Россия – Ноев Ковчег Человечества
Россия – Ноев Ковчег Человечества
Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию два публицистических материала: статью С.Писарева и П.Мультатули «Россия – Ноев ковчег человечества» и статью Д.Дивеевского «Духовность, культура, будущее». Публикации перекликаются между собой и являются квинтэссенцией множества дискуссий, ведущихся в нашем обществе о путях России. Думаем, что они должны стать предметом общего обсуждения. Просим вас присылать свои комментарии сразу на обе публикации вместе.
С уважением, редакция
* * *
Духовная природа мирового кризиса
Переживаемый ныне мировой кризис принято называть «финансовым». На наш взгляд, за этим названием скрывается лишь одна, и притом – не главная причина этого кризиса. Убеждены, что экономика, частью которой являются и финансы, есть отражение, прежде всего нравственного состояния общества. Общество, лишённое нравственных ориентиров, ставящее обогащение и потребление главными смыслами своего существования – обреченно на гибель. Страна, отрекающаяся от своего прошлого, забывающая Веру своих отцов, торгующая своими святынями, коверкающая свой язык – обречена на деградацию и вымирание. Мощная, развивающаяся экономика, природные богатства, устойчивая система социальной поддержки – сами по себе не являются панацеей от духовных, экономических кризисов и социальных катастроф. Мы это хорошо знаем на примере гибели Российской империи, когда высокие темпы роста экономики, устойчивые финансы, постоянно повышающийся уровень жизни сочетались с нравственным обнищанием общества, падением в его глазах вековых авторитетов Российского государства, царской власти и церковного священноначалия, и как следствие этого – охлаждение веры в народе и потеря умения различать, что есть Добро, а что зло.
Деградация Западной цивилизации
То же самое мы видим сегодня и на примере Западной цивилизации. Сформированная и выпестованная христианским мировоззрением, которое превратило варварские племена готов, франков и галлов в великие народы и государства Европы, сегодня Западная цивилизация отрекается от своих корней. Прикрываясь пресловутой «политкорректностью» французы, немцы, англичане спешат отречься от своей веры. Дело дошло до того, что «неполиткорректным» становится само Имя Христово, например, в названии праздника Рождества. «Неполиткорректным» считается изображение Честнаго Креста Господня, открытое позиционирование себя как христианина. В последние годы резко возросла антихристианская пропаганда. Её важными вехами стали на наш взгляд фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», который почему-то был воспринят в части российского общества как христианская проповедь, и фильм «Код Да Винчи». Сегодня на Западе возможны глумления над христианской верой, церковью, священнослужителями. Например, в современном французском кинематографе практически нельзя встретить положительный образ католического священника, он обязательно будет гротескным и наделён всеми человеческими пороками и страстями. Но это считается на Западе вполне «политкорректным». Также как политкорректным считается свобода всего того, что называется христианством «мерзостью перед Богом», то есть разные формы блуда и содомия, ворожба и гадание, колдовство и оккультизм.
Результатом подобной политики стала деградация Западного общества. Сегодня, некогда великие экономики Германии, Франции, Англии фактически лишились собственного производства высоких технологий, а страны Шенгенского соглашения также таких атрибутов государственной независимости, как национальная валюта, сильная армия и государственная граница. Единая Европа, объединенная не на национальных и религиозных началах, а на началах исключительно экономических, всё больше превращается в большой плавильный котёл разных национальностей, религий и культур. Размываются национальные языки, коренным образом изменилась демографическая ситуация. Сегодня, например, во Франции в некоторых городах выходцы из стран Южной Африки и Магриба составляют до 80% населения. Причём это население не только не имеет ничего общего с французской исторической культурой, но и часто враждебно ей.
