Смоленская губерния, род — Щербовы

Герой войны 1812 года Василий Павлович Щербов, страницы послужного списка

Щербовы — известная на Смоленщине фамилия, принадлежащая к древнему роду выходцев из Польши, присягнувших на верность Алексею Михайловичу. Род записан в VI часть родословных книг нескольких губерний, в том числе Смоленской. Герб внесен в VIII часть Общего Гербовника.

Судьба одного из ярких представителей рода, дворянина Василия Павловича Щербова (1785—1840), сложилась так, что история войны с Наполеоном полностью вместилась в его жизненный путь, практически совпавший с боевым, и представляет собой сложную вязь перемещений по России и Европе, продолжавшихся два десятилетия. Первый крупный узел — Аустерлиц (1805), последний — Париж (1814), но и он не стал итоговой точкой боевого пути… Сохранившийся послужной список Щербова1  несет детальную информацию о личности. Здесь и анкетные данные, и сведения о прохождении службы. Естественно, что подобные документы легли в основу материалов о соответствующих исторических событиях. Война 1812 года и дальнейшие, уже за пределами границ Российской Империи победные походы русской армии 1813—1814 гг. привели к тому, что Россия на несколько десятилетий стала ведущей державой, оказывающей влияние на европейскую и мировую политику. Для тех, кто как Василий Щербов прошел войну от начала до конца, время боевых походов стало самым значительным этапом жизни. По педантично составленному послужному списку боевой путь можно проследить шаг за шагом. 


Герб рода Щербовых

В роду Щербовых практически все мужчины служили по военной части. Основоположник фамилии, Кондратий Савельевич, рейтар (воин конного полка) в Смоленской шляхте, получил в конце 1670-х гг. по указу Великого Государя Федора Алексеевича поместье на Смоленщине в деревне Хлясине и три крестьянских двора с землей. Вотчина Хлясино переходила от отца к сыну. До 1829 г. им владел дед Василия, Кузьма Семенович, отставной прапорщик, женатый на дочери смоленской шляхты хорунжего Аграфене Ивановне Дукшт. Далее — один из их сыновей, Павел Кузьмич, поручик в отставке, женатый на дочери поручика Пелагее Афанасьевне Марковой. Василий был их единственным сыном. 
Биография Василия Павловича Щербова во многом типична для дворян того времени, выбравших военную карьеру. Во главу угла поставлен регламент обучения и дальнейшего движения по службе со своевременными повышениями и ростом ответственности. Однако каждая судьба уникальна своими нерегламентированными поворотами и случайностями, которых на веку В.П. Щербова было немало, хотя записи послужного списка сообщают об этом педантично и сухо. В настоящей статье цитаты послужного списка выделены курсивом, а все даты указаны по старому стилю, что согласуется с датами в документах Щербова.

 
Здание 1-го кадетского корпуса в С.-Петербурге. Знамя 1-го кадетского корпуса

«Воспитывался в 1-м кадетском корпусе» — в Сухопутном шляхетском в Санкт-Петербурге в тот самый период, когда на должность директора корпуса приказом императрицы Екатерины II Правительствующему Сенату от 27 сентября 1794 г. был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Новый директор провел кардинальную реорганизацию процесса обучения. Кадеты были разделены на роты — четыре мушкетерские и одну гренадерскую. Гражданские учителя были заменены офицерами. Были введены занятия по тактике и военной истории, которые проводились не только с воспитанниками, но и с офицерами. 
«1800 г., июня 14, выпущен прапорщиком в Ряжский пехотный полк», который был сформирован в 1763 г. в городе Ряжске по указу Екатерины II и под командованием Александра Васильевича Суворова. Под знаменами Ряжского полка Василий Щербов прослужил 15 лет. Знамена военных подразделений русской армии начала XIX в. имели единую форму и рисунок, но отличались по цвету полотен и аксессуаров. У Ряжского полка знамена были образца 1797 г. (год вручения 1798): одно знамя белое (углы зеленые) и пять знамен цветных (крест зеленый, углы белые), древки черные. (рис. 3) Шефом полка в период поступления туда Василия Щербова был генерал-лейтенант граф Александр Федорович Ланжерон. 


