Духовность, культура, будущее
Духовность, культура, будущее
Мне уже не раз приходилось писать о современной русской культуре, и я всегда делаю это с затаенной душевной болью, потому что, с моей точки зрения, наша культура вовсе не приобретает современные черты. Она исчезает, уступая место культуре инородной, чуждой нам по духу и традиции. Хотя нужно сделать сноску. Это все-таки не до конца так. На самом деле народная культура еще теплится в умирающих деревнях и провинциальных городках. Здесь поют старые и слагают новые народные песни, новые ритмы местных вокально-инструментальных групп также получают своеобразный колорит, не исчезли окончательно частушки, слышны голоса гармошек и гитар. Здесь есть устное и письменное творчество, а репертуары местных театров не испорчены непотребщиной, которой грешат многие столичные коллективы. Желание идти своим путем в народе не убито. Стоит лишь вспомнить программу «Играй, гармонь».
Но все это постепенно сворачивается под валом электронного нашествия и по мере вырождения провинции. А вот в электронных полях народной культуры уже не осталось, если не считать мучительно мимикрирующих ансамблей Н.Кадышевой и Н.Бабкиной. Преобладающая же часть «культурного сообщества» ищет новые пути в подражании Западу. Оно уже перенастроило свои мозги и голосовые связки под зарубежные образцы. Такое положение неизбежно ведет к измельчанию духовности самих культуртрегеров, а за ними и публики, так как в этом деле Запад не может задать нужных нам стандартов. Хотя с точки зрения формы и исполнительского мастерства, он ушел далеко вперед. Его культурная индустрия произвела на свет высокопрофессиональных писателей, композиторов, режиссеров, исполнителей и художников. Но это всего лишь внешняя сторона дела. Есть еще содержательная сторона и именно в ней кроется дьявол. В данном случае это присловье как нельзя кстати. Запад далеко опередил нас в отказе от Бога, а стоит ли спорить, что в христианском мире по-настоящему бессмертные произведения так или иначе связаны с христианской духовностью? И наоборот, безверие порождает произведения подчас яркие, но бесплодные или вредные для души человека? Не думаю, что пристало по этому вопросу ломать копья, настолько он очевиден. Достаточно поставить рядом (хотя и это уже грех) «Портрет жены» Пикассо с двумя носами и тремя глазами и икону Владимирской Божьей Матери, чтобы спор был исчерпан. Едва ли вдохновение Пикассо при написании его работы можно было называть Божьим огнем. Она может вызывать спекуляции на темы гениальности, но едва ли – теплое чувство в сердце. А написанная неизвестным богомазом икона вызывает сердечное тепло. Почему? Потому что этот лик, а затем и списки c него рисовались с молитвой, с вдохновением Господним. Вот и светится он любовью.
На этих простых (сомнительных для демшизы, но бесспорных для нормальных людей) примерах мы начали разговор о двух разных типах духовности, а духовность и есть фундамент культурного состояния общества. Поэтому в разговоре о культуре нам эту тему никак не обойти. Для того, чтобы не уходить в теоретические высоты, зададимся вопросом, что это за явления такие – роман Дэна Брауна и одноименный фильм Рона Ховарда «Код да Винчи», а также фильм Мартина Скорцезе по одноименному роману Никоса Казанцакиса «Последнее искушение Христа»? Православная и католическая церкви категорически негативно высказались в отношении этих произведений, но даже не зная их позиции, мы самостоятельно можем определить: речь идет о подрыве фундаментальных устоев христианства. Зрителю в высокохудожественной форме сообщают, что Господь не избежал плотских искушений, в одном случае в форме мечтаний о жизни с Марией Магдалиной, а в другом – он просто женился на ней и завел детей, что и является «страшной тайной» Церкви. Соответственно зритель должен усвоить из этой лжи, что Христос собственно Богом-то и не был. Означенные книги и фильмы пронеслись по планете с гигантской помпой, и если мы попытаемся собрать в кучу весь материал на эту тему, то окажется, что был организован настоящий информационный вал, поднятый на вершины интеллектуальной моды и промывающий мозги широким слоям публики. Этими неимоверными усилиями у людей отнимают последний внутренний стержень - веру в незыблемость основ существующей западной цивилизации. А основа ее - христианство. Каким становится человек без этого стержня? Лучше, чем апостол Пётр сказать невозможно: «Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие» (2 Пет.2, 12-13)
