Советская высадка на Борнхольм 9 мая 1945
Советская высадка на Борнхольм 9 мая 1945
Вторая мировая война, по сути, прошла мимо Дании, не став для неё тяжким испытанием. Хотя можно отдать должное попыткам датского короля сохранить нейтралитет, их эффективность остаётся под большим вопросом. Уже в мае 1939 года датский флот с усердием заминировал стратегически важные проливы Большой и Малый Бельт. Это перекрытие основных морских путей из Балтики в Северное море фактически предрешило невозможность британской помощи Польше, которая вскоре, 1 сентября 1939 года, подверглась нападению Германии...
Когда Германия начала вторжение в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 года (операция Везерюбунг сюд и норд), официальное датское сопротивление длилось всего два часа, прежде чем капитулировал король Кристиан X. Сразу после вторжения Дания смогла сохранить своё правительство и монархию, пока Германия не распустила правительство в 1943 году после забастовок и некоторых потрясений.
Хотя примерно 6 000 датчан, по оценкам, вступили в корпус датских нацистов во время войны (это не считая людей в составе дивизии СС «Викинг», точное количество датчан, воевавших за нацистов уточняется), датское движение сопротивления, по оценкам, включало более 20 000 датчан (от. 20 до 40 тыс.), которые активно подрывали немецкую оккупацию.
Около 3 000 датчан погибли в результате прямого капиталистического фашистского террора, ещё около 4 000 датских добровольцев были убиты, сражаясь бок о бок с нацистами, а 1 072 моряка отдали свои жизни за союзников. Некоторые датские рыбаки также подвергали себя большому риску, перевозя датских евреев в безопасное место в Швеции.
5 мая 1945 года Дания была официально освобождена от Нацистской Германии. Первые союзные войска прибыли туда во второй половине дня 5 мая. Отмечая окончание пятилетней оккупации — жители сжигали на улицах чёрные занавески, а освобождённые союзные, в основном советские, солдаты шествовали по городам. Но то было в континентальной части Дании, на острове Борнхольм — разворачивалась иная драма. Немецкий гарнизон из 12 000 человек под командованием Герхарда фон Кампца, получивший приказ сдаваться только британцам (фельдмаршалу Бернарду Монтгомери), упорно удерживал этот стратегически важный остров, в то время как советские войска готовились к его штурму.
Борнхольм
На просторах Балтийского моря, в 170 километрах к востоку от Копенгагена, раскинулся остров Борнхольм — датская земля площадью 588 квадратных километров (36 на 20 км). Эта живописная, но некогда спорная территория, в Средние века была яблоком раздора между шведскими и датскими монархами. Стратегическая важность острова делала его лакомым куском, короли Швеции и Дании сменяли здесь друг друга, пока в 1660 году, по итогам Копенгагенского перемирия, Борнхольм не обрел свою окончательную и поныне датскую принадлежность. Изначальное его наименование — Burgundaholmr, «остров бургундов», — т.к. наиболее вероятно, это германское племя происходит именно отсюда.
После оккупации Германией остров стал важным стратегическим пунктом для Вермахта. Он был оборудован как санаторий для раненых немецких солдат и офицеров (в т.ч. высшего звена), а также служил перевалочным пунктом для передислокации войск. Параллельно с этим, на Борнхольме были размещены технические части, ответственные за прикрытие датских проливов и нейтрализацию угроз со стороны вражеских военно-морских сил и авиации. Немцы активно развивали инфраструктуру: построили военный аэродром, возвели береговые и зенитные артиллерийские установки, а также развернули радиолокационные, пеленгаторные и гидроакустические системы. Остров также стал полигоном для тестирования специальных авиабомб, планируемых к применению против Британии. Вскоре немецкий гарнизон насчитывал более тысячи человек, что свидетельствовало о возрастающей стратегической роли острова. Руководство гарнизоном было возложено на капитана первого ранга Генриха фон Кампца.
Авиаудар по Борнхольму
Комендант Борнхольма, Кампц, желая сдаться британским войскам, с 4 мая неоднократно обращался по телефону к штабу Монтгомери с просьбой направить на остров своего представителя для оформления капитуляции гарнизона, но никак не срасталось. Ситуация с ним была чисто технической проблемой. Ему поступил приказ от немецкого командования сдаться британским войскам, но выполнить его было невозможно из-за отсутствия этих войск в непосредственной близости.