Однако, говоря об этом, следует учесть, что коренное изменение демографической ситуации на Западе, особенно во Франции, является результатом с одной стороны вековой постыдной практики работорговли и колониализма, а с другой – полной неспособности западного общества противопоставить нравственный и культурный барьер чуждой и наступательной идеологии и культуре. Большинство приезжающих на Запад выходцев из Турции, Марокко, Туниса, Алжира, Камеруна видят там не христианское общество, любящее и защищающее свои ценности, а разложившееся, морально деградировавшее и безбожное общество. Общество, которое может отдавать свои храмы под дискотеки, праздновать привнесенный извне сатанинский Хэллоуин, общество, не признающее никаких религиозных ограничений, погрязшее в наркотиках и извращениях. Не стоит поэтому удивляться, когда приехавший в Европу мусульманин, в котором с детства воспитаны ценности ислама, презирает западное общество, ошибочно думая, что это и есть христианская цивилизация. К тому же Западное общество оказалось враждебно не только к своим христианским ценностям, но и к ценностям других религий. Мы хорошо помним, так называемый «карикатурный» скандал в Западной Европе, когда были оскорблены религиозные чувства миллионов верующих мусульман. Этот скандал спровоцировал взрыв негодования и антизападных настроений во всём исламском мире. В ответ от представителей Западной цивилизации мы слышали демагогические рассуждения о «свободе слова», против которого якобы выступают мусульмане!
Сегодня Западное общество не в состоянии гарантировать межэтнический и межрелигиозный мир. Мятежи в парижских пригородах, неонацистские марши в Германии, поджоги синагог и осквернения еврейских кладбищ, запрещение ношения символов религиозной принадлежности в школах и высших учебных заведениях – всё это говорит о том, что под зданием Западной цивилизации заложена этническая бомба замедленного действия. И это при том, что социальная ситуация в Западной Европе пока в целом удовлетворительная.
Однако, она неминуемо изменится к худшему, так как духовному кризису Запада сопутствует кризис экономический и экологический. Природные ресурсы Западной Европы практически использованы, и она почти полностью зависит от зарубежных энергетических поставок.
Нынешний кризис Западной цивилизации наиболее ярко проявляется на примере её флагмана Соединённых Штатов Америки. Сегодня США пытаются найти выход из охватившего их кризиса не путём переосмысления своей внутренней и внешней политики, но путём поддерживания мира в постоянном военном напряжении. Сегодня даже союзники США, такие как, например Турция и Саудовская Аравия, всё больше стремятся отмежеваться от своего верховного сюзерена.
Духовная миссия России
Таким образом, мы видим, что больная Западная цивилизация в её нынешнем состоянии не способна вывести человечество из того тупика, в который она его привела своей жадностью, лицемерием, политикой двойных стандартов. Это понимают лучшие люди Запада и Востока. В этих условиях в поисках выхода из этого тупика, мир, в который раз, обращает свой взор на Россию. Сегодня Россия, обладая большой территорией, особым географическим положением в Европе и Азии, огромными природными ресурсами, богатой исторической традицией – способна как никто стать тем новым Ноевым Ковчега Человечества, который может спасти его от «всемирного потопа» – духовного и экономического кризиса. Это ни в коем случае не повод для ложной гордости, или самовозвеличивания. Нужно помнить, что эта спасательная роль России будет возможна только в том случае, если она сможет переломить те негативные духовно-нравственные тенденции, которые до сих пор крайне сильны в нашем обществе. Если этого не произойдёт, то нас ждёт участь не Ноева Ковчега Человечества, а его «Титаника», и никакие природные богатства и территория нас не спасут. В первую очередь, нам надо коренным образом изменить свое отношение к себе самим, к нашей истории, нашему государству, к нашим природным богатствам и взглянуть на все это чрез призму духовного видения.
Сегодня мы должны как никогда понять: перед Россией лежит великая миссия: христианского возрождения и просвещения впавшего в апостасию Запада. Почивший Святейший Патриарх Алексий II говорил, что в конце прошлого века Россия пережила второе крещение. Сегодня именно из России идёт свет христианства для всего мира. Русская Православная Церковь справедливо воспринимается народами всего мира не только как национальная Церковь русских, но как могучая нравственная и примиряющая сила всемирного масштаба.