Знамя Ряжского полка

«…произведен в подпоручики 30 августа 1802 г., в поручики 9 сентября 1803 г. Высочайше утвержден полковым адъютантом 15 ноября 1804 г., бригадным адъютантом 7 октября 1806 г., дивизионным 20 октября 1807 г., штабс-капитаном 13 января 1808 г., капитаном 12 июня 1811 г.». Дальнейший карьерный рост продолжался уже во время событий 1812-го и далее. Судя по данным послужного списка, Щербов встречался с французами еще в кампании 1805—1807 гг. В 1805 г. он «в походе через Галицию, Силезию, Моравию», где участвовал в битве при Аустерлице 20 ноября 1805 г., когда ряжцы, состоя в одной бригаде с Фанагорийским гренадерским полком, блестяще проявили себя в сражении. В числе награжденных был Василий Щербов: «За отличие в битве при Аустерлице пожалован орденом Св. Анны 4-го класса».

 
Орден св. Анны

Участие ряжцев в деле кратко обрисовывается так: бригада, которой командовал С.Г. Каменский 1-й, входила в состав 2-й колонны под начальством графа Ланжерона. Во время движения колонны Каменский заметил, что Праценские высоты, господствующие над местностью, заняты французами. Три раза в присутствии самого Кутузова водил он бригаду на штурм высот, но все атаки были отбиты. Однако это намного задержало французский корпус генерала Сульта и позволило отойти 4-й колонне Кутузова. Несмотря на поражение при Аустерлице, основная масса русских войск (около 50 тыс.) под натиском и обстрелом противника сумела организованно отступить и впоследствии (в 1807 г.) составила основу войск, сражавшихся при Прейсиш-Эйлау (ныне г. Багратионовск Калининградской обл.). 
В 1807 г. в Пруссии (территория современной Польши) 22 января Щербов участвовал «в экспедиции под м. Островом», которая состояла в том, что генерал-лейтенант русской армии Иван Эссен в январе двинул свой корпус из Брянска в Высоко-Мазовецк и, узнав по ходу дела, что французы заняли Остров, принял решение атаковать. Генерал-майор Урусов поддержал его фронтальным ударом, а генерал-лейтенант Левиз пошел в обход. Атака с фронта не испугала французов, но, обнаружив обход с тыла, они решили отступить. За этим сражением вскоре последовало новое, при Остроленке. Русские под командованием Эссена шли вдоль реки Нарев по ее обоим берегам. Французы, возглавляемые Савари, знали о наступлении, были подготовлены и 4 февраля начали обходить с флангов подразделения Волконского. Русские выдержали удар, успешно отбивались и атаковали, несколько раз прорывались в Остроленку, однако не переломили сопротивление французов и вынуждены были отойти на Высоко-Мазовецк. С обеих сторон потери исчислялись до 1 500 человек. В послужном списке Щербова сказано: «4 февраля при атаке с. Остроленка, где и ранен пулею около уха, и за отличие в оном деле награжден орденом Св. Владимира 4 ст. с бантом». Описанные бои смыкаются с битвой при Прейсиш-Эйлау 26-27 января того же года — одной из наиболее жестоких битв в истории четвертой коалиции — войны наполеоновской Франции 1806—1807 гг. против союза России, Пруссии, Великобритании с примкнувшими Швецией и Саксонией. Участники битвы при Прейсиш-Эйлау были щедро награждены. Именно тогда был учрежден знак отличия военного ордена, который вручался нижним чинам. 


Орден Св. Владимира 4 ст. с бантом

Несмотря на рану, полученную в деле при Остроленке, Василий Щербов остается в строю, 9 сентября 1807 г. он «в обеих Галициях (Западная и Восточная, совр. территория Западной Украины) до г. Кракова и при занятии онаго». В 1810 г.: «29 августа в Молдавии, Валахии (территория Румынии, расположенная к северу от Нижнего Дуная и к югу от Южных Карпат), 17 октября за Дунаем при блокаде крепостей Рущука и Никополя и при сдаче оных». Крепость Рущук — название известно со времен турецких войн с участием Суворова, — входила в так называемый «четырехугольник» турецких крепостей: Силистрия—Рущук—Шумла—Варна, — имевший первенствующее стратегическое значение во всех войнах России с Турцией. Таким образом к 1812 г. Василий Павлович Щербов уже имел за плечами 12 лет действительной службы и неоднократно встречался в боях и с турками, и с французами. 