Какие силы инициируют и финансируют деятельность по истреблению христианского наследия? Зачем они это делают, чего добиваются? Для автора нет никаких сомнений в том, что это те невидимые группировки в финансовых и промышленных кругах Запада, особенно Великобритании и США, которые никогда не были связаны с христианством, исповедуют религию безжалостного земного делячества, а сегодня пошли в решительную атаку на христианство, как на последний бастион на своем пути к мировой гегемонии. Какова идейная платформа в деятельности этих кругов? Ведь христианству нужно что-то противопоставить. Понятно, что ни одна другая мировая религия не подходит сегодня для открытого провозглашения истинных целей новых покорителей мира («посвященных»). Поэтому «посвященные» формируют и уже почти сформировали самую удобную и управляемую форму массового сознания на Западе - язычество. Сегодня массовый белый житель США и Европы неуклонно превращается в язычника. Не того, который в древности поклонялся деревянным божкам и делал кровавые жертвоприношения, а того, который поклоняется новым, выдуманным, но вбитым кувалдой в его сознание мифическим электронным образам и делает жертвоприношения в виде агрессий против других народов. Назовем их неоязычниками и поговорим о них попозже, а пока еще несколько слов о борьбе с христианством.
В целом упомянутые силы добились своего. Через всевозможные каналы влияния на сознание масс вместо первых двух основополагающих заповедей Евангелия – возлюби Господа своего и да не будет тебе других богов и возлюби ближнего своего как самого себя, жителю западного полушария внушена формула: возлюби себя больше всех остальных и будешь сам себе богом. Это черная метка цивилизационной апостасии, ибо эгоизм, подменивший Евангелие, раскручивает в обществе центробежные силы, в то время как Евангелие дало импульс центростремительными тенденциями. Эту апостасийную линию планомерно и мощно проводит закулисное мировое правительство, которое пользуется услугами наемной армии во всех областях воздействия на общественное сознание. Численность, финансовое обеспечение и профессиональный состав этой армии неимоверны. Она торжествует в информационном пространстве западной цивилизации. В результате западное общество стремительно теряет свои традиционные устои, уступая место духовному гнету тоталитарного глобализма. Уже в обозримом будущем вместо хваленой западной духовной цивилизации миру будет явлен новый образец государства зомбированных вуду, сидящих на убогом духовном пайке и кучки посвященных хозяев. Христианство доживает на Западе (именно на Западе) свой последний период. Даже такие оплоты католицизма, как Италия и Испания, в верхних слоях общества давно разложились и исповедуют лицемерные ритуалы. Сильнейший удар нанесен по православию на Балканах. Вестернизация Сербии повлечет дальнейшее ослабление роли православной церкви в этой стране. Это будет безжалостный и страшный путь. Расправа над православием в Косово и Метохии стала предвестником сербской судьбы.
Однако очевидный разгул антихристианских сил на Западе вызывает неспешное, но явное усиление позиций российского православия. На взгляд автора, рост инфраструктуры Церкви (восстановление храмов, монастырей, подворий) даже опережает общественную тенденцию оживления веры. Находящаяся под влиянием западничества молодая часть России не очень-то активно идет в храм. Гораздо охотнее она посещает во время поста ресторан или дискотеку. Но, тем не менее, столкновение христианства и антихристианства будет наиболее острым в российском обществе. Почему именно в России противнику требуется одержать победу? Потому, что только наш народ, не утративший окончательно незамутненную христианскую традицию, таит в себе ростки нового геополитического центра, идейно противостоящего глобализму. Однако вырасти в такой центр мы можем лишь при одном условии – при наличии объединительной идеи. Высокоумное российское «экспертное сообщество» на услужении власти до сих пор как бы не подозревает, что этой идеей является мировая православная миссия. А противник не просто подозревает. Он это ощущает инстинктом хищника. Нет другого более страшного для него врага, чем православная Церковь. Именно поэтому, когда в черные времена ельцинизма появилась свобода для всего, в том числе и для религиозных учений, в Россию поперли несметные толпы проповедников самых различных, самых экзотических религиозных школ. Лишь бы увести в сторону от православия. Именно поэтому американская агентура на Украине выпрыгивает из штанов, чтобы разорвать единое тело православной Церкви двух народов. И деньги на это они расходуют очень большие.