И тут 7 мая, после того как немецкие зенитчики открыли огонь по советским самолётам, началась интенсивная бомбардировка городов Нексё и Рённе. Несмотря на призывы к капитуляции, распространяемые с воздуха, Кампц отказался сдаться. На следующий день, 8 мая, советская авиация продолжила разрушительные налёты. За всю войну на Борнхольме более 800 домов были полностью уничтожены, а около 3 000 получили серьёзные повреждения. Некоторые недобросовестные авторы выдают эти цифры за результат бомбардировки 8 мая. Хотя большинство мирных жителей было эвакуировано, эти бомбардировки унесли жизни всего десяти датчан и многих немецких солдат. Примечательно, что датские СМИ, стремясь сохранить праздничное настроение в стране, не освещали события на Борнхольме.
А ещё они не освещали вот это:
Борнхольм находился в совершенно иной ситуации, чем остальная Дания. Стратегическое значение острова для немцев заключалось в его использовании как ключевого пункта поддержки при массовой эвакуации войск с Восточного фронта. В том числе воевавших на стороне Германии власовцев, бандеровцев, коллаборационистов из Прибалтики и пр. Это обстоятельство породило опасения у западных союзников, что СССР может рассматривать остров, как сферу своей заботы, дабы этих людей не использовали западные союзнички уже против СССР в дальнейшем (спойлер: они так и сделали).
Кстати про численность...
Действия Красной Армии в Прибалтийской и Висло-Одерской операциях привели к окружению и разгрому значительных сил вермахта в Курляндском котле и Данцигской бухте. Оставшийся водный путь через Борнхольм до Германии стал для них практически единственной возможностью избежать попадания в руки советских войск. В ответ на эту ситуацию Берлин организовал экстренную эвакуацию военных и гражданских из Восточной Пруссии и Прибалтики на запад через остров. Таким образом, небольшой остров в Балтийском море стал критически важным звеном в сложной логистической цепочке по вывозу военнослужащих и их техники. Помимо гарнизона из тысячи человек на острове находилось более 11 тысяч отступающих солдат, 4 тысячи мирных жителей из Восточной Пруссии, а также несколько немецких судов в портах Рённе и Нёксе. Общее число немцев, надеявшихся на британскую помощь, превышало 20 тысяч человек.
Британские силы под командованием генерал-майора ВВС Дьюинга, прибывшие в Копенгаген 5 мая, изначально получили приказ воздержаться от отправки войск на Борнхольм. Тем не менее Дьюинг держал свои подразделения в полной готовности к воздушной переброске, ожидая санкции от верховного главнокомандующего союзными войсками в Европе — генерала Эйзенхауэра. Его ответ от 7 мая был однозначен: британские войска не должны были направляться на Борнхольм, пока не поступит явный запрос от датских властей, и даже тогда требовалось его повторное одобрение, а до тех пор под юрисдикцией Дьюинга остаётся только материковая часть. Запрос от Дании поступил в тот же день, но к этому моменту события уже приняли нежелательный для капиталистических стран оборот.
Высадка на острове
Вечером 8 мая 1945 года, после всеобщей капитуляции нацистской Германии, единственным очагом сопротивления оставался гарнизон острова Борнхольм. Советское командование приняло решение о его ликвидации, сформулировав задачу как «Остров захватить, гарнизон разбить!». Перед началом наземной операции, по указанию И. В. Сталина, союзники были официально проинформированы о намерении советских войск подавить сопротивление на острове. Возражения не последовали.
На следующий день после бомбардировки, 9 мая 1945 года, из Кольберга к Борнхольму выдвинулся отряд советских торпедных катеров с десантным подразделением. Прибыв в порт без сопротивления, десантники заняли позиции и приступили к переговорам с немецким гарнизоном о сдаче в плен. Однако немецкая сторона отклонила предложение о капитуляции, настаивая на передаче в британский плен. В это время советские десантники, при поддержке местного населения, установили контроль над всеми стратегическими объектами острова. Впоследствии немецкому командованию было предложено продолжить переговоры на территории Дании, где они и подписали документы о сдаче в плен советским представителям. 11 мая 1945 года на остров прибыл основной контингент советских войск — 7 500 человек из 132 стрелкового корпуса 19-й армии под командованием генерал-майора Фёдора Фёдоровича Короткова.
15 мая 1945 года СССР внёс некоторое понимание в вопрос о Борнхольме, заявив о временном характере оккупации и намерении передать остров Королевству Дания после завершения военных действий в Германии. Губернатору острова, Полю Христиану Стеманну, в ходе переговоров с советскими военными был вручен приказ Ставки Верховного Главнокомандующего для командующего 2-м Белорусским фронтом, который гласил:
«Остров Борнхольм является частью Дании и занят нашими войсками только потому, что расположен в тылу нашей германской оккупационной зоны. При этом на острове имеется немало германских агентов, которые должны быть вычищены».