Во многом, надежды мира обращены сегодня на Россию, как государство. Люди интуитивно чувствуют, что Россия по-прежнему является гарантом мира и справедливости так же, как и в прошлые столетия. Особенно это проявилось во время грузинско-осетинского конфликта, когда Россия пришла на помощь братскому народу, обречённому на уничтожение.
Примечательно, что Россия никогда не стремилась ни к войнам, ни к ложному мессианству, ни к навязыванию кому-либо своих ценностей. Наоборот, это она всегда становилась объектом постоянных агрессий и войн на уничтожение. Но в результате именно Россия всегда была той силой, которая сокрушала тоталитарные антихристианские режимы и приносила свободу народам, в том числе и тем, которые являлись главной движущей силой агрессии против неё. Так, было и в случае с Наполеоном, так было и в случае с Гитлером. Интересно, что миролюбивая доминанта, нравственное начало в политике, которые были, конечно, более всего развиты в царской России, тем не менее, были унаследованы в известной степени и Россией Советской, и Россией сегодняшней. В годы Второй мировой войны всё прогрессивное человечество не сомневалось, на чьей стороне правда, и флаг над Рейхстагом в мае 1945 справедливо был воспринят миром как победа Добра над злом. Похожая ситуация складывается и сегодня.
Что нам необходимо предпринять для преодоления мирового кризиса
Богом нам даны огромные природные богатства. Но как мы относимся к ним? Зачастую не как к милости Божьей, не с почтением и благодарностью, а как к само собой разумеющейся и бесконечной собственности, которую можно тратить не думая о последствиях. Например, мы с гордостью говорим о том, что наша страна добывает столько и столько тонн нефти. Но мы редко задаёмся вопросом: а во имя чего мы её добываем? Чтобы продавать на Запад и создавать разного рода «подушки» безопасности, которые таят также быстро, как накапливаются? Или мы добываем нефть для того, чтобы воссоздавать нашу промышленность, крепить оборону, строить школы, поднимать село? Если мы не изменим своего подхода к нашим природным богатствам именно в такой опции, то Запад всегда будет смотреть на нас как на сырьевых поставщиков. И виноваты в этом будем только мы сами.
У нас часто говорят как об успехах, о небывалых темпах строительства. Но давайте посмотрим, сколько у нас построено библиотек, культурных центров, выставочных залов, а сколько торговых и развлекательных центров, различных «плаз», сомнительных ночных клубов. Создается впечатление, что наш народ нуждается только в бесконечных дорогостоящих покупках и развлечениях, тогда как большая часть населения сегодня начинает испытывать финансовые затруднения в покупках самого необходимого.
Кардинального переосмысления требует духовно-нравственная ситуация в обществе и в вопросах общественного и государственного отношения к идеологии. Сегодня, по-прежнему наше государство, а значит и общество, деидеологизированы. На наш взгляд, это очень опасное явление. Осуждение тоталитарной идеологии вовсе не означает отказ от любой идеологии вообще. Нам необходим прорыв в восприятии своей страны. Отношение к России – это отношение к Матери. Пора навсегда покончить со смакованием негативных периодов нашей истории, с выпячиванием только трагических страниц нашего прошлого. Святой Царь-Страстотерпец Николай II оставил нам великие слова: «Только та страна и сильна, которая чтит заветы родной старины». Одним из главных этих заветов была любовь к своему земному Отечеству. Сегодня, этот завет забывается сплошь и рядом.