Продолжая разговор о духовности как фундамента культуры, мы легко определим, кто кому служит в наших культурных полях. Но прежде, чем говорить о дне сегодняшнем, посмотрим, на каких авторитетах до сих пор стоят основы нашей современной культуры. Так устроено человеческое общество, что его массовое сознание нуждается в неких знаковых фигурах, которые служат стандартами его морали и мировоззренческих установок. В российском сознании эти фигуры составляют давний пантеистический набор, который после событий девяностых годов, в части касающейся духовности, не очень то и обновился. Все те же узнаваемые лица. Пройдемся по некоторым из них.
Начнем с «великого» Льва Толстого, отвечающего за целый пласт духовности, реализуемой через классическую русскую литературу. Литература передается через призму личности. Какова личность Толстого? Вот что пишет о нем известный немецкий исследователь Макс Нордау в своей книге «Вырождение». «Вырождающиеся – не всегда преступники, развратники, анархисты или сумасшедшие; иногда они бывают писателями или представителями искусства…Некоторые из этих выродков в литературе, музыке и мире художеств вошли в моду и были провозглашены творцами нового искусства и правозвестниками грядущих веков. Книги оказывают сильное влияние на массы. В них современники черпают идеалы… Какими бы достоинствами не отличался художественный талант Толстого, своей мировой славой и влиянием он обязан не ему. «Война и мир» и «Анна Каренина почти не имели читателей за пределами России. Только появившаяся в 1889 г. «Крейцерова соната» разнесла его имя по всем уголкам земного шара. Небольшой рассказ был переведен на все европейские языки, издан в сотнях тысяч экземпляров, миллионы людей страстно зачитывались им…. «Крейцерова соната» как художественное произведение далеко ниже большой части его романов и рассказов…В чем же загадка этого рассказа? Там муж убивает жену якобы из ревности к жене. На самом деле причина убийства жены – ревность мужа к своему любовнику. Поэтому рассказ Толстого приводится во многих медицинских исследованиях по психопатологии как яркий пример латентной, то есть, скрытой гомосексуальности» (Макс Нордау. «Вырождение». СПб, 1893(.
Здесь необходимо одно немаловажное замечание. Латентная гомосексуальность главного героя «Крейцеровой сонаты» переносится исследователями и на самого автора рассказа.
Об этой черте Л.Толстого много сказано у различных исследователей, которым у нас не принято давать слово. Но сама по себе она нас мало интересовала бы, если бы не одно обстоятельство. Являясь смертным грехом – содомией, гомосексуальность ставит человека перед выбором: либо ты борешься со своим пороком, либо ты начинаешь воевать с Богом. Активные содомиты по определению – антихристы. Стоит ли возвращаться к тому факту, что Л.Толстой был воинствующим антихристом, за что и был отлучен от Церкви в 1901 году провозглашением ему анафемы? После октябрьского переворота это превратилось в положительный факт и в момент перетряски всего культурного наследия России, новая власть подняла графа-вырожденца в литературные корифеи. Он стал народным писателем.
Для того, чтобы было ясным, насколько этот человек соответствовал званию национального духовника, стоит процитировать горячо обожавшего его М.Горького: «…Это «нечто» лишь порою и намеками проскальзывало в его беседах, намеками же оно встречается в двух тетрадках дневника, которые он давал читать мне и Л.А.Сулержицкому; мне оно кажется чем то вроде «отрицания всех утверждений» - глубочайшим и злейшим нигилизмом, который вырос на почве бесконечного, ничем не устранимого отчаяния и одиночества… Он часто казался мне человеком неколебимо – в глубине души своей – равнодушным к людям, он есть настолько выше, мощнее их, что они все кажутся ему подобными мошкам, а суета их – смешной и жалкой…. (М.Горький. Избранное, Рассказы, очерки, пьесы. М.: «Просвещение», 1983, с.144)
Правильно ли, что этот сознательный разрушитель духовного строя Российской империи и предтеча большевистского безбожия до сих пор навязывается нам как духовный и творческий авторитет?