Как только были решены все бюрократические вопросы, на остров прибыли советские войска, чтобы взять под конвой немецких военнопленных. Губернатор Стеманн предложил свою помощь, и по его указанию были задействованы все имеющиеся рыболовные, гражданские суда и даже небольшие лодки. Однако, несмотря на усердную работу всех сторон, транспортировка более 16 тысяч арестованных, ожидающих справедливого советского суда, затянулась более чем на месяц. Сложность заключалась в том, что судам приходилось ждать на материке, пока их снова загрузят. Для обеспечения продовольствием войск, жителей и пленных на остров в больших количествах доставлялись коровы, свиньи и продовольственные продукты.
Советским войскам на острове также было предписано тщательно следить за выполнением условий капитуляции Германии. Перед отбытием моряки Балтийского флота должны были очистить морские районы Балтики от мин и обеспечить безопасное судоходство для торговых судов Дании, Швеции и других прибрежных государств. Генерал армии Штеменко вспоминал, как советские воины активно участвовали в налаживании мирной жизни, работая с местными жителями на полях, восстанавливая связь и рыболовство. Это помогло населению оправиться от ужасов фашистской оккупации и возродить сельское хозяйство и промыслы. В знак признания заслуг советских солдат датский король, во время визита королевской семьи на остров 18 июня 1945 года, удостоил генерала Короткова и офицеров его штаба, непосредственно участвовавших в освобождении острова, орденом «Король Христиан X» и медалью «Свобода».
СССР уходит с Борнхольма
Присутствие советских военнослужащих на острове Борнхольм продолжалось до марта 1946 года. Именно тогда Министерство иностранных дел СССР проявило инициативу, впервые предложив датскому правительству взять объект под контроль своих национальных войск. Датское внешнеполитическое ведомство в ответной ноте подтвердило свою готовность принять управление островом. Последующие переговоры в Москве привели к началу вывода войск из Борнхольма, который был полностью завершен 5 апреля 1946 года, когда остров был официально передан Дании. Таким образом, СССР пробыл на острове 11 месяцев. Ушли красиво, под артиллерийский салют.
После этого события западные медиа начали активно распространять информацию, критикуя действия советской стороны как неправомерную оккупацию Борнхольма и указывая на необоснованную продолжительность пребывания подразделений Красной Армии. Тем не менее оппонентам так и не удалось представить фактов, свидетельствующих о каком-либо нарушении политических или международных норм, т.к. настоящие коммунисты этого никогда не допустят. Не допустили и здесь. Важно отметить, что датское правительство никогда не обращалось к правительству СССР с просьбой о выводе войск, приняли как есть.
Хотя, если бы такое обращение последовало, СССР это сделал бы незамедлительно, как произошло в Норвегии, в сентябре 1945-го. К тому же какие-либо протесты были затруднены, поскольку дипломатические связи между Москвой и Копенгагеном были разорваны ещё в 1941 году по инициативе самой Дании, действующей по указке Гитлеровской Германии.
Памятник советским бойцам на Борнхольме
Советские войска покинули остров, за исключением 30 погибших при освобождении острова советских солдат, похороненных на местном кладбище в городке Аллинге. В знак признательности датчан 8 мая 1951 года в Аллинге-Сёндвиге, расположенном в северной части острова, был воздвигнут монумент — стела, достигающая 3,5 метров в высоту, с пятиконечной звездой на вершине. На этом памятнике на двух языках, русском и датском, выгравирована надпись: «Вечная слава русским богатырям, погибшим в боях с немецкими оккупантами!».
В то время как во многих местах стран Прибалтики, Чехии, ФРГ и Польши подобные памятники были убраны, на Борнхольме памятник до сих пор сохраняется. В качестве провокации против России как в 2022, так и в 2023 годах вандалы распыляли краску на погребальный памятник и вырывали цветы у него. Преступное осквернение памятника, понятное дело, связано со Специальной Военной Операцией на Украине.
Примечательно, что в том же 2022 году, когда памятник был закрашен в жёлтый и синий цвета, местные жители Аллинге-Сёндвига сами скооперировались, чтобы его отмыть и придать первозданный вид. Жители далёкого датского острова, потомки тех, кто видел советских освободителей, сохраняют помять о героических советских бойцах. Однако, к несчастью, памятник ещё несколько раз подвергался вандализму в 2024 и 2025 году, когда его также покрыли краской и украли кованые железные ворота с советскими символами серпа и молота.
К сожалению, после нескольких попыток вандализма, местные жители отчаялись пытаться сохранить памятник. Хотя чистить его на 8-9 мая уже стало традицией местных волонтёров. Но их усилия остаются Сизифовым трудом, т.к. вандалы не несут никакого наказания за свои преступные действия. Местное датское руководство же — предпочитает не замечать ситуацию.