23 февраля 2009 года по НТВ был показан документально-художественный фильм: «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова». Фильм посвящен трагическим событиям 1942 года под Ржевом, причём постоянно подчёркивается мысль о ненужности со стороны советского командования этой миллионной бойни. Сам Г. К. Жуков и Ставка Верховного Главнокомандования изображены как бездарные стратеги, ни в грош не ставящие жизни своих солдат. Возникает недоумение, почему в день Защитника Отечества нужно было показывать фильм о неудачной операции нашей армии? У нас, что не было победы под Сталинградом, блестяще проведённой Курской битвы, операции «Багратион», Корсунь-шевченковской операции, взятия Берлина, наконец? Что может вынести современный и без того мало знающий об истории человек о Великой Отечественной войне из этого фильма? И уж тем более, недопустимо, когда о недостатках советского командования рассуждают бывшие офицеры Вермахта, разбитого той самой армией и тем самым командованием, которых они теперь критикуют. Но даже эти немецкие офицеры вынуждены признать, что Ржевско-Вяземская операция, настолько истощила немецкие силы, что они были неспособны оказать помощь своей окружённой группировке в Сталинграде. Стоит ли потом удивляться, что после таких фильмов необандеровцы и неонацисты на Украине и Прибалтике получают в свои руки дополнительные козыри? Стоит ли говорить, что наше влияние на ту же Украину серьёзно подрывается такими фильмами? Нам нужны новые исторические фильмы, учебники истории, нужно новое видение нашей истории. Это видение должно воспитывать в людях патриотов, а не бездумных критиканов и обличителей. Нам нужна борьба за нашу молодёжь, которая долгие годы была предоставлена сама себе, которая была фактически лишена патриотического воспитания. Стоит ли удивляться тому, что молодые люди тянутся во всевозможные «национал-большевистские» объединения, когда у нас до сих пор не осуждён большевизм, как величайшее преступное явление новейшей истории, а многие учебники производят впечатление произведений Троцкого или академика Покровского?
Вот почему, мы полностью разделяем идею об усилении миссионерской деятельности среди молодёжи, на началах православно-патриотического просвещения. В связи с этим хочу обратить ваше внимание, что нами создан и действует сайт «Академия Российской истории» призванный защищать и популяризировать отечественную историю. Всех, кому не безразлична российская история, мы приглашаем к сотрудничеству на нашем сайте. Это становится тем более актуальным, что в сегодняшнем нашем обществе появились крайне опасные тенденции подрыва, со стороны определённых сил, авторитета государственной, и что самое опасное, церковной власти. Это особенно проявилось в преддверии Поместного собора Русской Православной Церкви и сразу же после интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Сегодня, когда нам как никогда нужно единство, когда от всех нас требуется сплотиться вокруг Церкви Христовой и её Первосвятителя, есть люди, которые занимаются клеветой и вводят людей в соблазн. Один раз, в 1917 году, эта тенденция привела нас к катастрофе. Неужели мы хотим её повторения?
Россия выступает сегодня как главная справедливая и разумная сила, готовая уважать интересы любого государства и любого народа и не желающая жить в однополярном мире. Сегодня Россия – самое богатое природными ресурсами государство, от которого во многом зависит экономика всего мира. Господь сегодня дал нам уникальную возможность, явить миру единственный выход из создавшегося тяжёлого кризиса. Этот выход заключается в возвращении человека к Богу, переосмыслении нравственных ориентиров жизни и политики, отказе от пещерного эгоизма, возвращении к вечным ценностям семьи, Родины и веры. Господь дал нам уникальный шанс явить христианскую любовь ко всему миру и тем самым спасти его от неминуемой катастрофы. Но, чтобы эта любовь ко всему миру стала возможной, мы должны возлюбить свое Отечество, свою Церковь, свой язык и свою культуру. Только в этом случае мы сможем стать действительно новым Ноевым ковчегом погибающего человечества.
________________________
Сергей Писарев, сопредседатель Екатеринбургского отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС)
Пётр Мультатули, сайт «Академия Российской истории»
© 2009, Екатеринбургская Инициатива
Источник: Академия российской истории