С этой точки зрения не менее интересен и Максим Горький, он же Алексей Пешков. Еще в Нижнем Новгороде, до своих странствий он психически заболел. Мир казался ему иллюзорным, и чтобы убедиться в реальности предметов он бил по ним кулаком, в кровь разбивая руки. Затем болезнь затаилась, но позже, в Петербурге, в момент восхождения к славе, Пешков попал к психиатрам. Диагноз был однозначен – раздвоение личности, т.е. шизофрения. Несколько позже весьма красочно характеризует пролетарского писателя «Акт дознания №4868 о покушении на самоубийство нижегородского цехового Алексея Максимова Пешкова, проживающего на Бассейной улице в доме Степанова. Вышеозначенный Пешков с целью лишить себя жизни выстрелил себе в бок из револьвера и для подания медицинской помощи отправлен в земскую больницу, где при нем найдена записка следующего содержания: « В смерти моей прошу обвинить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце. Прилагаю при сем мой документ, специально для сего случая выправленный. Остатки мои прошу взрезать и рассмотреть, какой черт сидел во мне за последнее время».
После выздоровления Пешкова препроводили в Феодоровский монастырь для церковного вразумления. Но он вразумления не принял, брыкался и заявлял, что лучше повесится на церковных воротах. В результате был отлучен от Церкви на семь лет. Некоторое время спустя Пешков купил анатомический атлас, чтобы не промахнуться и снова выстрелил себе в грудь. Но неудачно. Сам он не умер, но Бог в его сердце умер.
Было бы неправильно выставлять психическое заболевание писателя в качестве повода утверждать, что именно поэтому он также не годится для галереи национальных духовидцев. Это обстоятельство упоминается лишь для того, чтобы стало ясным, что оно играет немалую роль в перверсии его морали. Известно, что у Ф.М.Достоевского тоже не все в порядке было с духовным здоровьем, но он как раз искал спасение в вере.
А безбожный да к тому же имеющий неустойчивую психику творец открыт для внедрения темных сил в его душу. Он на самом деле беззащитен. И тот надуманный щит «гуманизма», которым Горький прикрывался всю жизнь, оказывается для этих сил легко преодолимой преградой. Вот и стала развиваться в его сознании идея революционного насилия, несовместимая с православной верой. Развитие это было длительным и противоречивым. Но уже любуясь «титаном» В.Лениным в период Октябрьского переворота, он начинает смиряться с той черной бездной, которую этот человек разверзнул в России. Он еще мечется, снова уезжает за границу, но покореженное мировоззрение беззащитно перед уговорами Сталина и, в конце концов, диктатор смог убедить его в своей правоте. Вернувшись в СССР из Италии, Пешков окончательно сдался. Свершилось то, к чему стремился вождь народов: из уст великого пролетарского писателя вылетела мантра : «Если враг не сдается, его уничтожают». Она заполнила российскую жизнь, она оправдала начинающийся вал репрессий. Она поставила «гуманиста» М.Горького по ту сторону добра. Переселение в реквизированный особняк Рябушинского, в награбленные библиотеки и чужую роскошь завершили пролог к мучительному и трагическому умиранию великого национального таланта. Собственно, он уже не был талантом, когда в 1929 г. писал о вертухаях соловецких лагерей как о «замечательно смелых творцах культуры». Его покинуло прежде зоркое зрение. Перверсия свершилась, и Господь попустил ему умирание все в той же болезни, которая мучила его в молодые годы. Последние записи умирающего писателя снова говорят о раздвоении сознания.
Литературная могучесть М.Горького, как и Л.Толстого неоспорима. Читать их произведения нужно, ибо они являются вершиной литературного творчества. Они выдающиеся писатели, сделавшие много для совершенствования русского слова и русской литературы в целом. Но я неколебимо убежден: замалчивать их роль в разрушении русской цивилизации, тем более лицемерно лгать о ней, недопустимо. Об этом должен знать каждый, берущий в руки их книги. Ведь очевидно, что столпы национальной русской духовности не могут быть атеистами, ибо в жесточайшей духовной борьбе они будут неизбежно перетянуты на сторону зла. Значит, говоря правду о них, мы подготовим приход новых духовидцев.