1812

Французская армия нарушила границы Российской Империи 12 июня в районе крепости Ковно, переправившись через реку Неман — границу между Пруссией и Россией. В течение 4-х дней через Неман перешло 220 тысяч солдат, возглавляемых Наполеоном. Еще через несколько дней около г. Прены 85 тысяч с вице-королем Италии Евгением Богарне, а около г. Гродно 75 тысяч короля Вестфалии Жерома Бонапарта (источник: «Атлас офицера»; Военно-топографическое управление. Москва, 1947. С. 153). В этот же день генерал А.Д. Балашов по поручению Александра I в Вильне (в 1812 г. город в составе Российской Империи, ныне Вильнюс, Литва) предлагает Наполеону заключить мир, однако предложение отвергнуто. 
Победный поход против нашествия Наполеона Василий Павлович Щербов начал в чине капитана в возрасте 27-ми лет. Ряжский пехотный полк входил во 2-ю бригаду 9-й пехотной дивизии под командованием генерал-майора Е.Е. Удома. Дивизия, в свою очередь, входила в корпус генерал-лейтенанта Е.И. Маркова 3-й Обсервационной армии (наблюдательная, резервная армия, сформированная в мае 1812 г. из частей 2-й Западной армии и резервных войск), которой командовал генерал А.П. Тормасов. Уже через 3 дня после нарушения французами российских границ Щербов «15 июня 1812 назначен в 9-ю пехотную дивизию старшим адъютантом». 
Шефом Ряжского полка был полковник Я.А. Медынцев, командиром майор К.А. Килхен (с 27 ноября 1811 г.). Под их командованием ряжцы стали участниками первой победы русских войск: окружения и пленения 15 июля 1812 г. под городом Кобрином (на территории нынешней Белоруссии) саксонской бригады союзников Наполеона численностью 3 тыс. человек. По приказу Барклая-де-Толли, занимавшего в то время пост военного министра, Тормасов атаковал правый фланг армии Жерома, значительно углубившейся в Россию и растянувшей свои гарнизоны на 170 км по линии Брест—Кобрин—Пинск. В результате одержанной победы под Кобрином русским досталось 4 саксонских знамени — первые трофеи в кампанию и все 8 орудий, причем 5 из них взяли в бою егеря 13-го полка. В честь этой победы в Санкт-Петербурге был произведен артиллерийский салют. В составе 9-й пехотной дивизии в сражении участвовал и Василий Щербов: «15 июля при разбитии саксонских войск под г. Кобрином и занятии того, за что получил Монаршее благоволение». По действующему порядку военные могли быть удостоены выражения высочайшего благоволения в качестве официальной монаршей награды только в военное время. 

 
Памятник в г. Кобрин. Памятная таблица на постаменте

Далее полк находился в постоянных стычках с австрийцами и саксонцами. Особо отличились ряжцы «31-го [июля] в сражении при селении Городечно», расположенном примерно в 20-ти км севернее Кобрина. Сражение происходило между частью 3-й армии Тормасова (около 18 тыс.) и корпусами противника: австрийским князя Шварценберга и саксонским Ренье (около 40 тыс.). Ряжцы более семи часов обеспечивали переправу по плотине. Несмотря на большое превосходство сил неприятеля, русские удерживали позиции до вечера. Ночью, опасаясь за свой путь отступления, Тормасов отвел войска к Кобрину.
В августе Щербов участвует «в сильных перестрелках под Дивином» (в 30-ти км южнее Кобрина), где арьергард 3-й армии, возглавляемый генерал‑майором Е.И. Чаплицем 16 августа сразился с южным флангом Великой армии Бонапарта и авангардом австрийского корпуса фельдмаршала лейтенанта Бьянки. Атаки австрийцев были отбиты, но в итоге русские приняли решение отступить. 
Ввиду того, что в архивах имеется не оригинал послужного списка Василия Щербова, а современная оригиналу, но весьма неряшливая копия с него, нередко обнаруживаются вводящие в заблуждение неточности в написании географических названий. Запись об участии в боях звучит так: «в сильных перестрелках под Двинском». Но Двинск (он же Динабург, он же с 1920 г. Даугавпилс, Латвия) расположен более чем в 450-ти км на север от мест, где сражались ряжцы. И сначала невольно охватывает изумление, каким образом в кратчайшие сроки поперек противоборствующих потоков совершен грандиозный марш? А это всего лишь описка нерадивого чиновника, указавшего «Двинск» вместо «Дивин». 
Последующие события в послужном списке В.П. Щербова отмечены скупой, но многозначной ремаркой: «23-го августа, и 4-го, и 10-го сентября в преследовании неприятеля». В те же дни, далеко от мест, где сражался Щербов, 26 августа 1812 г. происходит знаменательное Бородинское сражение. М.И. Кутузов 29 августа сообщает императору:

