии, тесно сплетённые с реалистическими, давали суммы такой силы и выпуклости, что легенда быстро окружила постановку. Противоположно сияла «Ханума», чей юмор цвел экзотикой, прорастая сквозь общечеловеческое, столь знакомое всем.
«История лошади»… словно представляла предельные возможности театра: тут уже и… новый театр как будто раскрывался лестницами постижения невозможного. Лошадь? Человек?
Калейдоскоп чудес, явленный спектаклем, потрясал. Бушевала монументально «Поднятая целина»… Всё было целостно и столь органично организовано, что жизнь каждого спектакля, поставленного Товстоноговым, оказывалась бесконечной.