А вот еще один до сих пор не развенчанный культуртрегер не такого уж и далекого прошлого - А.Луначарский (Мандельштам). «Мы ненавидим христиан. Даже лучшие из них должны быть признаны нашими врагами. Они проповедуют любовь к ближнему и сострадание - то, что противоречит нашим принципам. Христианская любовь преграждает развитие революции. Долой любовь к ближнему! То, что нам нужно – это ненависть. Мы должны уметь ненавидеть. Только тогда мы сможем победить вселенную». (Н.Д.Жевахов, «Воспоминания». 1934 г.).
Нельзя пройти мимо обожаемого нашей интеллигенцией А.Блока, который одной только поэмой «Двенадцать» извратил Христову правду, ибо «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос» - чистая ложь. Христос красногвардейцев за собой не вел и вести не мог, потому что к тому времени Бог был ими отвергнут. И поход их олицетворял насилие. Но это лишь частный случай выражения поэтом ненависти к православию и своей православной родине. Иного не могло случиться с активным участником растленной петербургской богемы, погрязшей не только в грехе, но и в бесовщине. Вот строчки из переписки Блока: «Я дальше, чем кто-либо, от религии. Никогда не приму Христа… (Письмо Е.П.Иванову, 1905 г). «Эти два больших христианских праздника (Рождество и Пасха) все больше унижают меня. Как будто в самом деле происходит что-то такое, чему я глубоко враждебен» (Письмо матери. 1908 г.). Все его творчество пронизано смутным или явным «поиском темного царя», но нижайшего падения Блок достиг в своем проекте пьесы «Из жизни Иисуса». Этот материал появился в журнале «Русский Современник» в Ленинграде в конце 20-х годов. Человек, прочитавший его, поймет, почему Господь отнял у Блока разум в последние недели его жизни и попустил ему мучительное умирание. Материал этот чудовищен.
И снова мы перед выбором: что нам дороже – стихи о Прекрасной Даме, или агрессия Блока против веры? Можно ли здесь отделить злаки от плевел? Надо ли это делать? Мне кажется, что и в данном случае о таких творцах, как А. Блок надо говорить как о реальных участниках истории и честно указывать на их роль в формировании общественной атмосферы того времени. А роль эта весьма сомнительна. Она разрушит существующий миф о романтике и патриоте Александре Блоке. Ведь патриот это не тот, кто любит «пузыри земли», а тот, кто видит над Россией благословляющий перст Богородицы. Блок не смотрел в небо. Наверное, и об этом нужно честно и широко писать. Ведь мифы рано или поздно рушатся, нанося немалый урон всем нам.
Но если вышеупомянутые творцы хоть и были личностями противоречивыми, то великий их талант не подлежит сомнению. А вот рядом с ними в наших святцах значатся и деятели, никак под такую характеристику не подпадающие, зато миф о их величии до сих пор витает над Москвой. В этой связи остановимся еще на одном «столпе» современной российской культуры – на Всеволоде Мейерхольде, чей гордый профиль можно встретить на барельефах не одного московского здания. Процитируем отрывок из письма управляющей академическими театрами Москвы Е.Малиновской наркому Луначарскому: «Мне представляется гражданин Мейрхольд психически ненормальным, проделывающим кошмарные опыты. Автомобиль, велосипеды, мотоциклы, форменное сражение с бесчисленными выстрелами, живая курица, отправление естественных потребностей на сцене – все это бездарно, грубо, нагло… Всего перечисленного совершенно достаточно для изоляции гражданина Мейерхольда в доме умалишенных. Мозги у всех должны стать дыбом после такой постановки!» ( И.Бунин. «Окаянные дни». СПб, 2000, стр.118). Это написано по поводу премьеры пьесы «Земля дыбом», француза Мартине, обожателя Л.Троцкого. Несмотря на этот протест и многие другие протесты, друг Луначарского Мейерхольд продолжил свое «творчество». Только не подумайте, что все это попытки создать новый театр, в том числе и таким эпатажным способом. Современные обожатели Мейерхольда утверждают, что это был поиск новых форм, смелый эксперимент, революционное созидание новой морали и т.д. Это все вранье. Такой же богоненавистник, как и другие выдающиеся большевики, Карл Теодор Казимир Мейергольд бешено разрушал театр, в котором жила традиция и национальный дух. Он неистово свирепел от одного упоминания о классике. Поэтому, когда под его руководством была поставлена пьеса «Лес» по Н.Островскому, театральный критик Кугель писал: «Это сценический вызов, плевок в лицо русской культуре, неслыханное варварство! До какого пренебрежения мы дожили! Взять произведение русского классика, извратить, оболванить, накуролесить, насмеяться - и выходить на шумные вызовы толпы специального подбора». Известный театральный критик П.Ярцев писал о Мейерхольде еще в 1914 г. «Дьяволов водевиль. Мир как балаган и люди в нем – как набор кукол в балагане. Такое видение мира свойственно людям без бога».