«…Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны <…> но чрезвычайная потеря и с нашей стороны сделанная, особливо тем, что переранены самые нужные Генералы, принудила меня отступить по Московской дороге»2.  

Никто из противников не получил перевеса. Наполеон не победил, Кутузов сдал Москву. Имея твердое намерение сохранить армию, он 27 августа отступил на Можайск. Со 2 сентября Москва оккупирована французами. Оккупация длилась до 8 октября, после чего Наполеон покинул город.
Щербов же с Ряжским полком участвует «15 сентября в сражении при м. Туриске (верное написание Турийск) и Любомле» на Волыни (ныне западная Украина). Запись согласуется с донесением, сделанным А.П. Тормасовым императору:

«…Августа 17 с войсками мне вверенными прибыл я благополучно в город Луцк. В продолжение марша моего к городу Ковлю заняты были нашими отрядами местечки: Ратно, Выжва, Мацеиов, Любомль и Туриск…».

В сентябре 3-я армия Тормасова соединяется с Дунайской армией под командованием адмирала П.В. Чичагова, который 10 сентября был поставлен во главе армии, получившей название 3-й Западной. С 18 сентября, когда А.П. Тормасов и Е.И. Марков покинули часть, отбыв в штаб Кутузова, Василий Щербов уже числится в 3-й Западной армии под командованием Чичагова и участвует «30 сентября в сражении при селении Тюхиничи» (у северной границы г. Бреста, ныне Белоруссия). Сведения об этом сражении скудны, известно лишь, что в деле при Тюхиничах князь Е.Е. Удом, командовавший 9-й пехотной дивизией, был ранен ядром в левую ногу. 
Окончательный разгром наполеоновской армии был завершен на белорусской земле. Армия Чичагова, дислоцировавшаяся на Волыни, заняла Брест и через Слоним направилась к Минску, что указано и в послужном списке В.П. Щербова: «7 октября в Княжестве Варшавском до г. Белой (верное написание: Бяла) и обратно через Слоним, Минск к Борисову», а «16 ноября в сражении при с. Брилеве и Стахове (согласно карте войны 1812 г. верное написание: Брили и Большое Стахово) против французов, переправлявшихся через реку Березину и за что награжден орденом Св. Анны 2-го класса».

Сражение длилось несколько дней и названо сражением на Березине. Чтобы усилить наступление, Чичагов направил в помощь Чаплицу 9-ю и 18-ю пехотные дивизии генерал-лейтенанта Сабанеева. Бой шел в лесу, и Сабанеев приказал наступать в рассыпанном строю, что вывело ситуацию из-под контроля и привело к потерям от 3 до 5 тысяч человек. Потери противника были согласно рапорту Чичагова такие же. Всего Наполеон потерял на переправе около 35 тысяч плененными, ранеными, убитыми, утонувшими и замерзшими. Но, несмотря на огромные потери, он все же перешел Березину и сохранил боеспособные силы. Чичагов ему воспрепятствовать не смог. 
Из России Наполеон был изгнан 2 декабря 1812 г. И если внимательно читать военные сводки, то отчетливо видно, что русские в одиночку гнали врага со своей земли. И врагом выступал не только Наполеон, но и примкнувшие к французам с захватническими целями саксонцы, австрийцы — недавние союзники по четвертой коалиции. Но едва русские пошли по их территориям, они снова быстро переориентировались… ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Примечание

1 Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 6, Оп. 1, Д. 196, Л. 150 (Родословие Щербовых и послужной список В.П. Щербова).
2 Известия о военных действиях 1812. Донесения Его Императорскому Величеству (открытые материалы Интернета).

5
1
Средняя оценка: 5
Проголосовало: 1