Мадам Клинтон и российская «демократия»
Мадам Клинтон и российская «демократия»
Госсекретарь США Хилари Клинтон выступила с опровержением высказываний относительно причастности своей страны к митинговой активности, охватившей Москву и некоторые другие российские города после состоявшихся 4 декабря парламентских выборов. Выступая в эфире канала PBS, она заявила буквально следующее: «Дело не в США, а в российском народе», который, по её мнению, «достоин свободных, честных и прозрачных выборов, а также лидеров, которые бы с ним считались» (1).
В высказывании госпожи Клинтон обращает на себя внимание некоторая эмоциональность, обычно несвойственная заявлениям государственных деятелей столь высокого калибра. Кроме того, невозможно отделаться от ощущения, что в США теперь будут полемизировать с премьер-министром России по любому, пусть даже самому очевидному поводу. Скажем, если бы Владимир Путин заявил о том, что дважды два четыре, уже через короткое время со стороны Госдепа поступило бы опровержение. По крайней мере, такое складывается впечатление.
Далее, хотелось бы отметить, что американские официальные лица выступали с самыми разными оценками всплеска политической активности в Москве и ряде регионов, в том числе и с поддержкой того, что господин Бжезинский охарактеризовал в качестве «политического пробуждения» в России, вслед за странами Ближнего и Среднего Востока. Существует достаточное количество доказательств прямой вовлеченности американских организаций во внутриполитические процессы в России, однако это вовсе не уникальная ситуация за последние десятилетия: вспомним хотя бы свержение премьер-министра Ирана Мосаддыка в 1953 году, или недавние события в Ливии и Сирии, где США выстраивают, казалось бы, самые немыслимые альянсы (из прозападных либералов-эмигрантов, части местной племенной верхушки и набирающих силу самых радикальных исламистов). Большим преимуществом политики США была и остаётся точечная работа с элитными группами и отдельными социальными слоями населения. Нет никаких сомнений в том, что они продолжают взаимодействовать по крайней мере с частью российской политической, бизнес-, информационной элиты, последствия чего нам, видимо, еще предстоит ощутить. Уже сейчас мы видим, как отнюдь не маргинальные политики, сохранившие, несмотря на приставки «экс», многоуровневые и разветвлённые связи как в Москве, так и за рубежом (и хотя бы по этой причине никак не являющихся маргиналами, каковыми их хотят порой представить), активно работают на реализацию самых деструктивных сценариев.
В нашей недавней истории подобная ситуация не нова. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что российская общественно-политическая, правовая и социально-экономическая модель, вызывающая растущие чувства протеста (и отнюдь не только со стороны тех, кто пришёл 10 декабря на Болотную площадь) формировалась, мягко говоря, не без участия и влияния западных (и в частности американских) консультантов. В то время об учёте интересов «российского народа», на который теперь пафосно ссылается госпожа Клинтон, и речи не было. Нет его и сейчас…
Словом, чрезвычайно трудно поверить в искреннюю озабоченность со стороны госпожи Клинтон по поводу зажима демократических свобод в России. Скорее всего, они будут пытаться оседлать протестную волну, направив её в нужное для себя русло (точно так же, как они делали это в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии). По мере разрастания мирового финансового кризиса, объективным следствием которого будет ослабление позиций США, они постараются переломить негативные для себя тенденции за счёт усиления своего влияния на ход политические процессы в ключевых регионах Евразии – прежде всего, на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на постсоветском пространстве, и в первую очередь – в России.
Ну а задача российских властей в этой сложной ситуации – не допустить дальнейшего расшатывания основ государства. Посредством каких механизмов оно будет происходить – примерно понятно. Например, Валерий Соловей прямо говорит о том, что в ближайшее время развернется широкая общенациональная кампания «Россия без Путина!», которая будет сопровождаться массовыми митингами и манифестациями, приобретающими все более радикальный характер. Цель кампании проста: демонизация Путина и создание такой атмосферы, при которой его победа в первом туре президентских выборов будет заведомо воспринята как нелегитимная. И эта цель, как теперь хорошо понятно, вполне достижима. Волна общественного недовольства поднимется столь высоко и окажется настолько сильной, что результаты президентских выборов придется аннулировать. Помешать этой кампании власть вряд ли сможет. Более того, отдельные элитные группы уже начали осторожно ей подыгрывать (2). Таким образом, по мысли профессора МГИМО, нас ожидает повторение пройденного в 1990-1991 гг. (надо ли напоминать, чем это закончилось для Советского Союза)?
Остаётся только заметить, что при сохранении либерального экономического курса, конечной целью которого является реализация в России худших черт модели «периферийного капитализма» противостоять этой мутной волне будет трудновато, если вообще возможно.
Андрей АРЕШЕВ, по материалам: bs-kavkaz.org