Я уверен, о таких, как В. Мейерхольд, современное театроведение не имеет права говорить в восторженных тонах. Его вклад в багаж русского театра либо сомнителен, либо не состоялся. Этот поборник тьмы может скорее служить в качестве примера духовной перверсии, вылившейся в шизофренические формы.
Подобных «столпов» современной русской культуры множество. Тут и любимец нашей интеллигенции Булгаков с его потугами поставить Воланда выше Спасителя, тут и И. Бабель с его апологетикой «красного» террора, тут и А.Фадеев, застрелившийся от столкновения правды и неправды в собственной душе, и многие, многие другие. Они продолжают оставаться для современных российских творцов маяками в деле антихристианского служения, а значит, авторского бесчестия и обмана публики.
Важнейший пример для русского творца – пример апостольского служения правде, сегодня почти забыт. И лишь «Житие протопопа Аввакума» стоит незыблемым примером для совсем небольшой группы творцов, в прежние времена не отступившейся от Божьей правды и сегодня борющихся за нее. История русской культуры на бесчисленных трагических примерах отступничества от Бога показывает, что только апостольский пример с его страстотерпчеством борьбы за православное понимание Добра может быть реальной путеводной звездой творчества.
Сегодня духовной основой деятельности российского «культурного сообщества» окончательно становится неоязычество. Также, как и на Западе, оно выпирает из большинства «раскручиваемых» произведений, в первую очередь из кинематографа, литературы и живописи.
Возьмем наугад несколько наиболее известных новейших произведений.
- «Блокбастер» «Обитаемый остров» Ф.Бондарчука. Профессионально провальное обезъянничество с американских образцов. Заметим, что отсутствие в фильме духоподъемной силы – тоже свидетельство внутренней убогости. Вот и снимаются фантазийные страсти, надуманные коллизии, стрелялки из компьютера. Нормальное человеческое сознание зрителя делают продолжением извращенной фантазии создателей этого «шедевра».
- «Блокбастеры» Бекбулатова «Ночной патруль» и «Дневной патруль». Профессионально сильней, интересней. Участвует В. Меньшов (видимо, человек от Бога далекий). По содержанию такая же бесовщина, где выдуманное добро сражается с выдуманным злом. Запутывая сознание зрителя, чтобы он вообще перестал разбираться в этих понятиях наяву. Но в любом случае, психика его будет травмирована.
Оба фильма бесконечно далеки от здравого, христианского понимания мира.
- Сериал В.Бортко «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Булгакова. Бальзам для неразвитого интеллигентского разума, увлекшегося фокусами Воланда и не понимающего той чудовищной мины, которая подводится под возрождающееся православие. В.Бортко – самый квалифицированный коньюктурщик в нашем кинематографе. Он как никто другой держит нос по ветру. Почуял звериным нюхом, что нужно «тонко мочить» православие – и замочил. Получилось действительно тонко. Воланд (сатана) – мощь во весь экран, Христос – слабенький блаженный.
Новые книги можно даже не перечислять. Достаточно лишь упомянуть их авторов и все станет понятно: В.Сорокин, Б.Акунин, В.Ерофеев и пр. Наиболее откровенный из них Б.Акунин как то выразился в том духе, что он пишет не литературу, он делает бизнес-проекты. Это правда, как правда и то, что все они – дельцы от литературы и уж никак не писатели. Хотя у всех набита рука и заострено перо. Но это ещё не ведёт у осознанию путеводной роли писателя. Они о такой роли не подозревают.
Существует еще большое стадо авторов гламурных поделок и детективчиков, призванных создавать в голове читателя мирок имбецила. Маленький такой мирок, где все гладко, понятно, и очень далеко от реальной жизни. В заключение можно упомянуть отдельно стоящих авторов. Таких, как страдающего литературной диареей Д.Быкова, или литературной изжогой В.Соловьева. У них легкость в мыслях необыкновенная, рука неутомимая, заработки неслыханные – польза самая сомнительная.
Отдельный разговор об эстраде, оказывающей наиболее массированное воздействие на зрителей, которых уже вполне обоснованно можно называть пациентами. Только один шедевр участника «Кривого зеркала» В.Морозова «По ночам в тиши я точу карандаши» дает исчерпывающую характеристику всему этому огромному сегменту культуры как помойке. Бог шельму метит, и по результатам двадцатилетнего успешного гниения на этой помойки ее персонажи окончательно превратились в уродов. Они даже не понимают, насколько их сценическое амплуа легло ужасной печатью на их личности. От одного взгляда на них возникает рвотное чувство.
И, конечно, нужно упомянуть интернет, как новую область столкновения культурных трендов. Здесь помойка быстро набирает обороты, ибо отсутствие контроля и самоконтроля является самой подходящей средой для всего смердящего. Взять хотя бы порносайты. Здесь бесовщины прибывает с каждым днем. Повсеместно нарастает чудовищная грязь и детская порнография. Постоянный посетитель этих сайтов за пару месяцев может превратиться в скотину. Непрошенные порноспамы выпрыгивают даже в бухгалтерские отчеты. Власти всего этого либо не замечают, либо одобряют. Свобода, все таки!
Конечно, торжество тьмы не безгранично. Есть много творцов, искренне стремящихся разорвать путы бесовщины, создать нужные людям произведения. О них предстоит особый разговор. Сегодня скажем лишь, что их много, но руки их связаны.
Это перечисление проблем может продолжаться бесконечно. Но независимо от его продолжительности вывод может быть сделан только один – на тех духовных основах, которые преобладают в современном российском обществе, полноценной культуры построить невозможно. Состояние нашей культуры - самый яркий указатель на апостасийное состояние нашей национальной души. Ее насильно толкают к западной духовной свалке, она теряет собственное достоинство и тяжело болеет. Это путь к катастрофе, ибо без здоровой культуры не может быть здорового народа. Народ будет вырождаться и медленно погибать вместе с культурой. Он не произведет на свет новых ломоносовых и кулибиных, не поднимет мыслителей, способных разработать и оплодотворить новую национальную идею.
Надежд на улучшение ситуации пока никаких. Ведь представителем президента по вопросам культуры вопреки четко выраженному мнению общественности является М.Швыдкой, а В.Ерофеев сидит в комиссии по присуждению Государственных премий.
Наша власть считает российское телевидение превосходным. Что можно к этому добавить?
На книжном рынке властвуют деляги от литературы, а шеститысячный Союз писателей России сидит на сухарях и воде и скоро пойдёт по миру. Нет надежды на крупный русский бизнес, ибо он и не русский совсем. Что говорить о культуре, когда он не в состоянии отщипнуть от своих миллиардов даже на помощь детям, умирающим от тяжёлых болезней? На что надеяться? Только на себя, дорогие сограждане. Мы, общество, по старому – «мир» можем всем миром многого достичь.
- Мы можем уменьшить рейтинги включаемости наиболее тлетворных телепередач.
- Мы можем массовой акцией потребовать закрытия «Дома-2».
- Мы можем пикетировать «инсталяциии» М.Гельмана и прочих гельманов.
- Мы можем дать новую жизнь хору им. Пятницкого или ансамблю «Березка»,
Мы многое что можем. Надо только очнуться от этого глубокого чужеродного гипноза.
И лишь в результате наших усилий, на взрыхленной нами почве появятся новые столпы национальной культуры, не изуродовавшие свою душу служением темным силам и ненавистью к родившей их земле. Они и дадут надежду нашим детям.